Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Психологические основы возникновения и протекания конфликтной ситуации



А.С. Чернышёв

Практикум

По решению конфликтных

Педагогических ситуаций

Москва 2010


ББК

УДК

Чернышев А.С.Практикум по решению конфликтных педагогических ситуаций. –М., 2010. – 190 с.

 

Рецензенты: Е.А. Корсунский, доктор психологических наук, профессор

А.Н. Ходусов, доктор педагогических наук, профессор

 

В работе представлена система упражнений по формированию у студентов педвузов, колледжей и спецфакультетов практической психологии навыков и умений педагогического общения. Наличие ответов к заданиям дает возможность сравнить собственное решение педагогической ситуации с успешным ее решением мастерами педагогического труда, а упражнения по решению конфликтных ситуаций без вариантов их решения мастерами педагогического труда стимулируют учащихся к самостоятельному поиску. В итоге появляется стимул творческого поиска студентов в понимании душевного мира ребенка. Введенная «Программа самоконтроля и самообучения по основным вопросам социальной и педагогической психологии» формирует мотивацию будущих педагогов и психологов к повышению своей профессиональной психологической культуры.

Пособие адресовано для студентов педагогических вузов и колледжей, молодых учителей и педагогов-психологов.

* *

*

 

Издание второе, переработанное и дополненное.

Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ,

проект № 05-06-06210а

 

 

©Чернышев А.С., 2010

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ.. 4

ГЛАВА I. ПСИХОЛОГИЯ КОНФЛИКТНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ 8

1.1. Психологические основы возникновения и протекания конфликтной ситуации 8

1.2. Личность как субъект социальных отношений и взаимодействия. 12

1.3. Принципы и правила предупреждения конфликтной ситуации. 35

ГЛАВА II. РЕШЕНИЕ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ.. 46

2.1. Технологии воздействия на личность школьника в конфликтной ситуации 46

2.2. Упражнения по решению ситуаций (с наличием вариантов решений их мастерами педагогического труда) 49

2.3. Ответы к успешному решению конфликтных ситуаций мастерами педагогического труда. 62

2.4. Упражнения по решению ситуаций, не имеющих вариантов успешного решения 73

ГЛАВА III. КОНФЛИКТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В СИСТЕМЕ «ЛИЧНОСТЬ-КОЛЛЕКТИВ». 82

3.1. Коллектив класса как субъект совместной деятельности, отношений и взаимодействия. 82

3.2. Психолого-педагогические рекомендации по формированию коллектива школьников. 97

3.3. Упражнения по решению конфликтных ситуаций (с наличием вариантов решения мастерами педагогического труда) 106

3.4. Ответы к решению конфликтных ситуаций мастерами педагогического труда в системе: «личность-коллектив». 115

3.5.Упражнения по решению ситуаций, не имеющих вариантов успешного решения 124

ГЛАВА IV. ТЕХНОЛОГИИ САМОКОНТРОЛЯ И САМООБУЧЕНИЯ ПО АКТУАЛЬНЫМ ТЕМАМ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ 131

4.1. Контролирующая и обучающая программа по курсам «Основы общей психологии» и «Психология человека». 131

4.2. Ответы и рекомендуемая литературы по изучаемым темам.. 145

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.. 155

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1. ЛИЧНОСТНЫЕ ОПРОСНИКИ.. 162

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2. ГРУППОВЫЕ ОПРОСНИКИ.. 183


ВВЕДЕНИЕ

Современный человек изменил мир и качественно изменился сам, поэтому очень важно определить условия сохранения его устойчивости в весьма неустойчивом обществе, дальнейшего раскрытия сущности человека и как носителя развития, и как субъекта этого развития [1; 3; 4; 11].

А.Л. Журавлев и А.Б. Купрейченко выявили сложную структуру детерминации социального самоопределения современной молодежи, в которой приоритетную роль играют духовное содержание ценностей и национальные традиции [23; 24]. Усложнение процесса социального самоопределения современного подрастающего поколения провоцирует напряженность и конфликтность во взаимоотношениях и взаимодействии на разных уровнях жизнедеятельности [6; 7; 8]. Сегодня педагоги, психологи и возрастные физиологи должны найти новые резервы личностного становления и возможностей оптимизации воспитательных влияний различных социальных институтов (Д.И. Фельдштейн, 2005).

