Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТА



Баланс здоровья – условный термин, выражающий моментальное состояние равновесия между запросом и потенциалом здоровья. Подразумеваются запросы здоровья физические, социальные и связанные с образом жизни.

Биологические ритмы– регулярное, периодическое повторение по времени, характеру и интенсивности жизненных процессов, отдельных состояний или событий. По выполняемой функции биоритмы делят на физиологические рабочие циклы, связанные с деятельностью отдельных систем (дыхания, сердцебиения и др.), и экологические (адаптивные), служащие для приспособления организма к периодичности окружающей среды (например, к смене времен года).

Болезнь – нарушение нормальной жизнедеятельности организма под влиянием какого-либо повреждающего фактора, характеризующееся ограниченным приспособлением к внешней среде и снижением трудоспособности.

Валеологическая поддержка – система мероприятий по поддержке человека в раскрытии его внутренних резервов, достижения успеха в любом деле, в том числе и в созидании здоровья. В. п. – система, вооружающая человека знаниями и умениями, необходимыми для укрепления веры в собственные силы, которые нужны для успешного преодоления внутри- и внеорганизменных трудностей, для удовлетворения насущных потребностей, в том числе сохранения жизни и здоровья. В. п. предусматривает формирование у человека гуманистических позиций при взаимоотношении между людьми, что способствует созиданию собственного здоровья и здоровья близких людей.

Валеологическое мировоззрение – система взглядов на проблему здоровья с позиции культуротворчества и здравотворчества на основе законов мироздания.

Валеологическое образование и воспитание (лат. valeo – здравствовать) – воспитание у занимающихся потребности в здоровье, формирование у них научного понимания сущности здорового образа жизни и выработки соответствующего поведения. В основе В. о. и в. лежит концепция формирования здорового человека, осуществляемая через нравственное, физическое и половое воспитание, обучение способами психосаморегуляции, передачу и усвоение гигиенических, физиологических, экологических и медицинских знаний.

Валеология (лат. valeo – здравствовать) – наука о здравствовании, о закономерностях формирования, сохранения и укрепления здоровья. В. состоит из двух частей: 1) общая В. (научная основа здорового образа жизни); 2) частная В. (педагогическая, медицинская, экологическая, школьная, психологическая и т.д., в том числе и физкультурная).

Внеучебные занятия физической культурой проводятся в форме: 1) выполнения физических упражнений и рекреационных мероприятий в режиме учебного дня; 2) занятий в спортивных клубах, секциях, группах по интересам; 3) самодеятельных занятий физическими упражнениями, спортом, туризмом; 4) массовых оздоровительных, физкультурных и спортивных мероприятий.

Воспитание – процесс целенаправленного, систематического формирования личности в целях подготовки её к активному участию в общественной, производственной и культурной жизни. В. Тесно связано с обучением; многие его задачи достигаются, главным образом, в процессе обучения – важнейшем воспитательном средстве. Вместе с тем воспитательные воздействия на человека оказывают весь уклад жизни общества, развитие науки и техники, литература, искусство, СМИ и пропаганда. На определенном уровне духовного развития личности возникает потребность человека в самоусовершенствовании, которое во многом зависит от самовоспитания.

Воспитанность – уровень развития личности, проявляющийся в согласованности между знаниями, убеждениями, поведением и характеризующейся степенью оформленности общественно значимых качеств. Разлад, конфликт между тем, что человек знает, как он думает и как реально поступает, может приводить к кризису личности. В. – сегодняшний уровень развития личности, в отличие от воспитуемости – потенциального уровня личности, зоны ее ближайшего развития.

Гигиена (гр. hygiemos – целебный, приносящий здоровье) – раздел профилактической медицины, изучающий влияние внешней среды на здоровье человека, его работоспособность и продолжительность жизни, разрабатывающий мероприятия, направленные на предупреждение возникновения болезней и создание условий, обеспечивающих здоровья.

Гиподинамия(гр. hypo – понижение, уменьшение, недостаточность + dinamis – сила) – совокупность отрицательных морфофункциональных изменений в организме вследствие длительной гипокинезии.

Двигательная активность – понятие, связанное с воспроизведением общего количества движений. Применительно к человеку это понятие обусловливается особенностями труда, быта и отдыха. Рост или снижение уровня двигательной активности связаны с естественной потребностью организма в оптимальном двигательном режиме. Чрезмерная мышечная работа (гипердинамия, гиперкинезия) приводит к переутомлению, перенапряжению, перетренированности; недостаточная (гиподинамия, гипокинезия) – к различного рода физической детренированности.

