Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Механизмы функционирования семьи



Жизнедеятельность семейной системы «обслуживается» посредством ряда механизмов, определяющих ее динамические характеристики и выполнение основных функций.

Механизмы функционирования семьи, в узком смысле, – это средства регулирования внутри- и внесемейного взаимодействия. В широком смысле, – это совокупность связанных между собой процессов, как постоянно протекающих в семье, так и актуализирующихся или возникающих в ней в определенный период ее жизнедеятельности в связи с влиянием как нормативных, так и ненормативных внутри- и внесемейных событий. Эти связанные между собой семейные процессы выступают в качестве элементов рассматриваемых механизмов функционирования семьи.

Трудности в описании и изучении механизмов семейного функционирования обусловлены, прежде всего, сложной и многоуровневой («гиперкомплексной») системой связей, существующих в семье. Поэтому, с определенной долей редукционизма, можно говорить о механизмах функционирования семьи как о механизмах с множеством степеней свободы, то есть связей между элементами механизма, определяющих их взаимосогласованное «движение».

Следующая трудность изучения механизмов семейного функционирования, выявляемая при анализе литературы, состоит в том, что семейные феномены отражаются при помощи разных языков описания. Так, например, ряд исследований, анализирующих средства регулирования семейного функционирования, посвящен групповым феноменам, которые выполняют защитную функцию, направленную на сохранение стабильности семейных отношений, существующей структуры, т.е. на поддержание целостности и позитивности образа семьи в восприятии ее членов. Однако, на наш взгляд, механизмы функционирования семьи – более широкое понятие, несводимое к групповым защитным механизмам, копинг-стратегиям и т.п.

Механизмы как движущие силы семейного функционирования, главным образом, определяют интенсивность и направленность семейных процессов.

Пример. Механизм стабилизации семейной системы может опосредовать семейные процессы следующим образом. При возрастании уровня тревоги в супружеской подсистеме он также возрастает в детской подсистеме (интенсивность) и со временем может привести к возникновению в последней симптома; гиперфункционирование одного из партнеров в определенной сфере семейной жизни часто сопровождается гипофункционированием другого (направленность) и т.п.

Как видно из примера, семейные процессы представляют собой биполярные конструкты, определяющие характер и способы ее жизнедеятельности, как во внутреннем, так и во внешнем плане. Их изучение имеет большое значение для понимания концепта «механизм функционирования семьи». Феноменология данных конструктов выступает одним из ключей к пониманию сложной системы связей, возникающих между ними и складывающихся в тот или иной механизм.

На наш взгляд, к основным механизмам, обслуживающим функционирование семейной системы, можно отнести механизм ее стабилизации и механизм развития. Можно также говорить о механизмах более низкого порядка, таких, например, как «механизм семейной поддержки», «механизм решения семейных конфликтов», «защитный механизм семьи» и др. Что касается семейных процессов, формирующих тот или иной механизм, среди них как наиболее важные можно выделить следующие.

  • Идентификация – разодождествление.

Идентификация – это процесс, с помощью которого семья отождествляет себя с объектами, идеями, представлениями на основе значимых для нее признаков. Как внутрисемейный процесс идентификация позволяет членам семьи чувствовать свое единство и близость. Данному феномену, на наш взгляд, релевантны описанные Э.Г. Эйдемиллером и В.В. Юстицкисом понятия «общность судьбы» и «эмоциональная идентификация с семьей». На индивидуальном уровне идентификация служит основой для формирования различных аспектов личностной и социальной идентичности отдельных членов семьи.

Пример. В семье, где уже на протяжении трех поколений (по линии отца) мужчины выбирали военную карьеру, старший сын также решает стать военным. Вся семья его очень поддерживает и гордится им.

Разотождествление – процесс, позволяющий отвергнуть, отбросить «неподходящие» или «устаревшие» объекты идентификации. Так, выросший ребенок, покидая семью, должен оставить часть своих семейных идентификаций, чтобы сформировать новую идентичность и создать собственную модель семьи. Смена этапов жизнедеятельности требует от семьи как системы разотождествления с образом (представлением, моделью, идеей), важным для предыдущей стадии. Этот процесс следует отличать от обесценивания. Последнее предполагает отказ от прошлых моделей посредством разрушения их ценности и значимости, в то время как разотождествление характеризуется построением новых границ (нового образа себя, новых ценностей и т.д.) с возможностью использовать предыдущий опыт. Разотождествление также отличается от обесценивания количеством сопровождаемой данные процессы тревоги. В первом случае, как правило, объем тревоги умеренный и при достаточной степени гибкости семья с ней справляется. Во втором случае, количество тревоги значительно выше, что нередко выступает фактором, блокирующим движение семьи.

