Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ ОБРАБОТКИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ В ЛОКАЛЬНЫХ ЭИС



Организация решения экономических задач.

Содержание работ по проектированию процессов обработки экономической информации определяется особенностями, присущими экономической задаче как основной единице обработки данных локальных ЭИС. Под экономической задачей принято понимать взаимосвязанную последовательность операций или действий, выполняемых над одним или несколькими файлами с целью получения хотя бы одного экономического показателя, выдаваемого в форме документа на бумажный носитель или записываемого на машинный носитель. Можно выделить следующие специфические особенности, свойственные экономическим задачам:

• реализация с помощью решения экономических задач функций управления;

• разрешимость задач (для любой задачи существует некоторое решение);

• алгоритмизируемость задач (с этой точки зрения выделяют хорошо и слабо формализованные задачи);

• структурированность алгоритма решения задачи и возможность разбиения его на блоки и модули;

• преобладание последовательной отработки файлов с исходными данными;

• невысокая степень использования математических методов (только 25% задач используют математические методы);

• форматированность входных и выходных данных в виде документов строго определенной формы и содержания;

• связанность экономических задач через общую информационную базу;

• упорядоченность используемых данных по ключевым признакам;

• регулярность решения (повторяемость);

• выдача результатов решения задач к определенным срокам.

Экономические задачи характеризуются совокупностью групп параметров, согласно которым можно выделить классы задач. К этим группам параметров можно отнести следующие:

1. Параметры, характеризующие использование входных данных:

• количественные (например, объем файла, количество файлов, объем актуализации и др.);

• качественные (например, характер информации, время изменения файла, упорядоченность файла и др.).

2. Параметры, характеризующие получение выходных данных:

• сложность структуры выходных данных;

• срочность изготовления;

• число экземпляров.

3. Параметры, характеризующие алгоритм решения задачи:

• типы операторов (вычислительные, логические, операторы передачи управления, ввода, вывода);

• частота использования операторов;

• вероятность перехода по ветвям алгоритма;

• число повторений в операторах циклов.

4. Параметры оценки сложности обработки:

• время работы;

• объем программы;

• класс сложности программ (простые - 500 симв. / оператор для задач оперативной обработки данных, средние - 5 000 симв. / оператор для аналитических задач, сложные - 20 000 симв. / оператор для задач, связанных с решением проблем поддержки принятия решений).

5. Параметры, характеризующие технологию разработки программы реализации задачи на ЭВМ:

• трудоемкость разработки;

• стоимость разработки;

• машинное время отладки.

6. Параметр, характеризующий степень связности задач, для чего используют коэффициент связности (Ксв), рассчитываемый как отношение суммы объема вводимой внешней информации (Vвнеш) к объему внутренней обрабатываемой информации -Vвнут:

 

 

С этой точки зрения можно выделить локальные задачи, для которых Ксв<1, слабо связанные задачи, средне- и сильно связанные задачи при Ксв=1 и Ксв>1).

7. Параметр регулярности решения задач, по которым выделяют задачи: регулярные (фоновые задачи) и нерегулярные (решение которых носит случайный характер).

8. Параметр оценки периодичности решения задач (в день, декаду, месяц, год).

9. Параметр оценки степени использования (с учетом прав доступа) и сроков использования результатов.

10. Параметр, характеризующий юридическую силу результатных документов, получаемых после решения задачи (требующих подписей ответственных лиц или не требующих таковых).

11. Параметр близости средств решения задач к непосредственным пользователям получаемых результатов (локальные и распределенные задачи).

12. Параметр, характеризующий режим обработки данных (пакетный, диалоговый, телеобработки, сетевой, реального масштаба времени или смешанный).

 

Проектирование технологических процессов обработки данных в диалоговом режиме.

 

Диалог - это процесс обмена сообщениями между пользователем и ЭВМ, при котором осуществляется постоянная смена ролей информатора и реципиента (пользователя, принимающего информацию), причем смена ролей должна быть достаточно оперативной. Процесс диалога должен удовлетворять следующим условиям:

• единая цель информатора и реципиента;

• постоянная смена ролей пользователя и ЭВМ;

• общий язык общения;

• наличие общей базы знаний (данных);

• возможность пополнения базы знаний хотя бы одним из объектов (субъектов).

Для осуществления диалога необходимо разработать диалоговую систему (ДС), представляющую собой совокупность технического, информационного, программного, лингвистического обеспечения, предназначенную для выполнения функций управления диалогом, информирования пользователя, ввода информационных сообщений, обработки их с помощью прикладных программ и выдачи результатов.

Можно выделить несколько характеристик ДС, значения которых определяют процесс диалогового взаимодействия пользователя и ЭВМ. Важнейшей из них является степень оперативности диалога. При этом возможна оперативность двусторонняя или односторонняя - со стороны ЭВМ или человека. В первом случае диалог называется активным со временем ожидания до 2 с, во втором - пассивным, время ожидания при нем может достигать 3 мин.

