Помощничек
Главная | Обратная связь

...

Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Контрольно-проверочные задания



Орфоэпические, словообразовательные, морфологические нормы.

1. Какие слова имеют варианты ударения?

2. В каких словах произносится сочетание [шн]?

Конечно, сердечный друг, сердечный приступ, булочная, земляничный, скворечник.

3. Какие слова образованы с помощью суффикса?

Прибавление, подоконник, лимонный.

4. Какие слова имеют варианты окончаний?

Шоферы, носков, дверьми, конями, в лесу, на окне, сахару.

5. Какие слова относятся к м.р.?

Кофе, пюре, шимпанзе, кашне, кюре.

6. Напишите краткую форму прилагательных?

Красивый, легкий, ответственный, торжественный, высокий, многочисленный.

7. Какие степени сравнения образованы неверно?

Более смелее, ближайший, короче, самый долгий, самый наилучший.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. М., 1989

2. Голуб И.Б. Секреты хорошей речи. М., 1993

3. Зализняк А.А. Грамматический словарь русского языка. М., 1977

4. Культура речи. Сборник практических заданий // Сост. О.Ю. Машина. Великий Новгород, 2004.

5. Розенталь Д.Э. Справочник. Правописание и литературная правка. М., 1989

6. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. М., 1987

7. Современный русский язык под редакцией Леканта П.А. М., 1988

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Какие виды морфологических норм Вы знаете?

2. Приведите основные примеры морфологических норм существительного, прилагательного, местоимения, числительного, глагола.

 

Синтаксические нормы

Синтаксис изучаетсловосочетание и предложение.Говоря о синтаксической норме, мы имеем в виду, прежде всего, нормы сочетания слов, построения предложений. В сочетаниях слов на первом месте по сложности построения находятся словосочетания со связью управления. Розенталь Д.Э. в своей книге «Управление в русском языке» перечисляет нормативные способы управления глагола существительным. Например, аккомпанировать (кому? чему? на чём?), вливаться (во что?), гарантировать (что? кому?), интересовать (кого? что?).

Избежать ошибки в построении словосочетания – это значит соблюсти норму грамматической сочетаемости: форма падежа существительного соответствует глаголу, управляющему им. Например, курировать (кого?), руководить (кем?), контролировать (кого?), руководить (кем?), управлять (кем?). Речевая ошибка отмечается там, где есть неразличение разного управления: курировать и руководить группами. Верным будет раздельное сочетание каждого глагола с существительным или местоимением в своём падеже: курировать группы и управлять студентами.

Другой вид синтаксической нормы связан с проблемой согласования подлежащего и сказуемого. Ошибки вызваны несогласованностью подлежащего и сказуемого в роде, числе. Например, «В произведении описаноряд эпизодов борьбы с захватчиками. Детвора бегали во дворе». Такие речевые недочёты объяснимы с точки зрения грамматики, т. е. сложное подлежащие ряд эпизодов имеет и форму ед. ч. и форму мн. ч., что затрудняет в выборе одной формы и приводит к ошибочному варианту сказуемого среднего рода. Существительные типа детвора, молодёжь, народ, отряд содержат значение множества, а имеют форму ед. ч., поэтому возникает проблема согласования в числе со сказуемым. Когда подлежащее представляет собою сочетание с сочинительной связью: я и мои родители, я со своими друзьями требуют форму сказуемого в ед. ч. «Я со своими друзьями ездил в Волгоград».

Другой вопрос синтаксической нормы связан с согласованием приложений и определений с другими членами предложения. Например, «Роман «Мать» написана писателем Максимом Горьким». Или же нарушение согласования обособленного определения с определяемым словом. Например, «Лев Толстой является крупным художником слова, внесший огромный вклад в мировую литературу».

Не менее часто в речи встречаются синтаксические неточности, вызванные не грамматическим согласованием определяемого слова с придаточным определительным или причастным оборотом, смысловым. Например, «По студенческим хлебным карточкам нам давали четыреста граммов хлеба, который мы съедали за один раз». (В. Солоухин). Но в данном случае такое употребление формы союзного слова в согласовании со словом хлеб, который можно считать уместным, так как смысловое согласование здесь отражает образную картину и служит изобразительности.

