Помощничек
Главная | Обратная связь

...

Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Контрольно-проверочные задания



Лексико-фразеологические нормы.

1. Являются ли синонимами слова?

Компетентный, знающий, сведущий.

2. Соответствует ли значение фразеологизма его употреблению?

Футболисты уже были на пределе, носились по полю без задних ног.

3. Являются ли синонимами ФЕ?

Голова варит, иметь голову на плечах, хватать с неба звезды.

4. Являются ли синонимами слова и фразеологические единицы?

Бездельничать, лентяйничать, лоботрясничать

Гранить мостовую, слоны слонять, лощить бульвары

5. Есть ли речевая ошибка в предложении?

В случаях необходимости в собственной защите или каких-либо других происшествиях обращайтесь в службу безопасности НовГУ.

6. Напишите основной литературный вариант фразеологизмов, пословиц, употребленных в предложении.

Решил называть все вещи их собственными именами, ставить точки на и, ломиться в открытую дверь, плакать по волосам, снявши голову, смотреть в зубы дареному коню, кусать свои локти, развалиться не в своих санях и, вообще, гнаться за двумя зайцами – быть может, поймаю обоих и тут же зарежу, каналий, и того, и другого. (Аверченко А., 1992, с.86)

6. Выполните упражнения 103, 107 .

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Александрова З.С. Словарь синонимов русского языка. М., 1993.

2. Ахманова О.С. Словарь омонимов русского языка. М., 1986.

3. Вакуров В.Н. Основы стилистики фразеологических единиц. М., 1983.

4. Виноградов В.В. Стилистика. Поэтика. Теория поэтической речи. М., 1963.

5. Голуб И.Б. Стилистика русского языка. М., 2004.

6. Гвоздев А.Н. Очерки по стилистике русского языка. М., 1965.

7 Ефимов А.И. Стилистика русского языка. М., 1969.

8. Жуков В.П. Русская фразеология. М., 1986.

9. Жуков В.П., Жуков А.В. Школьный фразеологический словарь русского языка. М., 1994.

10. Ковалёва Л. В. К методике определения стилистических помет фразеологизмов // Лексикология и фразеология: Новый взгляд. Раздел: Лексикология. М., 1990.

11. Кожин А.Н. Функциональные типы русской речи. М., 1982

12. Львов М.Р. Словарь антонимов русского языка. М., 1985.

13. Мокиенко В. М. Давайте говорить правильно! Крылатые слова в современном русском языке: краткий словарь-справочник. М., 2006

14. Словарь фразеологических синонимов русского языка// под ред. Жукова В.П. М., 1987.

15. Федосов И.А. Функционально-стилистическая дифференциация русских фразеологизмов. Р н/Д., 1977.

16. Фомина М.И. Современный русский язык. М., 1990.

17. Фразеологический словарь русского языка. // под ред. Молоткова А.И. М., 1994.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Что входит в лексическую норму литературного языка?

2. Каковы наиболее распространённые ошибки употребления слов?

3. Что такое фразеологизм?

4. Каковы правила употребления фразеологизма в речи?

5. Что такое вариант фразеологизма?

6. Приведите примеры вариантов и синонимов фразеологизма.

7. Каковы функциональные особенности фразеологизма?

8. Что такое трансформация фразеологизма в тексте?

 

Морфологические нормы

Морфологические нормы русского литературного языка охватывают варианты форм различных частей речи: существительного, прилагательного, местоимения, числительного, глагола, предлогов.

Норма отражает поступательное развитие языка, постепенное исчезновение одних форм и утверждение на их месте других. Динамика нормы порождает её колебание и вариантность, которые сопровождаются наличием в языке двух вариантов одной формы грамматического значения. Варианты сосуществуют в границах единой нормы и не уничтожают её. Каждый вариант имеет своё право на существование, формальное, содержательное, функциональное. Абсолютно ошибочные варианты редки. Например, в отпуске – в отпуску, согласно приказа – согласно приказу, исполненный отвагой – исполненный отваги, ждать поезд – ждать поезда.