Дееспособность – способность человека не только выполнять определенные действия, но и нести за них ответственность.

Жизнедеятельность – внутренняя и внешняя активность личности в конкретных условиях.

Жизненно необходимые умения и навыки – естественные формы проявления двигательной активности в ходьбе, беге, передвижении на лыжах, плавании, метании предметов и т.д., обеспечивающие целенаправленную активность человека в природной и социальной среде.

Задачи физического воспитания студентов:1) формирование понимания роли физической культуры в развитии личности и подготовки ее к профессиональной деятельности; 2) приобретение знаний о научно-практических основах физической культуры и здорового образа жизни; 3) формирование мотивационно-ценностного отношения к физической культуре, установка на здоровый стиль жизни, физическое самосовершенствование и самовоспитание потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом; 4) овладение системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, психическое благополучие, развитие и совершенствование психофизических способностей, качеств и свойств личности, самоопределение в физической культуре; 5) обеспечение общей и профессионально-прикладной физической подготовленности, определяющей психофизическую готовность студента к будущей профессии; 6) приобретение опыта творческого использования физкультурно-спортивной деятельности для достижения жизненных и профессиональных целей.

Закаливание – система мер, используемых для повышения устойчивости организма к неблагоприятному действию факторов окружающей среды за счет тренировки защитных физиологических механизмов путем систематического дозированного и комплексного воздействия этими факторами. Различают З. солнцем, воздухом и водой. Основные требования к закаливанию – систематичность и постепенное увеличение раздражителя.

Зачет по физической культуре студенты сдают в конце каждого семестра и учебного года. Зачет состоит из трёх разделов: 1) овладение теоретическим и методическим разделами программы, методическими умениями и навыками; 2) общая физическая и спортивно-техническая подготовка; 3) профессионально-прикладная физическая подготовка и жизненно необходимые умения и навыки.

Здоровье– это состояние полного физического, душевного сексуального и социального благополучия и способность приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям внешней и внутренней среды и естественному процессу старания, а также отсутствие болезней и физических дефектов (определение, принятое Всемирной организацией здравоохранения). Выделяют стоматическое, физическое, психическое, сексуальное и нравственное здоровье.

Здоровый образ жизни (ЗОЖ) – типичная совокупность форм и способов повседневной культурой жизнедеятельности личности, основанная на культурных нормах, ценностях, смыслах деятельности и укрепляющая адаптивные возможности организма. К основным составляющим здорового образа жизни относят: 1) режим труда и отдыха; 2) организацию сна; 3) режим питания; 4) организацию двигательной деятельности; 5) выполнение требований санитарии, гигиены, закаливания; 6) профилактику вредных привычек; 7) культуру межличностного общения; 8) психофизическую регуляцию организма; 9) культуру сексуального поведения.

Индекс здоровья – а) индивидуальный – количество дней без болезней, отнесенное к общему количеству дней в году; б) показатель коллективного здоровья – число неболевших, отнесенное к общей численности исследуемого контингента. Индекс дает упрощенное представление о здоровье, но используется как один из статистических показателей.

Итоговая аттестация по физической культурепроводится в конце курса обучения в форме устного опроса по теоретическому и методическому разделам программы. При допуске к итоговой атте­стации учитывается уровень выполнения студентом практического раздела программы (общефизическая, спортивно-техническая, про­фессионально-прикладная подготовленность).

Качество образования– определенный уровень знаний и уме­ний, умственного, нравственного и физического развития, которого достигают обучаемые на определенном этапе в соответствии с пла­нируемыми целями; степень удовлетворения ожиданий различных участников процесса образования от предоставляемых образователь­ным учреждением образовательных услуг. К. о., прежде всего, изме­ряется его соответствием образовательному стандарту. К. о. зависит от уровня престижности образования в общественном сознании и системе государственных приоритетов, финансирования и матери­ально-технической оснащенности образовательных учреждений, со­временной технологии управления ими.

Качество жизни– степень комфорта в удовлетворении челове­ческих потребностей (преимущественно социальная категория).