Иной вид ошибки заключается в неправильном расположении причастного оборота по отношению к определяемому слову. «Автор получил исправленную рукопись редактором». Наибольшую проблему письменной речи составляет употребление деепричастного оборота. Например, «Прочитав роман, для меня стал близок образ Болконского». Правильное построение предложения с деепричастным оборотом заключается в том, чтобы сказуемое-глагол и деепричастие относились к одному предмету, названному подлежащим: «Прочитав роман, я узнал близкий мне образ Болконского». В устной речи часто встречаются предложения с ошибочным употреблением деепричастного оборота. Например, «Подъезжая к месту аварии, мимо нас пролетела машина». Нарушение грамматической нормы типично для разговорной неподготовленной речи, однако, несмотря на частотность таких оборотов нельзя признать их нормативными, так как здесь на лицо искажение грамматического правила. Тем не менее, такие предложения распространены в устной речи, видимо, причиной является свойственная разговорной форме неполнота выражения мысли, сокращённые конструкции. За высказанными словами и с грамматическими ошибками общий смысл улавливается, собеседники понимают, что хочет сказать говорящий. Вместе с этим такой оборот речи звучит не гладко, и его необходимо откорректировать, приведя в согласие с общелитературной нормой, так как грамматические правила русского языка едины для устной и письменной речи. «Подъезжая к месту аварии, мы увидели, как мимо нас пролетела машина».

Не редко качество письменной речи снижается из-за неправильного порядка слов в предложении:

«Каждый вечер рассказывала мать дочери сказки». «Он подыскал надёжного себе помощника». Такие отступления от грамматической нормы допустимы в устной разговорной речи, и они не приемлемы для письменного общения.

Не менее многочисленны недочёты в построении сложного предложения с придаточными или сложносочинённого предложения. Их замена приводит к неясности мысли: «Мы едем в школу, бывает туман». Неправильный выбор предлогов, союзов приводит к ошибкам в построении предложений. «Когда ночь была спокойная, но люди не спали ни минуты».

Эти и другие синтаксические нормы составляют основу ясной, чёткой письменной речи. Правила построения словосочетаний и предложений не редко нарушаются в речи. Прежде всего, в управлении глагола существительным, в согласовании подлежащего и сказуемого, причастного оборота с определяемым словом, приложений с другими членами предложений, в употреблении деепричастного оборота, в порядке слов в предложении и употребление союзов в сложноподчинённом предложении.

Практические задания

148.Исправьте речевые ошибки.

В чем вы понимаете, что такое счастье?

Читая Онегина, у меня сложилось впечатление об авторе, как о человеке жизнерадостном, веселом и трудолюбивом.

Они подошли к костру, разгоревшийся ввысь, искры отлетали по сторонам.

Мне понравилось, когда раздавали призы, кто лучше делает зарядку.

Это «Гладиатор» смотрите в киноцентре со следующей недели.

149.Отметьте вариант употребления. Приведите современный нормативный вариант.

Я знал… Петра Вакорина… не способного ничего другого делать, как сходить за охотой, за грибами, рыбки поудить (Писемский).

150.Постройте сочетания с антонимичными предлогами.

Отдыхал в Крыму – вернулся

На Кавказе –

Остался в классе – вышел

На току –

 

151.Какой предлог в или на используется с каждым существительным?

Крым, Кавказ, Альпы, Карпаты, Белоруссия, Украина.

Деревня, хутор, село, комбинат, мясокомбинат, спортивные игры, Олимпийские игры.

Живу, обслуживают, ремонтировать, сдавать, участвовать, выступать.

 

152.Какова разница в значении и употреблении предлогов вследствие, ввиду?

Вследствие жарких июньских дней земля согрелась.

Ввиду предстоящих заморозков саженцы надо оставить в теплице.

