Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Выявление основных элементов личности и контроль над ними



Эти этапы могут проходить как в строгой последовательности, так и одновременно, так как процесс глубинного познания лично­сти, а затем и познания своего истинного Я- бесконечны.

Естественно, что для того, чтобы определить элементы лично­сти, присущие ей, но не являющиеся ее сущностью, надо опреде­лить эту сущность, то есть одновременно с выявлением элементов совершенствовать свое истинное, высшее Я.

На данном этапе применяются два основных метода:

а) разотождествление;

б) работа над субличностями.

Разотождествление

Это процесс отделения себя от того элемента личности, кото­рый клиент ошибочно воспринимает как свою сущность и кото­рый, по мнению терапевта, является причиной невроза или усу­губляет его. По этому поводу Ассаджиоли пишет: «Над нами вла­ствует то, с чем мы себя отождествляем, но мы можем осуществ­лять контроль над тем, с чем себя отождествляем».

Например, у каждого человека бывают полосы неудач, но не­которые под их воздействием начинают считать себя неудачника­ми и перестают предпринимать даже вполне доступные им уси­лия, чтобы исправить положение. Другой человек, на протяжении определенного времени страдающий каким-то заболеванием или считающий себя больным (ипохондрик), начинает отождествлять себя с болезнью. Такие отождествления формируют и усугубляют неврозы и нуждаются в разотождествлении.

Психотерапевт помогает клиенту понять, что неудачи или бо­лезнь являются не сутью его личности, а лишь ее элементами, от которых он должен сначала отделиться психологически, а затем и фактически.

Некоторые отождествления себя с элементами личности мо­гут казаться вполне безвредными и даже стимулирующими самосовершенствование, но на каком-то этапе могут стать причи­ной неврозов.

Например, фотомодель, манекенщица, спортсмен могут отожде­ствлять себя с красивым и ловким телом. На определенном этапе это будет помогать им в избранном амплуа. Однако с возрастом (который для других профессий считается еще молодым) они могут начать переживать, что их тело теряет молодость и совершенство. А так как они отождествляют свою личность именно с этим элемен­том, то многие из них будут считать это личностной катастрофой.

Знаменитая голливудская актриса Мерилин Монро, считав­шаяся секс-символом Америки, невольно отождествляла себя главным образом с молодой и красивой внешностью и задолго до критического возраста начала впадать в депрессию (и принимать наркотики), понимая, что век актрисы такого амплуа короток.

В отличие от нее не менее выдающиеся звезды кино Грета Гарбо и Марлен Дитрих отождествлялись зрителями (и отождествляли себя) не только с внешней красотой, но и с тонким интеллектом, совершенствование которого безгранично. Поэтому они пользова­лись успехом и находились в мобильном состоянии многие годы.

Конечно, и для них красота и молодость были важны, но это не были элементы их личности, а у Мерилин Монро это отождеств­лялось с самой личностью, поэтому страх утраты этого (еще за­долго до самой утраты) привел ее к личностной катастрофе.

Так, женщина, которая рассматривает себя в первую очередь как объект физического влечения, очень болезненно относится к своим возрастным изменениям. Если же она начинает восприни­мать себя и как постоянно совершенствующуюся хозяйку дома, заботливую мать, а затем и любящую и любимую бабушку, воз­растные изменения воспринимаются значительно менее печально и уж во всяком случае не катастрофически.

Поэтому важно научиться отождествлять себя с положитель­ными для психического здоровья элементами личности, а с теми, которые таят в себе опасность усугубляющегося невроза, надо стараться разотождествляться, понимая, что это не сущность лич­ности, а лишь один из элементов ее, к тому же далеко не главный. Процесс этот не простой и требует терпения и квалифицирован­ного руководства.

От этих рассуждений всего один шаг до следующего метода этого этапа психосинтеза - работы с субличностями.

Работа с субличностями

Можно сказать, что субличности отличаются от элементов личности тем, что если элементы - это определенные качества, то субличности - это более целостные образы самовосприятия.

У каждого из нас несколько субличностей, обладающих отно­сительной самостоятельностью. Так, наше восприятие себя как сына своих родителей отличается от нашего восприятия себя как отца своих детей. Наше самовосприятие как начальника по отно­шению к одним сотрудникам отличается от нашего восприятия себя как подчиненного по отношению к другим.

Эти субличности могут жить дружно, не мешая и даже помогая друг другу, а могут и конфликтовать. А так как еще древние гово­рили: «Главное - жить в мире с самим собой», то взаимоотноше­ния наших субличностей не «их личное» дело, а реальная причина охраны нашего психического здоровья или наоборот - формиро­вания и усугубления неврозов.

У одного мужчины субличности мужа и любовника не меша­ют друг другу, а для другого являются причиной полного внут­реннего разлада. Еще сильнее подобные ситуации переносятся женщинами.

У одной девушки субличности жены и дочери «дружат» друг с другом. У другой враждуют, так как ее муж и ее мать недолюбли­вают друг друга, а она любит и его и ее, и перед ним искренне за­щищает ее, а пред нею - его, то есть видит одну и ту же ситуацию глазами двух своих же конфликтующих субличностей.

В человеке могут уживаться, а могут и входить в противоречие субличности хорошего работника и веселого гуляки. В одном случае один ругает второго за лень и выпивки, а второй огрыза­ется: «Да пошел ты со своей работой. Уж и отдохнуть нельзя». А в другом случае эти субличности мирно сосуществуют, договорив­шись: «Вот сейчас хорошенько поработаем, а вечерком или в вы­ходные можно погулять, ничего страшного».

Поэтому задачей психотерапевта является работа именно с те­ми субличностями, которые конфликтуют и этим самым усугуб­ляют психологические проблемы клиента.