Динамическая теория нормы обобщает наблюдения над многочисленными примерами употребления форм слов, их сочетаний, словообразований в литературных письменных текстах и в устной речи. Задача учёных – представить процесс развития грамматических форм и отметить тенденцию в нём: исчезновение, распространение, ограничение.

Вариант нормы – это её двоякое проявление, реализация в двух сходных формах за небольшим отличием одной формы от другой в сфере употребления, в грамматическом значении. Выполнение условий для реализации каждого варианта есть выполнение нормы литературного языка. Например, устная речь – пять грамм, сто гектар, десять килограмм; письменная речь – пять граммов, сто гектаров, десять килограммов. Варьирование формы – это объективное и неизбежное следствие языковой эволюции. Вариантность – стадия сосуществования нового и старого качества. Варианты обусловлены постепенностью становления литературной нормы. Они имеют функциональную специфику, и поэтому не равны полностью в значении и стилистическом задании. Например, в цехе, в отпуске– лит., а в цеху, в отпуску – разг. колебания нормы литературного языка временны, и варианты либо расходятся в значениях, невежа – невежда, либо один из них устаревает.

Литературный язык имеет тенденцию к сокращению вариантов под влиянием роли письменной литературной речи. Проблема нормы – это сосуществование двух вариантов и необходимость их различения и верного выбора. Правильный выбор полнозначен и эстетически приемлем. Норма – социально одобряемое правило, отражающее закономерности языковой системы и подтверждаемое словоупотреблением авторитетных писателей.

Практическая грамматика рассматривает нормы морфологические, синтаксические, словообразовательные. Вариантность грамматического рода – убывающее явление. Есть существительных общего рода: м. и ж. р., например, сирота, забияка, задира и другие, две формы рода имеют следующие существительные: ботинок – ботинка, жираф – жирафа, затес – затесь, идиом – идиома, клипс – клипса, малолеток – малолетка, просек – просека, развилок – развилка, скирд – скирда, ставень – ставня, функциональной специализацией различаются такие варианты рода: заусенец (техн.) – заусенеца (прост.), клавиш (техн.) – клавиша (проф.), манжет (техн.) – манжета (общеупотр.), спазм (мед.) – спазма (общ.). Общая тенденция в определении рода – формальный признак: нулевое окончание – м. р., а – ж. р., о – ср. р. заимствованные существительные не отвечают этому правилу: кофе – м. р., авеню – ж., с. р., виски – с., ж. р., пенальти – м. р.: широкое авеню, широкая авеню. Сирокко – м. р., кольраби, салями – ж. р., правило охватывает такие примеры следующим образом: все несклоняемые существительные среднего рода, но род этих существительных колеблется.

Борьба формального признака и ассоциативного соотношения существительного с русским синонимом: авеню широкое, прямое, авеню тенистая. Цунами опустошило побережье. Цунами слизнула посёлок. Влияние аналогии русского рода: авеню – улица, цунами – волна. В норме литературного языка закрепились существительные м. р.: банкнот, ботфорт, зал, занавес, овощ, рельс, рояль, табель; ж. р.: катаракта, мозоль, парафраза, плацкарта, расценка, вуаль, гроздь; с. р.: мочало, повидло, титло, чучело, щупальце. Противоречие формы и содержания – двойственность рода у существительных с суффиксом –ин-: дом - м. р. – домина – ж. р., большой домина – м. р., большую домину – ж. р. Существительные общего рода: молодчина, скотина, уродина., м. р. – дождина, ж. р. – паспортина, стволина, сугробина. Существительные с суффиксом –ищ- имеют значение рода в зависимости от значения слова: городище – большой город, м. р.; городище – древнее поселение, с. р.; пожарище – большой пожар, м. р.; пожарище – место пожара, с. р.; топорище – большой топор, м. р.; топорище – рукоятка, с. р. различают значения слов в зависимости от рода. Например, апостроф – надстрочный знак, апострофа – патетическое восклицание, взяток – у пчелы, взятка – вид подкупа, карьер – место открытой разработки, ускоренный галоп; карьера – продвижение по службе. Наблюдается варьирование рода существительных, называющих лицо по профессии: педагог, техник, судья, токарь, геолог, физик, конструктор, доцент, мастер спорта, лейтенант. В форме женского рода эти существительные употребляются в разговорной речи.

