Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Понятие фин системы. Понятие и типы фин.пол-ки



Финансы предст собой сов-ть эк отношений, возникающих в реальном ден обороте при форм-и, распред-и и исп-и фондов фин ресурсов.Разл. формы и способы об­разования, распределения и использования фондов фин ресурсов образуют фин систему. Фин система РФ вкл. следующие звенья: гос бюдж. систему, внебюдже. спец. фонды, гос кредит, фонды имущ-го и лич­ного страх-я, финансы Пй разл форм соб-ти.

Центр. часть фин системы составляют гос финансы: гос бюджет, местные фи­нансы, спец. внебюдж. фонды, финансы гос П-й. Ведущим звеном в гос фин системе служит гос бюджет- баланс доходов и расходов г-ва. Именно он явл. сред-м ГР важнейших пропорций в эк, инструментом межотр. и террит. распред-я и перераспр-я ВНП.

Ведущим принципом построения бюдж. системы во многих развитых странах, в т.ч. и в Р явл. бюджетный федерализм. Он сост в четком разграничении ф-й между отд. звеньями бюджетной системы, в автономном форм-и доходов и расходов каждого звена.

ФПпредст.собой мероприятия по мобилизации фин ресурсов, их распред-ю и ис­п-ю для вып-я г-вом его ф-й.Важнейшие направления ФП- нал и бюдж пол-ка.

В зав-ти от периода и хар-ра решаемых задач разл-т фин стратегию и тактику. Фин стратегия - это долговрем. курс фин политики, предусм-й решение крупномасштабных задач. При ее разработке прогноз-ся основные тенденции развития фи­н-в, опред-ся концепции исп-я фин ресурсов, принципы орг-и фин отношений. Фин тактика направлена на реш.задач конкретного этапа путем своеврем. перегруппировки фин ре­сурсов. Она д. отличаться.

Основные требования к эффективной фин политике:

• Целью этой пол. д.б.↑ объема и эфф-ти исп-я фин ресурсов, рост фин отдачи.

•Учет конкретных истор. усл-й, реальных эк и фин возм-тей г-ва при выра­ботке фин политики.

•Соблюдение комплексного подхода при выработке и проведении этой политики.

• Содействие выполнению целей и задач эк пол-и.

• Созд-е благопр. усл-й для активизации пред­пр-й дея-ти.

ФП реализуется через финансовый ме­ханизм, под кот. понимают конкретные формы и методы орг-и фин отн-й:

На основе обобщения опыта разв стран выделяют 3 осн. типа ФП -классическую, регулир-ю и планово-директивную.

До к. 20-х г. XX в. осн. типом ФП большинства стран был классический вариант. - основывалась на идеях классической эк теории о невмешательстве г-ва в эк, исп-и конкурентного рын механизма в кач. гл. регулятора хоз процессов. Система упр-я фин деят-ю б.проста и вкл.один орган – мин-во финансов.

В к. 20-х г. в связи с обострением эк, пол. и соц проблем в большинстве стран осущ-ся переход к регулирующей ФП. Ее основу сост. теория Дж. М. Кейнса. - необходимость вмеш-ва г-ва в эк и активного антициклического рег-я. Ос­новным инструментом этого рег-я д. б.стать ФП. Существенно усложнялась система нало­гов. Гл.эл-м рег-я становился подоходный налог, построенный по прогрессивной шкале. Важную роль приобретал гос кредит, на основе которого осуще­ствлялась пол-ка дефицитного фин-я. Вместо единого органа возникает неск.специа­л-х органов и подразделений (службы по план-ю бюджета и бюдж.расходов, по упр-ю гос. долгом, по налогам и сборам и др.).

Кейнсианская регул. пол-ка обеспечила в 30-60-е годы стаб. эк рост, высокий ур. занятости, эфф-ю систему финанс-я соц нужд. В 70-80-е годы в развитых кап. странах ФП основывается на неоконсервативной стратегии. Рег-е эк становится многоцелевым (эк рост, занятость, ста­б-сть ден.обращения и вал. курса, соц. защита). Фин.механизм в этих усл. исходит из необходимости ↓ объемов перерасп-я нац.дохода через фин систе­му, снижения бюдж. дефицита, стим-я роста сбережений как источника инвестиций в произв-ю сферу.

Планово-директивная ФП применялась в странах с АК эк. Ее основы - гос. соб-ть на средства пр-тва, сис­тема директивного общегос план-я. Эта пол-ка позволяет осущ-ть прямое директивное руко-во фин-ми. Цель та­кой ФП- макс. концентрация фин ресурсов у г-ва для их последующего перерасп-я в соотв. с осн. направ-ми гос плана. Сущ-й механизм двухканального изъятия чистого дохода гос П-й. 1) в виде- предст.собой фиксир. надбавку к оптовой цене П; эта надбавка явл. устойчивым источником доходов бюджета. 2) в виде изъятия так называемого свободного остатка прибыли. -та часть прибыли, кот. оставалась сверх данного рас­пред-я, в безусловном порядке изымалась в гос бюджет. Т.обр., г-во полностью регул-ло весь фин.механизм П-й, изымая до 80% их чистого дохода.

Расходы бюджета опред-сь исходя из приоритетов, уст-х гос. планом. В качестве приорите­тов выступали оборонные отрасли, крупные общенародные стройки. Соц сфера финанс-сь по остаточному принципу.Упр-е финансами осущ-сь из единого центра – Мин-ва финансов.

Такая пол-ка показала достаточно высокую эффектив­ность в экстрем. усл-х, когда требовалась макс. концентрация фин ресурсов для решения чрезвы­чайных задач. В других же усл эта пол-ка вела к отрицат.последствиям: утрате стимулов П-й в повышении эфф-ти дея-ти, отставанию соц сферы, росту напряженности гос бюджета.

 

14.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.