Теория факторного анализа черт личности Р.Кеттелла
Бихевиористские теории
Теория личностных конструктов Дж.Келли
Теории гуманистической психологии
№3. Приведите в соответствие следующие вопросы (по Н.Д. Твороговой):
1. Относятся приведенные характеристики к личности или индивиду?
1.Личность
А. Свойство определяется включенностью в систему социальных отношений
2.Индивид
Б. Человек как представитель вида
В. Свойство проявляется в совместной деятельности и общении
Г. Темперамент
Д. Направленность
2. К какой подструктуре личности (согласно К.К. Платонову) относятся:
1.Подструктура биологических свойств
А. Убеждения, мировоззрения, интересы
2.Подструктура форм отражения
Б. Особенности познавательных процессов
3.Подструктура опыта
В. Темперамент
4.Подструктура направленности
Г. Умения, знания, привычки
5.Характер и способности
Д. Особенности эмоциональных процессов
3. О какой подструктуре личности идет речь:
1.Подструктура биологических свойств
А. Формирование подструктуры связано с развитием самосознания.
2.Подструктура форм отражения
Б. Состоит из элементов других подструктур личности
3.Подструктура направленности
В. Биологические факторы оказывают на подструктуру минимальное влияние
4.Характер и способности
№4. Выберите правильный ответ в нижепредложенных предложениях:
1. Кто является представителем индивидуальной психотерапии: а) Э.Эриксон; б) Ж.Пиаже; в) А.Адлер; г) все ответы верны.
2. Кто является основоположником психоанализа: а) З. Фрейд; б) К.Юнг; в) А. Маслоу; г) все ответы верны.
3. Какая стадия НЕ относится к теории развития личности Фрейда: а) анальная; б) сенсомоторная; в) фаллическая; г) все ответы верны.
4. Кто является самым большим архетипом по К.Юнгу: а) отец; б) социум; в) мать; г) все ответы верны.
5. Что НЕ является функцией психики по Юнгу: а) ощущение; б) внимание; в) мышление; г) все ответы верны.
6. Сколько длится второй период (дооперациональное мышление) у детей по Пиаже: а) от рождения до двух лет; б) от двух лет до семи; в) от семи до одиннадцати лет; г) все ответы верны.
7. От чего зависит развитие интеллекта: а) семьи; б) среды; в) способностей; г) все ответы верны.
8. Какой 4 уровень мотивации по А. Маслоу: а) уровень самооценки; б) уровень безопасности; в) физиологический уровень; г) все ответы верны.
9. В чем состоит конфликт восьмой стадии развития личности по Э.Эриксону: а) конфликт между доверием и недоверием; б) конфликт между близостью и одиночеством; в) конфликт ценности и безнадежности; г) все ответы верны.
10. Кто ввел первым термин «комплекс неполноценности»: а) А. Маслоу; б) А. Адлер; в) К. Юнг; г) все ответы верны.
11. Человек - это живое телесное существо, жизнедеятельность которого: а) оказывает воздействия на мир и на самого человека; б) направлена на развитие социума; в) ориентирована на получение энергии; г) все ответы неверны.
12. Индивид – это: а) единичный представитель человеческого рода; б) носитель социальных черт человечества; в) индивид обладает рядом признаков; г) все ответы верны; е) все ответы неверны.
13. Личность: а) составляющая индивидуальности; б) «вершина» всей структуры человеческих свойств; в) направляется развитием индивидуальности; г) все ответы верны; д) все ответы неверны.
14. Индивидуальность – это: а) слияние социального и биологического; б) "глубина" личности и субъекта; в) никогда не угасает; г) все ответы верны.
Творческое задание:
1. Существует точка зрения, что древний грек не был личностью, не обладал самосознанием себя как ответственной личности. Это мнение основывается, в частности, на анализе древнегреческой литературы (И.С. Кон). Насколько правомерен такой подход к изучению личности людей исторического прошлого? Может ли это соответствовать реальности?
2. Составьте схему, отражающую факторы и условия развития личности.
Задания для самостоятельной работы:
№1. Из приведенных суждений отберите верные и аргументируйте свой выбор.
1. Человека как индивида характеризуют цвет глаз и волос.
2. Важнейшими элементами психологической структуры личности являются способности и темперамент.
3. Личностные свойства, обусловленные социально – это инстинкты.
4. Человека можно считать сложившейся личностью, если в его мотивах есть иерархия.
5. В становлении личности участвует процесс освоения социальных ролей.
№2. Вставьте пропущенные слова в нижепредставленные утверждения:
1. Личность – индивид занимающий определенное положение в обществе, выполняющий определенную общественно – полезную деятельность и отличающийся присущими только ему ..…
2. Процесс развития личности ..…
3. Впервые попытку структурировать личность предпринял ..…
4. … это место человека в системе сложившихся социальных отношений
5. Способность к сознательному руководству сознательным поведением осуществляется на основе …..
6. ..… совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличной ситуации.
7. ..… высокий уровень развития общих и специальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное выполнение человеком различных видов деятельности.
№3. Прокомментируйте следующие определения личности. Какое из них кажется вам наиболее правильным? Поясните, как представленные определения превратить в более полные и точные (по Е.Е. Сапоговой).
1. Под личностью понимается совокупность тех относительно устойчивых свойств и склонностей индивида, которые отличают его от других.
2. Личность — это комбинация всех относительно устойчивых индивидуальных различий, поддающихся измерению.
3. Личность — это индивидуально выраженное всеобщее.
4. Личность — дееспособный член общества, сознающий свою роль в нем.
5. Личность — совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия.
6. Личность — ядро, интегрирующее начало, связывающее воедино разные психические процессы индивида и сообщающее его поведению необходимую последовательность и устойчивость.
Основная литература:
1. Асмолов А.А. Психология личности. Культурно-историческое понимание развития человека. М.:Академия, 2010. 448с.
2. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. М., 2006. С. 60-80.
3. Клонингер С. Теории личности. СПб:Питер, 2008.
4. Общая психология и психология личности / Под ред. А.А. Реана. М.:АСТ, 2009. 640с.
5. Психология личности / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея, В.В. Архангельского. М.:АСТ, 2009. 624с.