Самосознание – открытие своего «Я», приводящее к формированию «Я–образа», «Я–концепции».
Самооценка – более или менее конкретное проявление самосознания, оценивание школьником своих возможностей одновременно со своей точки зрения и точки зрения других (со стороны).
Уровень притязаний– желаемый уровень самооценки личности (уровень Я).
Характер самооценки (благоприятная, то есть адекватная, и неблагоприятная – завышенная или заниженная) влияет на поведение ребенка, успешность его деятельности и общения.
Состояние самооценки.
Оптимальный вариант самооценки (уровня притязаний)
Отражаются наиболее значимые личностные качества, особенности поведения и общения. Осознаются различия, наиболее и наименее развитые качества.
Довольно точно определяются собственные возможности в ситуации выбора посильных для себя целей из веера возможных. Уровень притязаний выше самооценки, но разрыв невелик и соответствует возможностям успешно проявить себя в значимой ситуации.
Оценка себя и своих возможностей проводится достаточно полно, без значительных затруднений и за небольшое время! Проявляется умение сложный процесс самооценивания провести самостоятельно в соответствии с требованиями ситуации.
Достаточно оптимальный вариант самооценки (уровня притязаний)
Довольно полно и точно оцениваются наиболее развитые качества, но испытываются затруднения в распознании остальных свойств личности, а также особенностей поведения и общения. Различия в оценке отдельных психологических характеристик осознаются с трудом.
Уровень притязаний почти по всем показателям выше или равен самооценке, что, в общем, соответствует личностным возможностям. Выбор наиболее оптимальной цели иногда проводится ошибочно.
В оценке собственных качеств и возможностей хотя и проявляется самостоятельность, но порой возникает необходимость в помощи извне. В целом процесс самооценивания сложился, но еще забирает много времени и требует усилий.
Средний вариант самооценки (уровня притязаний)
Осознаются наиболее броские, «лежащие на поверхности» черты личности, особенности поведения и общения. Встречаются неточности в оценке различий состояния важнейших психологических качеств. Затрудняется в выборе посильных целей в ситуациях неопределенности.
Уровень притязаний не всегда согласуется с самооценкой, может то превышать, то опускаться ниже и не совсем соответствовать личностным возможностям. Процесс самооценивания идет с затруднениями, возникает потребность в помощи извне.
Нижесредний вариант самооценки (уровня притязаний)
Самооценка личностных качеств, особенностей поведения и общения носит фрагментарный и не всегда адекватный характер. Не осознаются различия между отдельными психологическими признаками. Выбор стратегии поведения в ситуации веера целей затрудняется и не соответствует личностным возможностям. Уровень притязаний может оказаться ниже самооценки. Процесс самооценивания идет с большими затруднениями и нуждается в большой помощи извне.
Самочувствие, активность, настроение
Эмоционально-волевая сфера включает самочувствие, активность, настроение и способность к саморегуляции, то есть «власти над собой». Для изучения уровня эмоционально-волевой сферы традиционно применяется методика САН (самочувствие, активность, настроение).
Состояние САН
Высокое состояние САН
В основном испытываю хорошее самочувствие, ощущается сила и работоспособность, высокое рабочее напряжение. Чувствую себя отдохнувшим, бодрым, выносливым и здоровым. Присуща увлеченность делом, эмоциональность, собранность и внимательность. Мыслится легко и быстро, высокая активность ищет выхода в разнообразных желаниях и действиях. Ощущаю себя счастливым человеком, оптимистично смотрю на жизнь, полон надежд и в принципе доволен собой. В основном преобладает радостное, а порой и восторженное состояние. Редко бываю озабоченным промахами и неудачами.