87 От лат. Ы - два и locus - место, пребывание в двух местах одновременно.
88 Автор очень неоднозначно пользуется термином «спиритуализм» (от лат. spiritualis-духовный), понимая под ним то идеалистическую философию, то одну из ее школ или религиозных сект, то даже спиритизм как попытку общения с загробным миром с помощью посредников-медиумов.
89 Здесь Тайлор употребляет термин «спиритуалистическое» в смысле «спиритическое». Как известно, спириты уверяют, что душа состоит из особого вещества и может быть даже сфотографирована. Унц, или унция, равен 7 золотникам, или 28,35 грамма.
90 Эпикур (341-270 до н. э.) -древнегреческий философ-материалист, основатель школы в Афинах.
91 Монтанисты - мистическая христианская секта II в., основанная обратившимся в христианство жрецом Кибелы Монтаном. Монтанизм продержался до VI в. Его сторонники устраивали «радения»; во время которых «вдохновленные», главным образом женщины, изрекали «откровения», внушенные им святым духом.
92 Эвадна - в древнегреческой мифологии жена Капанея, участника похода семерых против Фив; Бальдр - в скандинавской мифологии юный бог, погубленный злокозненным богом Локи; Саеурд и Брюнхильда (Брунгильда) - в германоскандинавской мифологии герой и героиня, обменявшиеся Клятвами верности,
но из-за трагических превратностей судьбы не имевшие возможности соединиться при жизни.
93 Погребенные с покойным погибшие насильственной смертью женщины, как теперь установлено, обычно были не женами, а рабынями-наложницами.
94 В древнегреческой мифологии Цербер (Кербер) - чудовищный трехголовый пес, стерегущий царство мертвых; Харон - перевозчик в царство мертвых через подземную реку Стикс.
95 Термин «метафизика» в Новое время обычно употребляется для обозначения антидиалектического способа мышления.
96 Возведение философии к первобытному анимизму - этому, по Тайлору, продукту мысли «философствующего дикаря» - неверно. Философия, как уже отмечалось, возникла в античной Греции, применительно же к первобытному обществу можно говорить лишь о ее зачаточном аналоге, которым был не анимизм, а мифология. Тем более неверно возводить к анимизму учения таких стихийных материалистов античности, какими были Демокрит, Эпикур и Тит Лукреций Кар. Это, кстати, противоречит и тому выводу, к которому приходит Тайлор в самом конце главы: все религиозные расколы поверхностны по сравнению с тем, который отделяет анимизм от материализма.
97 Гаутама - родовое имя основателя буддизма Шакья-Муни, жившего в середине 1 тыс. до н. э.
98 Давид - царь Иудеи и основатель объединенного Израильско-Иудейского царства (кон. XI-ок. 950 до н. э.), Иезекииль - ветхозаветный пророк; Адам, Каин, Авель, Моисей - библейские персонажи.
99 Ахерон (Ахеронт) - в древнегреческой мифологии одна из рек в царстве
мертвых.
100 Поминальное кушанье у древних римлян, приготовлявшееся из бобов и яиц с солью.
101 Фералии - годовые поминки; лемуралии (правильнее лемурии)-дни, посвященные призракам мертвецов, не получивших надлежащего погребения, когда закрывались храмы, не совершались бракосочетания, а в домах проводились обряды изгнания призраков.
102 В древнегреческой мифологии бог плодородия Дионис спускается в царство мертвых за своей матерью Семелой; сын Аполлона и одной из муз прославленный певец и музыкант Орфей пытается вернуть из подземного мира свою жену Эвридику; герой Геракл, совершая на службе царя Эврисфея свои знаменитые 12 подвигов, приводит из преисподней и уводит обратно ее стража Цербера; царь о. Итака Одиссей во время своего десятилетнего возвращения домой по окончании Троянской войны посещает подземное царство, чтобы узнать свою судьбу от умершего прорицателя Тиресия.
103 Табу (полинез.) - религиозный запрет, налагаемый на предмет, действие или слово, нарушение которого влечет за собой кару со стороны главным образом сверхъестественных сил.
104 Знатные афиняне Гармодий и Аристогитон прославились убийством одного
из афинских тиранов - сына Писистрата Гиппарха. Елисейские поля - в древнегреческой мифологии обитель блаженных после смерти, то же, что римский Элизиум.
