Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Лекция 9. Международная миграция рабочей силы



1. Сущность, формы и причины международной миграции рабочей силы

2. Современные направления миграции рабочей силы. Мировые центры притяжения рабочей силы

3. Экономические эффекты миграции: выгоды и издержки страны импортера и страны-экспортера рабочей силы

4. Регулирование международной миграции рабочей силы. Миграционная политика государства: цели и инструменты.

 

1. Международная миграция рабочей силы – межстрановое пере­мещение трудоспособного населения, предполагающее использование рабочей силы за пре­делами национальных границ в течение определенного времени. Она является составной частью общего процесса международной миграции населения в качестве международной трудовой миграции.

Международная трудовая миграция включает в себя имми­грационные и эмиграционные потоки. Иммиграция – переме­щение населения из-за рубежа в данную страну. Эмиграция – перемещение населения из дан­ной страны за рубеж. Реэмиграция (об­ратная эмиграция) – возвращение эмигрантов на постоянное местожительство.

Международная ми­грация рабочей силыстала глобальным процессом, затронувшим все страны и континенты, различные слои населения. В настоящее время в мире насчитывается около 35 млн. работников-мигрантов.

С точки зрения соблюдения норм действую­щего в стране законодательства различают легальную трудовую миграцию (без нарушения законодательных норм) и нелегальную (с нарушением законодательства).

В зависимости от сро­ков миграции ее делят на окончательную или временную.

По причинам перемещения населения миграцию называют добровольной или вынужденной.

По характеру перемещения населения миграцию подразде­ляют на периодическую, сезонную и маятниковую.

Согласно классификации МОТ, выделяют пять ти­пов потоков международной миграции.

1. Переселенцы

2. Работающие по контракту

3. Профессионалы

4. Нелегальные иммигранты

5. Поток вынужденных мигрантов - беженцы и фактически приравненные к ним в некоторых странах вынужденные переселенцы..

Международная трудовая миграция обусловлена прежде всего экономическими причинами, главными из которых являются:

- различный уровень экономического развития отдельных стран. Рабочая сила перемещается в страны с более высоким уровнем жизни;

- различная степень обеспеченности стран трудовыми ре­сурсами. Она влияет на объем производства, на различие в уровнях заработной платы. Если в стране избыток трудо­вых ресурсов и безработица, то это создает стимул для эмиграции;

- зарубежная деятельность транснациональных корпораций (ТНК). В данном случае происходит перемещение рабочих к рабочим местам в зарубежные филиалы ТНК;

Международное движение трудовых ресурсов порождается также неэкономическими факторами: политическими, религиозными. экологическими, семейными, лучшими перспективами социаль­ного продвижения.

2. Направления международной миграции меняются с изменени­ем экономических условий в отдельных странах, регионах, в мировом хозяйстве в целом.

Основными центрами притяжения иммиграции являются:

- США, Канада и Австралия;

- Западная Европа;

- Нефтедобывающие страны Ближнего Востока;

- Азиатско-тихоокеанский регион (АТР).

В центрах притяжения иностранной рабочей силы образова­лись мировые рынки труда.

3. Международная ми­грация рабочей силы вызывает многообразные экономические и социальные последствия как в странах-импортерах, так и в странах-экспортерах. Экономические эффекты проявляются в воздействии на уровень заработной платы и благосостояние, на рынок труда, объем производства, на на­логи и государственные расходы.

В стране-импортере рабочей силы средний уровень заработной палаты снижается вследствие притока иммигрантов из-за рубежа. Наименее квалифицированные рабочие в стране иммиграции могут потерять часть дохода из-за иммигрантов, т.е. благосостоя­ние отдельных групп общества уменьшается. Вместе с тем предприниматели получают экономию от снижения издержек на продукцию, производимую с использованием дешевого труда иммигрантов.

Масштабы иммиграции влияют на размеры налоговых посту­плений, а также на государственные расходы. Налоговые поступ­ления растут за счет высококвалифицированных специалистов, так как доходы у них выше. В стране иммиграции возникает экономия государственных расходов на об­разование. Вместе с тем часть менее квалифициро­ванных мигрантов нуждается в государственной поддержке, что увеличивает государственные расходы. Положение нелегальных эмигрантов удерживает их от пользования социальными посо­биями, благотворительными выплатами, поэтому государствен­ные расходы в связи с их пребыванием незначительны.

Однако в связи с ростом иммиграции возникают разного рода негативные социальные последствия: перенаселенность и связанные с ним социальные конфликты, рост преступности, столкновения между местным населением и иммигрантами на этнической, религиозной и др. почве.

