Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Публицистическая речь



Публицистический стиль речи, одну из разновидностей которого составляет газетный как вид массовой коммуникации, оказывается весьма сложным явлением из-за неоднородности его задач и условий общения. Хотя о языке и стиле публицистики, в том числе о языке газеты, много написано, специальные функционально-стилистические исследования этого стиля начались сравнительно недавно и представлены в работах В.Г. Костомарова, Г.Я. Солганика.

Сферой употребления данного стиля, в основном, является политика. Главное функциональное назначение стиля – влиять на общественное мнение, формировать его. Речевая структура публицистического стиля ориентирована на выражение политических идей, активной политической, гражданской позиции, на политическую пропаганду, острую полемику между политическими партиями, группами, на освещение событий текущей жизни, на истолкование, оценку деятельности общественных, политических организаций, официальных учреждений, на оценку поступков заявлений политиков, журналистов, государственных деятелей, деятелей культуры.

В публицистическом стиле находит своё воплощение функция воздействия, которая выступает во взаимодействии с функцией сообщения, поскольку влияние на общественное мнение посредством языка опирается на словесно выраженную информацию об актуальных событиях, фактах текущей жизни – социальной, политической, культурной, научной, духовной, экономической и т. п.

В своей речевой структуре публицистический текст заключает информацию о чём-либо актуальном, существенном и интерпретацию содержания такой информации. Публицист сообщает о людях, фактах, событиях текущей жизни. И, сообщая, непременно даёт всему этому идейную, политическую, эмоционально-экспрессивную оценку, с тем, чтобы воздействовать на адресата текста, на его миропонимание, сознание, на его восприятие публицистического текста.

Как и остальные функциональные стили, этот стиль так же включает в себя определённый спектр жанров. Г.Я. Солганик выделяет в публицистическом стиле жанр заметки, репортажа, фельетона. Другой лингвист, Ю.А. Бельчиков, дифференцирует публицистический стиль на газетно-публицистический и подстиль публицистической журнальной прозы, в котором, в свою очередь, выделяет два жанра: проблемно-аналитический и художественно-публицистический.

На организацию языковых средств в рамках характеризуемого стиля, на их формирование оказывает влияние принцип социальной оценочности, социальной значимости определённой части языковых средств. Принцип социальной значимости оценочности языковых средств, предложенный Г.Я. Солгаником, «определяет во многом отбор языковых средств, призванных выражать прежде всего социальную оценку фактов, явлений, событий».

(Солганик Г.Я., 1981, с. 11). С другой стороны, внутреннюю организацию языковых средств в этом стиле определяет взаимодействие стандартизированных и экспрессивных языковых средств.

Категория оценочности проявляется в том, что в составе его языковых средств фигурируют единицы, наделённые экспрессивной окраской (бесчеловечный, вандализм, двурушник) или приобретшие социально-оценочные свойства под влиянием публицистического контекста (интердевочка, номенклатура, боевик и др.).

«Взаимодействие стандартизированных и экспрессивных языковых средств в рамках публицистических текстов, - пишет Ю.А. Бельчиков, - прослеживается настолько последовательно, что оно может и должно рассматриваться как важнейший стилеобразующий принцип внутренней организации речевой структуры публицистического текста». ( Бельчиков Ю. А., 2004 с. 117).

В чередовании экспрессии и стандарта В.Г. Костомаров видит «единый конструктивный принцип» организации языковых средств в языке публицистического стиля. ( см. Костомаров В.Г., 1971). Функциональное, общественное назначение публицистики определяет состав, семантику и экспрессивно-эмоциональный характер лексики публицистического стиля. Важнейшее место в лексике этого стиля занимают слова и термины общественно-политического содержания и назначения : президент, федерация, демократия, демократический, общество, власть, ветви власти, оппозиция и т. п.

В составе общественно-политической лексики есть такие слова, которые, обозначая точные политические понятия, одновременно наделены экспрессивной окраской, определённой оценкой: патриот, оппортунист, фашист, терроризм, коррупция и т. д. в связи с тем, что в публицистике обсуждается широкий круг актуальных проблем, в публицистических текстах фигурируют самые разнообразные предметно-тематические разряды лексики. В речевой структуре текста они выступают в соотношении с публицистической лексикой, а также с эмоционально окрашенными и оценочными словами, которые употребляются в публицистическом стиле. В этом стиле, как и в других функциональных вариантах русского литературного языка, широко представлена нейтрально-стилистическая лексика. Наиболее частотны такие общеупотребительные слова как год, работа, новый, другой, большой, человек, время, регион, жизнь и т. п.

