Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

РАЗВИТИЕ КОНЦЕПЦИИ ТЭО



Телесно-эмоциональное освобождение не является отвлеченной концепцией. Эта идея сформировалась в результате многочисленных экспериментов, указывающих на один и тот же главный аспект.

В конце 1970-х я был ответственным исследователем в окружном' центре аутизма. Цель нашей работы заключалась в определении эффек­тивности использования краниосакральной терапии в лечении аутизма. В то время я работал вместе с Цви Карни, биофизиком и биоинже­нером, прибывшим в Мичиганский государственный университет из израильского Института Технион. Мы с доктором Карни занимались изучением и измерением влияния терапевтически нацеленных прикосновений и процессов манипуляции на исходный электрический потенциал человеческого тела. Одновременно я занимался частной практикой.

 

ИССЛЕДОВАНИЕ АУТИЗМА

В первый год работы с детьми, страдающими аутизмом, мы на­блюдали за особенностями их поведения и личности, а также проводили физические исследования, краниосакральные и структурные оценки, брали анализ крови, мочи и волос. В проекте участвовали 26 детей. Мы изучали детскую реакцию на наши попытки проникнуть в их внут­ренний мир, который кажется очень изолированным и индивидуальным.

Как показала практика, мягкое, неназойливое, доброжелательное прикосновение было наиболее приемлемым. Кроме того, было обна­ружено, что наведение «точки покоя»2 с помощью такого мягкого прикосновения способствовало установлению положительных взаимо­отношений между нами и ребенком. В исследовательскую группу кроме меня входили Диана Л. Апледжер, Джон Д. Вредевугд и постоянно меняющийся поток студентов и аспирантов, интересую­щихся данной проблемой. Одни студенты учились в Остеопатическом колледже Мичиганского государственного университета, другие при­были из аналогичных медицинских колледжей. Все сотрудники применяли прикосновение руками и высоко оценили потенциал, заключенный в доброжелательном прикосновении.

2 «Точка покоя» в данном контексте означает терапевтическую приоста­новку краниосакрального ритма, что позволяет краниосакральной системе перестроить свою деятельность на более оптимальный режим. Точка покоя может наводиться извне или возникать в ходе спонтанного гомеостатического процесса. Она может возникнуть совершенно неожиданно при точном приведении тела в определенную позицию или при переживании определенной эмоции. Таким образом, она может действовать как «детектор значимости» (John E. /pledger. CranioSacral Therapy II, Beyond the Dura. Palm Beach Gar­dens: UI Publithing, 1987. Chapter IV: section 2d). Точка покоя помогает сбалансировать симметрию краниосакральной системы и неспецифическим образом устраняет многие ограничения этой системы; уменьшает симпати­ческий тонус, увеличивает обмен жидкостью между физиологическими отделами, уменьшает давление, снижает температуру и усиливает защитные механизмы тела против патогенных микроорганизмов. Это эффективное натуральное терапевтическое воздействие широкого спектра

 

На втором году работы мы начали исследовать различные терапевтические приемы. Консультировали родителей и опекунов по вопросам питания. Изменяли параметры окружающей среды — освещение, температуру и влажность. Для стимулирования более глубокого дыхания применялись ингаляции 10% углекислого газа и 90% кислорода. Для структурной мобилизации и коррекции ис­пользовались различные виды мануальной терапии. Немаловажную роль играла краниосакральная терапия, которая проводилась с каждым ребенком раз в неделю.

С годами я понял, что наблюдение может дать гораздо больше знаний, чем вмешательство. Но к этому я пришел не сразу. Первые десять лет моей частной общей практики и работы в кабинете экстренной помощи я активно «вмешивался». «Подтолкни!» — был мой девиз. К счастью, я в некоторой степени умерил свой пыл и, проводя краниосакральную терапию с детьми-аутистами, стал на 90% наблюдателем и только на 10% «интервентом». Работа с большинством детей-аутистов протекала следующим образом.

Прежде всего необходимо было установить доверительные взаимо­отношения. Мы добивались этого спокойно и терпеливо, сперва прикасаясь к ребенку, а затем наводя точки покоя в определенных местах. Как правило, нам удавалось навести точки покоя на коленях, плечах, ступнях и руках. В редких случаях на первых сеансах мы ка­сались головы ребенка. Первые несколько сеансов обычно проходили на полу под процедурным столом. Все зависело от того, где находился ребенок-аутист и где он позволял прикасаться к себе. Порой такой ребенок разрешал дотрагиваться до себя только одному человеку, но в большинстве случаев трое или четверо сотрудников могли одно­временно прикасаться к малышу.