Современная школа ждет учителя, сочетающего в себе дидактическое мастерство с мастерством педагогического такта, академическое знание предмета со способностью «ставить» диагноз развития личности и коллектива на уровне учительской диагностики [10; 12].

Для этого будущему учителю надо хорошо овладеть психологической теорией личности и коллектива и – самое главное – практическими психологическими навыками и умениями, в том числе специальными практическими психологическими приемами воздействия на личность и коллектив.

Однако, как отмечает академик А.А. Бодалев, у большинства студентов педвузов и молодых учителей установка на формирование у учащихся знаний явно превосходит установку на слежение за развитием личности и коллектива учащихся [9].

Такой неоправданно узкий подход к педагогической работе чреват тяжелыми психологическими потерями не только в отдаленном будущем, но и в повседневных буднях школьной жизни: возникают острые конфликтные ситуации, падает интерес к учебе у школьников, стрессы становятся неизбежным явлением в школе и т.д.

До сих пор в педвузах существует большой разрыв между теоретической и практической психологической подготовкой студентов. Практическая психологическая квалификация будущих учителей остается чрезвычайно слабой [45].

Увеличение объема психологических курсов само по себе не решает проблемы, его надо подкрепить новой методикой преподавания и прежде всего активными методами самостоятельной работы по психологии, такими как деловые игры, анализ конкретных ситуаций, проведение конкретных социально-психологических исследований, участие в составлении программ и проведении формирующего эксперимента, особенно в полевых исследованиях и т.д. [27; 28].

Здесь важным представляется вопрос о том, на каком «материале» лучше всего отрабатывать психологическую технику (навыки и умения).

Конечно, можно использовать материал из газет, художественной литературы и т.д., но наиболее полезным будет материал профессионального характера – такая информация из школьной жизни, которая была бы типичной для школы. Таким требованиям удовлетворяет педагогический факт как единица анализа педагогической деятельности.

По мнению С.М. Годника, С.Р. Суриковой и других педагогов и психологов, значительную информацию о школе дает такой вид педагогического факта, как конкретная педагогическая ситуация [46].

В связи с эти в книге отобрано свыше 120 острых конфликтных ситуаций, чтобы на трудном материале из педагогических будней не только учить студентов психологической технике, но и воспитывать педагогический такт, умение выйти из конфликта с учеником на гуманной основе, не унижая достоинства ученика и своего собственного, и чтобы не допускать подобных ситуаций в своей будущей работе.

Работа с педагогическими ситуациями – настоящая исследовательская деятельность, имеющая свою внутреннюю логику. Как и психологическое исследование, анализ педагогических ситуаций должен опираться на фундаментальные (базовые) понятия о личности и коллективе, затем на рабочие понятия, а далее на такие характеристики личности и коллектива (вытекающие из базовых и рабочих понятий), которые поддаются наблюдению и измерению. Система работы студентами с психологическими понятиями достаточно полно представлена в работах профессора А.Э. Штейнмеца [77].

В связи с этим в работе в сжатой форме представлены основные психологические материалы о личности и коллективе школьников в соответствии с вузовской программой по психологии и принципиальная схема научного анализа педагогических ситуаций. Автор сознательного усилил эту часть работы, так как в большинстве книг и пособий по анализу конкретных ситуаций решение носит абстрактный и декларативный характер, так что почти полностью выхолащивается психологическое явление и дело сводится к объяснению на уровне здравого смысла, вне категорий научного познания.

Счастливым исключением является книга «Педагогические ситуации в воспитании школьников» (науч. ред. – С.М. Годник), впервые реализовавшая научно-педагогический подход к использованию ситуации в подготовке учителей, однако эта работа решает задачи педагогические, а не психологические.

В соответствии с поставленными задачами пособие включает пять разделов: в первом представлены теоретические материалы по психологии личности и коллектива, дается определение конфликтной педагогической ситуации, сообщается о фазах ее протекания и возможных последствиях; во втором описаны технологии предупреждения и решения конфликтных ситуаций; в третьем разделе вводятся упражнения по решению конкретных конфликтных ситуаций двух типов. Ситуации первого типа имеют варианты успешного решения мастерами педагогического труда (решения помещены в разделе «Ответы успешного решения»), что позволяет реализовать механизм обратной связи за счет сравнения решений студентом и опытным педагогом. Для ситуаций второго типа готовых вариантов решений не дается, что стимулирует студентов к более самостоятельному и творческому поведению.

