Под дискрец.политикойпоним. сознательное регул-е гос-м налогообложения и гос.расходов с целью возд-я на реальный объем ВНП, занятость, инфляцию.
Примем следующие допущения:
1) ВНП с т.зр.совок.расходов есть сумма 4х эл-в:
У=С +1 + С + Хк,
2) Фиск. политика оказывает возд-е только на спрос .
3) Изм-е гос расходов не влияет на потребление и инвестиции (С и I).
4) Чистый экспорт (Хк) равен нулю.
5) Учитывается влияние только личных подоходных налогов.
Анализ влияния гос расходов на ВНП
Пусть совок. расходы представляют собой сумму С+1 (рис. 3).
Включение в них гос расходов G сдвинет график совок.расходов вверх и вызовет рост ВНП с Q1 до Q2. Точка макроэк равн-я переместится вверх (от е1 к Е2). Т.обр., рост гос расхо-в ведет к росту ВНП. Степень этого возрастания характеризует мультипликатор гос расходов:
МРg = ΔУ/ΔG
Он пок-т, насколько ↑ ВНП при ↑ гос.расх на единицу.
Следовательно, ΔУ= МРg * ΔG
При этом гос. расходы м.вызывать не только рост ВНП, но и его ↓; мультипликатор работает в обе стороны.
Рис. 3. Влияние гос расходов на изменение ВНП
Составляющие гос расходов обладают разными мультипликативными свойствами. Наибольшее мультипликативное воздействие оказывают: гос/ закупки Tв конечного спроса с высокой материалоемкостью (оборудование, трансп.средства, военная техника и пр.); вложения гос в отрасли высоких технологий и произ-ую инфраструктуру; орг-я обществ.работ в периоды кризисов. В то же время закупки продуктов с/х, добывающей пром-ти, первичной обработки сырья хар-ся наименьшими мульт-ми св-ми.
Анализ влияния налогов на ВНП
гос-во вводит единовременно выплачиваемый налог, сумма кот- не меняется при любом уровне ВНП. Введение этого налога приведет к ↓ располагаемого дохода населения. Следовательно, сократятся потреб. расходы (С). Это отразится на всей сумме совок.расходов, она уменьшится. При постоянных I и G график совок.расходов (С+1+С) сдвинется вниз и вызовет ↓ объема ВНП. Точка макроэк. равновесия сместится влево вниз (от Е1 к Е2).
Рис. 4. Влияние налога на изменение ВНП
Обратная ситуация будет складываться при снижении налога.
Динамика налогов подобно инвестициям и гос.расходам обладает мультипликац. эффектом. Мультипликатор налоговвсегда меньше мультип-в инвестиций и гос. расходов, поскольку изменение налогов затрагивает не только потребление, но и сбережения. Величина распол.дохода (остающегося после уплаты нал) распадается на две части: текущие потребит.расходы и сбережения. Пропорция распределения дохода субъективна и определяется, по теории Кейнса, предельной склонностью к потр-ию (МРС) и предельной склонностью к сбережению (МР8). Предельная склонность к потреблению пока-ывает, в какой мере изменяется текущее потребление индивида при изменении дохода. А предельная склонность к сбережению отражает степень изменения величины сбережений при изменении дохода. В сумме МРС и МРS дают единицу.
Т. обр., при ↑ налога на величину ΔТ ↓ объема потребления составит: ΔC=ΔТ*МРC, а ↓ сбережений: ΔS=ΔТ*МРS. Каждая ед-ца изменения налога оказывает лишь частичное воздействие на потребление, в то время как влияние кажд.единицы гос. расходов прояв-ся в полной мере.
Итак, содержание дискрец. политики м. выразить след.образом.
В усл.эк спада необхоима стим. дискреционная политика, предпол. ↑ гос. расходов и снижение налогов, с учетом того, что мультипликативный эффект увелич. гос. расходов больше мультипликатора от снижения налогов. Однако следствием такой политики будет не только замедление спада, но и рост дефицитного финанс-я.
В усл. инфляции, вызванной избыточным спросом, (инфляционного роста) необходима сдерживающая дискреционная политика: ↓ гос. расходов и ↑ налогов, с учетом того, что мультипликационное воздействие гос. расходов больше, чем воздействие от повышения налогов. Такая политика м.привести к профициту бюджета.
В практике развитых саран такое регулирование - «тормозить при подъеме» и «подталкивать вверх при спаде» получило название «стоп-вперед».