105 Оркус, Орк- в римской мифологии бог смерти, а также и само царство мертвых, соответствующие греческому Аиду.
106 В германо-скандинавской мифологии небесное царство мертвых для избранных, в противоположность подземным селениям для простых смертных.
107 Идея возмездия или, шире, воздаяния в той или иной степени свойственна всем развитым религиям.
108 В древнеегипетской мифологии бог умирающей и воскресающей природы, царь загробного мира - Аменти, вершащий там вместе с другими богами суд над умершими.
109 В древнегреческой мифологии сыновья Зевса Минос, Радамант и Эак были судьями в царстве мертвых.
110 Вавилонское пленение - массовое переселение евреев в Месопотамию вавилонским царем Навуходоносором после разгрома им в VI в. до н.э. Иудейского царства.
111 Имеется в виду предложенная Сен-Симоном и развитая Контом трехчленная схема интеллектуальной эволюции человечества - религиозное, философ-
ское («метафизическое») и, наконец, научное (положительное, позитивное) объяснение мира.
112 В основе одной из двух основных религий японцев - синтоизма - лежит культ предков в сочетании с культом природы. Ками - японское название всех божеств.
113 Памятные таблицы-таблички с именами предков, которые хранились у китайцев в ларце на алтаре храма предков.
115 Здесь сопоставляются высокородные римские цезари с цезарями, вышедшими из народной среды.
116 «D. М.»- начальные буквы слов Diis manibus.
117 Палатин-owH из семи холмов, на которых стоял Древний Рим.
118 В древнегреческой мифологии бог врачевания.
119 В Дельфах имелся храм Аполлона, в котором восседавшая на треножнике жрица этого бога, надышавшись ядовитыми испарениями из скалы, прорицала будущее.
120 Кацик, касик (индейск.) - старейшина, вождь, князек у индейцев в эпоху завоевания Америки.
121 Цирцея, Киркея, Кирка - в древнегреческой мифологии волшебница, опаивавшая из колдовского сосуда людей, превращая их в животных.
122 Шива - в индуистской мифологии один из трех верховных богов, объединяющий в себе силы созидания и разрушения.
123 Кааба (араб. «куб») - здание в центре двора мекканской мечети Масджид аль-Харам, в угол которого вмурован «черный камень», якобы посланный Аллахом с неба. Считается главной святыней ислама: к ней поворачиваются лицом во время молитвы, она же - основной объект паломничества мусульман в Мекку. Рассматривалась как святыня уже в доисламское время, когда жители Мекки, чтобы создать у себя общеаравийский центр, установили вокруг Каабы идолы других аравийских божеств.
124 В финикийской мифологии Ваал (правильно Балу) - бог грома, молний, дождя и плодородия, сын верховного бога Илу и его жены Ашеры (правильно Асират).
125 В германо-скандинавской мифологии Тор - бог-громовержец. Его день -четверг (по-немецки Dennerstag-день грома).
126 Ведическая религия - религия значительной части населения Индостана
в 1 тысячелетии до н. э. Известна главным образом по сборникам религиозных
гимнов и жертвенных формул - Ведам. Непосредственным развитием ведической
религии стала одна из современных индийских религий - брахманизм.
127 Пан в древнегреческой мифологии - божество лесов, полей и стад; птун в римской мифологии - бог морей.
128 Гермесом Трисмегистом (трижды очень великим Гермесом) древние греки называли египетского бога мудрости, счета и письма Тота, которого отождествляли со своим Гермесом на том основании, что оба они считались проводниками душ умерших. С ним, как с покровителем мудрости и письма, связывали самые различные суждения и тексты.
129 Сатурн - римский бог - покровитель земледелия; Серапис - эллинистический бог - покровитель города Александрии в Египте.
130 Тантр, точнее, Тантра (санскр. «сокровенный текст») - священные тексты тантризма, различных школ и направлений в индуизме и буддизме. Обосновывают поклонение женской, реже мужской, половой энергии, которая якобы усиливается йогической практикой.
131 «Молот ведьм» - сочинение немецких инквизиторов Инститориса и Шпренгера, изданное в конце XV в. В нем посредством ссылок на Библию и труды христианских вероучителей обосновывается преследование еретиков, ведьм и колдунов и содержатся практические рекомендации для расправы с ними.
