Изменение размеров гос сектора на основе процедур национализации и приватизациивыступает в кач.важн.инструмента ГР эк. в разв.странах.
На протяж.всего XX в. в промыш. разв.странах волны национ-и и приватизации неоднократно сменяли друг друга. в Вел в послевоенный период (1946-1949 гг.) б.проведена национ-я Англ.о банка, пред-й угледобычи, электроэнергетики, газ.пром-ти, черной металлургии.В 1977 г. б. национ-ны четыре ведущие авиац. фирмы и крупнейшие судоверфи. В то же время в 80-е годы в Вел. прошла волна приватизации: было распродано 16 из 51 гос корпорации, и числ.занятых в гос. секторе ↓ почти в три раза.
Другой пример - волны национ-и и приватизации во Фр. Здесь за последние 60 лет б.проведены три широкомасштабные национ-и. В 1936-1937 г.б.национ-ны военная пром-ть и жд; в 1945-1946 – Фр.банк, четыре депозитных банка, 34 страх.комп., а также пред-я угольной, газовой, электроэн. пром-ти, автомобилестр.; в 1981-1982 г.в соб-ть г-ва б.переданы 39 ведущих частных банков, пять крупнейших пром.холдингов, три фин.компании. Однако периоды широкомасштабной национ-и сменялись обратными процессами. Массовые приватиз-е мероприятия проходили во Фр. на рубеже 60-70-х, в 1986-1988 и в 1993-1996 г.
Цели политики национализации м.б.разнообразными: сохран. отраслей, име.страт. значение для обесп-я нац безопасности страны, решение экол.проблем, защита потр-ей от злоупотреблений естеств.монополий, нах-ся в частной соб-ти, проведение структурной перестройки эк, пресечение незаконного перевода прибылей за границу, усте в экстремальных сит.контроля за испм фин. ресурсов, кот.располагают банки и другие кред-фин учреждения и пр. Выделяют два принципиально возможных способа национ-и - принудительный и добровольный. 1- предпол.отчуждение им-ва, нахо-ся в соб-ти граждан или юр.лиц, в пользу гос-ва с возмещением стоимости этого имущества в порядке, уст-м зак-м страны, либо без возмещения - в качестве конфискационной меры, карающей за то или иное правонарушение.
С конца 80-х г.в большинстве стран активизировались процессы разгосуд-ия экономики, кот означают ее демократизацию, отказ от методов прямого вмешательства,
Разгосударствление-ликвидация механизмов прямого гос упр-я эк. путем передачи соответств. полномочий на уровень пред-й без изменения хар-ра соб-ти.Главное в процессе разгосуд-я - это изменение форм гос эк. деят-ти: сужение сферы гос предприн-ва сопровождается активным стимул-м пр-тва бюдж-нал, ДК методами, расширением вмешат-ва в перерасп-е доходов.
Мировой опыт выявил четыре осн.способа разгос-я.
1.Либерализация рынков. Они становятся более открыт.и свободн.Для этого г-во снижает или отменяет барьеры, препятств.доступу на рынки новых конкурентов, стимулирует диверсификацию пр-ва и продаж, поощряет развитие малого бизнеса, ослабляет тамож.и иные ограничения для поступления импортных товаров. Таким образом, меры по либерализации рынков содействуют и демонополизации экономики.
2.Стимулирование создания и расширения сферы деят-ти смеш. пред-й. Ср-ми их стим-я явл. льготное налогообл. и льготн.кредитование. При этом г-во м.ориентировать свою инвестиц. политику исключит. на те пред-я, в акционерном К кот. его доля меньше 100%.
3. Ликвидация эк. преимуществ гос пред-й: сокращение бюдж. дотаций, отказ от списания кредит. задолженности, отмена налог. льгот, распространение на гос пред-я принципов упр-я и оценок эфф-ти кап. вложений, сущ-х в сфере частного бизнеса.
4. Денационализация, то есть переход ранее национал-й соб-ти в част.или смешанную. Одним из вар-в денац-и явл. приватизация- продажа (передача) гос соб-ти частным хоз-м субъектам.
Преимущества приватизации:
А) Она оборачивается, как правило, ростом предл.на рынках цен.бумаг, куда поступают акции распрод-х гос пред-й. Часть ден.доходов переключается на приобретение акций, ослабевает давление текущ. спроса на рынках ТиУ и, следовательно, наблюдается антиинфляц.эффект.
Б) Появляется возможность сократить расходную часть гос бюджета за счет экономии на дотациях гос.пред-ям. Кроме того, доходы от приватизации пополняют бюджет. Т.обр., уменьшается бюджетный дефицит и тормозится инфляционный процесс.
Формы осущ-я приватизации в пром. разв.странах разнообразны:
1) Продажа пред-й непосредственно в част. соб-ть путем организации аукционов или конкурсов. Аукцион обеспечивает продажу физ. или юр.лицу, предложившему наиб. цену. Такая форма позволяет приватизировать пред-е в короткие сроки и с существенной прибылью, однако ограничивает число вероятных соб-в. Конкурс предпол.соблюдение покупателем требований и усл., выдвинутых гос-м. Но он ↑ текущие расходы, требует для проведения более длит. времени, ↓ доходы от приватизации (вследствие более низкой цены объектов).
2)Выкуп акций пред-я менеджерами - «управленч. выкупы». Источником выкупа становятся не только личные ср-ва менеджеров (они сост. лишь 20-25% покупной цены), но и банк.кредиты, ср-ва пенс. и страх.фондов (65-80%). Такой выкуп предст.собой своеобразное кредитование менеджеров под залог имущества пред-я. Доходы от функц-я таких пред-й, как правило, с лихвой покрывают взятые ссуды (за счет повышения заинтересованности менеджеров).
3) Продажа акций пред-я работникам. Этот путь ведет к развитию рабочей акц.соб-ти. В 80-е г.такая форма приват-и б.широко распространена во многих странах (США, Фр.,). Считается, что рабочая акц. соб-ть служит эфф-м ср-м ↑ заинтересованности рабочих в рез.труда. Для ее стим-я применяются льготные усл.продажи акций работникам, а также нал.скидки таким пред-ям.
4) Публичная продажа акций населению и превращение пред-я в ОАО. При этом акции м. продаваться по фиксир. или конкурсной цене, с выплатой премий «самым быстрым» покупателям, рассрочкой оплаты, скидками.
5) Сдача пред-я в аренду физ.или юр.лицам. обычно применяется в отношении малорентабельных пред-й. Арендные отношения ведут к созданию смешанного, гос-частного пред-я.
Опыт разв.стран показал необходимость ряда усл. для успешного осущ.прив-и:
• форм-е надежной прав.основы прив-и – зак-й базы, а также учреждений, обеспеч.их выполнение;
• сущ-е субъектов гос соб-ти - учреждений, кот по закону им.право ею распоряжаться, продавать и покупать акции гос пред-й; такими учреждениями во многих странах явл.холдинговые корпорации, нахо-ся под контролем зако-й власти;
•сущ-ие емкого фонд. рынка, способного «перерабатывать» массу акций приватиз-х пред-й, и развитой рын.инфр-ры, осущ-й межотраслевое и межрег.перемещение ресурсов;
• заранее продуманные процедуры распред-я приватизируемой соб-ти, системы ограничений и льгот для разн- групп потенц-акционеров;
• наличие баланса сил и распределение полномочий между центр.и мест.органами гос власти.