Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Православный катехизис для миссионеров



 

Составитель: Иерей Александр Пермяков

Миссионерский отдел Калининградской епархии и издательский отдел

Свято-Андреевского храма г. Калининграда

Как пользоваться этой книгой Первые ПРИНЦИПЫ. В римской армии так назывались тяжеловооружённые пехотинцы, находящиеся в охране военачальника. Принципы были элитой. Каждый из них стоил десятерых воинов и был живой легендой. Когда римляне говорили «дело дошло до принципов», то это означало, что военачальнику грозила смерть. В этом случае полководец вставал перед дилеммой: сохранить себе жизнь, пожертвовав своими принципами, но при этом перестать быть воином или умереть в бою, пытаясь спасти жизнь кому-то из своих соратников. В этом случае военачальник сам становился героем. Если римский генерал терял в бою всех своих воинов, он мог оставаться патрицием, всадником или даже сенатором, но не мог командовать войсками. Тот, у кого принципов было меньше, естественным образом подчинялся тому, у кого их было больше. Тот, у кого принципов было больше всего, добивался, благодаря им, самого значительного авторитета в армии, которая могла провозгласить своего любимца императором (Константин Великий). Иногда действующий император мог видеть в авторитетном военачальнике своего наследника - ПРИНЦА. (Император Юстиниан). А вот если «беспринципный» интриган приходил к власти, он назывался «узурпатором» и его власть считалась нелегитимной. Я написал эту книгу для православных миссионеров и катехизаторов. Я назвал её «ПЕРВЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРАВОСЛАВИЯ» для того, чтобы подчеркнуть, что жизнь христианина - это духовная война, в которой каждый из нас постоянно выбирает между жалким беспринципным прозябанием и славной смертью в сражении за Христа. Ап. Павел говорил, что «нам, последним посланникам, Бог судил быть как бы приговорёнными к смерти, потому что мы сделались позорищем для мира, для ангелов и человеков» (1Кор. 4:9). Да, мы рискуем потерять в этой войне всё: друзей, земное счастье, уважение мира… Но это единственный путь к «небесному царству», куда можно войти только на правах принца - наследника. За основу моей методики я выбрал экзегетический разбор отрывка из книги Откровение Иоанна Богослова 3:21-32, который я называю «Царской притчей». Почему мы выбрали для обсуждения именно этот отрывок? · В этом тексте содержатся понятия, необходимые для раскрытия основных тем православного катехизиса. · Этот отрывок показывает характер Бога и роль правильных отношений между Богом и людьми.

· Если бы нужно было представить суть евангельского благовестия в форме притчи, то данный отрывок идеально подходил бы для этого. Мы живём в мире достаточно образованных людей, способных мысленно согласиться с большинством православных догматов. И если их терпимость к учению Христа мы признаем достаточным признаком ортодоксии, то это будет лжеправославие! Христианство не должно быть «SPA-салоном», где человек может время от времени приводить себя в форму. Христианство не может быть библиотекой, в которой человек имеет возможность получить исчерпывающие ответы на любые свои вопросы. Христианство должно быть личным вызовом Христа каждому человеку, вызовом предполагающим принятие РЕШЕНИЙ и совершение ПОСТУПКОВ. В этом смысле христианство скандально, провокационно и оскорбительно. Царская притча идеально отражает этот «безумный» характер истинного христианства. Экзегеза отрывка разделена на 5 уроков: · Что значит быть христианином. · Слово Бога. · Вера и покаяние. · Спасение. · Церковь и Дух Святой. На кого рассчитана данная методика катехизации? · Во- первых, конечно же, эта методика рассчитана на некрещеных людей, которые хотят узнать о том, что такое христианство. · Во- вторых, на крёстных родителей, которые желают узнать о том, чему они должны учить своих крестников. · В- третьих, наша методика рассчитана на крещённых, но невоцерковлённых людей. Сюда могут входить и те, кто решил просветиться светом истины сам и те, кто намерен найти слова для евангельского свидетельства своим ближним. Сейчас самой распространённой формой религиозности в России является так называемое «душеверие». Всем нам знакома ситуация, когда при попытке противопоставить тем или иным суевериям богооткровенные библейские истины мы сталкиваемся мнением таких авторитетов как «бог в душе» и «вера в душе». Царская притча является идеальным ответом Священного Писания таким «оракулам». Обратите внимание на логику «душевера»: «У меня всё хорошо, я ни в чём не имею нужды, не надо меня учить, сейчас мне не нужна ваша религия, у меня свой бог, своя вера в душе».  