По наблюдению Ю.А. Бельчикова, для русского литературного языка 1990-х годов характерно вовлечение в публицистический стиль лексики и терминологии из области экономики, предпринимательской деятельности, научно-технической области, речевого обихода шоу-бизнеса.

Конечно, в целом лексика характеризуемого стиля неоднородна. Публицистический словарь формируется из единиц различных лексико-стилистических пластов. Здесь представлены торжественные слова: судьбоносный, знамение, искоренить, почитать и другие; активны и эмоционально-окрашенные слова разговорного характера: барахтаться, бубнить, возиться и другие. Наиболее показательны в этом отношении новые фразеологизмы. Они содержат оценку вновь возникших в обществе явлений, отношений: новое мышление, атомная дипломатия, железный занавес, холодная война, новые русские, новые бедные.

Публицистический стиль речи обнаруживает себя и в области словообразования. Здесь исследователи отмечают наибольшую активность некоторых суффиксов иноязычного происхождения: индустрия, энергия, декларация, организация, коммуникация и др. Суффикс – нича-ть в оценочных глаголах: благодушничать, кляузничать, хозяйничать, деликатничать. Характерны также наречные префиксально-суффиксальные образования: по-хозяйски, по-рабочему, по-деловому, по-дружески, по-новому и др.

Среди специфических особенностей данного стиля в области морфологии является значение настоящего времени. Оно передаёт действие совершающимся «на глазах» у воспринимающего, это действие и определяет не столько само действие, сколько его признак, качество. Характерны для публицистики, по свидетельству А.Н. Васильевой, и такие оттенки настоящего времени, как ближайшее прошедшее: Игрок забивает решающий гол. База отдыха встречает летний сезон. Или ближайшее будущее: Открывается концертный зал. Начинается новая эпоха предпринимательства.

Синтаксис публицистического стиля не обходится без побуждения и без использования специальных средств, подчёркивающих модальность уверенности автора. Воздействующая функция публицистического стиля особенно ярко проявляется в синтаксисе. Конструкции, используемые в данной речи, как правило, сжаты, ёмки, лаконичны.

Очень характерна для многих публицистических жанров идущая от разговорной речи рубленая проза: короткие отрывистые предложения, из которых складывается общая картина. Такой приём получил название парцелляция: Пальмы, песок, вода. Побережье Цейлона.

Очень выразительны в публицистике характерные для разговорной речи присоединительные конструкции,когда вторая часть сложного предложения относится ко всему главномуи присоединяется с помощью союзовчто, в чем, с чего, вопреки чему, вследствие чего и др. «Студенты неплохо справились с первым заданием, что уже вселяет надежду на будущие успехи». Отношения между двумя частями могут быть самые различные: причинно-следственные, уступительные, объектные и другие. Также в публицистическом тексте используется параллельное строение предложений: Нас долго учили … Нам долго внушали… Мы столько слыхали…Мы так долго искали… Такое построение текста придаёт ему эмоциональность; благодаря параллелизму, анафоре усиливается сила утверждения мысли. Аналогичную роль в публицистике выполняют восклицательные и вопросительные предложения, используемые нередко целыми группами, рядами.

Итак, для понимания специфики публицистического стиля необходимо иметь в виду, с одной стороны, последовательно осуществляемое в текстах, принадлежащих данному стилю, чередование «экспрессии» и «стандарта», а с другой стороны - также не менее последовательно реализуемый принцип социальной оценки в выборе и организации языковых средств публицистических текстов. Язык публицистического стиля встречается не только на страницах газет и журналов, выступление, обращение, как пример устной речи, тоже является фактом языка публицистического стиля. По этой причине владение этим видом речи необходимо не только журналистам, но и людям других профессий, связанных с общением, управлением.

Практические задания

33.Используя содержание двух текстов, подготовьте сообщение по теме, произнесите его с целью осведомить, приобщить, заинтересовать слушателей.

