Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Функциональная и структурная организация информационных систем



Информация непосредственно и неразрывносвязана с процессом управления. Самое общее кибернетическое определение управления гласит: управление - есть процесс целенаправленной переработки информации. Управление определяется как функция системы, обеспечивающая либо сохранение совокупности ее основных свойств, либо ее развитие в заданном направлении. И том и в другом случае управление осуществляется для достижения определен­ной цели, вполне конкретной для каждого конкретного объекта управления и связанной с состояниями объекта и среды, в которой он находится. Критерием опти­мальности управления, показывающим степень достижения поставленной цели, является целевая функция управления.

Целевая функция управления — это некоторая количественно измеряемая величи­на, являющаяся функцией входных и выходных переменных, параметров объекта управления и времени.

Место ИС в процессе управления можно пояснить структурной схемой, приве­денной на рис. 1.

Объект управления

(управляемый процесс)

Рис. 1. Укрупненная структурная схема процесса управления: 1 — внешние факторы (информация о состоянии рынка, наличных ресурсах, сроках поставок и др.); 2 — регламентирующая информация от вышестоящих органов, в том числе целевая функция управления; 3 — управляющая информация; 4 — информация о состоянии объекта; 5 — информация о результатах деятельности (обратная связь)

Никакая сколько-нибудь значимая современная ИС не может эффективно выпол­нять свои функции без вычислительных машин. Поэтому практически все ИС являются одновременно и информационно-вычислительными (ИВС). Анализ со­держания и систематизация функций ИВС, управляющей крупным объектом (кор­порацией, фирмой), позволили выделить и определить следующие обобщенные функции:

-вычислительную — своевременно и качественно выполнять обработку инфор­мации во всех интересующих систему управления аспектах;

-коммуникационную — обеспечивать оперативную передачу информации и за­данные пункты;

- информирующую — обеспечить быстрый доступ, поиск и выдачу необходимой информации всех видов (научной, экономической, финансовой, технической и т. п.);

-запоминающую — выполнять непрерывное накопление, систематизацию, хра­нение и обновление всей необходимой информации;

-следящую — отслеживать и формировать всю необходимую для управления внешнюю и внутреннюю информацию;

-регулирующую — осуществлять информационно-управляющие воздействия на объект управления при отклонении параметров его функционирования от за­данных (запланированных) значений;

-оптимизирующую — обеспечивать оптимальные плановые расчеты и перерасче­ты по мере изменения целей, критериев и условий функционирования объекта;

-самоорганизующуюся — гибко изменять структуру и параметры ИВС дня до­стижения вновь поставленных целей (в том числе для реализации цикла «ис­следование — разработка — внедрение — производство» с минимальными за­тратами ресурсов);

-самосовершенствующуюся — накапливать и анализировать опыт с целью обоснованного отбора лучших методов проектирования, производства и управления;

-исследовательскую — обеспечивать выполнение научных исследований корпо­ративных проблем, процессов создания новой техники и технологий, формиро­вания тематики целевых программ комплексных научных исследований;

- прогнозирующую — выявлять основные тенденции, закономерности и показа­тели развития объекта и окружающей среды;

-анализирующую — определять основные показатели, в том числе и экономи­ческие, хозяйственной деятельности объекта;

-синтезирующую — обеспечивать автоматизированную разработку нормативов технологической, финансовой и хозяйственной деятельности;

-контролирующую —выполнять автоматизированный контроль качества средств производства, выпускаемой продукции и услуг;

-диагностическую — выполнять автоматизированные процедуры диагностики состояния объекта управления (в первую очередь технологического оборудо­вания);

-документирующую — обеспечивать формирование всех необходимых учетно-расчетных, планово-распорядительных, финансовых и других форм доку­ментов.

Для реализации названных функций ИС должка быть достаточно сложной и вклю­чать в себя набор подсистем, показанный па рис. 2.