Царская притча разоблачает эту логику как богопротивную. Если мне приходится общаться с «душевером», то я предлагаю ему некий способ духовной рефлексии. В Евангелии от Марка.4:11 Христос говорит Своим ученикам: «Вам дано знать тайны Царства Божьего, внешним же всё даётся в притчах». Можете ли вы утверждать,- спрашиваю я, - что у вас в душе Тот самый Бог, Который выразил Своё видение добра и зла в евангельском тексте. Если это так, то вот вам текст: Откр. 3:21-32!!! Если вы не сможете его истолковать, значит для Бога вы, как написано в Библии, - «внешний», то есть (извините) ЧУЖОЙ. Бог Библии – это Творец, Спаситель мира и Судия. И если этого Великого Бога нет в вашей душе, там может жить кто-то другой… претендующий на величие, но неспособный себя защитить и выразить самыми простыми словами. Ни один «верующий в душе» никогда не сможет без посторонней помощи разобраться в «Царской притче». Согласен, что я иду на своего рода «провокацию». Однако эта «провокация» позволяет многим людям не только по-настоящему заинтересоваться библейским текстом, но и увидеть свою ограниченность, без которой нет глубокой потребности в радикальном изменении своих отношений с Богом. Где можно проводить занятия по методике «Первых принципов Православного христианства»? · В воскресной школе храма, · В домашних условиях, · В кафе. Для того, чтобы оптимизировать ваши усилия в деле освоения «Первых принципов» вам необходимо выучить последовательность отрывков, вопросов к каждому занятию и иметь при себе текст Священного Писания. Ниже приводится примерный план-конспект беседы и один из вариантов беседы. Вам совершенно необязательно выучивать беседу наизусть. Главное, чтобы вы строго придерживались списка тем и общего характера их рассмотрения. Нельзя качественно провести катехизацию, опустив повествование о роли благодати. Нельзя дать людям православного представления о покаянии, забыв рассказать, например, об аспекте терапевтической дисциплины.   В нашем свидетельстве ближним мы должны акцентировать своё внимание на восстановление живых отношений с Богом, на формирование правильных понятий о духовной жизни и на выработку определённой духовной дисциплины. Поэтому в конце каждого урока есть предложения о принятии решений.    
Кстати, я считаю, что первым требованием духовной дисциплины должно стать регулярное посещение литургии. Если человек начинает посещать литургию систематически, то постепенно у него налаживается личная молитва, ему легче соблюдать посты, чувствовать поддержку других христиан и т.д. И наоборот, если человек без уважительной причины пропускает воскресные литургии, то у него никогда не будет никакой духовной жизни. Решение о регулярном посещении богослужения человек должен принять после первого занятия. Ещё одно наше решение – личная молитва. Как правило, новоначальному трудно читать полное утреннее правило. Но без правила человека тоже оставлять нельзя. В этой ситуации я благословляю человека читать обычное начало по молитвослову с «трисвятого» по «Отче наш», а затем выбираем вместе с ним 4 молитвы из утреннего правила (для его молитвы утром) и 4 молитвы из вечернего (для его молитвы вечером). Я всегда говорю, что лучше молиться меньше, но постоянно. Я никогда не запрещаю человеку молиться и своими словами, однако всегда говорю о том, что молитвы из псалтири и молитвослова это шедевры «духовной поэзии», без сердечного освоения которых человек не может сам стать «поэтом Духа», молиться смиренно, а значит православно. В процессе духовного становления молитвенное правило должно увеличиваться. Второе занятие – Слово Бога. Обычно я говорю новоначальным, что на Божественной службе всегда читается и истолковывается Божье Слово. Поэтому когда мы начинаем регулярно ходить на службу, то лучше понимаем сказанное в Библии. Новоначальным я предлагаю сперва прочитать Евангелие от Марка. Это один из самых простых текстов Нового Завета. Обычно я связываю Писание и молитву тем, что в молитве мы обращаемся к Богу, а в Писании Бог обращается к нам и отвечает на наши вопросы. После второго урока оглашаемый принимает решение читать Писание регулярно и изучать его под руководством отцов ранней Церкви. Третий урок: Вера и покаяние. Для того, чтобы мысленно связать эту тему с дисциплинами прошлых уроков я говорю, что Священное Писание открывает нам прежде всего нашу греховность. Это страшное откровение о мерзости своей жизни мы переживаем благодаря молитве, в которой познаём милосердие и святость Божью. В молитве мы учимся искренности, что позволяет нам честно поговорить с нашими собратьями о грехах. Для этого можно воспользоваться данным пособием или какой-то брошюркой, которую можно купить во всех церковных лавках.  

Для первого раза будет достаточно, если исповедник просто выпишет свои грехи на листок бумаги и пойдёт к батюшке на исповедь. Катехизатор может здесь что- то тактично подсказать, но не играть роль «ветхозаветного пророка». Если человек некрещён, он обязательно должен прийти на предкрещальную исповедь. Священник беседует с этим человеком, помогая человеку разорвать таинственную связь человеческих страстей и падших духов. В этом случае разрешительная молитва не читается. Для некрещеного человека само таинство св. Крещения должно стать очистительным средством от греха. Вера и покаяние являются условиями Нового Завета, как договора искупления и усыновления человека Богом. Поэтому четвёртое занятие «Спасение» является логическим продолжением предыдущей темы. Решение, которое человек принимает здесь – это исповедание Христа Господом и Спасителем. Это исповедание не должно быть формальным, оно связано с чувством зависимости от Христа, с готовностью жить всегда во славу Бога. И последний урок: Дух Святой и Церковь. Основное назначение этого урока, перейти от личного выбора человеком своей собственной дистанции с Богом, к готовности прославлять Бога соборно, то есть вместе с другими христианами. Решение этой задачи связано с тем, что хотя человек не может получить прощения грехов без своей личной инициативы (без ученичества), однако спасение он может получить только в христианской общине (в духовном воинстве), в общении мира вместе с другими христианами. Здесь возрастает роль Причащения и других таинств. После пятого занятия важно, чтобы человек принял решение участвовать в таинстве Причащения хотя бы раз в месяц. Я намеренно не стал загромождать свой труд огромным количеством фактов, цитат и имён. Моя задача научить вас говорить о том, с чего начинается православное мировоззрение. С чего начинается… а не чем кончается. К некоторым темам катехизиса я только слегка прикасаюсь, но не потому, что считаю их второстепенными, а потому, что серьёзное их изучение требует совершенно другого формата нашего с вами общения. Моё пособие должно быть компактным для того, чтобы удобно размещаться в сумке миссионера. И последнее: мы должны всегда иметь в виду, что именно спасение наших ближних во Иисусе Христе является целью настоящей христианской проповеди. Не забывайте молиться о тех людях, которых Господь по своей великой милости посылает к вам. И тогда, как говорил Святейший Патриарх Пимен, «ваше слово будет не с дымом, а с огнём».    


 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.