Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Теоретические основы психодрамы Я.Л. Морено. Основные терапевтические факторы



Психодрама – это психотерапевтический метод, в котором клиенты повторяют и завершают свои действия путем театрализации, представляют свои внутренние процессы при помощи сценического действия. Основатель психодрамы – американский психолог и психиатр Якоб Леви Морено, известный также как автор теории малых групп и методики социометрии. Детство и юность он провел в Румынии и Австрии, после первой мировой войны организовал в Вене «спонтанный театр», использовавший оригинальную игровую методику, ориентированную на развлечения и гармонизацию психической жизни людей. В 1925 г. переехал в США и продолжил психодраматического подхода в Нью-Йорке.

Причиной невротического развития личности Морено считал нарушение ролевого развития, обусловленное наследственностью, внешними условиями, отсутствием внутренней безопасности, особенностями межличностных отношений. В структуре межличностных отношений человека возможно несоответствие между реальным и желаемым кругом людей. Ребенок, по мнению Морено, рождается с потребностью действовать, играть роли, испытывает т.н. «акциональный голод». Ролевые действия невротика блокируются страхом, он не способен осваивать и принимать роли, его ролевое поведение становится негибким. Автор выделяет четыре категории ролей: соматические (поддерживают жизнедеятельность организма, например, половая роль), социальные (определяют способ взаимодействия с социумом, например, роль мужа), психологические (определяют характер взаимодействия соматических и социальных ролей, например, роль ответственного и заботливого отца), трансцендентальные (отражают взаимодействие с надындивидуальным, например, роль любящего, которая подчиняет себе роли других категорий). Из-за перенесенных страданий возможна регрессия ролевых категорий: например, трансцендентальная роль любящего или психологическая роль влюбленного регрессируют на соматический уровень, заменяя любовь сексом, что может вызвать проблемы в сексуальной сфере (неразборчивость, смена партнеров без получения удовлетворения). Регрессия от социальной роли к психологической наблюдается, например, у первоклассника, который не приобретает социальных навыков и не может освоить роль члена школьного коллектива. Он ощущает себя слабым, неполноценным, фантазирует о защитнике, который оградит его от драчливых одноклассников. Блокирование действий на социальном уровне вызывает ощущение бессилия на психологическом. Происходит сдвиг, когда действие и реакция оказываются на разных уровнях (в данном случае – на социальном и психологическом). При этом социальная роль проигрывается бессознательно. При неврозе навязчивых состояний происходит регрессия с трансцендентального до социального уровня, при шизофрении отмечается переход от психологических ролей к трансцендентальным без освоения социальных ролей.

Другой причиной возникновения нарушений выступают ролевые конфликты. Морено различает интра- и интерролевой, интра- и интерперсональный конфликты. Интраролевой конфликт обусловлен тем, что любая роль состоит из парциальных (частных) ролей, некоторые из них могут отвергаться или плохо усваиваться. Так, руководитель может хорошо справляться с принятием решений и планированием, но испытывать затруднения при стимулировании подчиненных и оценке их труда. Принимая роль руководителя в целом, он отвергает парциальную роль санкционирующего субъекта. Интерролевой конфликт возникает при противоречии двух и более ролей, так у молодой женщины возможет конфликт между профессиональной ролью и ролью матери. Интраперсональный конфликт связан с наслоением вновь приобретаемых ролей на предшествующие, которые деформируют новую роль. Например, молодой любящий муж не проявляет заботы и нежности по отношению к жене, если эта модель поведения не усвоена им в детстве, в родительской семье; возникает противоречие между чувством и неспособностью его выразить. Интерперсональный конфликт возникает в межличностных отношениях, когда люди одновременно находятся в разных ролевых позициях по отношению друг к другу. Так, начальник может быть приятелем подчиненного, и роль начальника часто не соответствует ожиданиям от роли приятеля.

