Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Первые принципы Православия



«Знаю дела твои, ты ни холоден, ни горяч. О, если бы ты был бы холоден или горяч! Но так как ты тёпл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих. Ибо ты говоришь: «Я богат, разбогател и ни в чём не имею нужды», а не знаешь, что ты несчастен, нищ, слеп и наг. Советую купить у меня золото огнём очищенное, чтобы тебе обогатиться и белую одежду, чтобы одеться, и не видна была срамота наготы твоей и глазной мазью помажь глаза твои, чтобы видеть. Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю, итак будь ревностен и покайся. Се стою у двери и стучу, если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять время с ним, а он со Мною. Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моём, как и Я победил и сел с Отцем Моим на престоле Его. Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам». (Откр. 3:21-32)  

 

План-конспект «Первых принципов православного христианства». Урок №1. Что значит быть христианином. Что такое катехизация. Здесь мы объясняем людям то, зачем нам изучать учение Христа. Что такое христианство. Этимология слова «религия». Религия как связь с Богом. Чтение отрывка из Откр. 3:21-32 (Царская притча). Данный отрывок показывает богооткровенное видение характера связи человека и Бога. Из этого отрывка мы видим, что у Бога и человека не просто связь, но личные отношения. Текст Царской притчи показывает, что отношения с Богом могут быть неправильными. Роль любви в отношениях с Богом. Заповедь из Ин.13:34-35 о любви. Исполнение этой заповеди делает нас учениками Христа. Христиане – ученики Христа. Ученичество- как форма отношений с Сыном. Христиане – дети Божьи. Основные мотивации во взаимоотношениях с Богом – Отцом: Вражда, рабские отношения, торговля с Богом, семейные отношения. Благодарность и любовь – как основа семейных отношений человека с Богом. Отношения человека со Святым Духом. Все христиане- царственное священство. Отношения с Церковью. Церковь как больница и как воинская дружина. Чтение текста Еф.6:12-17. Христианин – воин Христов. Духовное всеоружие христианина. Урок №2. Слово Бога. Основной текст: Если кто услышит голос Мой и отворит дверь… I. Что такое Божественное Откровение? Естественное откровение - это идея тварного мира, красота природы.Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы. (Рим.1:20) Сверхъестественное откровение = Священное Писание + Священное Предание. Священное Писание = Ветхий Завет + Новый Завет Священное Предание = Литургическое Предание + Нравственно-аскетическое Предание Церкви + Догматическое Предание. Что первично: Писание или Предание? Что важнее: Писание или Предание? "Братья, стойте и держите предания, которым вы научены: или словом, или посланием нашим" (2 Фесс. 2:15). II.Нравственные условия Богопознания. «В лукавую душу не войдет пре­мудрость и не будет обитать в теле, по­рабощен­ном греху, святой Дух пре­мудрости удалит­ся от лукавства и укло­нит­ся от нера­зу­мных ум­с­т­во­ваний, и устыдит­ся при­ближа­ю­щейся неправды».(Премудрость Соломона 1:5.) Богопознание есть условие вечной жизни с Богом, то есть спасения: Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа. Ин. 17:3.
Урок №3. Вера, покаяние, благодать. Основной текст: «Советую купить у меня золото огнём очищенное, чтобы тебе обогатиться и белую одежду, чтобы одеться, и не видна была срамота наготы твоей и глазной мазью помажь глаза твои, чтобы видеть». I. Понятие о грехе. Что мешает человеку открыть дверь Богу? Здесь мы формируем понятие о гордыне, как о причине всех грехов.Если Бог такой добрый, почему в мире так много зла? Здесь мы разбираем понятие о свободе и ответственности. Любовь и счастье как высшие достижения человека. Условия Божьегоблагословения: благодарность, послушание Богу и прославление Бога. Происхождение зла. Отпадение от Бога Люцифера. II.Что такое вера? Что может означать золото, раскалённое в огне? Универсальная (бытовая) вера. Три свойства бытовой веры: А) Вера помогает выжить, Б) Вера помогает познавать мир и формулировать мировоззренческие позиции, В) Вера помогает людям общаться друг с другом. Понимание закона воздаяния позволяет человеку от веры бытовой перейти к вере религиозной. Каждая религия предлагает свою интерпретацию закона воздаяния. Православное видение закона воздаяния связано с идеей заместительной жертвы Бога. III.Что такое покаяние? Что такое белые одежды? Этимология слова «покаяние». Четыре аспекта покаяния: А) Осуждение своих грехов, Б) Принятие решения исправить свою жизнь, В) Обращение к Богу за помощью, Г) Принятие от Бога терапевтической дисциплины. Два понятия греха и два понятия покаяния. «Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны), ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют». (Гал.5:19-21) «Дела плоти» - это грехи, которые лишают нас Царства Божия. Мы должны раскаяться и заменить греховные привычки добродетелями, которые называются в Священном Писании «плодами духа». Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера,кротость, воздержание. На таковых нет закона. Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями» (Гал. 5:22-24). IV.Что такое благодать? Что может означать глазная мазь? Связь благодати с нашими подвигами. Пример с парусным кораблём. Урок №4. Искупление, спасение. Основной текст: «Советую тебе купить у Меня…» I. Понятие об искуплении. В тексте говорится о том, что человек эти сокровища покупает у Бога. Как вы думаете, какую человек может внести плату, соответствующую достоинству приобретений. Вопрос: Что такое искупительная жертва? Почему Сын Божий должен был стать человеком и умереть за грехи всех людей. История про графиню-медсестру. А Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего. (2Кор.5:15). Христос пришёл во славу Бога-Отца. Если мы виеоваты в Его смерти, то мы должны продолжить Его дело и взять на себя Его миссию – жить во славу Бога- Отца.    