Прошу предоставить отпуск вследствие болезни.

Он приехал сюда вследствие сложившихся обстоятельств.

153.Постройте предложения с предлогом благодаря. Исправьте речевые ошибки.

Благодаря разливу рек движение остановлено.

Пешеход пострадал в дорожной аварии благодаря своей невнимательности.

Благодаря собственной ошибке служащий не точно выполнил задание.

 

154.Составьте предложение с именным управлением.

Удовольствие (чего, от чего), путь (чего, к чему), приверженность (кому, чему, к кому, чему), поддержка (кому, для кого), охота (кому, к чему), согласие (кого с кем, между кем).

 

155.Охарактеризуйте вариант управления при глаголе с отрицанием; Р.п., В.п. (отвлеченность, конкретность, усиленное, ослабленное отрицание)

Те три мастера… не делали ошибки, направясь не к Москве, а на юг (Н. Лесков).

Мы не имеем ни одного замечания. Он не ест мяса за обедом. Мать не теряет надежды. Не закончив дела, дед стал говорить. Не забыть дней детства.

Дочь не выпила молоко, что оставила мать. Ты не понимаешь ребенка. Место не отнимут у них. Не могу не отметить любовь к чтению у моих детей. Я едва не уронил чашку. Он не успел сшить костюм.

 

156.Постройте предложения с однородными членами. В каком предложении есть речевая ошибка? Определите однородные и неоднородные ряды.

1. Потребовались песни, стихи, романы, обряды, жилища и новое умение хорошо держать себя в обществе. Лишены избирательного права в Англии несовершеннолетние, пэры и идиоты (И. Ильф).

В приемной городничего были утки, гуси и другой хлам.

2. Машина летела по целине, прыгала. Горящие бочки грохотали в кузове. Гринька закусил до крови губы, почти лег на штурвал. Крутой обрывистый берег приближался угнетающе медленно. На косогорчике, на зеленой мокрой травке, колеса забуксовали (В. Шукшин).

 

157.Найдите предложения с ошибочным употреблением деепричастного оборота.

Прочитав письмо, он очень обрадовался. Возвращаясь домой, мне стало грустно. Он сидел, укутавшись в теплое одеяло. У меня возник вопрос, посмотрев кино. Боясь опоздать, он очень торопился. Сомкнув глаза, мальчик заснул.

 

158.Достройте предложения с деепричастным оборотом.

Он видит, собака сидит, ты идешь, цветы распустились, пешеход перешел, шар крутится, он вошел.

 

159.В каких примерах можно переставить деепричастный оборот в другую часть сложного предложения?

Машина рванулась и, набирая скорость, понеслась прочь от цистерн и от других машин с горючим. Спросила девочка, раскладывая на коленях большой блокнот. Сеня повернулся и, ничего не сказав, пошел к стану тракторной бригады. Достал из кармана блокнот, вырвал из него лист и, склонившись, стал вытирать грязные сапоги. Секретарь сидел, склонившись над столом (В. Шукшин).

 

160.Как согласуются подлежащее и сказуемое? Исправьте ошибки. Напишите другой вариант согласования.

Большинство рыболовецких колхозов и товариществ находятся сегодня на пути к банкротству. Лещ, судак, щука, карп, сопа продаются в таких количествах, что создается иллюзия неиссякаемости рыбных закромов нашей малой родины. Было установлено 121 счетчик и 11 измерителей. В итоге снижение котировок акций составил 10 – 15%. Первый дипломат Америки защищала себя. В провинции Хунань затоплено семь городов и округов. Большинство стран мира присоединились к соглашению о запрете на импорт китовых продуктов (Из газет).

ЛИТЕРАТУРА

1. Розенталь Д.Э. Управление в русском языке. М., 1986

2. Сергеев Ф.П. Речевые ошибки и их предупреждение. Волгоград, 1998

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Какие виды синтаксических норм вам известны?

2. Приведите примеры распространённых речевых ошибок, связанных с нарушением синтаксической нормы.




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.