Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Правда Ярослава как источник по истории Киевской Руси



Во времена Ярослава Мудрого, его сыновей и внука Владимира Всеволодовича Мономаха создается знаменитая Русская правда. Древнерусский правовой сборник, сохранился только в «списках» (копиях) XIV, XV веков и более позднего времени. Вопрос о времени происхождения ее древнейшей части в науке спорен. Некоторые историки относят его даже к VII в. Однако большинство современных исследователей cвязывают Древнейшую Правду с именем киевского князя династии «рюриковичей» Ярослава Мудрого. Старейшие издания восходят к 1280-м годам. Нормы Русской Правды были постепенно кодифицированы киевскими князьями на основе устного племенного права, с включением моментов скандинавского и византийского права, а также церковного влияния. Русская Правда содержит в себе прежде всего нормы уголовного, наследственного, торгового и процессуального законодательства; является главным источником правовых, социальных и экономических отношений восточных славян. Влияние кодекса прослеживается в последующих памятниках права: Новгородская судная грамота, Псковская судная грамота 1467 года, московский Судебник 1497 года, литовский Устав Казимира IV — 1468 года, Литовский статут 1588 года. Очевидно, что возникновение Правды Ярослава не в последнюю очередь связано с соперничеством между Новгородом и Киевом, с тем, что Ярослав стоял на страже новгородских прав, не позволял ущемлять Киеву права Новгорода. В последующие века новгородцы всегда ссылались на Правду Ярослава, на Устав Ярослава - заключая ряд, соглашение, договор с очередным князем, они всегда оговаривали: «как при Ярославе». Уважение к Ярославу прошло через всю последующую новгородскую историю. И в Новгороде особый район города назывался «Ярославово дворище», княжеская резиденция. Как оценивать Русскую Правду? Если говорить юридическим языком, Правда Ярослава является уголовным кодексом. С точки зрения современного права, это свод норм, которые предусматривают наказания за уголовные преступления (оскорбление личности, достоинства человека, его родных и слуг, нарушение его собственности, его имущества), ограничение, а потом и запрещение кровной мести. Это нормы и правила, необходимые для общественной безопасности, так называемый древнерусский уголовный кодекс. Но есть в Правде Ярослава статьи, в которых говорится, что законы эти идут от Бога, и князь является носителем правды, потому что он миропомазанник, в них ограждается церковное имущество и права граждан. Конечно, это уже гражданский кодекс. По существу перед нами свод нормативных актов, которые регулируют отношения двух общественных сил. С одной стороны, в роли высшей судебной инстанции выступает князь - лично или через чиновников, то есть свою администрацию. Князь - вершитель правосудия. А с другой стороны отдельный гражданин выступает как состязательная сторона отдельный гражданин, за которым просматривается его род, община, семья - мир, к которому он принадлежит. И этот мир наблюдает за тем, чтобы права человека, участвующего в судебном разбирательстве, не были нарушены. Личность не беззащитна, за человеком стоят сородичи - не только родные, но и члены его мира, его общины, его прихода, потому что в Древней Руси община, приход, погост, административная единица сливаются. Общественная ячейка помогает привлеченному к ответственности провести так называемый свод, то есть расследование. Допустим, человек купил краденое, но он был уже четвертым покупателем; естественно, он не знал, что товар краденый. И община помогает распутать дело, найти истинного виновника, того, кто украл. Также община помогает обвиняемому в убийстве, выделяет специальных людей, которые проводят дознание, выступают как свидетели, как защитники в самом суде, в поединке. Вот эта процедура расследования и называется свод. В то время еще не было судебного разбирательства, следствия, специальных судебных органов, судей, прокуроров, адвокатов, суд еще не выделился из общей системы управления. То есть князь и княжеская администрация воплощали законодательную и исполнительную власть, а народ выступал защитником народных прав, участвуя в судебном поединке. Государство находилось еще в процессе становления. От непосредственной родоплеменной демократии, когда его величество народ на сходке всем миром решал все проблемы. Постепенно из народа, из общества выделяются органы управления и суда. Уже князь может назначить судебного чиновника, тиуна. Тиун – это первый в русской истории судья-профессионал. Профессионал, потому что после того, как князь его назначил, он занимается этим делом постоянно. Но в то время еще не развиты системы следствия, суда, не существует прокурорского надзора. Суд напоминает организацию войска - есть княжеская дружина, но в случае необходимости сам народ (не особый отряд вооруженных людей - танковые войска или авиация, а вчерашние пекари и плотники) берет оружие и защищает землю. Так и в суде простой смерд может выступать в качестве свидетеля, защитника, участника судебного процесса. В этом отличительная особенность древнерусской судебной системы. Правда Ярослава имела огромное нравственное значение. Она ограничивала насилие. Если раньше доминировал принцип «смерть за смерть», «кровь за кровь», или «рога на рога», «копыта на копыта» (есть такая присказка в обычном якутском праве, поскольку якуты на протяжении веков в основном занимались скотоводством), обидчика принято было убивать, то в этом документе убийство законодательно заменяется штрафом. Теперь убийство запрещается и Церковью, и законом. В то время во всей полноте Православие восприняли только верхи, и неслучайно его часто называли «княжьей верой». В толщу народную, в Залесье, в пущу таежную… в отдаленные земли вера еще до конца не проникла. Даже позднее, при монгольском завоевании, была новая волна интереса к язычеству.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.