Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Об отправляющихся на восхождение



Об искаженном представлении о православии в современном мире или

Или как распознать «Православие-light»

Протоиерей Павел Великанов, Дарья Менделеева | 19 октября 2015 г.

http://www.pravmir.ru/pravoslavie-light-byit-mozhet-eto-pro-menya/

У каждого из нас есть представления о «настоящем» и «облегчённом» православии. Почти все из нас уверены, что понятие «православие-light» к нему лично не относится. Так ли это? Размышляет доцент Московской Духовной академии протоиерей Павел Великанов.

Представления не будет

Здравствуйте, сегодня я вам расскажу о православии-лайт, то есть, об искажённом представлении современного мира о православии.

По вашим лицам вижу, что вы ожидаете интересное представление, некое шоу, в котором можно будет поучаствовать, и уйти отсюда с радостными, еще более радостными лицами и вдохновленным сердцем. Так вот, хочу вас разочаровать – ничего этого не будет. Потому что сама тема относится совершенно к другому.

Тут надо рассказать о том, что такое настоящее, серьезное, тяжеловесное, «фундированное» православие. Такое православие, увидев которое, человек серьезно задумается: оно ему надо или не нужно.

Духовная жизнь как восхождение

А начать я хочу вот с чего: скажите, кто-нибудь из вас бывал в горах? По-взрослому, с тяжелым рюкзаком. Может быть, у кого-то есть разряд?

У меня в этом году был очень интересный опыт. При Московской духовной академии есть туристический клуб. Раз в месяц мы собираем наших семинаристов для того, чтобы совершить куда-нибудь марш-бросок. Вы, конечно, сразу подумали, что я в этом участвую. Нет, совершенно не участвую, ни разу.

И вот руководитель этого клуба вдруг предложил мне: «Давай махнем с тобой в Безенги». Вы знаете, что такое Безенги? Это Кабардино-Балкария, место, которое находится на границе Российской Федерации и Грузии. Так называемая «Безенгийская стена», там шесть пятитысячников, ледник протяженностью несколько километров и толщиной почти с километр. Самый суровый альпинистский лагерь.

Сначала я подумал: «Я – альпинист? – нет». А потом: «Говорят, лучшее средство от морщин – это радикальное изменение вида деятельности. А давайте попробуем!» В конце концов, мы туда приехали, и я взял еще с собой детей. Очень интересно, рекомендую.

После того, как мы оттуда вернулись, я подумал: наверное, каждому будущему священнику надо хотя бы раз сходить в горы.

И уже на дороге домой меня вдруг посетила даже не мысль, а стойкое ощущение: что-то мне это пребывание в лагере очень сильно напоминает. Эти мучительные тренировки, попытки разобраться в различном обмундировании, экипировке, все эти узлы, страховки и так далее… Всё это мне напомнило нас – в христианстве.

Об отправляющихся на восхождение

Есть две категории людей, которые приезжают в альпинистский лагерь. Первая – это те, кто просто любит горы, романтику. Вторая категория – это те, кто уже бывал и хотят взять еще одну вершину.

Как вы думаете, все ли, кто приезжают в лагерь, после окончания предварительных тренировок поднимаются на вершину? Очевидно, что нет. А как думаете, что является самым сложным в решении захотеть подниматься на гору? Какой психологический барьер должен человек переступить?

С вами занимались неделю, тренировались, предлагали выполнить различные упражнения, показывали разные методы страховки, и так далее. И вот, наступает день выхода. И какая-то часть людей говорит: «Мы не пойдем».

Это страх. В день, когда назначен выход, в семь часов утра, мы собираемся, и нам говорят: «Выход задерживается, минимум на час, потому что одну девочку из нашей группы разбил инсульт, у нее отказала половина тела». Это, конечно, «хорошее начало», ничего не скажешь. И это оказалось еще не самое неприятное.

Когда мы уже вышли, там нет телефонной связи, есть только связь со станцией по рации, с определенной периодичностью. В девять часов первый сеанс связи с базой – и мы слышим: «Одного потеряли». То есть, один человек из тех, кто вышел на другие маршруты, причём не «чайник», а человек продвинутый – разбился насмерть. Мы как-то совсем уже по-другому почувствовали вкус гор.

На следующий день прилетает вертолет МЧС за трупом, а еще на следующий – очередной сеанс связи, нам снова говорят: «Еще один человек разбился». И вот, когда ты возвращаешься назад и думаешь: «А ты точно уверен, что тебе надо туда идти?». Понимаешь, что ответ не столь очевиден.

О границах Завета

Когда я стал задавать себе вопрос, почему эти люди, которые остались в самом лагере, не стали подниматься на вершину, у меня вдруг сформировалась некая параллель.

Чем занимается обычный православный христианин большую часть времени? Молится, постится. Иногда грешит. А чем отличается человек, который сидит в лагере, от того, который идет в горы?

Почему в лагере хорошо? Во-первых, там полноценное трехразовое питание. Во-вторых, нормальная кровать, на которой можно лечь, вытянуться и выспаться. В-третьих, там прекрасный горный воздух, замечательные пейзажи. Никто не мешает. Единственная проблема: там интернета не было. Вот это было очень тяжело. И у части нашей группы, особенно молодежи, появился «синдром отмены». Но в целом, жить можно, и даже очень неплохо.

А вот теперь, когда вы должны наконец-таки отправиться в поход, что вам надо сделать? Учитывайте, что вы не только свои вещи понесете, вы еще понесете то, что нагрузят от всей группы. Самое сложное – это не взять лишних вещей, потому что каждый грамм будет очень тяжелым.

А теперь давайте представим, что между Богом и нами заключен некий завет. Некая договоренность, формат отношений. Что нам обещает Бог в этом завете? Он обещает нам спасение.

То есть, когда мы читаем Евангелие, там написано, что, человек, который крестился и верует в Иисуса Христа, спасен. Об условии ничего не говорится. Там просто говорится: «Кто будет веровать в Христа и крестится – спасен будет». То есть, другими словами, мы с вами находимся в пространстве людей, с точки зрения Бога, уже потенциально спасенных. Если мы следуем Евангелию, получается так.

Вопрос следующий. По факту того, что между нами и Богом заключен завет, мы с вами находимся в некоем очерченном круге, который отделяет христиан от всех прочих. И центральная, ключевая фигура этого завета – Христос. Человек погружается в воду троекратно, как в смерть Христову. Поэтому мы говорим, что, если мы умерли со Христом, то и жить будем с Ним.

Итак, всякий человек, некогда крещеный, оказывается в пространстве, очерченном Самим Богом и определенном заветом. Между нами и Богом есть особые отношения, не такие, как у всех прочих людей, не верующих или даже верующих в Бога, но не крещеных.

Центральной фигурой наших отношений является Христос. Христос перед нами – это наша защита, наше решение проблемы отношений между человеком и Богом, которая есть в любой религии – проблемы греха и воздаяния.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.