Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Этапы работы психотерапевтической группы



Терапевту необходимо представлять закономерности развития группового процесса по ряду причин. Во-первых, это помогает выделить терапевтические факторы, которые на определенных этапах развития группы могут стимулировать или подавлять групповую работу. Во-вторых, знание этих закономерностей, позволяет максимально помочь участникам в достижении психотерапевтических целей. Зная, какие проблемы и кризисы могут проявиться на определенных этапах, терапевт более ясно представляет, когда и что ему следует делать. В-третьих, терапевт может заранее предвидеть, чего ожидать от группы, и заблаговременно подготовиться к изменениям. Наконец, терапевт может представить перспективу работы группы ее участникам.

Разные исследователи по-разному характеризуют стадии развития психотерапевтической группы, хотя в их схемах есть много общего. Так, исследователь Дж. Шапиро выделяет 4 фазы работы группы: подготовки, усвоения важнейших правил, терапевтического воздействия и завершения. Американский психолог Дж. Хансен описал 5 стадий: начала работы группы, конфликтов и конфронтации, формирования сплоченности, продуктивной работы, завершения. Известный психотерапевт И. Ялом выделяет 3 важнейших стадии: начальную (участники стремятся сориентироваться в группе, найти ее смысл для себя, нередко сопротивляются работе группы), стадию конфликтов и борьбы за власть, стадию сплоченности (проявляется взаимное доверие и раскрытие участников).

Р. Кочюнас выделяет 4 стадии: 1. начальную, которой свойственны поиск стиля работы, структуры, конкретизация личных целей, большая зависимость от терапевта; 2. переходную, на которой решаются вопросы доминирования во взаимоотношениях и возникает особенно много конфликтов между участниками, с самим терапевтом; 3. продуктивную, когда через решение конфликтов участники движутся к заботе о гармонии взаимоотношений, осуществляют зрелый анализ себя и взаимоотношений; 4. завершающую, на которой происходит консолидация группового опыта, оценка эффективности работы, эмоциональная подготовка к расставанию.

Основные цели психотерапевта на начальной стадии: формирование терапевтических норм работы группы, обучение участников ориентации в групповом процессе, создание атмосферы безопасности и доверия, установление общих целей группы и индивидуальных целей участников, поощрение участия в дискуссиях, уменьшение зависимости участников от терапевта, разделение с участниками ответственности за группу, структурирование работы группы, преодоление сопротивления участников.

На начальной стадии отмечается тревога участников группы и самого психотерапевта, испытывающего напряжение. Первая встреча группы начинается с тревожной тишины, которую терапевту следует прервать и поделиться возникающими у него «здесь и теперь» чувствами, надеждами, ожиданиями о будущей работе группы; можно сказать несколько слов о себе лично и о своем опыте работы с группами. В начале первой встречи участники знакомятся друг с другом, обмениваются своими чувствами. Терапевт предлагает каждому назвать имя, с которым участник хотел бы, чтобы к нему обращались другие участники, сказать несколько слов о себе, о своих чувствах в данный момент. Можно использовать способ высказываний по кругу, провести представление в виде игры «Снежный ком», когда каждый повторяет имена и однословные характеристики всех, представившихся до него, можно начать знакомство в парах или триадах с последующим взаимным представлением в целой группе. Терапевт предлагает высказаться по вопросам: «Чего Вы ждете от группы и чего опасаетесь, боитесь в группе?», «Каким Вы хотели бы видеть себя во время последней встречи?», «Ради чего Вы пришли сюда?». Материал представления создает почву для дискуссий о зависимости-независимости, уверенности-неуверенности в себе, тревоге. Первая встреча завершается обсуждением реакции каждого участника на работу группы, обменом чувствами, впечатлениями. В начале работы группы ведущий знакомит ее членов со следующими правилами: обсуждение ситуаций, происходящих с членами группы в настоящий момент («здесь и теперь»), избегание разговоров о прошлом опыте, планах на будущее; активность, искренность и открытость; конфиденциальность происходящего в группе; высказывание любых оценок, мнений, переживаний от первого лица («я считаю», «мне кажется»), обращение непосредственно к членам группы, по имени; приемлемость обратной информации (отсутствие прямых оценок и советов, указание того, какие стороны поведения вызывают определенные чувства, отнесенность обратной информации к тем свойствам личности реципиента, которые тот в состоянии изменить); избегание защитной позициям при получении обратной информации (не оправдываться, т.к. контраргументы не должны мешать принятию информации).

