Источник права – внешняя форма выражения и закрепления правил поведения общественного характера. Источники права – официальные письменные документы, изданные от имени государства, в которых фиксируется содержание отдельных правовых норм, институтов, отраслей права.
Понятие «источник права» подразумевает под собой истоки формирования права, систему факторов, которые предопределяют содержание и формы выражения права. Вообще, в теории государства и права различают следующие виды правовых источников:
1) материальные источники права — данная группа источников заложена в системе объективных потребностей общественного развития;
2) идеальные источники права — состоят в осознании законодателем всех общественных потребностей с учетом многих факторов, под влиянием многих юридически значимых обстоятельств;
3) юридические источники права — это результат осознания общественных потребностей, получивший закрепление в юридических (правовых) актах.
Кроме приведенной выше классификации, следует также отметить, что юридические источники права могут быть объективными и субъективными, а также главными и второстепенными (дополнительными). Основными юридическими источниками, в частности, являются Конституция, законы и иные нормативные акты, а в качестве второстепенного источника права используется судебная практика.
Нормативно-правовой акт как источник права. Классификация нормативно-правовых актов.
Нормативно-правовой акт – юридический акт, принятый компетентными субъектами правотворчества и содержащий нормы права. Является доминирующим источником права.
Признаки нормативно-правового акта:
а) исходит от компетентных правотворческих органов, наделенных соответствующей компетенцией;
б) принимается в четко обозначенном процедурном порядке;
в) содержит в себе юридические нормы, которые этим актом устанавливаются, изменяются или отменяются;
г) имеет установленную форму и реквизиты, порядок вступления в силу и сферу действия;
д) может быть быстро отменен полностью или изменен частично в зависимости от социальных потребностей и процессов;
е) систематизирован определенным образом;
ж) поддерживается и охраняется государством.
В целом нормативно-правовые акты составляют единую систему, где каждый отдельный акт занимает строго определенное место в соответствии с его юридической силой, зависящей от уровня властной компетенции субъекта, принимающего этот акт.
Виды нормативно-правовых актов:
В зависимости от субъектов правотворчества, принимающих правовой акт:
- нормативно-правовые органов государственной власти и местного самоуправления;
- нормативно-правовые, принимаемые в порядке референдума.
В зависимости от сферы действия:
- общефедеральные;
- субъектов федерации (региональные);
- органов местного самоуправления;
- локальные.
В зависимости от срока:
- неопределенного действия;
- временные.
В зависимости от юридической силы:
- законные;
- подзаконные.
Закон как нормативно-правовой акт: признаки и место в системе нормативно-правовых актов.
Закон – нормативно-правовой акт, принимаемый высшими представительными органами государства по строго определенной процедуре, имеющий высшую юридическую силу и содержащий первичные нормы для регулирования различных групп общественных отношений.
Законы имеют четкий порядок принятия, включающий указание на лиц с правом выступать с законодательной инициативой, порядок подписания, опубликования и вступления в законную силу.
Закон содержит исходные юридические нормы, закрепляющие наиболее важные элементы регулируемых отношений и составляющие базу для уста-новления механизмов регулирования иными нормативно-правовыми актами.
Закон обладает высшей юридической силой, в соответствие с которой ему не могут противоречить иные нормативные акты.