Количество здоровья– сумма «резервных мощностей» основ­ных функциональных систем организма. Эти резервы мощности можно выразить через коэффициент резерва. Чтобы дать количест­венную оценку состоянию здоровья, надо оценить отдельные его элементы и выявить степень взаимосвязи между ними.

Компоненты здорового образа жизни– естественные и искус­ственные факторы внешней и внутренней среды, условия жизни и деятельности и сама деятельность, способные в комплексе обеспечить формирование, сохранение и укрепление здоровья.

Компенсация(лат. compensatio – уравновешивать, возмещать) – реакция организма на повреждения, состоящая в возмещении функ­ций поврежденных тканей и органов за счет непострадавших органов и тканей.

Компоненты содержания личностно ориентированного обра­зования:аксиологический, когнитивный, деятельно-творческий иличностный. Аксиологический компонент имеет целью введение сту­дентов в мир ценностей и оказание помощи в выборе личностно зна­чимой системы ценностных ориентации, личностных смыслов. Когни­тивный компонент содержания образования обеспечивает их научны­ми знаниями о человеке, культуре, истории, природе как основе ду­ховного развития. Деятельно-творческий компонент способствует формированию и развитию у студентов творческих способностей, ори­гинальных подходов к решению задач, необходимых для самореализа­ции личности в познании, труде, научной, художественной, спортив­ной и других видах деятельности. Личностный компонент обеспечивает познание себя, развитие рефлексивной способности, овладение спо­собами саморегуляции, самосовершенствования, нравственного и жиз­ненного самоопределения, формирует личностную позицию.

Концептуальная модель здорового образа жизни– совокуп­ность представлений человека о целях и задачах здравотворческой деятельности и состояниях объекта управления (предмета деятельно­сти), внешней среды и способах воздействия на них.

Культура– исторически сложившийся уровень развития обще­ства, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах организации жизни и деятельности людей, а также создаваемых им материальных и духовных ценностей. В широком смысле К. пред­ставляет собой деятельность человека и общества по освоению, соз­данию и распространению материальных и духовных ценностей. В более узком смысле К. – это сфера духовной жизни людей.

Лицо с ограниченными возможностями здоровья– лицо, имеющее физические и (или) психические недостатки, которые пре­пятствуют освоению образовательных программ без создания специ­альных условий для получения образования.

Личностно ориентированное обучение в сфере физического воспитанияподразумевает создание условий для самодвижения сту­дентов к здоровому образу жизни и выступает как способ формирова­ния их самостоятельности. Оно направлено на развитие активности будущих специалистов на занятиях по физической культуре, формиро­вание у них стойкой потребности в улучшении своего здоровья, пони­мание важности этого процесса для будущей профессиональной жизни.

Личность– человек как представитель общества, свободно и от­ветственно определяющий свою позицию среди людей. Формируется во взаимодействии с окружающим миром, системой общественных и человеческих отношений, культурой. Человек не рождается лично­стью, а становится ею в процессе социализации. Понятие «личность» – одно из центральных в отечественной психологии, а в связи с гума­низацией учебно-воспитательного процесса становится активно ис­пользуемой категорией и в педагогике.

Личная гигиена– комплекс мероприятий по уходу за кожей те­ла, волосами, полостью рта, одеждой и обувью. В последнее время к личной гигиене многие авторы относят различные методы очистки организма – очистки толстого кишечника, почек, печени и др.

Нравственное здоровье– комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информационной сферы жизнедеятельности, ос­нову которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе. Нравственным здоровьем опосредована духовность человека, так как оно связано с общечеловеческими истинами добра, любви и красоты.

Образ жизни – устойчивая, долговременная система отношений человека с природной и социальной средой, представлений о нравст­венных и материальных ценностях, намерений, поступков, стереоти­пов поведения, реализации стратегий, направленных на удовлетворе­ние разнообразных потребностей, на основе адаптации к правилам, законам и традициям общества.

Образованиеобъединяет собственно обучение и воспитание (самовоспитание) человека, который, в свою очередь, является субъектом учения, т.е. самим человеком, который развивается и формируется во всей сложности и многообразии входящих в этот процесс проблем (физических, психических, педагогических, социальных и др.).

Образованность – качество развившейся личности, усвоившей опыт, с помощью которого она становится способной ориентироваться в окружающей среде, приспосабливаться к ней, охранять и обогащать её, приобретать о ней новые знания и посредством этого непрерывно совершенствовать себя. Критериями образованности являются системность знаний и системность мышления, проявляющиеся в том, что человек способен самостоятельно восстанавливать недостающие звенья в системе знаний с помощью логических рассуждений.

