У каждого из нас есть представления о «настоящем» и «облегчённом» православии. Почти все из нас уверены, что понятие «православие-light» к нему лично не относится. Так ли это? Размышляет доцент Московской Духовной академии протоиерей Павел Великанов.
Представления не будет
Здравствуйте, сегодня я вам расскажу о православии-лайт, то есть, об искажённом представлении современного мира о православии.
По вашим лицам вижу, что вы ожидаете интересное представление, некое шоу, в котором можно будет поучаствовать, и уйти отсюда с радостными, еще более радостными лицами и вдохновленным сердцем. Так вот, хочу вас разочаровать – ничего этого не будет. Потому что сама тема относится совершенно к другому.
Тут надо рассказать о том, что такое настоящее, серьезное, тяжеловесное, «фундированное» православие. Такое православие, увидев которое, человек серьезно задумается: оно ему надо или не нужно.
Духовная жизнь как восхождение
А начать я хочу вот с чего: скажите, кто-нибудь из вас бывал в горах? По-взрослому, с тяжелым рюкзаком. Может быть, у кого-то есть разряд?
У меня в этом году был очень интересный опыт. При Московской духовной академии есть туристический клуб. Раз в месяц мы собираем наших семинаристов для того, чтобы совершить куда-нибудь марш-бросок. Вы, конечно, сразу подумали, что я в этом участвую. Нет, совершенно не участвую, ни разу.
И вот руководитель этого клуба вдруг предложил мне: «Давай махнем с тобой в Безенги». Вы знаете, что такое Безенги? Это Кабардино-Балкария, место, которое находится на границе Российской Федерации и Грузии. Так называемая «Безенгийская стена», там шесть пятитысячников, ледник протяженностью несколько километров и толщиной почти с километр. Самый суровый альпинистский лагерь.
Сначала я подумал: «Я – альпинист? – нет». А потом: «Говорят, лучшее средство от морщин – это радикальное изменение вида деятельности. А давайте попробуем!» В конце концов, мы туда приехали, и я взял еще с собой детей. Очень интересно, рекомендую.
После того, как мы оттуда вернулись, я подумал: наверное, каждому будущему священнику надо хотя бы раз сходить в горы.
И уже на дороге домой меня вдруг посетила даже не мысль, а стойкое ощущение: что-то мне это пребывание в лагере очень сильно напоминает. Эти мучительные тренировки, попытки разобраться в различном обмундировании, экипировке, все эти узлы, страховки и так далее… Всё это мне напомнило нас – в христианстве.
Об отправляющихся на восхождение
Есть две категории людей, которые приезжают в альпинистский лагерь. Первая – это те, кто просто любит горы, романтику. Вторая категория – это те, кто уже бывал и хотят взять еще одну вершину.
Как вы думаете, все ли, кто приезжают в лагерь, после окончания предварительных тренировок поднимаются на вершину? Очевидно, что нет. А как думаете, что является самым сложным в решении захотеть подниматься на гору? Какой психологический барьер должен человек переступить?
С вами занимались неделю, тренировались, предлагали выполнить различные упражнения, показывали разные методы страховки, и так далее. И вот, наступает день выхода. И какая-то часть людей говорит: «Мы не пойдем».
Это страх. В день, когда назначен выход, в семь часов утра, мы собираемся, и нам говорят: «Выход задерживается, минимум на час, потому что одну девочку из нашей группы разбил инсульт, у нее отказала половина тела». Это, конечно, «хорошее начало», ничего не скажешь. И это оказалось еще не самое неприятное.
Когда мы уже вышли, там нет телефонной связи, есть только связь со станцией по рации, с определенной периодичностью. В девять часов первый сеанс связи с базой – и мы слышим: «Одного потеряли». То есть, один человек из тех, кто вышел на другие маршруты, причём не «чайник», а человек продвинутый – разбился насмерть. Мы как-то совсем уже по-другому почувствовали вкус гор.
На следующий день прилетает вертолет МЧС за трупом, а еще на следующий – очередной сеанс связи, нам снова говорят: «Еще один человек разбился». И вот, когда ты возвращаешься назад и думаешь: «А ты точно уверен, что тебе надо туда идти?». Понимаешь, что ответ не столь очевиден.
О границах Завета
Когда я стал задавать себе вопрос, почему эти люди, которые остались в самом лагере, не стали подниматься на вершину, у меня вдруг сформировалась некая параллель.
Чем занимается обычный православный христианин большую часть времени? Молится, постится. Иногда грешит. А чем отличается человек, который сидит в лагере, от того, который идет в горы?
Почему в лагере хорошо? Во-первых, там полноценное трехразовое питание. Во-вторых, нормальная кровать, на которой можно лечь, вытянуться и выспаться. В-третьих, там прекрасный горный воздух, замечательные пейзажи. Никто не мешает. Единственная проблема: там интернета не было. Вот это было очень тяжело. И у части нашей группы, особенно молодежи, появился «синдром отмены». Но в целом, жить можно, и даже очень неплохо.
А вот теперь, когда вы должны наконец-таки отправиться в поход, что вам надо сделать? Учитывайте, что вы не только свои вещи понесете, вы еще понесете то, что нагрузят от всей группы. Самое сложное – это не взять лишних вещей, потому что каждый грамм будет очень тяжелым.
А теперь давайте представим, что между Богом и нами заключен некий завет. Некая договоренность, формат отношений. Что нам обещает Бог в этом завете? Он обещает нам спасение.
То есть, когда мы читаем Евангелие, там написано, что, человек, который крестился и верует в Иисуса Христа, спасен. Об условии ничего не говорится. Там просто говорится: «Кто будет веровать в Христа и крестится – спасен будет». То есть, другими словами, мы с вами находимся в пространстве людей, с точки зрения Бога, уже потенциально спасенных. Если мы следуем Евангелию, получается так.
Вопрос следующий. По факту того, что между нами и Богом заключен завет, мы с вами находимся в некоем очерченном круге, который отделяет христиан от всех прочих. И центральная, ключевая фигура этого завета – Христос. Человек погружается в воду троекратно, как в смерть Христову. Поэтому мы говорим, что, если мы умерли со Христом, то и жить будем с Ним.
Итак, всякий человек, некогда крещеный, оказывается в пространстве, очерченном Самим Богом и определенном заветом. Между нами и Богом есть особые отношения, не такие, как у всех прочих людей, не верующих или даже верующих в Бога, но не крещеных.
Центральной фигурой наших отношений является Христос. Христос перед нами – это наша защита, наше решение проблемы отношений между человеком и Богом, которая есть в любой религии – проблемы греха и воздаяния.