Следующий раздел включает материал по самоконтролю и самообучению по основным вопросам психолого-педагогической культуры учителя, что способствует не только повышению образованности педагога, но и формированию мотивации к педагогическому труду, обогащенному научными знаниями.

Автор выражает сердечную благодарность руководителям школ Курской, Калужской, Липецкой, Брянской, Тульской, Белгородской и Орловской областей за любезно представленный набор педагогических ситуаций из жизни школ центрального региона России.

 


ГЛАВА I. ПСИХОЛОГИЯ КОНФЛИКТНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ*

Психологические основы возникновения и протекания конфликтной ситуации

Определение конфликтной педагогической ситуации. Конфликтная педагогическая ситуация – кратковременное взаимодействие учителя с учеником (коллективом класса) на основе противоположных норм, ценностей и интересов, сопровождающееся значительными эмоциональными проявлениями и направленное на перестройку сложившихся взаимоотношений (в лучшую или худшую сторону).

Несмотря на кратковременность, конфликтная педагогическая ситуация глубоко затрагивает две формы активности человека: взаимодействие, то есть видимое поведение, и взаимоотношения – скрытые от глаз психологические реальности (установки, ожидания, эмоциональные реакции).

Как известно, отношения наиболее устойчивы и определяют взаимодействие. Можно сказать, что взаимодействие – это только видимая незначительная часть айсберга общения учителя и ученика, а взаимоотношения – его главная подводная часть. Однако взаимодействие влияет также на отношения, но для этого требуется многократное повторение взаимодействий или особо значимая, «переломная» для личности или коллектива ситуация их проявления [52; 54].

Приведем пример типичной острой педагогической ситуации, изменившей отношение учителя к профессии.

...Шел урок физкультуры в 6-м классе. Вел его молодой учитель с высшим образованием. Последним элементом урока был бег на короткую дистанцию – 60 м. Учащиеся бежали первый раз после зимы, поэтому в норму времени не укладывались. По виду учителя было заметно, что эти результаты его не устраивают, лицо его было мрачным, но он молчал. Последним бежал мальчик; когда он поравнялся с ним, учитель с иронией произнес: «Не умеешь бегать, Т.». Ученик абсолютно спокойно: «Взяли бы да пример показали». Учитель: «Нечего показывать. Я мастер спорта по легкой атлетике в беге на короткие дистанции». Ученик: «Подумаешь, Валерий Борзов нашелся». Учитель резко ответил: «Ты – хам!» Звонок. Учитель сделал вид, что вопрос исчерпан. С тех пор учителя физкультуры в школе ученики называли «В. Борзов». Итог плачевный – в настоящее время он в школе не работает...

Итак, здесь налицо конфликтное взаимодействие, то есть внешняя, видимая форма общения, но она опосредовала изменение другой психологической сферы – отношение молодого учителя к школе. Надо отметить, что, как правило, в острых педагогических ситуациях больше всего «работает» особый вид взаимодействия и взаимоотношений – организационные, деловые или, как их называет А.С. Макаренко, отношения не равенства, не равностояния, а зависимости и подчинения, то есть отношения ответственной зависимости.

Это самый трудный для школьников (и взрослых) вид отношений, где труднее добиться согласия, сотрудничества. Не случайно А.С. Макаренко считал необходимым воспитание у школьников двух способностей: «способности приказывать и способности подчиняться» [38]. Различие отношений порождает несовпадение норм, ценностей и интересов участников взаимодействия, что часто приводит к конфликтам.

Можно условно выделить три фазыпротекания конфликтной педагогической ситуации.

Первая фаза – конфликтное острое начало с явным нарушением социально ценных норм и ценностей одним из участников ситуации. Вторая фаза – ответная реакция «соперника», от формы и содержания которой зависит исход противоборства и, самое главное, последствия, – направление перестройки сложившихся ранее отношений.

Естественно, что вторая фаза – центральное звено ситуации; она, как правило, носит стрессогенный характер (ставит под угрозу честь личности; дефицит времени и информации сокращает возможность достойного ответа и т.д.). Так как в подобных ситуациях выручают выдержка, находчивость и опыт преодоления подобных ситуаций, то главное внимание будущему педагогу следует обратить больше всего на этот надежный компонент, то есть на приобретение опыта решения педагогических ситуаций.