Образовательные программы – документы, определяющие содержание образования определенного уровня и направленности, включающие общеобразовательные (основные и дополнительные) и профессиональные (основные и дополнительные) программы.

Образовательный процесс – совокупность учебно-воспитательного и самообразовательного процессов, направленная на решение задач образования, воспитания и развития личности в соответствии с государственным образовательным стандартом.

Отклонение в состоянии здоровья– функциональные или морфологические изменения в организме, снижающие резервы здо­ровья или приводящие к неполной реабилитации имеющихся воз­можностей.

Охрана здоровьяозначает мероприятия по защите человека от потенциальной угрозы здоровью (например, ношение одежды, защи­щающей от морозов) или принятие мер по защите от неблагоприят­ных условий труда.

Оценка здоровья– количественная и качественная характеристи­ка здоровья с использованием интегрального показателя, выраженного в баллах или процентах, с учетом комплекса критериев, характери­зующих состояние основных функциональных систем организма.

Оценка успешности– количественная и качественная характе­ристика перехода из одного состояния развития в другое состояние (более высокое «саморазвитие»), которое ведет человека к здоровому образу жизни.

Показатели здоровья населения основныезаболеваемость (распространенность, частота новых случаев), смертность и ее производная (ожидаемая средняя продолжительность жизни), нетрудо­способность (временная, стойкая), а также частота отклонений от нормы ряда биологических параметров, повышающих риск развития основных хронических заболеваний.

Потенциал здоровья– способности взаимодействия с окруже­нием для поддерживания или восстановления равновесия между ор­ганизмом и средой. В это понятие включают иммунологическое со­противление инфекциям, физическую норму, эмоциональную ста­бильность, адекватные знания о здоровье, стиль жизни, эффектив­ные способы справляться со стрессами, т.е. физические функции, душевную функциональную способность, социальную функциональ­ную способность.

Профессиональная направленность физического воспитания – совокупность средств, форм, методов и приемов воспитательной деятельности в вузе, обеспечивающей формирование личности будущих специалистов.

Психофизическая готовность – оптимальная психофизическая подготовленность к выполнению какого – либо вида деятельности.

Психофизическая подготовка – психолого–педагогический процесс формирования физических и психических качеств человека для решения конкретных жизненных и профессиональных задач.

Психофизическая подготовленность – результат психофизической подготовки, достигнутый в овладении двигательными умениями и навыками, воспитании физических и психических качеств, повышении уровня работоспособности, необходимых для выполнения человеком определенного вида деятельности.

Развитие организма индивидуальное – необратимый, закономерно направленный, непрерывно протекающий процесс количественных и качественных изменений в организме, выражающийся в усложнении структуры, специализации и совершенствовании функций, имеющий в своей морфологической основе три составляющие: рост (увеличение размеров и массы тела), дифференцировку клеток, тканей и органов, формообразование (морфогенез). Индивидуальное развитие организма (онтогенез) имеет вначале прогрессивное (эмбриональное и постэмбриональное развитие до достижения зрелого возраста), а затем регрессивное течение (старение).

Режим труда и отдыха– одно из важнейших условий высокой работоспособности организма человека. При этом следует учитывать различия условий жизни и труда отдельных категорий людей, чей труд связан с различными видами деятельности.

Ресурс здоровья– сумма доступных средств для повышения по­тенциала (уровня) здоровья. Различают ресурсы здоровья индивиду­альные и общественные.

Саморазвитие– процесс активного, последовательного, прогрессивного и в целом необратимого качественного изменения психологического статуса личности. С. возможно на определенной ступени возрастного развития, когда сформировались механизмы саморегуляции. С. – потребность в самосовершенствовании, самодвижении, в построении себя как личности. Обучение и воспитание всегда действует через внутренние условия, среди которых можно выделить открытость, готовность человека к восприятию педагогических влияний.

Самооценка– оценка личностью самой себя, своих возможно­стей и места среди других людей, являющихся важным регулятором ее поведения.

Саморегуляция– целесообразное функционирование активно­сти личности в единстве ее энергетических, динамических и содер­жательно-смысловых составляющих.

Сексуальное здоровье– комплекс соматических, эмоциональ­ных, интеллектуальных и социальных аспектов сексуального сущест­вования человека, позитивно обогащающих личность, повышающих коммуникабельность и его способность к любви.