Следует помнить, что в наличии большого количества сублич­ностей у одного человека нет ничего плохого. Напротив, чем больше субличностей у нормального психически здорового чело­века, тем духовно богаче сама личность.

Важно, чтобы какие-то из этих субличностей не вошли в непре­одолимый конфликт друг с другом. Именно в этих случаях (и толь­ко в этих) требуется квалифицированная работа с субличностями.

Если обнаруживается, что субличность, «нежелательная» с точки зрения морали и психического здоровья индивида, начина­ет властвовать над всей личностью, начинается работа по дезидентификации (отстранению от мешающей субличности).

Неправда ли, это аналогично процессу разотождествления с элементами личности? То есть индивид с помощью терапевта должен осознавать, что эта субличность не заполняет всю его личность и вполне может быть отстранена. Для этого очень важно распознать свое истинное (высшее) Я, которое и окажется объеди­няющим центром личности.

Перед нами трудная и длительная задача, и надо честно при­знаться, что не каждому клиенту даже под руководством квали­фицированного психотерапевта удается ее решить полностью. Однако даже частичный успех в этом направлении помогает легче переносить психотравмирующие состояния.

Следует помнить, что истинное Я отличается от элементов и суб­личностей своей неизменной сущностью. Именно это свойство и по­зволяет ему (истинному Я) выполнять роль объединяющего центра на протяжении длительной и кропотливой терапевтической работы.

Истинное Я, по словам Ассаджиоли, представляет собой стержень личности, чистое сознание, то есть сознание, свободное от влияния временно господствующих в нем элементов и субличностей.

Задача психотерапевта на этом этапе - выработка у клиента способности его истинного Я разотождествляться с отдельными элементами и дезидентифицироваться с различными сублично­стями, то есть отделяться от них для их анализа, контроля и управления ими как бы со стороны.

Обретение такой способности позволит сохранять душевное спокойствие и равновесие и обретать гармонию психофизическо­го самоощущения, отделяя или хотя бы отдаляя (дистанцируя) свою сущность от временных переживаний, психотравмирующих мыслей и эмоций.

Если поиск и дистанцирование истинного Я как объединяю­щего центра личности не позволяет «докопаться» до него «внутри себя», то Ассаджиоли рекомендует сформировать такой центр «вне себя» в виде желаемой, наиболее привлекательной для нас сущности своего истинного Я. Это может быть иденти­фикация себя с любимым человеком; реальным, литературным или киногероем, просто с каким-то моральным идеалом (пат­риотизмом, героизмом, достижением успеха и т.д.). Нередко та­кая идентификация происходит непроизвольно, и тогда ее можно успешно использовать. В других случаях ее надо формировать.

Такой придуманный идеальный образ своего высшего Я назы­ваетсявнешним объединяющим центром, вокруг которого тоже можно начать работы по отстранению нежелательных элементов и субличностей, их контролю и коррекции.

Психотерапевт в данном случае помогает в выборе этого иде­ального Я, исходя из реальных возможностей (личностных резер­вов) клиента. Он не должен стремиться стать своей противопо­ложностью (чего мы нередко хотим от себя или от наших близ­ких), из этого все равно ничего не получится, кроме разочарова­ния в себе и в методе психосинтеза.

Выбранная в качестве внешнего объединяющего центра цель личностного оздоровления и совершенствования должна быть объективно достижима: синтез (новая конструкция личности) мо­жет быть основан только на имеющихся и подвергнутых анализу личностных ресурсах.

Такой прием перестройки себя под выбранный самостоятельно или с помощью психотерапевта идеальный образ называетсяимаготерапией (от англ. image - образ). Зародившись в недрах психо­синтеза, имаготерапия в настоящее время нередко применяется как отдельный терапевтический метод.

(Справедливости ради следует отметить, что этот метод пере­воплощения во внутренний мир героя через подражание его внешне­му образу и манерам поведения широко применял К.С.Стани­славский в работе актера над ролью.)

Внешний объединяющий центр решает задачу примирения и координации стремлений низшего и высшего Я, снимая между ними скрытые конфликты, которые с позиции психосинтеза не­редко становятся причинами неврозов и труднопреодолимых пси­хологических проблем.

Обычно процесс формирования или переформирования лично­сти вокруг внешнего объединяющего центра представляют в виде четырех основных ступеней.

Первая ступень

Выбор идеальной модели своего желаемого Я

Для этого надо, как мы уже говорили, подобрать образ, дос­тижение которого потребует хотя и больших, но доступных для данного человека усилий. Нереальная, завышенная по отноше­нию к потенциальным возможностям данного человека оценка сделает психосинтез не только бесполезным, но и вредным, так как еще более усугубит фрустрацию и безнадежность.(Не зря многие фанатичные поклонники Фридриха Ницше, поверив в свои возможности стать сверхчеловеком и не сумев достичь этой цели, кончали жизнь самоубийством.)

Ассаджиоли делит выбираемые идеальные Я -образы на два ос­новных типа:

1) характерные дляинтровертов образы внутреннего, духовно­го совершенствования, достижения внутренней гармонии;

2) характерные дляэкстравертов образы лиц, достигающих об­щественно признанного успеха в различных сферах деятельности.

Важно, чтобы выбранный образ соответствовал (или хотя бы не противоречил) типу личности клиента - ярко выраженного интроверта или экстраверта. При этом не следует стремиться не­пременно отнести клиента к интровертам или экстравертам. Следует помнить, что у многих эти различия не выражены ярко, более 30% людей являютсяамбавертами, то есть их личности проявляют как интровертированную (внутреннюю) направлен­ность, так и эксравертированную (внешнюю) направленность. Таким людям следует подбирать Я-образы, исходя из других на­клонностей, способностей и интересов.

Вторая ступень

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.