 

II. Понятие о троичности Бога. Тексты: «Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино.И три свидетельствуют на земле: дух, вода и кровь; и сии три об одном». (1Иоан.5:7-8) «И крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, - и се, отверзлись Ему небеса, и увидел [Иоанн] Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение». (Матф.3:16-17) А) Бог обладает всеми мыслимыми и немыслимыми сверхъестественными свойствами. Он есть Дух вечный, вездесущий, всемогущий, всеблагой, всеправедный и всеблаженный и т.д. Б) Своими качествами Бог обладает раз и навсегда. Бог никогда не изменяется. В) Бог-Отец рождает Сына и изводит Духа. Но эти «рождение и изведение» происходят вне времени, превечно, то есть не имеют временной протяжённости или пространственных изменений. Г) «Рождение Сына от Отца» и «исхождение Духа от Отца» – это не процессы, и не события, а открытые (в Писании) человеческому уму рациональные формулы, необходимые нам для нашего внешнего, то есть логического различия Лиц Святой Троицы. Духовное понимание Троичности Бога даётся нам в опыте духовной жизни, когда мы стремимся прославлять Бога Отца через подражание воплощённому среди людей Слову Божию и через призывание Святого Духа, который изливает на нас свет боговедения в таинствах Святой Церкви. Д) Внутренние отличия лиц Пресвятой Троицы состоят в том, что Бог Отец не осознаёт Себя Сыном, Сын не осознаёт Себя Духом, а Дух не осознаёт Себя Отцом. Однако каждое Лицо Пресвятой Троицы осознаёт Себя Единым Божеством. Е) В христианском богословии термин «Дух Божий» имеет два значения. А) Дух – Божественная Природа, общая для всех Лиц Пресвятой Троицы. Б) Дух, как третье Лицо Пресвятой Троицы, который от Отца исходит. Неспособность различать эти два значения приводит разум человека к неразрешимым противоречиям. Ж) Бог Отец безначален. Он есть Источник бытия Сына и Святого Духа, однако это вовсе не значит, что Отец обладает «большим количеством Божества». Это также не значит, что Сын и Дух «ущербные» по сравнению с Отцом Личности. З) Бог не может быть познаваем по Существу, потому что в нашем мире нет Сущности Бога, которую можно было бы исследовать средствами научно-технического прогресса, но Бог постигается в своих энергиях, которыми пронизан наш мир. Урок №5. Дух Святой и Церковь. Основной отрывок: «Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам». (Откр. 3:21-32) I. Качества истинной Церкви. Единство Церкви. Оно основано на единобожии, а также на единстве мировоззрения и образа жизни христиан: «Одно тело и один дух, как и вы призваны к одной надежде вашего звания, один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, который над всеми, и через всех и во всех нас» (Еф. 4:4-6). Нерушимость Церкви. «И Я говорю тебе, ты Пётр, и на сём камне созижду Церковь Мою, и врата ада не одолеют её». (Мф. 16:18). Церковь не может быть «разрушена» или «уничтожена». Если бы это произошло, то «врата ада одолели бы её». Тогда Христос оказался бы лжепророком.  

 

Присутствие Христа в Церкви. «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать всё, что я повелел вам; и се, Я с вами до скончания века» (Мф. 28:18-20). Христу не нужны наместники и заместители в Церкви. Христос Сам пребывает в Своей Церкви, что является гарантом её истины. Истинное христианство находится только в истинной Церкви. «Церковь Бога живого - столп и утверждение истины» ( 1 Тим. 3:16). Человек не может знать истину без соприкосновения с Церковью. «Кому Церковь не мать, тому Бог не Отец» (Киприан Карфагенский). Церковь– тело Христа. Он её Глава. Он (Христос) есть прежде всего, и всё Им стоит. Он есть глава Тела Церкви. Он – начаток, первенец из мёртвых, дабы ему иметь во всём первенство (Кол. 1:17-18). При крещении духом мы входим в Церковь. Все мы одним духом крестились в одно Тело. Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, иудеи или еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом (1Кор. 12:13). Связь причащения и Церкви. «Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Один хлеб, и мы многие – одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба» (1Кор. 10:16-17). Мы - одно тело, то есть члены Церкви из-за того, что причащаемся одного хлеба. Этим хлебом жизни является Сам Христос. Связь Церкви и искупительного подвига Христа. «Внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святой поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрёл Себе Кровию Своею» (Деян. 20:28). Христос приобрёл нас своим искупительным подвигом не каждого в отдельности, а в Церкви. Это значит, что нет искупления вне Тела Церкви. Пастырей Церкви ставит на служение Дух Святой. Без Духа Святого нет пастырей, без пастырей нет Церкви. Апостольская преемственность – важное условие истинной Церкви. Истинно, истинно говорю вам: кто не дверью входит во двор овчий, но перелазит инде (не там), тот вор и разбойник; а входящий дверью есть пастырь овцам: ему придверник отворяет и овцы слушаются голоса его, и он зовёт своих овец по имени и выводит их. Ин. 10:1-3. Истинный пастырь получает доступ к служению через то, что «придверник ему отворяет». Это символически изображает преемственную связь духоносных пастырей разных поколений. Особенные служения: «И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова». (Еф. 4:11-12.) В Церкви должны быть пять служений для того, чтобы люди могли достигать совершенства, и для того, чтобы Церковь росла территориально и хронологически, то есть воспроизводила Себя во всех поколениях и народах. Священное Писание указывает на то, что все эти служения кроме служения пророков передаются из поколения в поколение посредством дисциплины преемственности.    