Солнечные ванны– дозированное облучение кожной поверхно­сти тела солнечным светом как средство закаливания с целью повы­шения общей устойчивости организма к неблагоприятным физиче­ским факторам окружающей среды и как средство предупреждения авитаминоза D.

Соматическое здоровье– текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая про­грамма индивидуального развития, опосредованная базовыми по­требностями, доминирующими на различных этапах онтогенетиче­ского развития. Эти потребности, во-первых, являются пусковым ме­ханизмом развития человека, а во-вторых, обеспечивают индивидуа­лизацию этого процесса.

Сон– функциональное состояние мозга и всего организма, имеющее отличные от бодрствования, специфические и качествен­ные особенности деятельности центральной нервной системы с от­ключением сознания от сенсорных воздействий внешнего мира. С. – жизненно необходимое, периодически наступающее состояние, за­нимающее у человека примерно около одной трети жизни. С. – эф­фективный способ снятия умственного и физического напряжения. Недаром, ослабленный, больной или находящийся длительное время в экстремальных ситуациях человек способен спать длительное вре­мя. С. – физиологическая защита организма, потребность, как лече­ние, обусловлена сложными психофизиологическими процессами. Полноценность сна определяется тремя основными качествами: пе­риодичностью, продолжительностью и глубиной. Периодичность сна подразумевает вполне определенное время отхода ко сну и подъема, что вырабатывает привычку сразу просыпаться, а также быстро и крепко засыпать именно в это время. Продолжительность сна определяется временем для полноценного отдыха. Показано, что сокра­щение продолжительности сна резко отрицательно сказывается на функциональном состоянии организма человека: снижается работо­способность, быстрее наступает утомление, возникает переутомле­ние. Помимо вышеизложенных качеств сна, немаловажной характе­ристикой является его глубина, которая, в свою очередь, зависит от правильной его организации. Валеологически образованный препо­даватель должен обратить внимание студентов на чрезвычайную важность этого режимного момента.

Социально-биологические основы физической культуры – сопряженное понятие о признаках взаимодействия закономерностей социальных (общественных) и биологических (связанных с функциональными особенностями организма) в процессе овладения физической культуры.

Спорт – составная часть физической культуры, средство и метод физического воспитания, основанный на использовании соревновательной деятельности и подготовке к ней, в процессе которой сравнивается и оценивается потенциальные возможности человека.

Средства физического воспитания: 1) физические упражнения; 2) гигиенические факторы (режимы питания, личная и общественная гигиена); 3) оздоровительные силы природы (солнце, воздух, вода).

Стиль жизни– поведенческая особенность жизни человека, т.е. определенный стандарт, под который подстраивается психология и психофизиология личности.

Уровень жизни– количественная сторона условий жизни, раз­мер и структура материальных и духовных потребностей населения, фонды потребления, доходы населения, обеспеченность жильем, ме­дицинской помощью, уровень образования, продолжительность ра­бочего и свободного времени и др. (см. «Образ жизни»). Наряду с качеством жизни, уровень жизни входит в число важных условий об­раза жизни. Понятие «уровень жизни» шире и богаче таких показате­лей, как рост доходов и производство предметов потребления. Оно включает в себя и культуру быта, поведения, потребления, общест­венный порядок, разумное использование свободного времени и т.д.

Уровень здоровья– обобщенный (интегративный) количествен­ный показатель, представляющий собой координату на универсальной шкале (еще окончательно не разработанной) всевозможных оце­нок здоровья от 100% (идеальное здоровье) до 0% (смертельный ис­ход): в донозологической диагностике такая шкала создавалась для оценки промежуточных состояний, переходов от «здоровья» к болез­ни. Существует точка зрения, что У. з. в целом является мерой адап­тации. Чем больше адаптационные возможности, тем выше У. з. че­ловека. Другая точка зрения: У. з. индивида может быть количест­венно охарактеризован резервами энергетического, пластического и регуляторного обеспечения функций. Для медицинской практики может быть приемлемым условное выделение четырех уровней здо­ровья: 1) «здоровье», 2) предболезнь, 3) патологический процесс без проявлений (продрома), 4) болезнь. В валеопрактике такая шкала не позволяет выполнить количественную оценку здоровья из-за неопре­деленности первого уровня (основного диапазона валеологических оценок), а клинициста вряд ли удовлетворит только констатация на­личия болезни. Не получила дальнейшего развития и попытка оценки уровня здоровья с помощью шкалы «уровней нормы»: 1) минималь­ный уровень, 2) уровень большинства, 3) идеальный, 4) специальный (для спортсменов, летчиков, космонавтов, полярников и т.п.).