Происходит смысловое согласование. Депутат принимала, секретарь написала объявление. Существуют нейтральные варианты рода таких существительных. Например, буфетчик – буфетчица, лаборант – лаборантка, студент – студентка, преподаватель – преподавательница. Однако из-за существующего уже слова с другим значением нельзя по этой модели образовать пару: индеец – «индейка», индианка; кореец – «корейка», кореянка. К просторечью относятся варианты с суффиксом – ша -, - иха -. Например, библиотекарша, докторша, кассирша, комендантша, парикмахерша, сторожиха, купчиха, дьячиха.

Второе значение последних трёх слов – жена сторожа, купца, дьяка. В современном русском языке существительное кофе имеет форму м. р. под влиянием устаревших форм: кофий, кофей. Существительные пенальти, сирокко, хинди относятся к м. р., так как имеют в русском языке синонимичные слова с этим значением рода: одиннадцатиметровый удар, ветер, язык. Субстантивированные несклоняемые слова относятся к среднему роду: всегдашнее «да», вежливое «здравствуйте». Слова, обозначающие лиц, могут относится к одному из трёх родов: богатый рантье – м. р., старая леди – ж. р., наш протеже, наша протеже – м., ж. р., жюри постановило – с. р. слова, обозначающие животных и птиц, относятся к мужскому роду. Например, забавный пони, ловкий шимпанзе, серый кенгуру вне пола животных.

Смысловое согласование при наименовании животных женского пола: шимпанзе кормила детёныша.

Географические названия определяются по роду слов, называющих родовые понятия. Например, город Тбилиси солнечный, река Миссисипи широкая, остров Капри живописный. Тенденция к форме с. р. наблюдается в сочетании Северное Борнео, по аналогии – новые Сочи, малые Мытищи. Род зависит от родового слова-понятия.

К нейтральному стилю речи относятся наименования: портниха, ткачиха, пловчиха, маникюрша, описательные выражения: артист балета – балерина, переписчик на машинке – машинистка.

Аббревиатуры принимают то значение рода, которое имеет главное слово. Например, МГУ встретил, РТС заключила, Кировский роно, РОЭ повышенное, ТАСС, ВАК, НОТ – целостные слова, произносящиеся слитно, относятся к м. р. Такие слова приобретают род по конечному звуку, а не главному слову: рекомендуется НОТом, ТАСС уполномочен заявить, с. р.- сообщило миру ТАСС.

Кроме варианта рода имена существительные имеют ещё варианты падежных окончаний, различающиеся стилем или значением. Например, е/у – П.п., ед. ч., 2 скл.; а/у – Р.п., ед.ч., 2 скл., вещественные существительные; _ /ов – Р.п., мн. ч., 2 скл.; ьми/ями – Т.п., мн. ч., 3 скл.; ы/а – И.п., мн. ч., 2 скл. Например, в лесе – в лесу, сахара – сахару, рельс – рельсов, лошадьми – лошадями, инженеры – инженера. (см. Культура речи, 2004). В литературных текстах отражается это варьирование: «Мы говорим не штормы, а шторма – слова выходят коротки и смачны: ветра – не ветры – сводят нас с ума, из палуб выкорчёвывая мачты». (В. Высоцкий). «Оказалось, что барин оставил много всякой всячины: и конфет, и колбасы, и сыру, и хлеба…» «… возок нырнул, и барин почувствовал, что он с лошадьми».( Е.Н. Чириков).

Варианты существительных связаны со значением одушевлённости-неодушевлённости в форме В.п., мн. ч. Например, уничтожать микробы/ов, изучать личинки/ок, рассматривать эмбрионы/ов. Эти виды вариантов закреплены в письменных литературных текстах и отражены в нормах литературного языка.

Не только существительные отличаются разнообразием морфологических вариантов, но и другие части речи: прилагательные, числительные, местоимения, глаголы, предлоги. Мы перечислим наиболее распространённые варианты этих частей речи.

