Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях. Правовой анализ злоупотребления полномочиями



В результате происходящих в России экономических и поли­тических реформ появились многочисленные коммерческие и иные (некоммерческие) организации, аппарат которых не участвует в государственном управлении, но многие служащие аппарата этих организаций наделены управленческими полномочиями в своих структурах. Злоупотребляя управленческими полномочиями, они подчас способны причинить серьезный вред правам и законным интересам граждан, интересам организаций, в которых работают, или других организаций, общественным и государственным инте­ресам. Это обстоятельство определило появление в УК РФ главы о преступлениях против интересов службы в коммерческих и иных организациях.

К общим преступлениям против интересов службы в коммерческих и иных организациях относятся:

Коммерческий подкуп (ст. 204 УК).Под общим названием "Коммерческий подкуп" содержится описание двух тесно связан­ных преступлений незаконная передачалицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, вознаграждения имущественного характера за совершение дей­ствий (бездействия) в интересах дающего (ч. 1 и 2 ст. 204) и неза­конное получениеэтим лицом такого вознаграждения (ч. 3 и 4 ст. 204 УК).

Данные преступления имеют много общих признаков объек­тивной стороны со взяточничеством. Однако, поскольку при ком­мерческом подкупе незаконное вознаграждение имущественного характера получается лицом, выполняющим управленческие функ­ции в коммерческой или иной организации, не являющейся госу­дарственным органом, органом местного самоуправления, государ­ственным или муниципальным учреждением, можно говорить об ином объекте коммерческого подкупа по сравнению со взяточниче­ством.

Объектомданных преступлений являются интересы служ­бы, заключающиеся, в частности, в том, чтобы лицо при выполне­нии функций управленческого характера в коммерческой или иной организации.

Злоупотребление полномочиями (ст. 201 УК)определяется законом как использование лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, своих полномо­чий вопреки законным интересам этой организации и в целях из­влечения выгод и преимуществ для себя или других лиц либо на­несения вреда другим лицам, если это деяние повлекло причине­ние существенного вреда правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства.

Непосредственный объектданного преступления близок к ха­рактеристике родового объекта преступлений против интересов службы в коммерческих и иных организациях. Однако, поскольку обязательным условием уголовной ответственности за злоупотреб­ление полномочиями является причинение существенного вреда правам и законным интересам граждан или организаций либо ох­раняемым законом интересам общества или государства, данный состав преступления, как правило, характеризуется и дополни­тельным объектом, связанным с нарушенными злоупотреблени­ем полномочиями правами и интересами.

Объективная стороназлоупотребления полномочиями вклю­чает в себя три элемента: 1) использование лицом своих полномо­чий вопреки законным интересам организации; 2) последствия в виде существенного вреда правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества и государства; 3) причинная связь между поведением служащего и этими последствиями.

Использование лицом, выполняющим управленческие функ­ции, своих полномочий совершается как путем действия, когда он совершает действия в пределах своих полномочий организацион­но-распорядительного или административно-хозяйственного харак­тера или с превышением этих полномочий, так и путем бездейст­вия, когда не совершаются необходимые действия управленческо­го характера, выполнить которые лицо было обязано по своему служебному положению.

Положение об использовании лицом своих полномочий вопреки законным интересам коммерческой или иной организации следует понимать достаточно широко — как действие (бездействие), связан­ное с нарушением закона. Действие служащего, связанное с нару­шением закона, других правовых норм, нельзя считать совершенным в законных интересах организации, даже если оно принесло этой организации какую-либо выгоду, например материальную.

Законные действия руководителей коммерческих и иных ор­ганизаций, причинившие вред другим организациям в рамках до­пустимой рыночной конкуренции или политической борьбы, есте­ственно, не влекут никакой ответственности.

Существенный вред от злоупотребления полномочиями мо­жет выражаться в виде материального (имущественного) ущерба различным собственникам (включая организацию, где служит субъ­ект) и в виде физического вреда, нарушения прав и законных ин­тересов граждан, общественных и государственных интересов Практике последних лет известны многочисленные случаи выдачи служащими коммерческих банков необеспеченных кредитов, неце­левого использования коммерческими организациями государст­венных кредитов, "прокручивания" денег, выделенных на выплату заработной платы, влекущего длительную задержку выплаты зар­платы, и иные подобные действия, причиняющие существенный вред или тяжкие последствия.

