Техническое регулирование — правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия.
Федеральный закон «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 года определил новую систему установления и применения требований к различным объектам. Основные задачи реформирования старой системы:
1. повышение возможностей производителей;
2. уменьшение административного давления на производителей;
3. повышение эффективности защиты внутреннего рынка от некачественной продукции;
4. устранение технических барьеров в торговле.
Инструментарий технического регулирования:
1. технические регламенты и стандарты;
2. процедуры подтверждения соответствия;
3. аккредитация;
4. государственный контроль и надзор.
Принципы технического регулирования:
1. применение единых правил установления требований к объектам регулирования;
2. применение единой системы и правил аккредитации;
3. соответствие уровню развития национальной материально-технической базы, экономики, науки и техники;
4. независимость органов по сертификации и органов по аккредитации от производителей и покупателей;
5. недопустимость ограничения конкуренции при осуществлении аккредитации и сертификации;
6. единство правил и методов исследований или испытаний и измерений при проведении процедур обязательной оценки соответствия;
7. единство применения технических регламентов независимо от видов и особенностей сделок;
8. недопустимость совмещения полномочий органа государственного контроля (надзора) и органа по сертификации;
9. недопустимость совмещения одним органом полномочий на аккредитацию и сертификацию;
10. запрет на внебюджетное финансирование государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов.
В сфере технического регулирования федеральные органы исполнительной власти могут издавать акты исключительно рекомендательного характера (за исключением технического регулирования в отношении оборонной продукции и продукции, сведения о которой составляют государственную тайну).
Технический регламент — документ, устанавливающий обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).
Технические регламенты должны приниматься в следующих целях:
1. защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;
2. охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;
3. предупреждения действий, вводящих в заблуждение покупателей.
Объекты технического регулирования:
1. продукция (в т.ч. здания, строения и сооружения);
2. услуги;
3. работы;
4. процессы (производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции или оказания услуг);
5. оценка соответствия, т.е. контроль за соблюдением требований, предъявляемых к объектам регулирования.
Содержание технического регламента:
1. Обязательное:
1.1. полный перечень объектов технического регулирования, в отношении которых устанавливаются требования данного регламента;
1.2. правила идентификации объекта технического регулирования для целей применения данного технического регламента.
2. Возможное:
2.1. правила и формы оценки соответствия (включая схемы);
2.2. предельные сроки оценки соответствия каждого объекта технического регулирования;
2.3. требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения.
В соответствии с Законом «О техническом регулировании» в Российской Федерации предусмотрено два вида технических регламентов:
1) общие, требования которых обязательны для применения и соблюдения в отношении любых объектов технического регулирования;
2) специальные, в которых учитываются технологические и иные особенности отдельных объектов технического регулирования.
Технические регламенты устанавливают минимально необходимые требования, обеспечивающие:
1. пожарную безопасность;
2. промышленную безопасность;
3. биологическую безопасность;
4. химическую безопасность;
5. взрывобезопасность;
6. термическую безопасность;
7. электрическую безопасность;
8. ядерную и радиационную безопасность;
9. механическую безопасность;
10. безопасность излучений;
11. электромагнитную совместимость в части обеспечения безопасности работы оборудования и приборов;
12. единство измерений.
Порядок разработки и принятия технического регламента:
1. Разработка проекта технического регламента. Разработчиком проекта может быть любое лицо.
2. Публикация уведомления о разработке проекта технического регламента.
3. Публичное обсуждение проекта технического регламента. Срок обсуждения должен быть не менее двух месяцев.
4. Публикация о завершении публичного обсуждения проекта технического регламента.
5. Внесение субъектом права законодательной инициативы проекта федерального закона о техническом регламенте в Государственную Думу.
6. Получение Государственной Думой отзыва Правительства Российской Федерации на проект федерального закона о техническом регламенте. Отзыв готовится с учетом результатов экспертизы проекта технического регламента экспертной комиссией, включающей представителей федеральных органов исполнительной власти, научных организаций, общественных объединений предпринимателей и т. д.
7. Принятие Государственной Думой федерального закона о техническом регламенте в первом чтении.
8. Обсуждение поправок к принятому в первом чтении Государственной Думой федеральному закону о техническом регламенте.
9. Получение Государственной Думой отзыва Правительства Российской Федерации на проект федерального закона о техническом регламенте, подготовленный ко второму чтению.
10. Принятие закона о техническом регламенте.
Для обозначения продукции, соответствующей требованиям технических регламентов, используется знак обращения на рынке.
Знак обращения на рынке – это зарегистрированное в законодательном порядке обозначение, служащее для информирования пользователей о соответствии продукции требованиям технических регламентов
До 2010 года в России предполагается разработать около 2000 технических регламентов. В середине 2004 года на стадии обсуждения находились более 40 проектов технических регламентов. Бывшие ГОСТы (современный фонд составляет 25 000 документов) получают статус добровольных документов. Включенные в них обязательные требования будут выведены по мере разработки технических регламентов.