132 Сын Одиссея, которому в поисках отца покровительствовала древнегреческая богиня мудрости Афина.
133 Марк Антоний и Юлий Цезарь Октавиан, позднее получивший почетное прозвище Августа (Благословенного) - соперничавшие политические деятели времени перехода от республики в империю в Древнем Риме.
134 Марк Юний Врут, римский республиканец и убийца Гая Юлия Цезаря, при Филиппах в Македонии потерпел поражение от цезарианцев Антония и Октавиана. Гений (от лат. gens - род) - в римской мифологии первоначально божество - прародитель рода, а впоследствии личное божество человека либо два его божества - доброе и злое.
135 Цистерианцы - члены католического монашеского ордена, основанного в конце XI в. и в XIV в. пришедшего в упадок; небольшое их количество имеется до сих пор.
136 В древнегреческой мифологии нимфы - покровительницы деревьев.
137 Агиолог (от греч. hagios - святой и logos - слово) - автор и комментатор житий святых.
138 Гамадриады - нимфы, рождающиеся и гибнущие вместе с деревьями.
139 В древнегреческой мифологии Дафна - нимфа, древнее растительное божество, давшее обет целомудрия. Преследуемая Аполлоном, взмолилась о помощи богам, которые превратили ее в лавровое дерево, ставшее отныне священным растением. Отсюда принятые в Древней Греции лавровые венки. Фаэтон - сын бога солнца Гелиоса - взялся править его колесницей и погиб, испепеленный жаром. Его сестры Гелиады, оплакивая его, превратились в тополя.
140 Распространенный у народов Сибири и индейских племен Северной Америки так называемый медвежий праздник связан с тотемической идеей о том, что убитый зверь возродится и вновь будет оказывать покровительство роду.
141 Кава-опьяняющий напиток из корней перечного растения у народов Океании.
142 Клан (от кельт, clan, clainne - род, племя) - принятое в прошлом у шотландцев и ирландцев обозначение родственников по отцовской линии, употребляющееся в этнографии как синоним рода. Экзогамия (от древнегреч.
ёхо - вне и gamos - брак) - запрещение вступать в брак внутри какой-нибудь группы, чаще всего рода, одним из признаков которого и является экзогамия.
143 Кобонг - одно из названий тотема у аборигенов Австралии, наряду с которым существовали другие (кнанджа, муоду, нгаитье и т. п.).
144 У аборигенов Австралии наряду с родовыми действительно встречались индивидуальные, или личные, тотемы, которыми чаще обладали мужчины (подчас только колдуны), реже женщины.
145 Алчера, или алчеринга, - одно из названий мифологического прошлого у аборигенов Австралии, когда происходили события, описываемые в мифах, жили далекие предки, были установлены обычаи и введены священные обряды.
146 В древнеегипетской мифологии бог плодородия Апис изображался в виде быка, бог охоты (позднее также света) Гор - в виде сокола, бог мудрости, счета и письма Тот - в виде человека с головой ибиса, богиня неба Хатор - в виде коровы или женщины с коровьими рогами, бог воды и нильского разлива Себек - в виде крокодила или человека с головой крокодила.
147 В индуизме корова - священное животное, Хануман, или Марути, -божественная обезьяна. Шива и Вишну наряду с Брахмой - верховные индуистские боги. Дурга - жена Шивы. Ганеша - старший над ганой, низшими божествами, составляющими свиту Шивы. Гаруда - царь птиц и ездовое животное Вишну.
148 Друиды - жрецы у древних кельтов.
149 Офиолатрия (от древнегреч. ofis - змея и latreia - поклонение) - культ змей, который нередко был свойствен религиям первобытных и древних народов.
150 Кецалькоатль - один из четырех сыновей верховного бога Тонакатекутли в мифологии индейцев Центральной Америки.
151 Потримпс - бог рек и источников у древних пруссов; Асклепий - бог врачевания у древних греков; Таавт-бог мудрости у финикиян; Мадгард в скандинавской мифологии - центральная, освоенная человеком часть земли в противоположность окраине земли Утгарду и Мировому океану, где живет чудовище Ермунганд, или змей Митгарда.
152 Политеизм (от древнегреч. paly - много и theos - бог) - многобожие.
153 Архетип (от древнегреч. archaios - древний, изначальный и typos - образ) - здесь в значении праобраз.
