Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Лекция 6. Альтернативные теории международной торговли



 

1. Ограниченность классических теорий и появление новейших (альтернативных) теорий международной торговли

2. Теория эффекта масштаба

3. Теория внутриотраслевой торговли

4. Теория жизненного цикла товара

 

1. Во 2-й п. ХХ в. появился ряд новых теорий, в которых отразились во-1-х, изменения в практике международной торговли и, во-2-х – новые подходы к ее анализу. В данных теориях рассматривались новые явления, которые не могли быть объяснены с позиций классических теорий и теории соотношения факторов производства Х-О.

Важнейшие изменения в практике международной торговли во 2-й п. ХХ в.:

1. изменение структуры мировых рынков, которые становятся олигополистическими, либо рынками монополистической конкуренции (в отличие от рынков совершенной конкуренции, существовавшими во время появления классических теорий);

2. резкое увеличение в международной торговле роли ТНК (транснациональных корпораций), которые конкурируют между собой посредством дифференциации однородных товаров;

3. повышение в международной торговле удельного веса внутриотраслевой торговли – встречных поставок схожих товаров, причем между странами, обеспеченных факторами производства примерно в одинаковой пропорции;

4. превращение научно-технического прогресса в доминирующий фактор развития торговли и росту обмена между развитыми странами техно- и наукоемкой продукцией.

2. В начале 80-гг. ХХ в. америк. экономисты П. Кругман и К. Ланкастер предложили альтернативное классическим теориям объяснение международной торговли, основанное на эффекте масштаба. Суть эффекта масштаба: при определенной технологии и организации производства по мере увеличения объема выпуска продукции долговременные средние издержки сокращаются, т.е. возникает экономия, вызванная массовым производством. Если страны (промышленно развитые) обеспечены факторами производства примерно в одинаковой пропорции, то они могут с выгодой торговать между собой при специализации в тех отраслях, которые характеризуются наличием эффекта массового производства. Такая специализация позволяет расширять объемы производства и производить продукт с меньшими затратами (средними издержками), следовательно, по более низкой цене. Т.о. причиной специализации и торговли служит снижение издержек производства на основе действия эффекта масштаба.

Реализация эффекта масштаба ведет к образованию либо олигополистических рынков с преобладанием межотраслевой торговли однородными продуктами, либо рынками монополистической конкуренции с внутриотраслевой торговлей дифференцированными товарами. В результате происходит концентрация производства и укрупнение фирм, а международная торговля все больше концентрируется в руках ТНК. Конкуренция на рынках перестает быть совершенной как в эпоху классических теорий.

3. Модель внутриотраслевой торговли была разработана в 60-80-е гг. ХХ в. америк. экономистом Б. Балассой. Внутриотраслевая торговля – это обмен между странами гомогенными (однородными) или дифференцированными (отличающимися друг от друга однотипными продуктами) товарами. Межотраслевая торговля – это обмен между странами гомогенной продукцией разных отраслей. Классические теории и теория Х-О могут объяснить межотраслевую, но не внутриотраслевую торговлю.

Теория внутриотраслевой торговли дополняет теорию эффекта масштаба и объясняет возникновение торговли между странами продукцией одних и тех же отраслей следующими причинами:

1. различия во вкусах потребителей разных стран позволяют вести торговлю дифференцированными товарами;

2. действие эффекта масштаба позволяет странам концентрироваться и специализироваться на производстве каких-либо разновидностей одних и тех же товаров;

3. экономия на транспортных издержках делает выгодной торговлю гомогенными товарами, если определенные части территории торгующих стран близко расположены друг от друга;

4. сезонные различия в производстве некоторых товаров (например, в созревании продукции растениеводства) позволяют торговать одинаковыми товарами в разные периоды времени (сезоны);

4. В 60-гг. ХХ в. америк. экономист П Вернон предложил теорию жизненного цикла продукта для объяснения развития мировой торговли готовых изделий, выпускаемых на основе НТП. Цикл жизни продукта охватывает 4 стадии: 1. внедрение: разработка новой продукции, ее мелкосерийное производство концентрируется в стране нововведения, экспорт незначителен; 2. рост: производство новой продукции распространяется в других странах, расширяется его экспорт; 3. зрелость: технология производства нового товара распространяются по миру, его производство перемещается в развивающиеся страны; 4. упадок: производство и рынки сбыта продукта концентрируются в развивающихся странах с дешевыми ресурсами, а страна нововведения становится его чистым импортером.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.