Страна, экспортирующая рабочую силу, получит большие ва­лютные поступления за счет переводов иммигрантов семьям, род­ственникам; в виде налогов, уплачиваемых фирмам-посредникам; в ряде случаев прямые компенсации за утечку рабочей силы, по­лучаемые от стран, импортирующих ее. В начале 90-х годов 10 стран мира имели от мигрантов в виде валютных поступлений более 1 млрд. долл., а около 40 стран – не менее 100 млн. долл. С начала 80-х гг. до настоящего времени экспорт рабочей силы наиболее сильное влияние оказывает на экономику Пакистана. Для Пакистана переводы рабочих из-за рубежа превышают поступления от экспорта товаров и услуг в пять раз. Для Египта этот показатель составляет 40%, Марокко — 50%, Турции — 60%, Индии — 80%. Согласно данным ООН, на денежные переводы мигрантов приходится свыше 20% ВВП Молдовы, Боснии и Герцеговины, свыше 10% ВВП Албании. Армении и Таджикистана. (Капитал, 18 января 2007 г. Д. Зибаев. «Денежные переводы –«тройная выгода мирантам»)

В то же время отток избыточной рабочей силы из страны экспортера улучшает ситуацию на рынке труда, уменьшает без­работицу, снижает социальное напряжение.

Реэмиграция рабочих, получивших за рубежом высокую ква­лификацию, может способствовать росту ВНП в стране. Однако часть высококвалифицированных иммигрантов не спешит воз­вращаться домой, вследствие чего если принимающие страны выигры­вают от «утечки мозгов», то страна-донор не только теряет ценный научный по­тенциал, но и вынуждена готовить замену выбывшим, осуществ­лять инвестиции в образование и профессиональную подготовку.

4. Миграция населения – важный фактор социально-экономи­ческого развития любой национальной экономики и международной экономики в целом. Это обусловливает необходимость про­ведения миграционной политики. Под миграционной политикой понимается совокупность мер по государственному и межгосударственному регулированию миграционных потоков населения на законодательной основе.

Целями международной миграционной политики являются определение масштабов миграции, механизма ее регулирования, ослабление негативных социально-экономических последствий и усиление положительных эффектов миграции для стран, уча­ствующих в миграционном процессе.

Экспорт и импорт рабочей силы осущест­вляются на основе национального законодательства, а также дву­сторонних и многосторонних межгосударственных соглашений.

В проведении миграционной политики используются меры ограничительного характера: профессиональные, возрастные, со­циально-экономические. Для преодоления стихийного движения миграционных потоков осуществляется дифференцированный подход к различным категориям работников. Каждая страна ус­танавливает перечень иммигрантов определенных профессий, в приеме которых она заинтересована.

Принимающую страну могут интересовать мигранты опреде­ленного возраста, обладающие хорошим здоровьем, не привле­кавшиеся к уголовной ответственности. Поощряется прежде всего иммиграция работников высокой профессиональной ква­лификации и молодежи. Практический интерес также представляет привлечение контрактных (временных) рабочих, выполняющих тяжелую, монотонную работу, не представляю­щую интереса для местного населения.

Осуществляется количественное квотирование, определяющее долю иммигрантов в национальной экономике и отдельных от­раслях. Ежегодно в стране-импортере рассчитывается и утвержда­ется показатель иммиграционной квоты.(В РК в 2005 году квота на привлечение иностранной рабочей силы была установлена в размере 0,32 % от экономически активного населения. По состоянию на 1 декабря 2005 года по оперативным данным в республике работало 18,7 тыс. иностранных граждан).

Разрабатываются финансируемые из бюджета программы, направленные на преодоление стихийного развития миграции, повышение эффективности использования потенциала мигран­тов, уменьшение негативных последствий трудовой миграции. Предпринимаются меры по усилению контроля за нелегальной иммиграцией.

Многие западные страны с 70-х годов принима­ют меры по стимулированию репатриации работников, иммиг­рировавших в прошлом. Для этого реализуются специальные программы. При добровольном выезде иммигрантам оказывает­ся материальная помощь и другая поддержка.

Существуют также программы экономической помощи стра­нам-экспортерам рабочей силы. Они реализуются путем заклю­чения соглашений между странами массовой иммиграции и массовой эмиграции о создании новых предприятий на родине реэмигрантов. Программы профессиональной подготовки им­мигрантов рассчитаны на то, чтобы у них появился стимул вер­нуться на родину и там в новом качестве полнее реализовать приобретенный потенциал.

Основными целями миграционной политики стран-экспорте­ров рабочей силы являются регулирование ее оттока и защита инте­ресов граждан-мигрантов за рубежом. Устанавливаются масштабы эмиграции и определяется качественный состав эмигрантов. Регули­руются поступления от экспорта рабочей силы. Для привлечения валютных средств в страну экспортера рабочей силы открываются валютные счета эмигрантам под более высокую процентную ставку. В некоторых странах определяется доля заработной платы работни­ков мигрантов, которую они должны переводить в свою страну. Осуществляется обязательное государственное лицензирование дея­тельности по найму граждан для работы за рубежом. Определяются конкретные формы найма рабочей силы за границей.

В политике большинства стран-реципиентов достаточно чет­ко прослеживается тенденция к ограничению иммиграции. На массовую легальную иммиграцию ориентированы рынки США, Австралии и Канады.

Проблемы миграции населения находятся в центре внима­ния различных международных организаций. Комиссия ООН по народонаселению из имеющегося фонда субсидирует нацио­нальные программы в области миграции населения. Междуна­родная организация труда (МОТ) занимается регулированием межстрановой миграции населения. Международная организация по миграции (MOM) акцентирует внимание на организации межстрановой миграции, изучает опыт разных стран в миграцион­ном процессе. Межправительственный комитет по вопросам миграции создан в регионе Западной Европы.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.