Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Регуляторы семейной системы



К регуляторам семейной системы относят показатели ее функционирования, которые обеспечивают поддержание гомеостатических/гетеростатических процессов. К ним относятся семейные нормы и правила, семейные ценности, традиции и ритуалы семьи.

А.Б. Холмогорова данные показатели называет «содержательными основами жизни семьи» (А.Б. Холмогорова, 2002). Другие авторы называют их семейными стабилизаторами (Э.Г. Эйдемиллер, И.В. Добряков, И.М. Никольская, 2006). На наш взгляд, предложенные определения недостаточно полно раскрывают влияние данных показателей на семейное функционирование. Традиционно им приписывается функция поддержания равновесия в семейной системе. Однако одни и те же показатели в разные периоды жизни семьи могут как ее стабилизировать, так и дестабилизировать. Поэтому мы предлагаем использовать термин «регуляторы семейной системы» как более точно описывающий роль данных показателей в семейном функционировании, а также расширить предлагаемый перечень, включив в него понятие о балансах между «давать» и «брать» в семейной системе.

Пример. В семье было принято отмечать вместе Новый год и дни рождения. Когда дети вступили в подростковый возраст, и у них появились интересы вне дома, в частности, потребность отмечать праздники с друзьями, данная традиция, которая до этого объединяла членов семьи и была источником радости и поддержания эмоциональной близости, стала причиной конфликтов и напряжения.

Семейные нормы и правила – совокупность оснований и требований, на которых строится жизнь семьи. Правила играют важную регулирующую роль во взаимоотношениях членов семьи.

Семейные правила могут касаться любых аспектов жизнедеятельности семьи – как режима дня, так и возможности открытого выражения чувств. Их можно разделить на две группы – открытые и скрытые. В. Сатир, описывая закрытые семейные системы,подчеркивала, что для них характерны скрытые, устаревшие, жесткие, неизменные правила семейной жизни. Члены таких семей должны подстраивать свои потребности под установленные правила, нередко в сочетании с запретом на их обсуждение. Скрытые правила негативно влияют на жизнедеятельность семьи, особенно в ситуации, когда она расширяется за счет появления новых членов. В семье с такими правилами невозможно получить необходимую информацию о той реальностью, на которой базируется жизнь семейной системы, а узнать о правилах можно лишь после их нарушения, за которым следует наказание. П. Вацлавик характеризует данный феномен как патологию общения. Однако даже в подобных ситуациях функцией правил выступает поддержка целостности семьи.

Отсутствие правил и норм приводит к хаосу в семейной системе, а также представляет серьезную опасность для психического здоровья членов семьи. Многие дети и подростки с делинквентным поведением выросли в семьях, характеризующихся хаотичностью. Нечеткость правил и норм, их постоянная изменчивость способствуют росту тревоги у членов семьи и могут приводить к стрессам, а также тормозить развитие как всей семейной системы, так и отдельных ее членов. Правила позволяют членам семьи ориентироваться в реальности и придают устойчивость семье в целом. Нередко именно дефицит правил становится главным источником обид и конфликтов. Самый распространенный пример – мать, которая жалуется на то, что дети и муж мало помогают ей и отказываются выполнять ее просьбы. В таких семьях всегда отсутствуют четкие правила, принятые всеми членами семьи и регулирующие их обязанности.

Семейные ценности – идеалы, представления о семье, ее особенностях, которые одобряются и культивируются в кругу семьи, а также служат важным фактором регуляции взаимоотношений между ее членами. Помимо сугубо частных в семье могут находить отражение общегосударственные, культуральные и др. ценности. Именно семья выступает источником формирования жизненных ценностей, способствующих адаптации и социализации молодежи.

Ритуалы (от лат. ritualis – обрядовый) – упорядоченная система устойчивых действий, характерных для данной семьи. Это очень важный показатель функционирования семейной системы, способствующий созданию связей между членами семьи, регулирующий уровень семейной тревоги, имеющий символический смысл, а также поддерживающий семейную идентичность путем передачи от поколения к поколению определенных паттернов.

Семейный ритуал включает паттерны поведения, которые разделяются всеми или большинством членов семьи и имеют для них символическое значение. Ритуалы отражают семейные традиции и связаны с культурными, религиозными и этническими аспектами функционирования семьи. Несмотря на социокультуральные различия, существуют универсальные семейные ритуалы, к которым можно отнести: семейные праздники, семейные традиции и семейные привычи. В мультикультуральных браках зачастую возникают проблемы, так как каждый из супругов «привносит» в семью собственную систему традиций, обычаев и значимых праздников. Если супруги не договорились о правилах, различные представления о том, как и когда нужно отмечать тот или иной праздник, как организовать внутрисемейный распорядок и т.п. могут приводить к серьезным конфликтам.

Роль ритуалов в сплоченности семьи была изучена в Миланской школе системной семейной психотерапии. J.D. Friesen описал основные характеристики таких семейных ритуалов, как семейные праздники, семейные традиции и семейные привычки:

    • семейные праздники – это ритуализированные внутрисемейные события, детерминированные культурой и поддерживаемые членами семьи. Эти ритуалы можно разделить на группы, относящиеся к семейному и к социальному календарям. К первым можно отнести дни рождения членов семьи, а также ритуалы, обусловленные жизненным циклом семьи (свадьбы, крещения, похороны). Ко вторым – религиозные и государственные праздники (Рождество, Новый Год, День Независимости и др.). «Нормативность» последних достигается за счет их широкого освещения в средствах масс-медиа, тиражирования в фильмах, поддержке социальным окружением и др.
    • семейные традиции – уникальные, специфические для каждой семьи регулярные семейные события. Они не так масштабны, как праздники. К ним могут быть отнесены, например, встречи с членами расширенной семьи, совместные воскресные обеды и т.п. Семейные традиции базируются на внутрисемейных предпочтениях, верованиях, ценностях и позволяют семье выражать свою идентичность;
    • семейные привычки, или ритуалы повседневной жизни, представляют собой систему взаимодействий членов семьи, детерминированную структурой их ролей и обязанностей. Привычку рассматривают как сложившийся способ поведения, осуществление которого в определенной ситуации приобретает для члена семьи характер потребности. Ритуалы, относящиеся к этой группе, не планируются специально и зачастую даже не осознаются вследствие их рутинности (в английском языке это словосочетание звучит как «familyroutines»). Их можно определить фразой «У нас в семье так принято». Так, к этой группе ритуалов относят: характер приема пищи, привычку принимать душ, чистить зубы, обычное время отхода ко сну для детей, проведение свободного времени, пожелание «Спокойной ночи», способы поддержания дисциплины и др. Члены семьи иногда даже не подозревают, что такие их действия на самом деле являются ритуалами. Они считают их типичными, привычными способами поведения, хотя именно семейные привычки являются «лакмусовой бумагой» для выявления сходств и различий между ними (J.D. Friesen, 1990).

Исследования нейробиологов показали, что ритуалы имеют тенденцию стимулировать и левое, и правое полушарие, что ведет к переживанию ритуального действия как глубоко эмоционального события. Логические и вербальные аспекты коммуникации соединяются с символическими и невербальными, что расширяет поле их воздействия на членов семьи, способствует облегчению их интеграции (E. d’Aquili, C. Laughlin, J. McManus, 1979).

Можно выделить различные типы семей в зависимости от характера исполнения ритуалов:

· Семьи с малым количеством ритуалов. В таких семьях не отмечают праздников и различного рода переходных событий жизненного цикла. Семьи с дефицитом ритуалов, как правило, разобщены, а члены этих семей страдают от изоляции и тревоги. Например, смерть одного из членов семьи может приводить к серьезным последствиям для здоровья других в тех семьях, где ритуалы совместного горевания, оплакивания и поминания отсутствуют. Терапевту в этих случаях приходится совместно с семьей создавать или заново выстраивать этот важнейший показатель функционирования системы.

· Семьи с ригидными ритуалами. В таких семьях жестко следуют ритуалам и не учитывают изменения, связанные с развитием членов семьи. Все четко структурировано и определено, семейные нормы и правила очень ясны и практически неизменны. Члены семьи твердо следуют семейным обычаям и привычкам, например: едят одну и ту же пищу, навещают одних и тех же людей, празднуют в одной и той же компании и т.п.

· Семьи с детерминирующим эффектом ритуала. В таких семьях определенный ритуал, как правило, религиозного характера, оказывает очень сильное, определяющее, влияние на весь процесс жизнедеятельности семьи и формирование мировоззрения ее подрастающих членов.

· Семьи с формальными ритуалами. В таких семьях люди следуют ритуалам из чувства долга. Ритуальные действия либо потеряли свое значение для семьи, став бременем и создавая напряжение, либо обесценились вследствие изменений, к которым семья вовремя не приспособилась. Также встречаются семьи, где только один человек участвует в ритуалах при полном их игнорировании другими членами семьи.

Ритуалы являются важным способом помощи семьям и отдельным их членам в переходные между этапами жизненного цикла периодами. Их использование в терапевтической практике способствует эффекту интеграции семьи.

Балансы «давать-брать».Для того, чтобы развиваться и адекватно функционировать, семья должна совершать обмены с окружающей средой. «Семья, будучи живой системой, обменивается с внешней средой энергией и информацией» (С. Минухин, Ч. Фишман, 1998, с. 28). Кроме того, аналогичные обмены существуют внутри семьи между подсистемами.

Обмены базируются на потребностях отдельных индивидов, подсистем и системы в целом и характеризуют протекающие в семейной системе равновесные процессы. Они напоминают «качели»: поступление стремиться уравновеситься отдачей, и чем больше объем отдаваемого и получаемого, тем «выше» они раскачиваются. Обмены чувствами, информацией, услугами – краеугольный камень существования системы, где разные индивиды обладают разной способностью удовлетворять как свои, так и чужие потребности.

Проблемы в системе начинаются тогда, когда баланс между «давать» и «брать» нарушается. А.А. Шутценбергер, опираясь на работы I Boszormenyi-Nagy, пишет о понятии семейной справедливости. «Когда справедливость не соблюдается, это проявляется в неверии, эксплуатации одних членов семьи другими (иногда в бегстве, реванше, мести), даже в болезни и повторяющихся несчастных случаях. И наоборот, когда справедливость соблюдается, существуют привязанность, взаимное уважение членов семьи… Можно говорить о «балансе семейных счетов» и «семейном гроссбухе», где видны кредит и дебет, долги, обязанности, заслуги. В противном случае мы имеем ряд проблем, повторяющихся из поколения в поколение» (А.А. Шутценбергер, 2001, с. 31).

Процессы, поддерживающие баланс семейной системы, можно прояснить посредством анализа следующих аспектов жизнедеятельности ее членов:

  • Что каждый из них «приносит» в семейную систему?
  • Что он/она «получают» в семье?
  • Какие внешние факторы поддерживают/дестабилизируют систему?

В семейных системах, где один из элементов получает выгоды за счет кого-либо другого без последующей компенсации, может аккумулироваться чувство вины, побуждающее кого-либо из членов семьи пытаться загладить допущенную несправедливость, чаще всего посредством неосознанных действий. Это один из вариантов развития дисфункции в семейной системе.

Анализ процессуальных параметров представляется нам неполным без упоминания о движущих силах, опосредующих их действие – механизмах функционирования семьи.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.