Учебные занятия физической культуройпроводятся в форме: 1) теоретических, учебно-тренировочных, контрольных; 2) элективных (по выбору); 3) индивидуальных и индивидуально - групповых практических; 4) самостоятельных занятий по заданию и под контролем преподавателя.

Факторы, влияющиена здоровье – 1) индивидуальный потен­циал здоровья человека (иммунитет, статус питания, осознание своего «Я», положительное отношение к здоровью, адекватные знания, спо­собность противостоять стрессу – эмоциональная устойчивость, фи­зическая форма, способность к самозащите); 2) поведение (работа и рекреация, привычки, еда, питье, подвижность, отношение к социу­му, стресс, возбуждающие средства); 3) социокультурная система (семья, соседи, место работы, среда досуга, средства массовой ин­формации, службы здоровья); 4) социально-экономические и полити­ческие условия (материальные ресурсы, доход, социальная безопас­ность, образование, политические приоритеты); 5) физико-биологическая среда (природа, климат, жилище, рабочее место, связь, транспорт, вода, отходы; пища, товары).

Факторы устойчивости– факторы, способствующие увеличению ресурсов здоровья. Это достаточные знания о здоровье, личные привычки, способствующие здоровью, факторы, повышающие эмоциональную и физическую стабильность, хороший статус питания, иммунитет, удовлетворяющая и не связанная с чрезмерными стрессами работа, достаточный сон, отдых и пр. Однако действие факторов устойчивости, как и факторов риска, неоднозначно, так каконо обусловлено рядом количественных параметров и сопряжено с действием сопутствующих факторов и условий.

Физическое здоровье– уровень роста и развития органов и систем организма, основу которого составляют морфологические и функциональные резервы клеток и тканей, органов и систем органов, обеспечивающие адаптационные реакции организма.

Физическая культура – часть общей культуры, которая представляет собой специфический прогресс и результат человеческой деятельности, средство и способ физического совершенствования человека для выполнения социальных обязанностей. Ф. к. отражает способы физкультурной деятельности, результаты и условия, необходимые для её культивирования, направленные на освоение, развитие и управление физическими и психическими способностями человека, укрепление его здоровья, повышение работоспособности.

Физическая культура личности характеризует качественное, системное и динамичное новообразование, определяющее её образованность, физическую подготовленность и совершенство, отраженное в видах и формах активной физкультурно-спортивной деятельности, здоровом стиле жизни.

Физическая работоспособность – потенциальная способность человека выполнять в течение заданного времени максимально возможное количество мышечной работы заданной интенсивности и сложности за счет активности нервно-мышечной системы.

Физическое воспитание представляет собой педагогический процесс, направленный на изменение физиологических функций и морфологических свойств организма с целью укрепления здоровья, физического развития, двигательной подготовки, формирования специальных знаний, моральных и волевых качеств с помощью специальных средств (физические упражнения, закаливание, гигиена и т.п.). Ф. в., как деятельная часть физической культуры, осуществляется в виде следующих направлений педагогического процесса: 1) общее Ф. в. (осуществляется в виде обязательных и факультативных занятий в детских садах, школах, средних и высших учебных заведениях, в организациях и на предприятиях); 2) Ф. в. с профессиональной направленностью (осуществляется организациями, занимающимися подготовкой специалистов по разным профессиям); 3) Ф. в. со спортивной направленностью (осуществляется в спортивных секциях, клубах, школах олимпийского резерва и т.п.). Ф. в. направлено на физическое совершенствование человека, на управление его физическим развитием и образованием.

Физическое образование – педагогический процесс и результат приобщения человека к физической культуре, овладения системой ценностей, специальных систематизированных знаний, развития физических способностей, мировоззрения, психических, эстетических и поведенческих качеств с целью использования их в повседневной жизни. Термин «физическое образование» нельзя путать с «физкультурным образованием». Последний отражает меру профессиональной подготовленности педагога в области физической культуры.

