Информация непосредственно и неразрывносвязана с процессом управления. Самое общее кибернетическое определение управления гласит: управление - есть процесс целенаправленной переработки информации. Управление определяется как функция системы, обеспечивающая либо сохранение совокупности ее основных свойств, либо ее развитие в заданном направлении. И том и в другом случае управление осуществляется для достижения определенной цели, вполне конкретной для каждого конкретного объекта управления и связанной с состояниями объекта и среды, в которой он находится. Критерием оптимальности управления, показывающим степень достижения поставленной цели, является целевая функция управления.
Целевая функция управления — это некоторая количественно измеряемая величина, являющаяся функцией входных и выходных переменных, параметров объекта управления и времени.
Место ИС в процессе управления можно пояснить структурной схемой, приведенной на рис. 1.
Объект управления
(управляемый процесс)
Рис. 1. Укрупненная структурная схема процесса управления: 1 — внешние факторы (информация о состоянии рынка, наличных ресурсах, сроках поставок и др.); 2 — регламентирующая информация от вышестоящих органов, в том числе целевая функция управления; 3 — управляющая информация; 4 — информация о состоянии объекта; 5 — информация о результатах деятельности (обратная связь)
Никакая сколько-нибудь значимая современная ИС не может эффективно выполнять свои функции без вычислительных машин. Поэтому практически все ИС являются одновременно и информационно-вычислительными (ИВС). Анализ содержания и систематизация функций ИВС, управляющей крупным объектом (корпорацией, фирмой), позволили выделить и определить следующие обобщенные функции:
-вычислительную — своевременно и качественно выполнять обработку информации во всех интересующих систему управления аспектах;
-коммуникационную — обеспечивать оперативную передачу информации и заданные пункты;
- информирующую — обеспечить быстрый доступ, поиск и выдачу необходимой информации всех видов (научной, экономической, финансовой, технической и т. п.);
-запоминающую — выполнять непрерывное накопление, систематизацию, хранение и обновление всей необходимой информации;
-следящую — отслеживать и формировать всю необходимую для управления внешнюю и внутреннюю информацию;
-регулирующую — осуществлять информационно-управляющие воздействия на объект управления при отклонении параметров его функционирования от заданных (запланированных) значений;
-оптимизирующую — обеспечивать оптимальные плановые расчеты и перерасчеты по мере изменения целей, критериев и условий функционирования объекта;
-самоорганизующуюся — гибко изменять структуру и параметры ИВС дня достижения вновь поставленных целей (в том числе для реализации цикла «исследование — разработка — внедрение — производство» с минимальными затратами ресурсов);
-самосовершенствующуюся — накапливать и анализировать опыт с целью обоснованного отбора лучших методов проектирования, производства и управления;
-исследовательскую — обеспечивать выполнение научных исследований корпоративных проблем, процессов создания новой техники и технологий, формирования тематики целевых программ комплексных научных исследований;
- прогнозирующую — выявлять основные тенденции, закономерности и показатели развития объекта и окружающей среды;
-анализирующую — определять основные показатели, в том числе и экономические, хозяйственной деятельности объекта;
-синтезирующую — обеспечивать автоматизированную разработку нормативов технологической, финансовой и хозяйственной деятельности;
-контролирующую —выполнять автоматизированный контроль качества средств производства, выпускаемой продукции и услуг;
-диагностическую — выполнять автоматизированные процедуры диагностики состояния объекта управления (в первую очередь технологического оборудования);
-документирующую — обеспечивать формирование всех необходимых учетно-расчетных, планово-распорядительных, финансовых и других форм документов.
Для реализации названных функций ИС должка быть достаточно сложной и включать в себя набор подсистем, показанный па рис. 2.
Функциональные подсистемы ИС реализуют и поддерживают модели, методы и алгоритмы получения управляющей информации, Состав функциональных подсистем весьма разнообразен и зависит от предметной области использования ИС, специфики хозяйственной деятельности объекта управления. Каждая на подсистем обеспечивает выполнение комплексов задач и процедур обработки информации, необходимых для эффективного управления объектом. На рис. 2 приведен примерный состав этих подсистем для производственных организаций.
Информационная система
Функциональные подсистемы
Обеспечивающие подсистемы
Организационные | подсистемы
Научно-техническая подготовка
Информационное обеспечение
Кадровое обеспечение
Бизнес-планирование
Техническое обеспечение
Эргономическое обеспечение
Оперативное управление
Программное обеспечение
Правовое обеспечение
Финансовый менеджмент
Математическое обеспечение
Организационное обеспечение
Бухгалтерский учет
Лингвистическое обеспечение
Прочие
Прочие
Рис.2. Состав основных подсистем ИС
1. Подсистема научно-технической подготовки производства отвечает за выполнение научно-исследовательских, в том числе и маркетинговых работ, конструкторскую и технологическую подготовку производства.
2. Подсистема бизнес-планирования выполняет технико-экономическое и оперативно-календарное планирование производства, формирует бизнес-план,
3. Подсистема оперативного управления, кроме непосредственного управления ходом производства, выполняет также управление материальными потоками, снабжением и сбытом (логистика), учетом затрат на производство (контроллинг).
4.Подсистема финансового менеджмента отвечает за формирование финансового плана и портфеля заказов предприятия, анализ результатов его хозяйственной деятельности.
5. Подсистема бухгалтерскою учета обеспечивает составление отчетности и учет труда и заработной платы, товарно-материальных ценностей, основных средств, результатов финансовых операций.
В других областях использования ИС акценты могут ставиться на другие задачи. Так, в маркетинговых ИС основное внимание уделяется анализу рынка и прогнозированию объемов продаж, в финансовых системах — финансовому анализу и прогнозированию, управлению кредитно-денежной политикой и т. п. Состав обеспечивающих подсистем более стабилен и мало зависит от предметной области использования ИС.
1. Информационное обеспечение представляет собой совокупность реализованных решений по объемам, размещению и формам организации информации, циркулирующей в системе управления. Иными словами, информационное обеспечение — это методы и средства построения информационной базы системы, включающие системы классификации и кодирования информации, унифицированные системы документов, схемы информационных потоков, принципы и методы создания баз данных.
2. Техническое обеспечение ~ комплекс технических средств, задействованных в технологическом процессе преобразования информации в системе. В первую очередь это вычислительные машины, периферийное оборудование, аппаратура и каналы передачи данных.
3. Программное обеспечение включает в себя совокупность программ регулярного применения, необходимых для решения функциональных задач и программ, позволяющих наиболее эффективно использовать вычислительную технику, обеспечивая пользователям наибольшие удобства в работе.
4. Математическое обеспечение — совокупность математических методов, моде лей и алгоритмов обработки информации, используемых в системе.
5. Лингвистическое обеспечение — совокупность языковых средств, используемых в системе с целью повышения качества ее разработки и облегчения общения человека с машиной.
Организационные подсистемы, по существу, относятся также к обеспечивающим подсистемам, нo направлены в первую очередь на обеспечение эффективной работы персонала, и поэтому они могут быть выделены отдельно.
1. Кадровое обеспечение — состав специалистов, участвующих в создании и работе системы, штатное расписание и функциональные обязанности.
2. Эргономическое обеспечение — совокупность методов и средств, используемых при разработке и функционировании ИС, создающих оптимальные условия для деятельности персонала, для быстрейшего освоения системы.
3. Правовое обеспечение — совокупность правовых норм, регламентирующих создание и функционирование информационной системы, порядок получения, преобразования и использования информации,
4. Организационное обеспечение представляет собой комплекс решений, регламентирующих процессы создания и функционированиякак системы в целом, так и ее персонала.