Другой характеристикой диалоговых систем служит способность к управлению. Она тесно связана с такими условиями выполнения диалога, как наличие знаний у партнеров и взаимопонимания между ними с помощью общего языка. Эта характеристика выражается в способности к выдаче таких команд партнеру, которые требуют выполнения некоторых действий, направленных на достижение цели диалога.

В процессе диалога возможно двустороннее управление на базе языка типа «запрос - ответ», одностороннее управление со стороны ЭВМ с языком общения типа «меню», «заполнение шаблона» и ответа по «подсказке» или одностороннее управление со стороны пользователя с использованием языка директив (команд).

Важной характеристикой является также способность партнеров к обучению (накоплению знаний о предметной области) и общего языка взаимодействия. Выделяют системы, которые обеспечивают двустороннее обучение партнеров, и системы с односторонним обучением: со стороны либо пользователя, либо ЭВМ.

Помимо вышеперечисленных существует и ряд других характеристик, к которым относят:

• среднее время безотказной работы всей диалоговой системы;

• вероятность безошибочного выполнения диалога;

• коэффициент занятости системы;

• стоимость эксплуатации и разработки диалоговой системы.

Диалоговые системы можно классифицировать по ряду признаков (рис. 29).

По сфере использования можно выделить системы, применяемые в процессах управления экономическими системами, в процессах проектирования сложных систем в САПР, в обучающих системах, в системах управления данными и в информационно-поисковых системах.

По способу организации взаимодействия и наличию приоритета при организации этого взаимодействия выделяют системы с приоритетным взаимодействием (человека, ЭВМ) и без приоритетного взаимодействия. Бесприоритетные системы отличаются случайным характером ведения диалога и малой степенью его организованности. Такие системы не являются характерными для применения в экономических системах, в которых, как правило, используют приоритетные схемы взаимодействия человека или ЭВМ в пределах сценария или предметной области и выбранных средств общения.

Если принять во внимание, что основу процесса взаимодействия составляют операции информирования, то все диалоговые системы можно разделить на классы по типу общения: с активным общением и с пассивным общением, а по типу сценария все ДС делят на системы с гибким и жестким сценарием диалога. Активная схема диалога характеризуется проявлением инициативы с двух сторон, что создает возможность регулирования человеком основных характеристик взаимодействия: периода общения, количества этапов, структуры и содержания информационного по­тока. Следовательно, появляется возможность работать по гибкому сценарию диалога. Схема пассивного диалога более проста по своей реализации и используется при хорошей структуриро­ванности задачи, а также при лимите времени и средств ЭВМ.

Стандарты на создание систем защиты данных.

 

При создании корпоративных ЭИС возрастает роль систем защиты данных. В силу большой сложности разрабатываемых систем защиты данных требуется их сертификация специализированными организациями на соответствие международным и национальным стандартам. В этом случае повышаются эффективность и качество разрабатываемых систем защиты данных и возрастает степень доверия заказчиков к внедряемым ЭИС.

Основные понятия, требования, методы и средства проектирования и оценки системы информационной безопасности для ЭИС отражены в следующих основополагающих документах:

• «Оранжевая книга» Национального центра защиты компьютеров США (TCSEC);

• Гармонизированные критерии Европейских стран (ITSEC);

• Рекомендации Х.800;

• Концепция защиты от НСД Госкомиссии при Президенте РФ.

Знание критериев оценки информационной безопасности, изложенных в этих документах, способно помочь проектировщикам при выборе и комплектовании аппаратно-программной конфигурации ЭИС. Кроме того, в процессе эксплуатации администратор системы защиты информации должен ориентироваться на действия сертифицирующих органов, поскольку обслуживаемая система, скорее всего, время от времени будет претерпевать изменения, и нужно, во-первых, оценивать целесообразность модификаций и их последствия, во-вторых, соответствующим образом корректировать технологию пользования и администрирования системой. При этом целесообразно знать, на что обращают внимание при сертификации, поскольку это позволяет сконцентрироваться на анализе критически важных аспектов, повышая качество защиты.

Остановимся на кратком рассмотрении состава основных понятий и подходов к проектированию и оценке системы защи­ты информации в ЭИС, изложенных в этих документах.

 

«Оранжевая книга» Национального центра защиты компьютеров США (TCSEC).

 

«Оранжевая книга» - это название документа, который был впервые опубликован в августе 1983 г. в Министерстве обороны США. В этом документе дается пояснение понятия «безопасная система», которая «управляет посредством соответствующих средств доступом к информации так, что только должным образом авторизованные лица или процессы, действующие от их имени, получают право читать, писать, создавать и удалять информацию». Очевидно, однако, что абсолютно безопасных систем не существует, и речь идет не о безопасных, а о надежных системах.

В «Оранжевой книге» надежная система определяется как «система, использующая достаточные аппаратные и программные средства, чтобы обеспечить одновременную обработку информации разной степени секретности группой пользователей без нарушения прав доступа». Степень доверия, или надежность проектируемой или используемой системы защиты или ее компонентов, оценивается по двум основным критериям:

1) концепция безопасности;

2) гарантированность системы защиты.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.