Прилагательные имеют варианты краткой формы: торжествен – торжественен, многочислен – многочисленен, легкомыслен – легкомысленен, ответствен – ответственен. Числительные имеют различные варианты форм м. р. и ж. р. в собирательном значении: обеих друзей, обоих подруг; форм косвенных падежей в количественном значении: получал по пяти рублей (кн.), играли по тридцати минут в тайме (р.); форм знаменательных дат: с праздником Восьмого марта (р.) – с праздником Восьмое марта (кн.). Местоимения имеют варианты личной формы 3 л.: их – ихний, у неё – у ней, ради неё – ради её, лучше его. Уместное употребление личных местоимений в речи часто связано с правильной заменой существительного местоимением, с соблюдением единства их грамматических признаков. Например, специалиста – его, личности – её. По этой причине ошибочным будет употребление такого рода: «Опыт публичных выступлений во многом определяет уровень речевой подготовки личности, успех егопрофессиональной деятельности». Внимание к употреблению местоимений в речи должно быть связано в первую очередь с правильной заменой существительного соответствующим местоимением.

Глаголы отличаются варьированием личных форм, форм наклонений и неопределённой формы: «Я было струсил, а Матрёна-то как ударит вожжами, да как помчится прямо на возок». (Достоевский Ф.М.). При таком употреблении одной формы глагола в значении другой происходит оживление действия, приближение его к моменту речи. Варианты форм повелительного наклонения: взглянь взгляни, выдь – выйди, положь – положи и т. д.

Эти и другие варианты различаются стилем речи, как правило, один соответствует книжной речи, а другой – разговорной. Соблюдение морфологической нормы заключается в умении правильно выбрать уместный вариант, отдавать предпочтение, литературным вариантам, в письменной речи и разговорным - в обыденной бытовой.

Практические задания

Имя существительное

108.Укажите в предложениях существительные, имеющие варианты рода. Как они отличаются в стиле, значении?

Много лет прошло, а и сейчас чувствую, как спазма сдавила мне горло … «Ты завистлив, Егорушка», – промямлила опять генеральша. Все-таки что-нибудь выиграешь, хоть ребятишкам на молочишко. У нас заводишко укомплектован средними людьми. Огромный стадион и этот гнилой домишко против него (Б. Зайцев).

Кабы ты меньше о стрелецком сироте думала (А. С. Пушкин).

У задней стены – превосходный рояль, выписанный для Зины: Зина – музыкантша (Ф. М. Достоевский).

Простите за клякс: он сделан, когда я кончал письмо, а переписывать сил нет, да и опаздываю (И. А. Гончаров).

Спазм сжал мне горло (Из газет). Одну туфлю оставили на берегу (Из газет).

Это не я врезался в столбище, а оно в меня (Ю. Семенов).

 

109.Определите род существительных с суффиксами.

Когда мороженого оставалось лишь на донышке, продавщица перегибалась вся и черпала из бочки, как из погреба (Р. Киреев).

Огромная стволина рухнула в сугробину. Они услышали страшную голосину и спрятались в огромную домину. Путники подошли к старенькому домишку. Археологов интересовали древнейшие городища, им мешали шумные городищи. Он соорудил детям по бумажному пароходишку (Из газет).

 

110.Отметьте устаревшие варианты рода имен существительных. Составьте предложения, используя современные варианты.

Покажи мне свою табель (О. Сенковский). На нем стояли два больших… котла. Один с кофеем, а другой со сливками. Москва внезапно покрылась пленкой лесов, как бы желтоватой вуалью (Из газет).

 

111.Какого рода существительные домишко, заборишко, домище в каждом употреблении? Как они различаются в стиле?

Огромные домища начинали улицу. Ну и домищи тут построили. И домишки не стало у зайца. Старого домишка не оставили хозяева. К покосившемуся заборишку приклонился клен. К заборишке, еле живому, и не подходи.

112.Определите род имен существительных. Составьте предложения, используя современный вариант рода.

Лицо ее скрывал черный вуаль. Дама под вуалью – супруга принца.

Музыканты встретили мужа и жену оглушительным тушем (А. Грин).

Холст закрашен тушью (Из газет).

 

113.Замените иноязычные слова русскими синонимами. Сравните их род.

Широкая авеню, пушистый боа, изящное панно, своевременный пенальти, легкое кашне, новое трюмо, игривый шимпанзе.

