Преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта. Правовой анализ нарушений правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств
Уголовная ответственность за преступления против движения и эксплуатации транспорта предусматривается главой 27 УК РФ, в которую входят статьи 263-266, 271.
Ст. 263 – Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта. Диспозиция этой нормы бланкетная, т.е. ее применение невозможно без использования определенных нормативных актов, содержащих правила эксплуатации соответствующего вида транспорта.
Объектомпреступления – общественные отношения по поводу обеспечения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта.
Объективная сторонапреступления включает в себя: а) нарушение правил безопасности движения и эксплуатации соответствующего вида транспорта; б) наступление вредных последствий – причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека либо причинение крупного ущерба; в) причинную связь между нарушением правил безопасности движения и эксплуатации транспорта и наступившими вредными последствиями.
Субъективная сторонапреступления характеризуется неосторожной виной. Лицо, нарушая правила безопасности движения и эксплуатации, предвидит возможность наступления вреда здоровью человека либо крупного ущерба, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывает на предотвращение этих последствий либо не предвидит возможность их наступления, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло их предвидеть.
Субъектомпреступления является лицо, в силу выполняемой работы или занимаемой должности обязанное соблюдать правила безопасности движения и эксплуатации транспорта.
Квалифицирующими признаками преступления является наступление смерти человека – ч. 2. ст. 263 УК РФ. А ч. 3 указанной статьи предусматривает наступление смерти двух и более лиц.
Ст. 264 УК РФ – Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.
Объектпреступления общественные отношения по поводу обеспечения безопасности движения и эксплуатации средств автомобильного транспорта.
Объективная сторонапреступления предполагает нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств лицом, управляющим автомобилем, трамваем, либо другим механическим транспортным средством, повлекшее за собой наступление тяжкого либо средней тяжести вреда здоровью.
Субъективная сторонапреступления характеризуется неосторожной виной. Лицо, нарушая правила безопасности движения и эксплуатации, предвидит возможность наступления вреда здоровью человека либо крупного ущерба, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывает на предотвращение этих последствий либо не предвидит возможность их наступления, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло их предвидеть.
Субъектомпреступления является лицо, достигшее 16-летнего возраста и управляющее транспортным средством.
Квалифицирующие признаки такие же, как и в предыдущей статье.
Ст. 265 УК РФ – Оставление места дорожно-транспортного происшествии – утратила силу.
Ст. 266 УК РФ – Недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями.
Объектпреступления общественные отношения по поводу обеспечения безопасности движения и эксплуатации транспорта.
Объективная сторонапреступления выражается: а) недоброкачественный ремонт транспортных средств, путей сообщения, средств сигнализации и связи либо иного транспортного оборудования; б) выпуск в эксплуатацию технически неисправных транспортных средств.
Обязательным признаком объективной стороны является наступление вредных последствий в виде причинения тяжкого либо средней тяжести вреда здоровью человека либо крупного ущерба.