Пример. Семья из четырех человек – матери, отца и двух взрослых детей 27 и 23 лет продолжает жить вместе. Старшая дочь имеет небольшой опыт жизни вне родительского дома, связанный с сожительством с молодым человеком. Однако после разрыва отношений она вернулась домой. Младший сын никогда не покидал родителей. Он имеет продолжительный опыт отношений с девушкой, на которой он хочет жениться, но продолжает жить в родительском доме, испытывая тревогу, что не справится с самостоятельной жизнью. Его отношения с отцом характеризуются жалостью и потерей авторитета последнего, разочарованием в его статусе в семье. Невозможность идентифицироваться с отцом, в следствие не пережитой деидеализации, ведет к трудностям формирования мужской идентичности у сына и как следствие – проблемам отделения от родительской семьи и создании собственной.

  • Научение – репрессия.

Процесс приобретения семьей новых знаний, умений и навыков называется научением. На каждом этапе развития семья нуждается в новой информации, новых способах решения задач и выполнения необходимых функций. Семья, которая не способна к научению, останавливается в своем развитии. На индивидуальном уровне научение позволяет члену семьи приобретать знания и навыки, необходимые для его жизни не только в семье, но и в социуме.

Репрессия основана на осознанном забывании или игнорировании информации, навыков, способов реагирования и др. Часто семье необходимо «забыть» какую-то информацию, дестабилизирующую ее как систему. Семья также может репрессировать отдельных членов, «забывая» об их существовании.

Пример. Семья состоит из родителей и взрослой дочери Кати. Когда Кате исполнилось 17 лет, у нее возникли суицидальные мысли. Родители привели девушку к семейному психологу. В ходе работы с генограммой было выявлено, что у матери была старшая сестра, покончившая с собой в 18 лет. Эта сестра была «семейным позором», так как в советское время карьера отца могла остановиться из-за такого «неблаговидного» поступка дочери. Историю с суицидом «замяли», а тему самоубийства сестры табуировали. Через некоторое время ее вообще перестали упоминать. Таким образом, мать никогда не рассказывала Кате, что у нее была тетя. Однако репрессированная семейная информация имеет тенденцию возвращаться путем повторов, часто неосознаваемых, в следующих поколениях.

  • Изоляция – диффузия.

Изоляция – это процесс ухода от контакта в социальных ситуациях, позволяющий заместить или дренировать возникающее напряжение, избежать неприятных переживаний. На внутриличностном уровне процесс изоляции может проявляться через фантазирование, использование химических веществ для «отключения» от внешнего мира, аутизацию контактов. На уровне нуклеарной семьи механизм изоляции определяет характеристики семейных границ, которые становятся жесткими и ригидными. Семья может изолироваться в связи с переживанием кризиса, желанием сохранить уникальность и самобытность, с целью скрыть семейную тайну и др.

Диффузия – процесс взаимодействия семьи с окружающей средой, сопровождающийся активным контактированием и обменом идеями, взглядами, чувствами. На внутриличностном уровне диффузия позволяет быть открытым новому опыту и делиться с другими. На уровне нуклеарной семьи процесс взаимообменов с окружением описывается через диффузные, или проницаемые границы.

  • Регресс – прогресс.

Регресс – это процесс возвращения семьи к характеристикам, присущим более ранним стадиям ее функционирования. Например, сталкиваясь с кризисом, семья может «утратить» навык коммуникации, или ролевой баланс, характерные для предыдущих стадий семейного функционирования.

Пример. Семья состоит из мужа, жены и двух взрослых дочерей 22-х и 19 лет. Семья обратилась за помощью в связи со смертью проживавшей с ними бабушки, матери жены. После ее смерти последняя пережила глубокую депрессию. После лечения женщина вернулась домой, однако отношения в семье не наладились. Жена конфликтует с мужем, обвиняя его в черствости и непонимании. В семье разладилась ролевая структура, так как жена не выполняет те обязанности, которые выполняла до болезни. Все остальные члены семьи выглядят потерянными и дезорганизованными, так как главой до смерти бабушки всегда была мать. В семье нарушена коммуникация, ролевая структура, иерархия и другие параметры, бывшие стабильными до кризисного события.

Понятие «прогресс» практически без искажений присутствует в обыденном сознании. Под прогрессом мы будем понимать процесс, обеспечивающий развитие семьи в направлении оптимального функционирования, адекватного задачам определенного этапа жизненного цикла семьи. Вследствие этого достигается более полное удовлетворение потребностей ее членов, внутрисемейные отношения претерпевают позитивную трансформацию и т.д.

  • Проекция – интроекция

Проекция – процесс, который позволяет воспринимать внутренние свойства и состояния системы как принадлежащие внешней среде. На индивидуальном уровне проекция позволяет человеку считать собственные неприемлемые чувства, желания, мотивы, идеи и пр. чужими, и, как следствие, не принимать на себя ответственность за них. На уровне семьи происходит непринятие характеристик, свойственных ей, и одновременно приписывание их другим социальным системам.