Нередко дети, страдающие аутизмом, не подпускали к себе одного сотрудника, а к другим относились спокойно. Такая реакция помогла нам осознать влияние мыслей «прикасающегося» и его осознанной или неосознанной передаче пациенту. Иногда я сам ощущал негативное отношение аспиранта к пациенту. В таких случаях я отстранял аспи­ранта от участия в сеансах до тех пор, пока у него не вырабатывалось положительное отношение. Случалось во время сеанса удалять из ком­наты ассистента с негативным отношением. Дети-аутисты четко продемонстрировали способность различать мысли и намерения врача. Уверен, они в какой-то степени осознавали, какое влияние могло оказать на них такое отношение.

Физик-исследователь Нейл Могон полагает, что всех нас окру­жают многочисленные и качественно разнообразные силовые поля. Каждому человеку присущ собственный набор таких полей. Исследо­вания Могона за последние 15 лет были связаны с приборами для определения силовых полей. Ученый считает, что у любого человека может насчитываться до 50 различных персональных силовых полей. Поскольку поля могут притягивать или отталкивать, то, по его мне­нию, у наиболее одаренных врачей силовые поля притягивают большее количество людей. Таким образом, отталкивающий потенциал сило­вого поля такого врача наименьший. Животные с повышенной чувствительностью, такие, как гончие, инстинктивно притягиваются или отталкиваются от некоторых людей. Возможно, это связано с природой проецируемой энергии. Дети-аутисты могут обладать такой же чувствительностью. Я считаю, и Могон разделяет это мнение, что когда врач осознает потенциал своего силового поля, он может изменять его мысленным проецированием.

После успешного наведения точек покоя за несколько сеансов дети-аутисты, как правило, вступали в контакт и по собственному желанию ложились на спину на процедурный стол. После этого я осто­рожно приступал к работе с головой ребенка. Здесь очень важно сконцентрироваться, поэтому во время сеанса я всегда сосредото­чивался на любви к этому ребенку. Постепенно я вводил в терапевти­ческий сеанс ассистентов. Каждый поддерживал верхнюю или нижнюю конечность. Так, с одним ребенком-аутистом, позволяющим до себя дотрагиваться, иногда проводили сеанс краниосакральной терапии до пяти человек. Большинство сеансов длилось 20 минут. Сегодня я полагаю, что более длительные и частые краниосакральные сеансы позволили бы добиться более впечатляющих результатов, но в то время мы действовали в строгих временных рамках.

В работе мы столкнулись с тем, что после нескольких пред­варительных снятий напряжения с краниального свода наступало резкое мембранное переднезаднее сужение дна краниального свода. Это исправлялось подъемом лобной кости и удерживанием ее в этом положении до тех пор, пока мы не ощущали вязкоупругое изменение, указывающее на мембранное освобождение между лобной и кли­новидной костями. Далее мы проводили декомпрессию между клиновидной и затылочной костями. Именно тогда я полнее оценил ограничительный потенциал шовных сочленений между твердыми частями височных костей и клиновидной костью спереди и затылком сзади. Сфенобазилярный симфиз был лишь незначительной частью сужения дна краниального свода. Для достижения функциональной мобильности дна свода предстояло провести большое количество костных и мембранных освобождений. В большинстве случаев давление на дно краниального свода было успешно устранено спереди и сзади.

Почти сразу у детей в значительной мере уменьшалось или совсем проходило саморазрушающее поведение. Я имею в виду, что дети прекращали биться головой о стены, кусать запястья или стучать по какой-либо части своего тела. Казалось, что исчезла причина для такого самоистязания.

Можно найти несколько убедительных объяснений такому резкому изменению поведения. Мне ближе всего гипотеза, что сдавленное и ограниченное внутреннее основание черепа у таких детей вызывает сильную, неконтролируемую головную боль. Удары головой и надав­ливание большим пальцем на нёбо, которое часто принимают за сосание пальца, могут быть инстинктивными попытками освободить внутреннее основание черепа. Жевание запястья или иное сдавливание участков тела связаны с попытками стимулировать повышенную выработку эндорфина, чтобы закрыть болевые ворота Мелзака-Уолла или заменить неконтролируемую боль контролируемой. Может быть, мы имеем дело с совокупностью этих факторов.

