Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Основные характеристики личности и методы их изучения



Личность – целостное образование, то есть человек способен воспринимать мир в целом (анализ через синтез) и сам есть и воспринимается как нечто целое: «личность что надо», «неприятная личность», «неосновательный человек» или «надежный человек», «творческая личность», «скользкий, как налим» и т.д.

В основании этой целостности находятся ведущие, устойчивые характеристики личности, к числу которых относят ценностные ориентации, интересы, мотивы, самосознание (самооценку), эмоционально-волевое развитие, коммуникативные способности, интеллектуальное развитие, успешность деятельности и другие.

Оценка отдельной характеристики дает некоторое представление о личности. Однако чем больше характеристик будет изучено, тем более полно будет представлена личность. С этой целью в психологии широко применяется так называемый «профиль личности», идея создания которого связана с именем русского профессора Г.И. Россолимо. Предлагаем один из вариантов профиля личности, включающего наиболее существенные характеристики школьника в условиях его реальной жизнедеятельности.

На основе данного «профиля…» (см. табл. 1) можно получить графический психологический портрет школьника как основу для составления «Психологической характеристики личности» и качественные характеристики соответственно градациям «профиля» – низкий, ниже среднего, средний и высокий, а сам «профиль…» может служить ориентирующей схемой в исследовании. В психологии разработаны достаточно эффективные (валидные, надежные) методы изучения как личности в целом (тесты Кеттелла, Айзенка и др.), так и отдельных ее свойств (характеристик) (см. Приложение №1).

Таблица 1

Психологический профиль личности школьника
(состояние и динамика)

Основные свойства личности Уровни развития
п/п Низкий Ниже среднего Средний Высокий
1. Социальное самочувствие (степень удовлетворенности жизнью в школе, в семье)        
2. Направленность активности: ценности, интересы, мотивы        
3. Самооценка, уровень притязаний        
4. Самочувствие, активность, настроение        
5. Коммуникативные и организаторские склонности        
6. Воспитанность        
7. Общая осведомленность        
8. Качество выполнения учебной деятельности, поведение, общение, поступки        

 

На первый взгляд психологические методики кажутся довольно простыми, доступными каждому образованному человеку. Однако на самом деле процедуры изучения личности, и в особенности обработка и интерпретация полученных результатов, требуют от исследователя высокой профессиональной психологической культуры.

Любая ошибочная информация о личности, прежде всего, в плане ее оценки, чревата негативными последствиями, так как люди очень пристрастно и болезненно воспринимают оценки своей личности со стороны, особенно от значимых лиц и в публичной ситуации. К тому же душевная жизнь человека очень сложна и не поддается легким, одноразовым измерениям.

Для избежания ошибок необходимо ответственно, соблюдая логику исследования в психологии, подходить к диагностике личностных свойств школьника, то есть желательно выполнение следующих правил, входящих в «Этический кодекс психолога»:

· Создать для изучаемой личности состояние психологического комфорта в процессе обследования, то есть ввести положительный психотерапевтический эффект.

· сохранить в тайне полученную информацию, не допускать разглашения, особенно в публичной ситуации;

· использовать психологическую информацию в интересах обследуемой личности, передавать данную информацию другим лицам только в служебном порядке, а также по запросу самого школьника или его родителей;

· сочетать диагностические задачи с формирующими, то есть выдерживать принцип «Пришел, измерил, изменил» вопреки принципу «Пришел, измерил и ушел»;

· в исследовании идти от задачи распознания и формирования личности к выбору соответствующих характеристик, доступных изучению, и только затем – к подбору адекватных методик, а не наоборот;

· иметь в виду, что одного метода или методики, как бы совершенны они ни были, недостаточно для изучения личности;

· необходимо сочетание ряда методов, и прежде всего тех, которые позволяют оценить результативность деятельности и общения школьника;

· и самое главное – использовать программу оценки реальной жизнедеятельности школьника как основу для повышения валидности опросных методик. Раскроем содержание и уровни состояния основных личностных характеристик.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.