При решении вопроса о том, является ли причиненный вред существенным, следует учитывать степень отрицательного влия­ния злоупотребления полномочиями на нормальную работу орга­низации, характер и размер понесенного ею либо другими органи­зациями материального ущерба, число потерпевших граждан, тяжесть причиненного им материального, физического или мораль­ного вреда и т. п.

Субъектомзлоупотребления полномочиями может быть только лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации.

Обязательными признаками субъективной стороныданного преступления являются характеристика вины и характеристика целей преступления.

Злоупотребление полномочиями — умышленное преступле­ние, совершаемое с прямым или косвенным умыслом (возможно, с неконкретизированным).

Виновное лицо сознает общественно опасный характер своего поведения, понимает, что оно использует свои полномочия с нару­шением закона, что это повлечет (может повлечь) существенный вред либо тяжкие последствия, и желает (сознательно допускает) наступление таких последствий.

В законе альтернативно указаны две возможные цели такой преступной деятельности 1) извлечь различные выгоды и преиму­щества имущественного или неимущественного характера для себя или других лиц либо 2) нанести вред другим лицам.

Мотивы совершения этого преступления могут быть самыми разнообразными и значения для квалификации не имеют.

Квалифицированным видом данного преступления является злоупотребление полномочиями, повлекшее тяжкие последствия. Таковыми можно признать крупные аварии, нанесение матери­ального ущерба в особо крупных размерах или значительному числу потерпевших, банкротство предприятий, причинение смерти хотя бы одному человеку или тяжкого вреда его здоровью и т. п. При этом необходимо, чтобы кроме указанных тяжких последствий имелись и другие предусмотренные законом признаки состава зло­употребления полномочиями.

Как основной, так и квалифицированный вид злоупотребле­ния полномочиями лицом, выполняющим управленческие функ­ции в коммерческой или иной организации, признаются преступ­лениями средней тяжести.

Как уже отмечалось, злоупотребление полномочиями — это общий состав преступления против интересов службы в коммер­ческих и иных организациях. В гл. 22, а также в других главах УК содержится ряд специальных норм о злоупотреблениях служащи­ми коммерческих и иных организаций своими полномочиями: на­пример, легализация денежных средств или имущества, приобре­тенных незаконным путем (ст. 174), незаконное получение кредита (ст. 176), незаконное использование товарного знака (ст. 180), зло­употребление при выпуске ценных бумаг (ст. 185), неправомерные действия при банкротстве (ст. 195), уклонение от уплаты налогов с организаций (ст. 199) и др. При конкуренции общей и специальной норм предпочтение отдается специальной норме.

К специальным составам преступлений против интересов службы в коммерческих и иных организациях следует отнести злоупот­ребление полномочиями частными нотариусами и аудиторами (ст. 202 УК) и превышение полномочий служащими частных охранных или детективных служб (ст. 203 УК). Эти два преступления отличаются от ранее рассмотренных составов преступлений против интересов службы в коммерческих и иных организациях тем, что их субъек­том является не любое лицо, выполняющее управленческие функ­ции в подобных организациях, а конкретно указанные в статьях лица: частный нотариус или частный аудитор, руководитель или служащий частной охранной или детективной службы.

Злоупотребление полномочиями частными нотариусами и аудиторами (ст. 202 УК)определяется в законе как использование частным нотариусом или частным аудитором своих полномочий вопреки задачам своей деятельности и в. целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц либо нанесения вреда другим лицам, если это деяние причинило существенный вред пра­вам и законным интересам граждан или организаций либо охра­няемым законом интересам общества или государства.

Объектомданного преступления можно считать интересы нор­мальной деятельности таких организаций как нотариат и аудитор­ские фирмы, которым законодательством предоставлено право осу­ществлять исключительно важные функции, связанные с обеспе­чением прав и законных экономических и иных интересов граж­дан, юридических лиц, общества и государства. Ненадлежащее исполнение своих обязанностей, а тем более злоупотребление предо­ставленными частным нотариусам и аудиторам полномочиями спо­собно причинить тяжелейшие последствия физическим лицам и организациям, обществу и государству.

Превышение полномочий служащими частных охранных или детективных служб (ст. 203 УК).Частная детективная ичастная охранная деятельность осуществляются на основе Закона РФ от 11 марта 1992 г "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации"' Закон определяет частную детектив­ную и охранную деятельность как оказание на возмездной дого­ворной основе услуг физическим и юридическим лицам предпри­ятиями, имеющими специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов, перечисляет виды предоставляемых сыскных и охран­ных услуг, определяет правомочия частных детективов и охранни­ков и, в частности, условия применения ими специальных средств и огнестрельного оружия.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.