Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Групповая динамика (или групповой процесс)



Курт Левин ввел в психологию и психотерапию понятие груп­повая динамика (1936), подразумевая под этим процесс взаимодей­ствия социальных и психологических детерминант (причин), воз­действующих на поведение индивидов в группе. И хотя он прак­тически не занимался терапевтической практикой, этот термин - групповая динамика - постоянно употребляется в смысле групповой процесс в групповой психотерапии такими ее выдающимися пред­ставителями, как Карл Роджерс, Шутц, Кельман, Кратохвил и другими.

С этим нельзя не согласиться, так как сама идея и цель груп­повой психотерапии не просто в налаживании определенного группового взаимодействия, а именно в движении (динамике), развитии группы и каждого индивида в терапевтическом, пози­тивно развивающем направлении. Групповая динамика, являясь неразрывным процессом развития группы и индивидов, может быть условно разделена на определенные этапы. Кельман выде­ляет три таких основных этапа: податливость, идентификацию, присвоение.

На первом этапе (этап податливости) члены группы начи­нают поддаваться влиянию друг друга, терапевта и всей группы. Точнее, они сдвигаются с мертвой точки бессознательной само­защиты своего внутреннего мира, включая сложившееся в нем от­ношение к своему неврозу или другой психологической проблеме, которая привела их в группу. Однако это еще не приятие других мнений и влияний, а только снятие защиты к их неприятию. Это, главным образом, лишь принятие изложенных терапевтом норм и правил работы группы и начало участия в этой работе. Устанав­ливается добровольная, но еще в значительной степени формаль­ная общность группы. (Здесь и далее следует помнить об индиви­дуальных различиях членов группы и соответственно о разной скорости и эффективности прохождения ими этих процессов.)

На втором этапе (этап идентификации) происходит внешнее принятие группы и ее участников - готовность не формально, а с пониманием выслушивать их мнения, подключаться к дискуссиям. Можно сказать, что на этом этапе устанавливается неформальная общность группы, ощущение определенного «мы», даже при раз­ногласиях по отдельным вопросам и некотором неприятии от­дельными участниками друг друга.

На третьем этапе (этап присвоения) происходит принятие от­дельными участниками уже сложившихся групповых ценностей и мнений как своих собственных, готовность оперировать ими от своего имени вне группы, в своей личной жизни.

Другие представители групповой психотерапии (Шутц, Такман, Кратохвил и другие) по-своему описывают эти же этапы, но суть остается одна: последовательная групповая динамика от формального объединения до обретения значительной психоте­рапевтической силы взаимоподдержки, взаимовлияния, взаимо­коррекции при одновременном самораскрытии и позитивном раз­витии группы в целом и каждого ее участника.

Ялома выделяет такие лечебные факторы психотерапевтиче­ской группы, как сплоченность, внушение надежды, обобщение, альтруизм, предоставление информации, множественный перенос, межличностное обучение, развитие межличностных умений, ими­тирующее поведение. Эта классификация мало отличается от большинства других, терапевтическая ценность упомянутых фак­торов очевидна. Однако целесообразно сделать некоторые ком­ментарии.

Сплоченность

К общеизвестному мнению о важности сплоченности группы следует добавить, что, как показала практика, большинство участ­ников в значительной мере страдают от физического или психоло­гического одиночества, что обычно коррелирует с высокой тре­вожностью, чувством незащищенности и ненужности. В удачно сложившихся группах все участники удовлетворяют естественную человеческую потребность в аффилиации (чувстве принадлежности к какому-либо сообществу), у них снижается чувство тревожности, повышается ощущение психологической защищенности.

Надо сказать, что чувство сплоченности, сопринадлежности к группе людей, понимающих тебя, принимающих таким, какой ты есть, и к тому же переживающих аналогичные проблемы, нередко оказывается настолько важным для членов группы (особенно тех, кому не хватает такого общения в повседневной жизни), что у них меняется иерархия мотивов занятия групповой психотерапией: само общение в данных группах становится для них большей по­требностью, чем решение тех проблем, с которыми они сюда пришли. (Хотя, разумеется, одно не только не исключает другого, а лишь взаимно способствует).

Внушение надежды

Здесь хотелось бы предупредить, что воздействие отдельных членов группы на других может быть как положительным (повышающим уверенность в успехе), так и отрицательным (снижающим эту уверенность скептицизмом).

Еще Э. Куэ доказал, что помогают те лекарства, в которые паци­енты верят, и не помогают те, в которые не верят. Естественно, что к психотерапии это относится еще больше. Это очень важно учиты­вать психотерапевту при подборе группы и при работе с ней.