На начальной стадии работы группы участники озабочены тем, как наладить отношения с другими участниками, а также тем, каким образом групповая работа может помочь в решении их проблем. Они испытывают чувство неопределенности и недоумение, когда же начнется настоящая работа, что с нами собираются делать. Из-за тревоги и неопределенности ситуации общение на начальной стадии формально, церемонно, строится больше на рациональном обсуждении проблем. Неопределенность вызывает негативные чувства участников: одних раздражает хаотичность работы, других – много говорящие или молчащие участники, третьим кажутся неинтересными и бессмысленными абстрактные речи. В этой ситуации терапевт побуждает участников открыто выражать свои чувства, проводит индивидуальные собеседования с участниками. Ответственность за ход группового процесса многие стремятся делегировать на этой стадии терапевту. Многие участники на начальной стадии стремятся говорить о ситуациях вне группы, терапевт помогает связать этот опыт с ситуацией «здесь и теперь». Когда участники обнаруживают сходство своих проблем, это снижает тревогу, создает почву для сплочения группы. На начальном этапе можно предложить темы для дискуссий: каковы мои ценности, без чего я не могу жить, чего боюсь, в чем упрекаю себя, что я ценю в себе, в чем вижу смысл жизни, как я отношусь к авторитетам, как я решаю конфликты и др. Психотерапевт может предложить участникам группы вести дневник о мыслях и чувствах, возникших в результате каждой встречи, заполнять анкету оценки встречи. В анкету включены вопросы о том, насколько участнику удалось включиться в работу группы, удовлетворен ли он степенью своей активности, хотел ли он рисковать, насколько доверял терапевту, побуждала ли его данная встреча решать свои проблемы, затронула ли она его чувства, заботился ли он о других участниках, хотелось ли ему делиться своими чувствами и проблемами, насколько сплоченной была группа и продуктивной встреча.

На переходной стадии терапевт решает следующие основные задачи: помочь участникам установить истоки тревоги и говорить об этом, помочь увидеть способы психологической защиты и сопротивления активному участию в группе и обсудить их, учить открыто выявлять конфликты в группе и решать их, учить принимать на себя часть ответственности за групповую работу, помочь участникам стать более автономными и независимыми.

