Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Киевскую Русь можно охарактеризовать как раннефеодальную



монархию. Ее образование стало итогом сложного и длительного процесса формирования феодальных отношений, подготовленным всем ходом развития полутора десятков восточнославянских племенных союзов.

Во главе государства стоял великий князь киевский. Его дружинники осуществляли управление страной, суд и расправу. Дружинники помогали князю управлять его домом и хозяйством, строили городакрепости, созывали воинов; отправлялись в другие страны послами князей, торговали княжескими товарами. Зависимость отдельных племенных союзов от киевского князя часто ограничивалась лишь уплатой дани.

Условно в истории Древнерусского государства можно выделить следующие этапы:

начало IX в. — 882 г. — Складывание единого государства у восточных славян Древней Руси с центром в Киеве.

882912 гг. — Возникновение государства Киевская Русь.

912-1054 гг. — Развитие и укрепление раннефеодального государства на Руси.

10541093 гг. — Накопление противоречий, усиление кризисных явлений в Древнерусском государстве.

10931132 гг. — Преддверие феодальной раздробленности на Руси.

Олег (882-912) покоряет племена древлян, северян, радимичей; позднее — дулебов, белых хорватов. Его преемник Игорь (912–945) присоединяет уличей и тиверцев. Святослав (964–972) и Владимир (9801015) совершают походы против последнего восточнославянского племени, сохранившего свою независимость, — вятичей.

В этих завоевательных походах окончательно рушатся и исчезают старые племенные деления, и складывается территория Древнерусского государства. Ученые полагают, что к начальному периоду истории Древнерусского государства относится завершение образования древнерусской народности — общности в языке, хозяйстве, культуре, — которая обусловила слияние разрозненных племен и других этнических элементов, поглощенных славянами.

Ключом к пониманию ранней русской государственности является механизм сбора дани великим киевским князем с подвластных земель — «полюдье». По сути дела, полюдье — это первая, наиболее обнаженная форма господства и подчинения, осуществления права на землю, установления понятия подданства. Великие князья собирали дань, вместе с дружиной объезжая подвластные земли в течение всей зимы (полюдье длилось 6 месяцев, с ноября по апрель). Полюдье не проникало в глубинные области, шло по самой границе территории каждого племенного союза. Механика сбора дани с каждого крестьянина была разработана местными князьями; определенное количество дани из отдаленных районов заранее свозилось к пунктам, через которые проходило полюдье киевского князя.

Полюдье не являлось разгульным разъездом киевского князя и его дружины по городам и весям без разбора — дань была тарифицирована; княгиня Ольга (945964) после восстания древлян и убийства Игоря в 945 г. регламентировала размер дани («уроки») и назначила определенные места для княжеских опорных пунктов («погосты»). Таким образом, полюдье следует представлять не как первичную форму сбора дани, а как итоговую фазу этого процесса, охватившего и местные племенные дружины (последние являлись промежуточным звеном между деревней и полюдьем киевского князя).

Историки выделяют следующие особенности социальноэкономического и политического развития Киевской Руси:

1. Процессы социально-классовой дифференциации шли медленнее,чем в Западной Европе той эпохи. Крупная частная собственность на землю (вотчина) не играла ведущей роли в экономике Руси; основана она была на труде рабов (челяди, холопов) и полусвободных.

2. Основной единицей хозяйственного и общественного устройства оставалась свободная земледельческая община — коллективный собственник, организующий все виды деятельности человека: трудовую, обрядовую, культовую. Внутри общины действовали принципы прямой демократии: коллективное принятие решений, выборность старейшин.

3. Князь в Киевской Руси не был государем в полном смысле слова. Государственное устройство держалось на договоре («ряде») земель отдельных союзов племен и княжеской власти, который предусматривал взаимные обязательства.

По определению А.Н. Сахарова, «раннее Киевское государство с политической точки зрения — федерация княжеств и непосредственно подчиненных великому князю территорий, с социальноэкономической точки зрения — совокупность территориальных общин с элементами родовых отношений».

4. Господствовал идеал «народоправства» («вечеправства»). Народное собрание (вече) решало важнейшие вопросы в жизни городов, волостей: вопросы войны и мира, денежных сборов и т.д.

5. Древнюю Русь скандинавские саги называли «гардарик» («страна городов»). Но города Руси — это не только центры торговли, ремесла. Это — и своеобразные городагосударства (центры, к которым тяготела округа).

6. Рядовое население Киевской Руси было вооружено, организовано по десятичной системе (десятки, сотни, тысячи). Это народное ополчение было решающей силой в походах, войнах; подчинялось оно не князю, а вечу. Подобная традиция сложилась под влиянием постоянной внешней опасности, прежде всего — со стороны кочевой Степи.

Важной проблемой является развитие законодательства в Киевской Руси. Усиление государственности на Руси вызвало установление и развитие правовых норм.

Ряд историков полагает, что в Древней Руси кроме обычного права, существовало законодательство, так называемый «Закон русский». Составление же сложного юридического памятника, опиравшегося на нормы обычного права и прежнего законодательства, —«Русской Правды» — традиция связывает с именем Ярослава Мудрого (1019–1054).