Третья фаза – относительно быстрое и радикальное изменение бытующих норм и ценностей (иногда вплоть до разрушения отдельных норм) в двух различных направлениях – улучшения или ухудшения ранее сложившихся отношений. В любом случае педагогические последствия благодаря третьей фазе бывают весьма значительными. Рассмотрим два крайних случая, относящихся к третьей фазе.

Пример с положительными педагогическими последствиями.

«...В первый год моей работы в школе мне пришлось столкнуться с трудным учеником, который три раза оставался на второй год, в 8-м классе ему исполнилось шестнадцать лет. Однажды, в начале учебного года, этот ученик решил устроить мне испытание. Я проводила в этом классе два урока – русский и литературу и еще заменяла на одном уроке заболевшую учительницу. С первого урока, с первой минуты ученик стал отбивать такт модной мелодии. Я сделала ему замечание. Он продолжал. Ситуация была критической. В классе начались смешки. Урок был под угрозой срыва. Тогда я начала проводить урок по плану. Учащиеся работали, выполняли задания. Саша продолжал стучать. Шли минуты за минутами, я не обращала внимания на ученика, больше не делала ему замечаний. Так продолжалось все три урока. В классе стояла абсолютная тишина, ученики работали как никогда. На следующий урок я с ужасом ожидала продолжения. Но с этого дня до конца учебного года ученик вел себя подчеркнуто вежливо, на уроках мне никогда не мешал...»

А теперь рассмотрим второй пример – с противоположным исходом.

... Учитель русского языка и литературы. Женщина незамужняя. В 10-м классе должен был быть ее урок. Она входит в класс. Один ученик громко смеется. Парень, не из трудолюбивых, но и не глупый. Ее слова: « Что ты ржешь, мой конь ретивый?» Ответ: «Да кобылу увидал». Все в классе прыскают, давясь смехом. Учительница дает разнос и – ученик вне класса.

Однако после этого случая ученики хитроумными приемами постоянно напоминали учительнице слово «кобыла». В конце концов учительница не выдержала и перешла в другую школу...

Действительно, иногда слишком дорого платит учитель (да и ученик) за неблагополучный исход конфликтной ситуации. Конкретные педагогические ситуации, особенно острые и конфликтные, возникают и у опытных, и у начинающих учителей. Они отражают глубинные психологические процессы в школьной среде: особенно в слое взаимоотношений учителей и учащихся, педагогического и ученического коллективов.

С.М. Годник, отмечая сигнальный характер острых педагогических ситуаций, пишет, что, если ученик по отношению к учителю бросил вызов, значит у него есть на это пока непонятная потребность. Ученик – как барометр, и надо быстрее реагировать на детский сигнал... И еще – всякие негуманные действия учителя вызывают противодействие. Не только ученики, но и учителя психологически включены в педагогические ситуации. Вот что пишет один из опытных директоров школ: «Положительные находки в работе забываются, а вот промахи помнятся долго, а некоторые всю жизнь».

Очень важно для учителя, по мнению С.М. Годника, выйти из конфликтной ситуации с достоинством и творческим удовлетворением своей работой.

Конечно, можно отмахнуться от острой ситуации, отослать ее в прошлое (ничего, переживем!), но, как отмечает С.М. Годник, каждая конфликтная ситуация – острый сигнал о неблагополучии в развитии ребенка или целого коллектива. И здесь нужна профессиональная «педагогическая зоркость», чтобы за одним фактом увидеть сложные процессы актуализации личности и вовремя вмешаться в их развитие, чтобы исключить нежелательные направления их становления. Нужно быть готовым к тому, что для обработки «небольшого» педагогического факта придется провести большую исследовательскую работу, составить схему (рабочую программу) изучения человека и коллектива.

Педагогически разумнее начать глубокое обследование при первых симптомах неблагополучия, чем начинать это после серьезных отступлений в развитии личности и коллектива. Таким образом, генеральная линия психологического изучения человека и коллектива нацелена на применение сложных и трудоемких процедур по поводу «небольших» повседневных острых проявлений, чем наоборот, тем более, что вполне достаточно основательно изучить каждого школьника и коллектив один раз, а затем уже на основе полученной целостной картины проводить повторно фрагментарные обследования.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.