Физическое развитие – закономерный биологический процесс становления и изменения морфологических и функциональных свойств организма в течение индивидуальной жизни, совершенствующийся под воздействием физического воспитания. На Ф. р. Оказывают влияние биологические, климатогеографические и социальные факторы.

Физическое совершенство – это уровень физической культуры общества (человека) в конкретной исторический период; это совокупность таких знаний и убеждений, социальных качеств и потребностей, полное единство, взаимодействие и гармоничность которых обеспечивают успешное выполнение иных видов деятельности в соответствии с принципами необходимости, целесообразности и по законам красоты. Ф. с. характеризует, прежде всего, высший уровень физической готовности индивида к собственно человеческой деятельности (труд, быт, военное дело и т.п.). оно определяется следующими основными показателями: 1) нормальное физическое развитие; 2) способность полностью реализовывать свои физические возможности в двигательных действиях; 3) умение делать это эффективно.

Физическое состояние – определенный уровень приобретенных человеком двигательных качеств и формы человеческого тела. Оно характеризуется: во-первых, степенью развития двигательных (физических) качеств; во-вторых, антропометрическими данными; в третьих, состоянием здоровья.

Функциональная подготовленность – результат физической подготовки, отражающий уровень функционирования костно-мышечной, дыхательной, сердечно-сосудистой, нервной и других систем организма.

Формирование здорового образа жизни– побуждение квключению в повседневную жизнь индивида различных новых длянего форм поведения, полезных для здоровья; изменение, а то и вовсеотказ от многих вредных для здоровья привычек; овладение знаниями, на основе которых можно грамотно, безопасно и с пользой дляздоровья начать вести здоровый образ жизни (ЗОЖ), постепенно добиваясь, чтобы эти повседневные формы укрепления здоровья стали привычными. Последовательное, неспешное включение различных элементов ЗОЖ в свою повседневность, увеличение их числа и интенсивности с учетом состояния здоровья, отбор из их обилия индивидуально приемлемых и адекватных – это основные средства формирования ЗОЖ. Но и сам ЗОЖ по структуре не есть нечто постоянное, застывшее. При осуществлении контроля и самоконтроля индивид вносит изменения в свой образ жизни: увеличивает или снижает интенсивность физических нагрузок, меняет диету, вводит одни,отказывается от других, совершенствует третьи элементы образа жизни. И все это при наличии внутренней, осознаваемой и реализуемой потребности. Формирование ЗОЖ – проблема комплексная. Речь не может идти лишь о способах и методах укрепления здоровья, профилактики заболеваний, необходимо повышение роли личностных качеств человека в сознательном и волевом принятии принципов ЗОЖ, а забота о здоровье, его укреплении должны стать ценностными мо­тивами поведения.

Цель физического воспитания студентов – формирование физической культуры личности.

Ценности физической культуры – значимые явления, предметы, процессы и результаты деятельности в сфере физической культуры, ориентация на которые стимулирует поведение и проявление физкультурно-спортивной активности. Под материальными ценностями физической культуры понимают разнообразные сооружения для занятий физическими упражнениями и спортом, специальный инвентарь и оборудование, финансирование, уровень физического совершенства людей и др.; под духовными ценностями – социальные, специальные научные и практические достижения, обеспечивающие идеологическую, научную и организационную направленность системы физического воспитания. Создание материальных и духовных ценностей происходит в сфере производства, общественной, научной и педагогической деятельности людей. Использование ценностей осуществляется: во-первых, в специально организованном педагогическом процессе физического воспитания; во-вторых, в виде занятий физическими упражнениями в бытовых условиях; в-третьих, в различных формах массовых коммуникаций (печать, радио, телевидение и т.п). Являясь одним из видов человеческой деятельности, физическая культура служит для удовлетворения потребностей человека: 1) в получении физического образования (осуществляется в сфере физического воспитания); 2) в отдыхе с помощью двигательной деятельности (физическая рекреация); 3) в лечении с помощью двигательной деятельности (двигательная реабилитация); 4) в соизмерении человеческих возможностей (осуществляется в процессе занятий спортом).

Экология(гр. oikos – дом, жилище, родина + logos – понятие, учение) – это и область знания, и часть биологии, и учебная дисциплина, и комплексная наука. Э. рассматривает взаимоотношения организмов друг с другом и с неживыми компонентами природы Земли (её биосферы). Э. человека изучает закономерности взаимодействия человека с природой, проблемы сохранения и укрепления здоровья.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.