Ярославу Мудрому принадлежат 17 первых статей «Русской правды» («Правда Ярослава»). Он ограничивал кровную месть кругом ближайших родственников (если мстить было некому, виновный платил штраф–виру — великому князю). Если же убийца скрывался, виру должна была заплатить община — вервь, на территории которой произошло убийство («общая» или «дикая» вира). Тем самым вводилось общее поручительство, общая ответственность в деревне.

Законы Ярослава Мудрого разбирали споры между свободными людьми, прежде всего — в среде княжеской дружины. «Правда» различала разбойничество (убийство) и убийство в ссоре, в пылу (непреднамеренное убийство). Разбойников с семьей отдавали князю «на поток» (изгнание). «Правда Ярослава» разбирала и сложные вопросы о наследовании имущества.

При сыновьях Ярослава Мудрого — Изяславе, Святославе и Всеволоде — около 1072 г., после массовых народных волнений, прокатившихся по Киевской Руси в 10681072 гг., «Русская Правда» была дополнена рядом статей, получивших название «Правды Ярославичей». Была отменена кровная месть. «Правда Ярославичей» усилила разницу в плате за убийство различных категорий населения Киевской Руси, выразив заботу о защите жизни, собственности и имущества феодалов. Так, за убийство старшего дружинника, княжеского дворецкого («огнищанина»), подъездного (сборщика налогов) платился штраф в 80 гривен; за убийство свободных людей (мужей, смердов) — 40 гривен; жизнь зависимых крестьян (закупов, рядовичей) и рабов оценивалась в 5 гривен.

В состав Пространной редакции «Русской Правды» входил «Покон вирный» — он устанавливал размеры денежных и продуктовых поборов в пользу вирника — княжеского боярина, взимавшего с общины и общинников судебные пошлины в пользу князя (виры и продажи). Здесь же помещался и «Урок мостникам» — правила для мостовщиков, строителей, ремонтников деревянных мостовых в городах(или мостов на реках).

Владимир Мономах (1113–1125), ставший великим князем после восстания в Киеве 1113 г., издал еще один юридический документ — «Устав Владимира Мономаха», также вошедший в «Русскую Правду».

Устав регламентировал запись в холопство (рабство), определив «источники» холопства: женитьба на холопке; рожденный от холопа; купленный «хоть за полгривны». Устав упорядочил взимание процентов ростовщиками (установив верхний предел — 50% годовых; и максимальный срок уплаты процентов — 3 года), улучшил правовое положение купечества («застраховав» их на случай гибели имущества при пожаре, кораблекрушении и т.д.). Владимир Мономах большое внимание уделил правовому положению закупов (взявших у феодалов в долг «купу» — деньги, часть урожая, скот — и зависимых от них до выплаты долга). Закупу предоставлялось право ухода с господского двора, если он шел на поиск денег для уплаты долга, жаловаться князю или судье. За несправедливое наказание закупа, «обиду» хозяин платил штраф в казну князя. В случае продажи закупа феодал обязан был заплатить штраф в 12 гривен; сам закуп получал свободу, освобождался от всех долгов. Закуп получал право свидетельствования в небольших судебных делах.

Столь большое внимание к правовому статусу закупов в Уставе Мономаха говорит о том, что закабаление смердов шло быстрыми темпами, и закупничество стало очень распространенным институтом.

В целом же «Устав Владимира Мономаха» считают завоеванием восставших масс, вызвавшим определенные уступки и некоторое улучшение экономического и юридического положения городских ремесленников, купечества и крестьян.

При князях Владимире I и Ярославе Мудром были созданы «церковные уставы», которые определили в пользу церкви «десятину» (десятую часть) судебных и торговых пошлин и «от всякого стада и от всякого жита».

Принятие христианства. Рост и укрепление государственности требовали изменения в идеологии, главной формой которой в средние века была религия. Архаичная языческая религия кровнородственных союзов не отвечала потребностям феодального государства. Предпринятая Владимиром I попытка приспособить язычество к новым условиям путем объединения главных божеств в пантеон богов во главе с Перуном по типу отношений, сложившихся на Руси между князем и его дружиной, успеха не принесла.

Религией раннефеодального русского государства стало христианство, с которым Русь была знакома уже давно (христиане были Аскольд и Дир, Ольга, другие князья, дружинники, бояре).

Крещению предшествовало обращение к Владимиру византийских императоров — братьев Василия и Константина — с просьбой помочь подавить мятеж военачальников. Владимир согласился при условии, что братья выдадут за него замуж их сестру — принцессу

Анну (внучку Константина VII Багрянородного). Отряд русских воинов выполнил свою миссию, приезд Анны откладывался. Тогда Владимир захватил византийский город в Крыму — Херсонес (Корсунь), добился приезда Анны и брака с ней; принял крещение сам, и около 988–989 гг. новую веру силой вводили на Руси. Христианство распространялось медленно, на окраинах Киевской Руси утвердилось к XIII–XIV вв.

Христианство завоевывало позиции и используя культ старых языческих богов посредством культа святых (Св. Влас — Велес; Илья Мечник — покровитель воинов, Св. Георгий Победоносец — Перун).

Специалисты отмечают, что долго на Руси существовало своеобразное «двоеверие». Массы горожан и крестьян искренне считали себя христианами, но их взгляды на мир оставались полуязыческими.

 

ЕСЛИ ХОЧЕШЬ МОЖЕШЬ ЕЩЕ НАЙТИ ИНФО И ДОБАВИТЬ

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.