Пример. Отец приходит с работы и приносит бумагу и канцелярские принадлежности, которые он «забрал» в офисе. Подросток спрашивает, не является ли данное действие кражей. В разговор вступает мать, которая отрицает факт кражи и пространно рассуждает на предмет того, что «государство нас обворовало, и вообще все вокруг воруют в отличие от нашей семьи».

Интроекция – процесс, направленный на приписывание системе воспринятых извне взглядов, мотивов, установок и других так называемых интроектов. На индивидуальном уровне интроекция играет важную роль в процессе формирования личностных качеств, прежде всего – у детей, которые «вбирают» в себя идеи, представления, особенности поведения и эмоциональных реакций значимых для них людей задолго до того, как сознательно решают стать (или не становиться) похожими на них (Н. Мак-Вильямс). На уровне семейной системы интроекция представляет собой процесс «заражения» семьи представлениями о семейном функционировании, некритично принятыми извне ее членами.

Пример. В советское время многие семьи разделяли убеждение, что вначале нужно думать о Родине, а потом – о себе. Данный интроект приводил к игнорированию супружеских и родительских обязанностей, к различного рода дисфункциям, связанным с идеей вторичности семейных отношений по сравнению с социальными.

  • Дифференциация/расщепление – интеграция.

Дифференциация – это процесс, опосредующий возникновение новых правил, обусловленный необходимостью изменения внутри- или внесемейного взаимодействия. На индивидуальном уровне дифференциация предполагает построение личных границ, изменение дистанции, перечня выполняемых функций и т.п. На уровне семейной системы процесс дифференциации может протекать как внутри самой семьи (и вести, например, к дифференциации семьи на подсистемы или расщеплению на коалиции), так и на уровне взаимодействия с социумом, что приводит к обозначению внешних границ семьи.

Пример. Молодая семья проживала в течение нескольких лет в квартире родителей жены. Постоянное вмешательство со стороны старшего поколения вело к конфликтам и проблемам. После консультации у семейного психолога молодая семья предприняла ряд шагов для укрепления внешних границ. Была достигнута договоренность о том, что семьи будут питаться раздельно, что родители заберут свои вещи из комнаты, в которой живут молодые супруги, а также что все претензии они будут впредь высказывать не своей дочери, а супружеской паре. Несмотря на трудности, в течение полугода молодой семье удалось достигнуть более высокого уровня дифференцированности от родительской семьи жены.

Интеграция – процесс, обслуживающий объединение элементов семейной системы и направленный на взаимное сближение и усиление связей.

В качестве неспецифического примера действия интегративного процесса можно рассмотреть «эмоциональный треугольник». Он представляет собой систему взаимоотношений, включающую трех эмоционально связанных между собой индивидов. Диада может оставаться стабильной до тех пор, пока уровень напряжения в ней низкий. Когда он повышается, в целях снижения тревоги привлекается третий. При этом участники пары эмоционально дистанцируются друг от друга, и один из них устанавливает более близкие отношения с третьим – триангулированным объектом, тем самым снижая напряжения в первоначальной диаде. Таким образом, взаимоотношение любых двух участников треугольника зависят от его третьей стороны. Чем ближе друг другу двое людей, входящих в треугольник, тем больше эмоциональная дистанция между ними и третьим участником данной структуры.

Семейная система характеризуется постоянными колебаниями между точками большей дифференцированности и большей интегрированности членов семьи (идея осцилляции).

  • Эксклюзия – инклюзия.

Эксклюзия – процесс, описывающий исключение элементов из семейной системы, связанное с утратой права быть членом семьи, использовать внутрисемейные ресурсы и т.п.

Пример. В семье повторного брака, состоящей из мужа, жены и детей жены от первого брака – 21-летнего сына и 15-летней дочери – несколько лет царила напряженная атмосфера. Отчим-наркоман систематически издевался над членами семьи, продавал вещи, воровал у них деньги. После того, как он был посажен в тюрьму, жена подала на развод, совместным решением члены семьи выписали его из квартиры, продали жилье и переехали в другой город, приняв таким образом решение забыть, что у них был такой муж и отчим.

Естественная эксклюзия связана со смертью членов семьи. Однако если семья помнит этих членов, они особым образом присутствуют в системе – в воспоминаниях, на фото, в семейных историях и др.

Бывает так, что кто-то исключен несправедливо – например, потому что он был не похож на других, имел «неправильную» сексуальную ориентацию, вступил в «неправильный» брак и т.п. Зачастую в последствии система стремится к восстановлению равновесия путем «замещения» отвергнутого члена кем-то из потомков. Такой член системы зачастую ведет себя так же, как исключенный родственник, повторяя его судьбу (А.А. Шутценбергер).

Инклюзия – процесс включения новых членов в семейную систему. Инклюзия может быть обусловлена как возникновением новой системы и включением взрослых людей в расширенную семью (невестка, зять, шурин), так и рождением либо усыновлением детей.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.