Суперобложка – «супер» в переводе с латинского означает «сверх», «сверху». Это не одна обложка, которую надевают поверх переплета или обложки книги. Суперобложке дали путевку в жизнь полиграфисты нашего века. Она не имеет глубокой истории, но ее рождение необходимость. Придумали ее для того, чтобы она предохраняла книгу от повреждений – солнечного света, пыли, царапин, пятен, – чтобы книга не выгорала, не пачкалась, не старела раньше срока и, конечно, чтобы книга была нарядней и красивей. Чаще всего суперобложка бывает только декоративной, но иногда на ней размещается справочный информационный материал. Ее информационное значение возрастает в тех случаях, когда на обложке текст отсутствует.

Когда появился термос. В 1898 г. Дж. Дьюар, английский ученый, профессор Лондонского королевского института, в поисках сосуда, в котором можно было бы хранить сжиженные газы, изобрел так называемый сосуд Дьюара. Сосуд этот был стеклянным (или металлическим) с двойными стенками. Для лучшего отражения тепла одна стенка покрывалась тонким зеркальным слоем серебра. А чтобы свести к минимуму теплопередачу, между стенками был создан вакуум.

В 1904 г. Рейнольд Бюргер из Германии понял, что этот сосуд вполне с успехом можно использовать в домашнем хозяйстве. Только вот как его назвать? Слово сосуд для домашнего обихода не очень годится. Поломав голову, Бюргер объявил, что им премирован будет тот, кто придумает лучшее название. Победил человек, который назвал сосуд «термос». На греческом это слово означает «теплый», «горячий».

 

34.Восстановите последовательность частей. Напишите текст в публицистическом стиле, дополнив его.

Во всех скандинавских странах горячее едят один раз в день – во время обеда, который бывает довольно поздно. В остальное время там принято есть бутерброды или разнообразные холодные закуски.

В России первые кофейни появились во время Отечественной войны 1812 года.

Хотя у датчан, шведов, норвежцев и финнов слово бутерброд звучит по-разному, все они понимают под ним аппетитный небольшой ломтик хлеба с маслом, покрытый какой-нибудь закуской.

Готовя прохладительный напиток, в посуду наливают, прежде всего, сок, сироп, закладывают другие компоненты, которые используют, размешивают, а затем добавляют газированную или минеральную воду.

Итальянцы приправляют кофе корицей и мускатным орехом. У французов утренний кофе варится наполовину с молоком, днем же он черный и крепкий.

 

35.Отберите достаточный материал для сообщения по теме в краткой форме. Подготовьте выступление с целью информировать слушателя.

Литература к упражнению:

Балахонова Л. И. Баранки, бублики, сушки // Русская речь.1985.№ 35;

Хлеб – всему голова // Русская речь.1982.№ 4.

Брагина А. А. «Хлебные» слова: зерно, мука, тесто // Русская речь.1982.№ 4;

«Хлебные» слова: буханка, булка, колобок // Русская речь.1983.№ 2.

Вакуров В. Н. Калач // Русская речь.1981.№ 1.

Мальцева И. М. Пирожное, пирог // Русская речь.1982.№ 4.

 

36.Напишите вопросно-ответный вариант текста о значении слов, заимствованных. Используйте СИС и образец.

– Что означает слово ленд-лиз?

– Слово ленд-лиз пришло в русский язык из английского. Lend-laese составлено из двух слов – lend – давать взаймы и lease – сдавать в аренду. Так называлась в период Второй мировой войны (1939 – 1945) система передачи США взаймы и в аренду вооружения, боеприпасов, продовольствия и других материальных ресурсов странам антифашистской коалиции.

37.Отметьте в тексте синонимы, называющие красный цвет, постройте синонимический ряд, называющий оттенки синего цвета и опишите небо.

Многоликий закат

Безнадежно слеп тот, кто видит закат всего лишь в одном цвете. Он никогда не бывает только красным или алым. Цвет заката постоянно меняется. В какой-то миг он пунцовый, как щеки смутившейся девушки или рдяный, цвета кленовых листьев в конце октября. Несколько минут – и он становится кровавым, как бремя грехов человеческих. Время идет, меняется калейдоскоп цветов: вот закат кумачовый, как флаги, карминный, как губы горничных на старинных праздниках, рубиновый и гранатовый, как драгоценности знатных дам. И хотя любая красота не вечна, хотя закат уже червонный, а затем шарлаховый, он умирает с тем, чтобы завтра родиться вновь.

 

38.Отредактируйте текст публицистического стиля речи.