114.Охарактеризуйте варианты существительного кофе.

Там, сидя в кресле, за кофеем ораторствовал Фома (Ф. М. Достоевский).

Он вышел распорядиться: свечи, карты, кофий (Б. Зайцев).

Я обменял на это кофе коробку табака (К. Г, Паустовский).

Необыкновенно вкусным кажется кофе, поданное в крошечной чашечке (Соколов-Микитов).

 

115.В каких примерах нарушена норма, связанная с родом имен существительных? Составьте словосочетания с заимствованными существительными: галифе, шимпанзе, иваси, протеже, Батуми, Капри. Определите их род.

В 1958 году Чили продали 16 тысяч тонн медной проволоки. «Таймс» опубликовала содержание доклада.

Новые Сочи отстроены по планам архитекторов.

Мали должна рассчитывать на две основные отрасли экономики: рыболовство и сельское хозяйство.

 

116.Отметьте существительные с вариантом окончания в Р. п., мн. ч. В чем его особенности?

Нок пересек главную линию холодно блестящих рельс, саженях в десяти от перрона (А. Грин).

Начинаешь сомневаться в истребимости старых форм, начинаешь думать: а стоит ли игра свеч? (Б. Зайцев)

Откуда-то появились коробка сардин и шпротов. И если на банке нет вмятин, на нее можно водрузить 115 килограммов, и она выдержит (Из газет).

Чудак! Так-то – Минин и Пожарский: тогда и все без брюков ходили, а теперь стыдно (Л. Андреев).

Астроном был в одной рубахе, без колпака и без чулок… (О. Сенковский)

Израсходовали пуд свечей … Однако издана книга без комментариев (Из газет).

 

117.С каким окончанием существительные имеют значение обстоятельства, а какой вариант отличается значением предмета?

Увязнуть в меду – разбираться в меде

Гулять в лесу – роль главного героя в «Лесе»

У нас на берегу – рассказ о береге

Нашли в снегу – о первом снеге

 

118.Укажите в предложениях существительные с вариантами окончаний в Т. п., мн. ч. ями/ьми.

Анна Матвеевна жила в одной комнате с тремя дочерьми – Ларисой, Юлией и Татьяной (Из газет).

Теперь мне стала более понятной суета, хлопанье дверьми (Б. Зайцев).

Там был глубокий стильный вход для родителей с детьми (А. Грин).

 

119.Укажите в предложениях вариант одуш., неодуш. в В. п. Охарактеризуйте его.

Лектору удалось убедить несколько студентов. Для предотвращения заболеваний необходимо уничтожать микробы. Рассмотреть личинки насекомых под микроскопом. Актер создал комический персонаж (Из газет).

 

120.В чем отличие вариантов одуш., неодуш. существительных?

Создать положительный тип – Проучить известного типа

Изучать небесные светила – Знать светил в мире науки

Найти субъект суждения – Наказать этого субъекта

Надо позвать старого колпака – Надеть белый колпак

Этого пня трудно убедить – Такой пень от березы

 

121.Определите одуш. и неодуш. существительных лицо, персонаж.

Режиссер создал новый персонаж, которого играет известный актер.

Директор предложил поощрить отдельных лиц.

 

122.Какие варианты окончаний П. п., ед. ч. существительных встречаются. Можно ли заменить употребленный вариант?

Так кружится на затерянном следу пес, обнюхивая последний отпечаток ноги. На потолке и стенах неслись танцы солнечных привидений (А. Грин).

Согласно тем же сагам на смотре перед походом оружие показывали все (Из газет).

Он тотчас же по ее уходе прислал за мной (Ф. М. Достоевский).

Нашед в своем погребу кусок окаменелого человека, под этим заглавием написал книгу (О. Сенковский).

 

123.Укажите существительные с вариантом а/ы И. п., мн. ч. В каком примере замена окончания связана с другим значением слова?

Лучистые веера, скачущие овалы… были как полет.

У меня счеты неладные с компанией, не выплатили полностью премии (А. Грин).