 

II. Таинства Церкви. А) Таинство св. Причащения. Вопрос: Какая существует связь между искупительной миссией Христа и таинством Св. Причащения? Грехопадение и повреждение человеческой природы. Таинство Боговоплощения. „И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: „Приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте от нее все; ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов"(Мф. 26,26-28). : „Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне и Я в нем" (Ин. 6:56). Б) Святое Крещение. Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть [соединены] и [подобием] воскресения, зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху; ибо умерший освободился от греха. (Рим.6:3-6) В) Миропомазание. Ибо, как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, - так и Христос. Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом. (1Кор.12:12-13) Г) Покаяние. Д) Священство. Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства. (1Тим.4:14) Е) Таинство брака. Ж) Таинство соборования. "Если кто болен, пусть призовет пресвитеров (священников) Церкви, и пусть (они) помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему" (Иак. 5:14-15). Понятие о действенности и действительности таинств.    

 

 


Урок № 1. Что значит быть христианином.

«Катехизация» это древняя традиция Церкви Христовой. Катехизация это греческое слово. Его славянский эквивалент – «оглашение». Ну а по- русски это звучит как «призывание». Что это за призывание? Это, во-первых, призыв Бога к человеку, призвание к служению и как результат обращение человека к Богу, приглашение Бога войти в жизнь человека. Одним словом оглашение - это принесение человеком своего сердца в жертву Богу, посвящение себя Богу. Естественно, что катехизация рождает самые близкие отношения между Богом и человеком. Традиционно катехизация является неотъемлемой частью процесса подготовки человека к крещению, однако она может продолжаться и после крещения, ведь христианин должен взывать к Богу и откликаться на Божий призыв в течении всей своей жизни.

 

 

Теоретически катехизация представляет собой образовательный процесс, в котором одни (более опытные) христиане передают другим (менее опытным) фундаментальные представления о том, что есть настоящее христианство.

Итак…

 

Вопрос: Давайте спросим самих себя о том, ЧТО ЕСТЬ ХРИСТИАНСТВО? Ответ: Я думаю, что каждый согласится здесь с тем, что христианство – это прежде всего религия. Вопрос: Хорошо. А что такое религия? Что является существенным свойством религии? Ниже вам будут даны варианты ответов на данный вопрос. Попробуйте выбрать из этого списка то, что вы считаете наиболее верным или предложите свой вариант. А) Религия - костыль для невежества. Религия помогает человеку находить хоть какие-то объяснения предметам и явлениям, которые человек на данном этапе своего развития не способен досконально изучить. Б) Религия это средство воспитания человека в обществе. В) Религия это живые отношения человека со своим Создателем. Г) Религия это инструмент политики. Ответ: Если взять этимологию слова «религия», то оно происходит от латинского «религаре», что значит «соединять, связывать». Таким образом, вариант «В» больше всего отображает суть подлинной религии.  

 


Вопрос: Сейчас мы прочитаем вам текст из Писания, который показывает нам Божий взгляд на общение Бога и человека. (Читаем здесь отрывок Откр. 3:21-32). Что вы можете сказать об этих отношениях?

· А) В центре отрывка КОНФЛИКТ между Богом и человеком.

· Б) Причина конфликта - гордыня человека: «Я богат, разбогател и ни в чём не имею нужды».

· В) Бог ищет путь к примирению с человеком. Он являет Себя человеку («Се стою у двери и стучу») и предлагает ему Завет (Договор), на основании которого человек может рассчитывать на высшее для него право стать чадом Божиим (занять престол Отца).

· Г) Отрывок называет общение Бога и человека победой («побеждающему дам…»). Это связано с прохождением подвига, на который Бог идёт ради человека и на который человек идёт ради Бога. Из других текстов Писания мы знаем, что Бог становится человеком, чтобы умереть за грехи людей. Подвиг же человека состоит в самоотречении и посвящении себя Богу.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.