154 Пантеон (от древнегреч. pan - все и theos - бог) - в античном мире храм, посвященный всем богам, в расширительном значении - сонм, собрание всех богов.
155 Аггелы - в религиозно-мифологических представлениях иудаизма и христианства воинство враждебных человеку духов, состоящих под главенством сатаны.
156 Эдда - здесь так называемая Младшая Эдда - составленное в XIII в. поэтическое руководство для древнеисландских певцов-скальдов, в первой части которого излагается исландская мифология.
157 Автор правильно возражает против отождествления таких соответственно древнегреческих и римских богов И божеств, как громовержцы Зевс и Юпитер, покровительницы домашнего очага Гестия и Веста, олицетворения неумолимого времени Кронос и Сатурн, владыки моря Посейдон и Нептун, воплощения мудрости Афина и Минерва. Но не будучи тождественны, они, несомненно, соответствовали друг другу, так как сходные условия жизни на определенной ступени исторического развития порождали веру в сходных богов. Поэтому совсем не являются неоправданными н более широкие сопоставления, в частности древнеегипетского бога мудрости Тота с древнегреческим вестником богов Гермесом и римским богом торговли Меркурием, но, конечно, не с главой германского пантеона богом-воителем Вотаном.
158 Митра - древнеиранский, Элагабал - древнезападносемитский бог солнца.
159 В древнекитайской мифологии Шан-ди (Верховный владыка) - верховное божество, которое несколько позднее стало отождествляться с Тянь (Небом).
160 Манату - у североамериканских индейцев-алгонкинов сверхъестественные существа, являющиеся личными духами-покровителями. Христианские миссионеры представили Маниту неким великим богом наподобие христианского.
161 В древнеиндийской мифологии Индра - бог-громовик и верховный бог, Агч - демон, сковывавший течение вод, Тваштар - бог-творец, Дьяус - бог неба. В древнеславянской мифологии Перун - бог-громовик (отсюда выражение: поражать перунами- молниями); в мифологии балтийских народов ему соответствует Перкунас, или Перконс.
162 Дасии (враги) - наиболее обычное в древнеиндийских текстах название темнокожего коренного населения Индии, во II тысячелетии до н. э. завоеванного индоевропейцами-ариями.
163 В древнегреческой мифологии Эол - бог ветров; гарпии - отвратительные полуженщицы-полуптицы, которых боги наслали на ослепленного царя Финея, чтобы они похищали и загрязняли его пищу.
164 Агни - в древнеиндийской мифологии бог огня.
165 Гебры, или парсы,- приверженцы древнеиранской религии зороастризма, названной так по имени пророка Зороастра (правильно Заратуштры). Зороастризм пронизан дуализмом борьбы доброго и злого начал, олицетворенных в образах Ормузда (Ахурамазды) иАримана (Анхра-Майнью).
166 Гефест в древнегреческой мифологии, Вулкан в римской - боги кузнечного ремесла.
167 Сурья и Савитар - в древнеиндийской мифологии божества солнца.
170 Астарта - в древнезападносемитской мифологии богиня любви, олицетворение планеты Венера; Гера - в древнегреческой мифологии верховная богиня, сестра и жена Зевса; Иолай - племянник, друг и возничий Геракла; Арей (Арес) - древнегреческий бог коварной войны; Тритон - древнегреческое морское божество, сын бога морей Посейдона.
171 Селена - в древнегреческой мифологии богиня луны; с ней сближаются богиня ночи Геката и богиня охоты Артемида; Диана - римская богиня луны
и растительности.
172 Юнона - римская богиня брака и материнства, жена верховного бога
Юпитера.
173 Марс - римский бог войны.
174 Гностики - довольно распространенное в начале нашей эры религиозно-философское течение, охватывавшее множество мелких и крупных сект. Гностики учили, что единственным путем к спасению души является «гносис» - знание, ведение, однако знание, обретаемое не при посредстве разума, а путем откровения, мистического единения с божеством и применения магических формул. В связи с изложением Тайлора надо отметить, что, по учению гностиков, мир сотворен не самим богом, а одним из посредствующих духов - демиургом (творцом), почему мир и находится во власти зла. Далее, Христос является эманацией, истечением бога, между богом и человеком посредниками служат некие зоны, бесплотные существа. Впрочем, некоторые гностики под зонами разумели бесконечно длинные периоды, через которые проходит борьба между добрым и злым началом. Гностицизм оказал огромное влияние на христианство.