И действительно, помойка посреди двора, цеха, похожие на конюшни, – куда ты нас завел? (Б. Зайцев)

Прежде всего, следовало заключить необходимые договоры, потом подписать счета. Необходимо в срок подписать договора о коммунальной реформе. Это курорт Хемптон, где проводят отпуска миллионеры. В ссорах на пирах пускали в ход питьевые чаши и турьи роги (Из газет).

 

124.Охарактеризуйте формы имен собственных.

Ее дружок Вили Брант помер от чумы в Эно месяц тому назад. Вы очень хотите увидеть Биче Сэниэль. Открыв глаза, он увидел будившую его Гели. Я попросил позвать Анну Макферсон. Вы крайне обяжете меня содействовать в пользу Геза, матрос осмотрел всех. Не менее важной причиной была надежда Тоббогана обвенчаться с Дези в Гель-Гью. Как будто ожидал действительно заменить след маленьких ног Фрези Грант (А. Грин).

 

Имя прилагательное

125.Рассмотрите формы степеней сравнения прилагательных. Отметьте их различия в стиле и способе образования.

Бойче, бойчее, далее, ранее, лучше прежнего, повыше, выше, позднее, живее, красивее, дальше, добрейший, скорее, очень глубокий, самая дорогая, сильнее всех, мудрейший, наисложнейшая, более умелый, сверхмодный, сверхсложный, здоровенный, сильнющий, расчудесный, большой-пребольшой, архисовременный.

126.Найдите ошибочные формы степени сравнения прилагательных.

Самая кратчайшая дорога до леса с другой стороны города.

Самый новый костюм надели в праздничный день.

Сильнее всех оказался хорошо подготовленный спортсмен.

Более увереннее ведет линию на бумаге ребенок.

Выше Пети был его брат.

Несколько погромче зазвучала музыка в зале.

Веселее стало мальчику в игре на стадионе.

 

127.Образуйте краткую форму прилагательных. Какие варианты здесь различаются?

Ответственный, многочисленный, могущественный, свойственный, торжественный, родственный, бессмысленный, бесчувственный, беспочвенный, таинственный, явственный, величественный, безукоризненный.

 

128.Как различаются в значении краткие и полные формы прилагательных (постоянный, временный признак, смягченность, категоричность, абсолютный, относительный признак)?

Алесь повернулся к окошку. Паровоз, выбрасывая длинную косу дыма, вылетал в пригороды Вильнюса. Высокие пригорки, поросшие стройными соснами, плыли один за другим, а между ними в затейливой зеленой оправе синели небольшие озерца. Деревянные домики под окнами стояли на облюбованных местах (П. Бровка).

Стал безразличен хороший солнечный день (В. Шукшин).

 

129.Исправьте речевую ошибку в употреблении форм имен прилагательных.

Наша речь преимущественно афористичная. Эти требования неприемлимые. Их деятельность очень разнообразная.

 

Местоимение

130.Определите разницу в значении местоимений-синонимов: всякий, каждый, любой

Такие слова можно слышать во всяком доме.

Каждый день не похож на предыдущий.

Любые начинания хороши.

 

131.Составьте с местоимениями-синонимами предложения, учитывая разницу в их значении.

Всякий – всевозможный, разнообразный

Каждый – один из всех в ряду

Любой – какой угодно

 

132.Отметьте вариант местоимения. В чем его стилистическая особенность?

Это кто ж такой, Сергей: капитан ихний, что ли?

Один заезжий литератор посвятил ей свою повесть, которую и читал на вечере.

Связи у нее огромные (Ф. М. Достоевский).

 

133.Составьте сочетания, включающие местоимение с предлогом. Используйте варианты стилистически равноправные и различные.

Внутри их = внутри их, вне их, вопреки ему, навстречу ему, для него, от нее, к ней, кроме его = кроме него, ради ее = ради нее, со стороны его, за всеми ими = за всеми ними, между вами и ими = между вами и ними.

 

134.В чем особенность местоимения, сочетающегося со степенью сравнения прилагательного.

Не многие выступают лучше его. Внизу бытовые помещения, а выше их – квартиры для жилья (Из газет).

Ни один из царедворцев не умел поклониться ниже его (О. Сенковский).

 

135.Каковы стилистические и семантические особенности местоимения мы?