К сожалению, у нас нет возможности ознакомить вас, дорогие друзья, с многочисленными повестями и рассказами этого замечательного русского писателя об охоте. Но вы сами, заинтересовавшись ими, можете воспользоваться библиотекой – личной или той, что ближе всего открыта к вам по месту жительства. Уверены, всем любителям охоты книга Аксакова С. Т. «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии», последнее издание которой состоялось в Москве в 1987 году, будет чрезвычайно полезна. Желаем удачи!

 

39.Отметьте в тексте слова просторечного характера, замените их нейтральными вариантами.

В Тернополе каждый десятый студент ездит в шоп-туры

На вопрос местной социологической службы, как им удается выкручиваться из сложной материальной ситуации, 21,3 процента опрошенных студентов и учащихся Тернополя заявили, что они параллельно работают на ставке, 62,8 из них трудятся по совместительству и по договорам, 9,7 – постоянно мотаются в коммерческие поездки за рубеж, 8,8 – занимаются уличной торговлей.

 

39.Отметьте в тексте штампы публицистической речи. Постройте сообщение, используя текст этого и предыдущего упражнения.

Евроклуб в вузе – это исключение

На прошлой неделе в Московском педагогическом государственном университете открылся Евроклуб.

Традиционно подобные организации образуются только в школах. Руководитель движения российских евроклубов Элеонора Васильевна Бухалова пояснила: «Евроклубы создаются только при педагогических институтах и университетах, как исключение».

Идея заключается в оказании помощи студентам, стремящимся изучать Европу и передавать эти знания детям. Работая в институтском Евроклубе, будущие учителя лучше понимают, как он живет и организует свою деятельность, какие есть интересные и перспективные формы работы, и, наконец, получают информацию о странах Европейского Союза, которая пригодится в дальнейшей работе.

 

40.Используя материал статей, подготовьте краткое сообщение по теме, обзор или рефератное изложение.

 

Литература к упражнению:

Верещагин Е. М. От Пушкина до наших дней // Русская речь.1988.№ 1.

Верещагин Е. М., Вомперский В. П. Как началось искусство книжного слова на Руси // Русская речь.1988.№ 6.

Качалкин А. Н. Памятники деловой прозы в русских архивах // Русская речь.1988.№ 1.

Лазуткина Е. М. Отвечает служба языка // Русская речь.1985.№ 5.

Миськевич Г. И. Из истории русского красноречия: Чтения о словесности И. И. Давыдова // Русская речь.1985.№ 2.

Немировский Е. Л. Стихотворец и педагог Карион Истомин // Русская речь.1985.№ 5.

Рыбаков Б. А. «Боричев увоз» в «Слове о полку Игореве» // Русская речь.1987.№ 2.

Саблина Н. П., Юсупова Н. Г. «Было да быльем поросло» (О судьбе неодушевленных собирательных существительных на – ие) // Русская речь.1985.№ 2.

Симонов Р. А. 850 лет «Учению» Кирика Новгородца // Русская речь.1986. № 6.

Добродомов И. Г. Издание и исследование письменных памятников истории русского языка в Норвегии // Русская речь.1985.№ 5.

 

41.Используя сведения и происхождении фразеологизмов русского языка, напишите сообщение об этом в публицистическом стиле, включая примеры употребления.

Вавилонское столпотворение – полная неразбериха, беспорядок, шум, гам, суматоха. От библейской легенды о сооружении в Древнем Вавилоне башни до неба (столпа творения), предпринятом людьми, чтобы добраться до Бога, но окончившемся неудачей, так как разгневанный Бог «смешал языки людей», строители перестали понимать друг друга.

Глас вопиющего в пустыне – напрасный призыв к чему-либо, остающийся без ответа, без внимания. От библейского рассказа о том, как один из древнееврейских пророков взывал к изралитянам из пустыни, чтобы они приготовили путь к Богу, сделали так, чтобы горы понизились, долы наполнились, кривизна и неровности выпрямились. На призыв пророка остался…

Золотой телец – деньги, власть денег, золота. От библейского рассказа о тельце, сделанном из золота, которому, по преданию, евреи, странствуя в пустыне, поклонялись как Богу.

Хлеб насущный – 1. Необходимые средства для жизни, для существования. 2. Самое важное, существенное, жизненно необходимое. Из молитвы в Евангелии: «Хлеб наш насущный даждь нам днесь» («Хлеб, нужный для существования, дай нам на сей день»).




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.