175 Вендидад («сданное против демонов») - одна из частей священного писа ния маздеизма, Авесты, содержащая различные ритуальные предписания.
176 Йазиды, йезиды, езиды - курдская секта, в вероучении которой зоро астризм сочетается с христианством, исламом и иудаизмом.
177 Вера в «злое начало», в сатану, в дьявола и его агентов играет столь важную роль в христианстве и временами (например, в средние века) занимала столь значительное место во всей церковной практике, что, по мнению некоторых исследователей, христианство может с полным правом именоваться не монотеисти ческой, а дуалистической религией. В ней неизменно фигурируют бог и его антипод - дьявол.
178 Теизм (от греч. theos - бог) - религиозное мировоззрение, по которому бог существует как особая личность, создавшая мир и продолжающая им управлять.
179 Протееобразные - похожие на Протея - греческое морское божество, ко торому приписывалась способность изменять свой облик.
180 В своем обстоятельном обзоре анимизма Тайлор все свое внимание уделяет гносеологической (т. е. относящейся к познанию и мышлению) стороне вопроса, лишь мельком и крайне поверхностно касаясь социальных корней анимизма. По собственному его признанию, Тайлор почти не затрагивает в своем труде и эмоциональную сторону примитивной религии, относительно которой много интересного дает работа Л. Леви-Брюля «Сверхъестественное в первобытном мышлении» (М., 1936).
181 Предание о прыжке Марка Курция приводит римский историк Тит Ливии. В 392 г. до н. э. на римском форуме разверзлась бездонная пропасть. Это было истолковано таким образом, что боги требуют принести в жертву то, в чем состоит главная сила Рима. Тогда молодой воин Марк Курций объявил, что ответ здесь может быть только один - главная сила Рима в воинской доблести, и верхом, в полном вооружении бросился в пропасть.
182 Шактизм (отсанскр. шакти - сила) - направление в индуизме и буддизме, связанное с почитанием женского начала богини-матери. Представительницей последней может быть земная женщина, с которой и совершается ритуальное половое общение, что придает шактизму оргиастический характер.
183 Амадлози и аматонго - духи предков.
184 Речь идет о долине Мина, где в память о жертве, принесенной богу мифическим праотцем Ибрахимом, паломники совершают жертвоприношения.
185 Молох, как считалось до недавнего времени, - древнезападносемитский бог, которому приносились в жертву люди, особенно дети. Сейчас выдвинуто предположение, что таким богом был Илу, сопоставляемый с древнегреческим Кроносом, молохом же назывался сам ритуал жертвоприношения.
186 Одурманивающее растение из семейства пасленовых.
187 Сома - в древнеиндийской мифологии божественный, вероятно галлюциногенный, напиток, а также его божество: ему соответствует хаома, или хаума, древнеиранской мифологии.
188 Конвульсионеры Сен-Медарда - страдавшие конвульсиями, т. е. припадками, люди, якобы исцелявшиеся на кладбище Сен-Медард в 'Париже. Севеннские энтузиасты - протестанты Южной Франции, спасавшиеся от преследований в Севеннских горах и из-за тяжелых условий здешней жизни часто подверженные психическим расстройствам. Оба исторических примера относятся к началу XVIII в.
189 В действительности проник: иудаисты молятся лицом на восток.
190 В древнегреческой мифологии Гектар - сын троянского царя Приама, главный троянский герой; Эней - один из участников Троянской войны, которому впоследствии приписывалось переселение в Италию и основание Рима.
191 Смысл (франц.).
192 Имеется в виду философия. - Прим. ред.
УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН
Абеляр Пьер (1079-1142), средневековый французский философ и богослов -114
Август Гай Юлий Цезарь Октавиан (63 до н. э.-14 н. э.), первый римский император-41,99, 114, 318, 347, 353, 365
Августин Аврелий (354-430), епископ Гиппонский, один из столпов христианского богословия, автор знаменитого трактата «О граде божием»-111, 146, 187, 220, 222, 351, 359, 378, 418, 493
Аврелий Марк (121-180), римский император с 161 г.- 398
Агамемнон Атрид (сын Атрея), легендарный царь Аргоса, предводитель ахейского войска во время Троянской войны - 71, 200
Агриппа Корнелий (1486-1535), средневековый ученый, алхимик и философ - 102
Адриан Публий Элий (76-138), римский император -136
Азара Феликс де (1746-1811), испанский путешественник, автор «Путешествий в Южную Америку» (1809) - 207
Акондого, вождь племени ашанго - 146
Акоста Иосиф (1539-1600), испанский иезуит, живший в Америке, автор «Естественной и моральной истории Индии», которому наука обязана важными сведениями о Перу и Центральной Америке - 387, 388
Акошо, племянник и наследник Акондого, вождя племени ашанго - 146
Александр Македонский, прозванный Великим (356-323 до н. э.) - 125, 188, 192, 328
Альджер Уильям (1823-1905), американский писатель, автор «Критической истории учения о будущей жизни» - 236, 243
Аматор (VII в.), один из ревностных насадителей христианства в Галлии - 379
Анас ибн Малик, средневековый арабский писатель -199
Андрие Франсуа (1759-1833), французский писатель и академик, автор комедий, трагедий и сказок - 483
Антоний Марк (ок. 83-30 дон. э.), римский государственный деятель и полководец - 365
Аполлоний Тианский (1 в. н. э.), античный мистический философ-пифагореец, выдававший себя за чудотворца -114
Аргайль Джордж, герцог (1823-1900), английский писатель, противник дарвинизма, автор труда «Первобытный человек» - 58
Аристогитон (VI в. до н. э.), афинский тираноборец - 286
Аристотель (384-322 до н. э.) -2, 84
Арнобий (IV в.), христианский апологет, автор «Трактата против язычников» - 344, 351
Арнолд Мэтью (1822-88), английский поэт и критик - 122
Артемидор (II в. до н. э.), греческий писатель, автор «Снотолкователя» - 98
Асока, или Ашока (III в. до н. э.), индийский царь, ревностный насадитель буддизма, который в его царствование являлся государственной религией - 373
Аттила (? -453), царь гуннов-125
Бабрий (II или III в.), поэт, о котором известно лишь, что он греческими стихами излагал басни Эзопа (от него дошло около 200 басен) - 202
Бакстер Ричард (1615-92), английский богослов-107
Бальб Люций Корнелий (1 в. до н. э.), римский полководец, бывший консулом в 40 г. дон. э.- 406
Банье Антуан (1673-1758), французский аббат, занимавшийся изучением мифологии -126
Бастиан Адольф (1826-1905), известный немецкий этнолог-111, 143 159, 327
Беда, прозванный «Достопочтенным» (672 или 673- ок. 735), средне вековый писатель и богослов - 1 16
Бекет Томас (1118-70), английский политический и церковный деятель - 187
Бёклэнд (1782-1856), английский геолог, пытавшийся примирить библейские космогонические мифы с выводами науки -179
Белль Джон (XVIII в.), путешественник - 338
Бёме Якоб (1575-1624), немецкий мистик - 356
Бенедикт Нурсийский (480-543), католический монах, основавший ок. 530 г. орден бенедиктинцев - 195
Беркли Джордж (1685-1753), английский епископ, один из главных представителей субъективного идеализма в философии -251, 341
Бёртон Ричард Фрэнсис (1821-90), знаменитый английский путешественник по Африке и Азии - 77, 99, 108, 231, 292, 295, 334, 335, 344, 405
Бёртон Роберт (1576-1639), английский священник, увлекавшийся астрологией, автор «Анатомии меланхолии» ( 1621)-360
Бертрам, или Бартрам, Уильям (1739-1823), американский этнограф - 445
Берч, или Бирч, Томас (1705-66), английский историк и богослов - 217
Блекстон Уильям (1723-80), английский юрист, автор «Комментариев к законам Англии» - 31, 195
Боабдил, или Абу-Абдалла, последний государь мавров в Гренаде (1481-91) -192