И только после успешной переднезадней декомпрессии дна краниального свода и уменьшения саморазрушительного поведения мы наблюдали следующее удивительное явление. После ослабления передне-заднего сжатия обнаруживалось сильное медиальное сжатие височных костей с обеих сторон.

Пытаясь освободить височные кости, сдвигая их в стороны, мы столкнулись с двумя важными проявлениями. Во-первых, для височ­ной декомпрессии мы изобрели технику «оттягивания уха». Во-вторых, что более важно для возникновения концепции телесно-эмоционального освобождения, тело ребенка начинало двигаться автономно, то есть рука или нога начинали двигаться так, словно обладали собственным разумом. Мы решили не препятствовать этим движениям, а продолжать их. (Если вы помните, со мной обычно работали четыре ассистента, каждый из которых стоял у определенной руки или ноги ребенка.) Во время таких спонтанных движений тела боковая декомпрессия височных костей была невозможна. Поэтому я начал осторожно оттягивать уши. В этом был определенный смысл, поскольку ухо связано с височной костью через соединительную ткань между ушной раковиной и ушным каналом. Это соединение проходило от наружных областей в глубокие области височной кости, где открывается внутренний конец канала для приема лицевого и вестибулярно-слухового краниальных нервов (7-й и 8-й).

Мне не удавалось декомпрессировать височные кости боковым движением, но продолжая работать в этом направлении, мы столк­нулись с возрастающим числом пациентов, совершавших индуциро­ванные движения конечностей и всего тела. Это были неосознаваемые, произвольные движения, которые казались автоматическими. На этой стадии терапевтического процесса ребенок-аутист находился в состоя­нии глубокой расслабленности, тело было обмякшим и расслаблен­ным, за исключением описанных выше незначительных движений. Движения эти происходили только тогда, когда один из нас поддер­живал соответствующую часть тела. Как правило, все начиналось с движения конечности и медленно распространялось на корпус, шею и голову. Мы повторяли эти движения и реагировали на малейшее колебание тела. Без такого повторения и физической поддержки движение прекращалось. Складывалось впечатление, что прикоснове­ние врача сообщало необходимую энергию для движения тела. Длительность процесса во многом зависела от нашей способности продолжать едва заметные движения, противодействуя силам грави­тации, не оказывая давления на движение детского тела. По мере совершенствования полученных навыков движения тела ребенка-аутиста становились длительнее, пока тело не занимало финальное положение, в котором движение прекращалось. Такое финальное положение могло быть как нормальным с анатомической точки зрения, так и ненормальным.

Например, у одного ребенка правая ступня была повернута строго назад. В финальном положении она оказалась повернутой на 180 градусов. Мальчик занял такое положение по своему желанию и утверждал, что ему так удобно. (Позже, по окончании сеанса краниосакральной терапии он не мог поставить ногу в это положение и не позволял другим проделать это с его ногой.) Дойдя до финальной позиции, мы выжидали — поскольку не знали, что делать дальше — и происходило осязаемое освобождение всего тела. Оно словно раскрывалось. Все мышцы размягчались, фасция и соединительные ткани удлинялись, жидкость и энергия протекали свободнее, ребенок плакал. Именно в финальных позициях, во время нашего ожидания происходило полное освобождение тела. Ребенок тихо всхлипывал или плакал навзрыд. На детских лицах отражались страх, гнев и печаль. Эти лицевые выражения и постуральные изменения сохранялись в течение нескольких минут во время процесса освобождения тела. Когда этот процесс приближался к концу, лицо принимало более мирное и спокойное выражение. Эти явления повторялись в начале курса лечения с каждым ребенком. На последующих сеансах освобождение проходило менее интенсивно, и наконец, все «спонтанные» движения тела пре­кращались. Только тогда мне удавалось латерально декомпрессировать височные кости. Я так и не смог найти убедительного объяснения связи между медиальным височным сдавливанием и расслаблением тела и выходом эмоций.

Неспособность выражать любовь и сохранять привязанность к другим людям является отличительной особенностью аутизма. После освобождения тела и эмоционального выхода дети, страдающие аутиз­мом, как правило начинали выражать свои чувства по отношению к людям. Другим признаком аутизма считается замыкание в себе, социальная изолированность. Дети, участвовавшие в проекте, стали идти на контакт, играть с одноклассниками.

В то время мы, не осознавая этого, были свидетелями и участ­никами телесно-эмоционального освобождения.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.