Наконец, для анализа причин нарушений Морено использует понятие ролевой дистанции. Если человек не отделяет себя от роли, он выполняет ее требования и соответствует ожиданиям других, это препятствует удовлетворению собственных потребностей. Невроз может возникать как недостаток ролевой дистанции. Серьезные нарушения наблюдаются, если недостаток ролевой дистанции проявляется в дивергентных ролях. Возможна слишком большая ролевая дистанция, когда человек, избегая потенциально опасных ситуаций, оказывается неспособным приобретать новый опыт, творить, действовать спонтанно, его действия становятся стереотипными, жестко регламентированными нормами.

Цели психодрамы – диагностика и коррекция неадекватных эмоциональных состояний, реакций, отработка социальной перцепции и социального опыта, углубление самопознания. Основными терапевтическими факторами в психодраме выступают:

а) эффект группового взаимодействия в психодраматической группе, который восстанавливает спонтанность отношений между людьми, помогает преодолеть эгоцентрическую позицию пациента; приобретенный групповой опыт переносится в реальную жизнь;

б) спонтанность (импровизация) и креативность, выступающие результатом и условием психодраматического действия: возникает возможность экспериментировать в группе с инсценировками жизненных перспектив, ролей, форм поведения;

в) сверхреальность, то есть возможность создавать условия, которые в определенном смысле реальнее обыденной жизни невротика, являющейся чередой ситуаций: в психодраме присутствует Встреча, Со-бытие, творится новая субъективная реальность, осознается возможность «переиграть», исправить неудовлетворительную жизненную ситуации, что имеет терапевтический эффект.

Средства психодрамы

Личностные проблемы захватывают глубинные пласты психики, где непосредственно связаны мысль, ощущение, переживание, действие. Исполнение роли в предполагаемых обстоятельствах создает реальную канву, в которой могут проявиться эти взаимосвязанные компоненты, включая действие и чувство. Клиент включается в психодраматическое действие, ощущает и осуществляет его динамику. Формы выражения переживания в психодраме разнообразны – слово, образ, движение, что позволяет наиболее полно использовать их для преобразования эмоционального опыта. Психодрама предполагает разыгрывание ролевой игры, сопровождаемое «теле» (процесс передачи эмоций между клиентом, режиссером членами группы), катарсис участников, «инсайт» (озарение по поводу целесообразной перестройки личности и ее поведения).

В основе широкого диапазона средств психодрамы лежат эффекты катарсиса, инсайта, научения. Катарсис происходит при проигрывании ситуаций прошлого травматического опыта: клиент заново переживает их, осознает свои потребности, интегрирует эмоциональный опыт. Сдерживаемые, но стремящиеся выйти наружу эмоции при этом находят свое выражение. Инсайт – новое понимание проблемы, сопровождаемое эмоциональным переживанием – достигается во время проигрывания. Научение осуществляется как выработка новых способов поведения, основанная на расширении ролевого репертуара. Эффект научения складывается из двух составляющих: 1. апробация себя в новых ролях, 2. спонтанность, обучение свободе самовыражения без использования защитной брони (психодрама как разыгрывание роли позволяет отказаться от защитных масок).

Основные средства психодрамы – искусство терапевта (компетентность, личность), эмоциональное отреагирование (катарсис), инсайт (самопонимание, интеграция, реконструкция восприятия), межличностные отношения (встреча, «теле» - процесс передачи эмоций, исследование переносов), поведенческое научение (отыгрывание в действии, овладение новыми способами поведения), имитационное моделирование воображаемого (игра, символизация, поведение «как будто»), неспецифические терапевтические факторы (внушение).

Элементами психодрамы выступают протагонист (главное действующее лицо, главный герой), режиссер (фасилитатор, аналитик, терапевт), вспомогательные «Я» протагониста (носители его субличностей, переносов, проекций, изображающие реальных или вымышленных лиц, идеи, образы сновидений), зрители, сцена. Вспомогательные «Я» помогают протагонисту прояснить его связи в социальном мире, могут привносить собственное понимание и чувствование проблемы протагониста, что обогащает его реальность и способствует инсайту. Инсайт стимулируют также действия сенситивных вспомогательных «Я», которые гиперболизируют черты роли для того, чтобы достичь сознания протагониста.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.