Переходной стадии свойственны конфликты, негативные переживания участников, могут усилиться тревога, страхи, сопротивление работе. В группе происходит процесс иерархизации, борьбы за власть, разделения участников на активных и пассивных, доминирующих и подчиняющихся. Становится больше критических замечаний, отрицательных оценок и комментариев, возрастает требовательность участников друг к другу и к терапевту («должен», «обязан»), формируются подгруппы. Это неизбежные процессы в становлении зрелой группы. Основными источниками конфликтов выступают следующие: противоречие между стремлением подчиняться групповым нормам и сохранять автономность, между желанием независимости и неспособностью быть реально независимым, между желанием измениться и оставить все так, как есть, сопротивление авторитетам (терапевту). Выражая негативные чувства, участник проверяет реальную степень своей свободы и доверия, то, насколько он может быть понятым и принятым, «не будучи приятным». Подавление и сглаживание конфликтов разрушает психотерапевтический процесс. Психотерапевт помогает выразить негативные чувства, старается не присоединяться к отдельным участникам, чтобы не усилить сопротивление других, не прерывает развитие конфликтов, которые должны выражаться и анализироваться. Конфронтация с психотерапевтом возникает по следующим причинам: сопротивление участников самоанализу и самораскрытию, неисполнившиеся ожидания стать самым любимым и опекаемым, недостаточное личностное проявление психотерапевта, остающегося в чисто профессиональной роли, обвинения в том, что терапевт делает что-то не так. Психотерапевту не следует извиняться за свою чисто профессиональную роль, он должен пояснить, что, в отличие от участников, у него нет психотерапевтических целей в группе, хотя и он сам иногда сталкивается с жизненными проблемами. При обвинениях в бессмысленности работы можно задать вопросы: «Объясни подробнее, что я, по-твоему, должен делать иначе, чего ты хотел бы от меня?», «Что ты сам мог бы сделать для того, чтобы эта группа стала для тебя более полезной?». Необходимо позволить участникам высказать свою неудовлетворенность, отметить, с какими претензиями терапевт согласен, а с какими – нет. Конструктивное поведение терапевта в ситуации конфронтации учит членов группы конструктивному разрешению конфликтов. На переходной стадии часто возникают подгруппы, что имеет некоторые негативные аспекты влияния на групповой процесс. Участники подгрупп склонны к дополнительному общению вне группы (по телефону, при личных встречах), при этом часть обсуждаемого в подгруппах материала не попадает в группу, что обедняет ее функционирование. Нормы подгруппы требуют лояльности к ней и сохранения в тайне обсуждаемого, что противоречит групповым нормам правдивости, открытости, искренности. Участники подгруппы разрушают сеть межличностного общения – они опекают друг друга, соглашаются с мнением друг друга, избегают взаимной конфронтации. В результате группа используется не для решения проблем, а для поиска друзей.

Задачи терапевта на продуктивной стадии – поощрение более глубокого самораскрытия участников, поддержка апробации участниками новых способов поведения, оказание помощи участникам в выражении и понимании скрываемых чувств, постоянная забота о сплоченности группы. В идеальном случае на этой стадии все общаются со всеми, а терапевт изредка оказывает поддержку участникам. Происходит продуктивный анализ проблем и реальное изменение поведения с пониманием того, что каждый участник сам отвечает за свою жизнь, в частности, в группе. Глубина самораскрытия участников определяет сплоченность, создает благоприятные условия для дальнейшей работы, в целом – обусловливает результаты психотерапии. Самораскрытие предполагает высказывание переживаний о ситуациях в группе, о внутренних конфликтах, нерешенных личных проблемах, болезненных переживаниях, слабых и сильных сторонах личности, радостях, надеждах, ожиданиях. Пример самораскрытия подает терапевт, прямо и открыто отвечая на вопросы участников, не скрывая своих чувств. Самораскрытие одного участника стимулирует самораскрытие других. Терапевт помогает участникам говорить о себе в удобное время и удобным способам, предотвращает неуместную критику и чрезмерное самораскрытие, делающее участника уязвимым, обучает участников ответственному самовыражению и ответственной откровенности (уместной, приемлемой для других участников, стимулирующей доверие и готовность к помощи).

На завершающей стадии решаются следующие задачи: обсуждение чувств, вызванных расставанием, оценка результатов работы группы, консолидация достигнутых результатов, подготовка к жизни без группы, обмен участников оценками группового опыта. Психотерапевт помогает участникам понять, что сложившаяся в группе атмосфера взаимной близости, доверия и заботы не случайна, она создана самими участниками, которые должны запомнить, как они это делали и перенести полученный опыт в повседневную жизнь. Терапевт помогает вычленить и конкретизировать достигнутые каждым участникам результаты, а также обсудить, как они намереваются воплотить в жизнь приобретенный в группе опыт. Полезно обсудить, что изменилось в каждом на разных этапах работы группы. Целесообразна «репетиция» новых способов поведения посредством ролевых игр, психодраматических техник. После завершения работы группы полезно организовать еще одну встречу через 2-3 месяца, чтобы обсудить достигнутые результаты уже в контексте реальной жизни. Возможны и индивидуальные контрольные встречи психотерапевта с каждым участником.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.