В дипломной работе мы намерены рассмотреть действие усовершенствованного прибора. Мы предлагаем внести в проект необходимые дополнения.

– Да ты откуда будешь-то?

– Мы из деревни.

– Ну как мы поживаем, что у нас нового, мы больше не болеем, не грустим? – спрашивал доктор.

 

Имя числительное

136.Предложите иной вариант употребления числительного.

21-летняя баскетболистка выбрала московское «Динамо».

45-летняя участница конкурса вышла победительницей.

18-летний спортсмен хорошо подготовился к выступлению (Из газет).

 

137.В чем особенность склонения дробных числительных? Произнесите правильно:

45,5% 8,1 сек. 45 Ѕ кг 55,9 га

 

138.Постройте сочетания числительного полтора с существительным. И. – В.п. + сущ., ед.ч. косвенные падежи + сущ., мн.ч.

Куплено полтора десятка яблок, съел полторы тарелки супа, ограничиться полутора метрами, добавить к полутора тысячам дохода, располагалось в полутораста километрах.

 

139.В чем стилистическая разница высказываний?

Приду к полвторому, сделаю к половине второго.

Начал в два часа, начал в четырнадцать часов.

 

140.Запишите имя числительное словом и произнесите.

Шахтерские зарплаты достигали 80 рублей. 27,5 кг сырой маковой соломки хранилось в доме 28-летнего жителя деревни. В прошлом году из России было выдворено около 30 иностранных разведчиков. Выявлено более 400 кадровых сотрудников иностранных спецслужб. По территории Москвы протекают свыше 70 рек и ручьев. В Москве более 500 прудов. Общая площадь 880 га (Из газет).

 

141.В каком падеже стоит числительное? К какому стилю речи относится каждый вариант?

Получал по пяти рублей, расплатился по восемь рублей за карандаш, решено было играть по тридцати минут в тайме, заставлял по десять раз рассказывать, дал по сорока семи копеек, получили по двести сорок пять рублей, разделил по четыреста пять рублей.

 

142.Просклоняйте сочетания числительного с существительным.

24 листа, 639 страниц, 1468 книг.

 

143.Составьте высказывания, используя разные стилистические варианты.

С праздником Восьмого марты (р.) – с праздником Восьмое марта, с праздником Первого мая (р.) – с праздником Первое мая, с праздником Седьмого ноября (р.) – с праздником Седьмое ноября, к первому сентября, к третьему апреля, к первому сентября, к третьему апрелю, между первым и пятым января.

 

Глагол

144.Какие значения совмещаются в подчеркнутых глаголах? Как это сказывается на семантике глагола? В каких примерах выражается дополнительное значение или оттенок: оживленность действия, неотвратимость, решительность, требовательность.

Я было струсил, а Матрена-то как ударит вожжами, да как помчится прямо на возок. Разыскал я и Смита, а он вдруг и умри. Сидел я тогда дома… как вдруг открывается дверь и – предо мною Катерина Ивановна. Подай я вам милостыню, – сказала она вдруг твердо, – и вы отомстите мне за нее потом еще пуще (Ф. М. Достоевский).

Уж не мешайте, пусть я расскажу (Н. Гоголь).

Провозись оперативники с его поисками еще месяц – другой – и, как знать, пришлось бы тогда заниматься его преступлениями отделу МУРа (Из газет).

 

145.Какому стилю речи принадлежат варианты повелительного наклонения?

Напои чаем – напой чаем, крои костюм – крой костюм, выстави раму –выставь раму, выправи рукопись – выправь рукопись, высыпи муку – высыпь муку, почисти туфли – почисть туфли, не порти рисунок – не порть рисунок, не морщи лоб – не морщь лоб.

 

146.Напишите литературные варианты к просторечным.

Взглянь, выдь, не крадь, положь, поди, обойми, езжай.

147.Какую из личных форм нельзя образовать у каждого глагола?

Течь, ржаветь, сквозь, бередить, победить, убедить, очутиться, ощутить, чудить.

 

148.Образуйте формы 1 л., ед. ч. от глаголов умертвить, роптать; 3 л. ед. ч. от глаголов чтить, опостылеть, выздороветь, опротиветь.

 




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.