Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Личность как субъект социальных отношений и взаимодействия



Современная школа ориентирована на личностное развитие школьников. Личностный подход и личность как ценность становятся отличительными особенностями современного образования.

На определенной стадии своего развития человек как личность становится субъектом, то есть приобретает высшие формы активности, включающие способности преобразовывать себя и окружающую среду. В итоге он выступает самостоятельным (конечно, с учетом социальной ситуации) распорядителем своих духовных и физических сил.

Основоположник субъектной теории человека С.Л. Рубинштейн указывал на возможности человека, включенного в биологические и социальные среды, дистанцироваться от них и быть способным к совершению поступка. Поступок С.Л. Рубинштейн оценивал как форму высшего проявления сущностных сил человека [57]. Наиболее полно сущность человека как субъекта проявляется в его личности. Существует много разнообразных определений личности, однако можно выбрать несколько довольно близких по сущности, хотя и разных по формулировке, определений данного феномена.

Определения личности

Личность – основное психологическое качество человека. Известно несколько определений личности, приведем некоторые из них:

· личность – это человек, стремящийся к достижению новых целей и выходящий за пределы этих целей (Г. Олпорт);

· личность – направленность человека на будущее, его активное отношение к нему, построение планов самоутверждения, преодоления собственной слабости (А. Адлер);

· личность – самость, организованная и долговременная, субъективно воспринимающая сущность, составляющая сердцевину переживаний (К. Роджерс);

· личность – способность человека выделить себя из окружающей среды и найти те условия, которые необходимы для совершения поступка (С.Л. Рубинштейн);

· личность – уникальный опыт переживания индивидом своего жизненного опыта (Д. Келли).

Итак, личность – это не внешний, «социально желательный образ» человека (например, приятная внешность, хорошие манеры и т.д.), а способность быть субъектом, – не пассивным потребителем внешних воздействий, а создателем своей позиции, преобразователем ситуации. Личность в каждом человеке проявляется индивидуально [71].

С.Л. Рубинштейн отмечал три основных свойства личности:

а) направленность активности (цели, ценности, мотивы, установки);

б) самосознание, проявляющееся в самооценках, уровне притязаний;

в) способности, опыт, темперамент, жизненный путь, построение собственной судьбы.

В антропологической модели человека С.Л. Рубинштейн, признавая биологическую и социальную включенность индивида, одновременно постулирует его способность дистанцироваться от этой включенности. Все это ставит вопрос о необходимости личностного подхода как принципа познания человека.

Личностный подход – признание зависимости всех психических процессов от личности как единого основания, проявляющейся в том, что:

а) существуют индивидуальные различия у разных людей восприятия, памяти, внимания, мышления и др.;

б) психические процессы не имеют самостоятельной линии развития, а зависят от общего развития личности;

в) процессы не замыкаются в себе, они превращаются в сознательные регуляторы действия или операции.

Выдвинутый С.Л. Рубинштейном принцип единства сознания и деятельностипредполагает необходимость изучения психических процессов и состояний в деятельности (не изолированно изучать восприятие, мышление, память, а то, как воспринимает и мыслит человек, действующий в конкретных ситуациях и реализующий конкретные цели).

Сознание выполняет регулирующую роль: с его помощью определяется отношение личности с миром, взаимодействие с окружающей действительностью; посредством сознания личность соотносит внутренние действия – намерения, притязания, ценности – с тем, что исходит от общественного бытия и от позиции самой личности. Личность и сознание взаимообусловлены. Эта взаимосвязь проявляется, реализуется и развивается в деятельности.

Особенность проявления личности в деятельности не сводится только к мотивам, но дополняется способами постановки и достижения целей. Личность не растворяется в деятельности, а выстраивает систему жизненных отношений с миром. Личность в деятельности не только удовлетворяет свои сущностные потребности, но посредством выбора целей и способов их достижения создает свой жизненный путь.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.