Современная школа ориентирована на личностное развитие школьников. Личностный подход и личность как ценность становятся отличительными особенностями современного образования.
На определенной стадии своего развития человек как личность становится субъектом, то есть приобретает высшие формы активности, включающие способности преобразовывать себя и окружающую среду. В итоге он выступает самостоятельным (конечно, с учетом социальной ситуации) распорядителем своих духовных и физических сил.
Основоположник субъектной теории человека С.Л. Рубинштейн указывал на возможности человека, включенного в биологические и социальные среды, дистанцироваться от них и быть способным к совершению поступка. Поступок С.Л. Рубинштейн оценивал как форму высшего проявления сущностных сил человека [57]. Наиболее полно сущность человека как субъекта проявляется в его личности. Существует много разнообразных определений личности, однако можно выбрать несколько довольно близких по сущности, хотя и разных по формулировке, определений данного феномена.
Определения личности
Личность – основное психологическое качество человека. Известно несколько определений личности, приведем некоторые из них:
· личность – это человек, стремящийся к достижению новых целей и выходящий за пределы этих целей (Г. Олпорт);
· личность – направленность человека на будущее, его активное отношение к нему, построение планов самоутверждения, преодоления собственной слабости (А. Адлер);
· личность – самость, организованная и долговременная, субъективно воспринимающая сущность, составляющая сердцевину переживаний (К. Роджерс);
· личность – способность человека выделить себя из окружающей среды и найти те условия, которые необходимы для совершения поступка (С.Л. Рубинштейн);
· личность – уникальный опыт переживания индивидом своего жизненного опыта (Д. Келли).
Итак, личность – это не внешний, «социально желательный образ» человека (например, приятная внешность, хорошие манеры и т.д.), а способность быть субъектом, – не пассивным потребителем внешних воздействий, а создателем своей позиции, преобразователем ситуации. Личность в каждом человеке проявляется индивидуально [71].
С.Л. Рубинштейн отмечал три основных свойства личности:
а) направленность активности (цели, ценности, мотивы, установки);
б) самосознание, проявляющееся в самооценках, уровне притязаний;
в) способности, опыт, темперамент, жизненный путь, построение собственной судьбы.
В антропологической модели человека С.Л. Рубинштейн, признавая биологическую и социальную включенность индивида, одновременно постулирует его способность дистанцироваться от этой включенности. Все это ставит вопрос о необходимости личностного подхода как принципа познания человека.
Личностный подход – признание зависимости всех психических процессов от личности как единого основания, проявляющейся в том, что:
а) существуют индивидуальные различия у разных людей восприятия, памяти, внимания, мышления и др.;
б) психические процессы не имеют самостоятельной линии развития, а зависят от общего развития личности;
в) процессы не замыкаются в себе, они превращаются в сознательные регуляторы действия или операции.
Выдвинутый С.Л. Рубинштейном принцип единства сознания и деятельностипредполагает необходимость изучения психических процессов и состояний в деятельности (не изолированно изучать восприятие, мышление, память, а то, как воспринимает и мыслит человек, действующий в конкретных ситуациях и реализующий конкретные цели).
Сознание выполняет регулирующую роль: с его помощью определяется отношение личности с миром, взаимодействие с окружающей действительностью; посредством сознания личность соотносит внутренние действия – намерения, притязания, ценности – с тем, что исходит от общественного бытия и от позиции самой личности. Личность и сознание взаимообусловлены. Эта взаимосвязь проявляется, реализуется и развивается в деятельности.
Особенность проявления личности в деятельности не сводится только к мотивам, но дополняется способами постановки и достижения целей. Личность не растворяется в деятельности, а выстраивает систему жизненных отношений с миром. Личность в деятельности не только удовлетворяет свои сущностные потребности, но посредством выбора целей и способов их достижения создает свой жизненный путь.