Функциональные подсистемы ИС реализуют и поддерживают модели, методы и алгоритмы получения управляющей информации, Состав функциональных под­систем весьма разнообразен и зависит от предметной области использования ИС, специфики хозяйственной деятельности объекта управления. Каждая на подсистем обеспечивает выполнение комплексов задач и процедур обработки информа­ции, необходимых для эффективного управления объектом. На рис. 2 приведен примерный состав этих подсистем для производственных организаций.

 

    Информационная система        
                     
                 
Функциональные подсистемы Обеспечивающие подсистемы   Организационные | подсистемы  
               
Научно-техническая подготовка       Информационное обеспечение       Кадровое обеспечение    
Бизнес-планирование     Техническое обеспечение     Эргономическое обеспечение    
                     
Оперативное управление       Программное обеспечение       Правовое обеспечение    
Финансовый менеджмент   Математическое обеспечение   Организационное обеспечение    
Бухгалтерский учет   Лингвистическое обеспечение    
Прочие     Прочие            
                                         

Рис.2. Состав основных подсистем ИС

1. Подсистема научно-технической подготовки производства отвечает за выпол­нение научно-исследовательских, в том числе и маркетинговых работ, конст­рукторскую и технологическую подготовку производства.

2. Подсистема бизнес-планирования выполняет технико-экономическое и оперативно-календарное планирование производства, формирует бизнес-план,

3. Подсистема оперативного управления, кроме непосредственного управления ходом производства, выполняет также управление материальными потоками, снабжением и сбытом (логистика), учетом затрат на производство (контрол­линг).

4.Подсистема финансового менеджмента отвечает за формирование финансово­го плана и портфеля заказов предприятия, анализ результатов его хозяйствен­ной деятельности.

 

5. Подсистема бухгалтерскою учета обеспечивает составление отчетности и учет труда и заработной платы, товарно-материальных ценностей, основных средств, результатов финансовых операций.

 

В других областях использования ИС акценты могут ставиться на другие задачи. Так, в маркетинговых ИС основное внимание уделяется анализу рынка и прогно­зированию объемов продаж, в финансовых системах — финансовому анализу и прогнозированию, управлению кредитно-денежной политикой и т. п. Состав обеспечивающих подсистем более стабилен и мало зависит от предмет­ной области использования ИС.

1. Информационное обеспечение представляет собой совокупность реализованных решений по объемам, размещению и формам организации информации, цирку­лирующей в системе управления. Иными словами, информационное обеспече­ние — это методы и средства построения информационной базы системы, включающие системы классификации и кодирования информации, унифицированные системы документов, схемы информационных потоков, принципы и методы создания баз данных.

2. Техническое обеспечение ~ комплекс технических средств, задействованных в технологическом процессе преобразования информации в системе. В первую очередь это вычислительные машины, периферийное оборудование, аппаратура и каналы передачи данных.

3. Программное обеспечение включает в себя совокупность программ регулярного применения, необходимых для решения функциональных задач и программ, позволяющих наиболее эффективно использовать вычислительную технику, обеспечивая пользователям наибольшие удобства в работе.

4. Математическое обеспечение — совокупность математических методов, моде­ лей и алгоритмов обработки информации, используемых в системе.

5. Лингвистическое обеспечение — совокупность языковых средств, используемых в системе с целью повышения качества ее разработки и облегчения общения человека с машиной.

Организационные подсистемы, по существу, относятся также к обеспечивающим подсистемам, нo направлены в первую очередь на обеспечение эффективной рабо­ты персонала, и поэтому они могут быть выделены отдельно.

1. Кадровое обеспечение — состав специалистов, участвующих в создании и рабо­те системы, штатное расписание и функциональные обязанности.

2. Эргономическое обеспечение — совокупность методов и средств, используемых при разработке и функционировании ИС, создающих оптимальные условия для деятельности персонала, для быстрейшего освоения системы.

3. Правовое обеспечение — совокупность правовых норм, регламентирующих создание и функционирование информационной системы, порядок получения, преобразования и использования информации,

4. Организационное обеспечение представляет собой комплекс решений, регламен­тирующих процессы создания и функционированиякак системы в целом, так и ее персонала.

 

ЛЕКЦИЯ № 2

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.