Обобщение

Эффект обобщения близок к эффекту сплоченности. Так как группы комплектуются по определенной общности проблем, то у их участников снижается чувство тревожности и одиночества в борьбе со своими неприятностями: они видят, что и у других людей схожие ситуации, и обретают надежду, что вместе и под руково­дством квалифицированного психотерапевта смогут их преодолеть.

У участников терапевтических групп, сформированных из лю­дей, страдающих общими проблемами, снимается чувство ущерб­ности, которое они могут испытывать в обычном обществе и ко­торое усугубляет их комплексы и мешает самораскрытию.

Здесь многое зависит от психотерапевта, который должен по­стоянно поддерживать у участников группы чувство собственного достоинства, уважительного отношения к группе и к тому, чем она занимается. Иначе у них может возникнуть чувство принад­лежности к группе ущербных в чем-то людей, что лишь усугубит личные комплексы.

Также внимательно нужно следить за возможностью негатив­ного обобщения, когда кто-либо из участников группы, исходя из собственного неудачного опыта или повышенной мнительности, начнет заражать своим пессимизмом (иногда даже лишь выраже­нием лица) других. Таким людям надо уделять особое внимание, нейтрализуя их отрицательное влияние на группу, вселяя в них веру в успех. В некоторых случаях их вообще не надо принимать в группу, а предложить индивидуальную психотерапию.

Альтруизм

Еще Альфред Адлер подчеркивал, что самое лучшее и бы­строе средство излечения от неврозов - это переключение вни­мания на бескорыстную помощь другим. И хотя при правильной организации групповой психотерапии этот процесс спонтанно усиливает эффект работы группы и индивидуальное позитивное развитие, не мешает периодически напоминать о важном тера­певтическом воздействии альтруизма: лучшая помощь себе - че­рез помощь другим.

Предоставление информации

Этот пункт реализуется вместе со всеми предыдущими, в свою очередь усиливая их. Участники группы, обмениваясь информа­цией по общим проблемам, решают и такие терапевтические фак­торы, как: обобщение, внушение надежды, сплоченность и альтру­изм. К тому же нередко члены группы получают друг от друга действительно ценную практическую информацию из практиче­ского опыта решения общих проблем, знакомства с соответст­вующей литературой и т.п.

Однако и здесь важно следить, чтобы не пошло распростране­ние неквалифицированных, научно необоснованных советов, а также информации, подрывающей веру в успешность всего про­цесса групповой работы. К сожалению, именно в сфере психоте­рапии нередко встречаются такие «советчики», а учитывая повы­шенную тревожность и внушаемость большинства членов психо­терапевтических групп, такое информационное воздействие мо­жет быть далеко не безвредно (см. негативное обобщение).

Множественный перенос

Это определенное развитие идеи З.Фрейда о переносе, то есть о том, что клиент неосознанно переносит на психотерапевта раз­личные особенности своих отношений к другим людям, значимым для него в прошлом и настоящем.

Ялома и ряд других специалистов предлагают применять оп­ределенные механизмы такого анализа личности клиента, изучая его отношения не только к психотерапевту, но и к другим членам группы (с учетом их особенностей, которые могут оказаться более значимыми для одного и менее для другого и тем самым дадут определенную информацию о них самих и их проблемах).

Естественно, что анализ переноса наиболее эффективно приме­няется психотерапевтами с психоаналитической подготовкой.

Межличностное обучение

В группе, в лабораторных или модельных условиях, отрабаты­ваются те навыки общения, которые члены группы хотели бы бо­лее успешно применять в реальной жизни. Здесь они легче пре­одолевают робость при обращении к другим и предложении соб­ственной помощи, видят, как реагируют на это окружающие, и либо обретают уверенность, что все делают правильно, либо са­мостоятельно или с помощью психотерапевта и группы вносят определенные коррективы, добиваясь в конечном итоге нужного результата (своего поведения с желательной реакцией на него со стороны других).

Однако именно здесь необходимо сказать об одной существен­ной проблеме, на которую указывают практика и специалисты групповой психотерапии: даже при идеальной отработке нужных навыков общения в терапевтической группе перенос этих же навы­ков в реальную жизнь далеко не всем дается легко и быстро. По­мочь этому может параллельное занятиям в группе выполнение домашних заданий, то есть закрепление тех же навыков дома, на работе, в любых удобных для этого условиях.

На следующем занятии желательно разбирать и совместно ана­лизировать успехи и неудачи выполнения домашних заданий.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.