Бонифаций (680-755), архиепископ майнцский, ревностный проповедник христианства среди германцев, которыми он был убит близ Утрехта - 232, 379
Босмэн, или Босман (XVIII в.), путешественник, напечатавший в 1704-1709 гг. свое сочинение о Гвинее - 300, 350, 373, 382, 405
Брактон Генри де (?-1268), английский юрист-131
Братислав, первый христианский герцог (915-920) Богемии-371
Бреаль Мишель (1832-1916), французский мифолог и языковед - 176
Бребёф, патер (1593-1649), французский миссионер в Канаде-302, 395, 432, 444
Бреин Копе, лейтенант - 38
Брен-Ролле, автор труда «Белый Нил и Судан» (1855) - 210, 265
Бриджмэн Лаура (1829-89), слепая и глухонемая англичанка, которой удалось стать образованным человеком -215, 267
Брайтон Цанчэль (1837-99), известный американский лингвист, фольклорист и этнолог- 174, 337, 432
Бросс Шарль де (1709-77), президент бургундского парламента, автор ряда трудов по истории и географии (им введен термин фетишизм в анонимно напечатанной в 1760 г. работе «Трактат о богах-фетишах») - 42,331,338
Броун Томас (1605-81), английский врач, прославившийся своими трудами, направленными против ходячих суеверий относительно строения и деятельности человеческого организма - 83, 182, 417
Брук Джеймс (1803-68), английский путешественник и авантюрист, быв-
ший в течение ряда лет раджей Саравака на Борнео - 229
Брукс Джейн, англичанка, обвиненная в околдовании мальчика и казненная в 1658 г.-116
Брут Марк Юний (85-42 до н. э.), римский политический деятель, республиканец, участник убийства Юлия Цезаря - 152, 365
Булль Джордж (1634-1716), англиканский епископ, известный в свое время проповедник (собрание его проповедей было напечатано в 1714 г.) -366
БурдЭнлрыо (1490-1549), английский путешественник, автор древнейшего путеводителя по Западной Европе - 180
Бурн (XVIII в.), английский писатель, автор труда об унаследованных от древности суевериях (1725)-94
Бурхард Вормский, богослов XI в.- 109
Буше де Перт Жак (1788-1868), отец первобытной археологии - 57
Бьюкенен Джордж (1506-82), шотландский поэт и историк, подвергавшийся преследованиям за свои сатиры на духовенство - 48
Бэкгауз Джон (XIX в.), автор «Путешествия в Австралию» (1843) - 324
Бэкер Сэмюэль (1821-93), знаменитый английский путешественник, исследователь Центральной Африки - 209, 210, 412
Бэкон Роджер (ок. 1214-92), английский средневековый монах, ученый, которому приписывают изобретение пороха -187
Бэкон Фрэнсис (1561-1625), английский философ, родоначальник английского материализма, автор «Нового органона» -106, 124
Бэль. или Баль, Джон (1495-1564), английский поэт и богослов, писавший по-латыни и по-английски - 109, 187
Бэринг-Гоульд (XIX в.), английский фольклорист, автор нескольких трудов о западноевропейских поверьях - 147
Вайц, Теодор (1821-64), немецкий ученый, автор фундаментальной сводки этнографического материала, шеститомной «Антропологии природных народов» (1 том вышел в 1859 г.) - 339, 350, 434
Валент Флавий (ок. 328-378), римский император (364-378до н.э.) -101
Валле Пиетро делла - 140
Вальдек Фридерик Казимир Воос фон, граф - 237
Вега Гарсиласо де ла (1540-1620), испанский историк, прозванный «Инка», автор ряда работ о Перу - 380
Веллингтон Артур Уэсли (1769-1852), английский полководец, разбивший Наполеона при Ватерлоо - 353
Вениамин Тудельский (нач. XII -после 1 173), средневековый еврейский путешественник. Один из первых исследователей Востока -189, 262
Вергилий Публий Марон (70-19 до н. э.), римский поэт, автор «Энеиды», «Георгик» и «Буколик» - 146
Веспасиан Тит Флавий (7-79), римский император (69-79) - 85
Вивэ, или Вивес, Луис (1492-1540), испанский философ, ученый и педагог эпохи Возрождения - 358
Вид Максимилиан фон (1782-1887), принц, путешественник и исследователь индейцев Северной и Южной Америки - 426
Витрувий (1 в. до н. э.), римский архитектор, автор трактата «Десять книг об архитектуре» - 493
Вальтер (Франсуа Мари Аруэ) (1694-1778), писатель, поэт и философ, деист, один из крупнейших французских просветителей -179
Вордсворт Уильям (1770-1850), английский поэт -142