Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Средства терапевтического воздействия



Наряду с основными средствами терапевтического воздействия (эмоциональная поддержка, конфронтация, трансляция паттернов поведения и переживания, когнитивных схем, подкрепление в процессе говорения и слушания, применения невербальных средств), реализуемыми в ходе убеждения и внушения, иногда психотерапевтом используются специальные средства воздействия на клиента: куклотерапия, сказкотерапия, библиотерапия, арттерапия, натурпсихотерапия, музыкотерапия, танцевальная терапия, холдинг-терапия. Куклотерапия применяется в работе с детьми, основана на процессах идентификации ребенка с любимым героем мультфильма, сказки, с любимой игрушкой. При разыгрывании кукольных спектаклей ребенок управляет куклами, участвует в постановке спектакля с психотравмирующим сюжетом, который успешно разрешается, что позволяет активизировать, разрядить и снять нервно-психическое напряжение (могут использоваться куклы-марионетки, пальчиковые, перчаточные, теневые, веревочные, плоскостные, объемные куклы. Сказкотерапия используется для отреагирования эмоций, выявления внутренних конфликтов и затруднений, дает опору в условиях неопределенного эмоционального опыта, помогает интеграции личности. Сказка может быть использована как метафора, вызывающая свободные ассоциации, как притча-нравоучение, как транслятор системы ценностей и эталонов. Возможны обсуждение сказок, рисование по мотивам сказок, проигрывание сюжетов, творческая работа со сказкой (дописывание, переписывание и др.). Библиотерапия – терапевтическое воздействие с помощью чтения специально подобранной литературы в целях нормализации или оптимизации психического состояния. Функции библиотерапии разнообразны: успокоение, удовольствие, стимулирование психической активности, рефлексия психических состояний и свойств, эмоциональная проработка проблем, предоставление способов переживания и поведения, разрешения конфликтов. Библиотерапия может применяться в индивидуальной и групповой формах. Арттерапия – использование искусства (прежде всего изобразительного) в терапевтических целях (выход негативных чувств, проработка мыслей и чувств, облегчение процесса терапевтической коммуникации). Выделяют пассивную и активную формы арттерапии. При пассивной форме клиент изучает художественные произведения, созданные другими людьми, при активной – сам создает продукты художественного творчества. Натурпсихотерапия – использование природы как средства психотерапевтического воздействия. Терапевтические факторы влияния природы на человека – положительное эмоциональное воздействие («невербальная суггестия»), седативный, отвлекающий, активизирующий и катартический (очищающий) эффекты, в целом – эстетический эффект, возвышающее, гармонизирующее воздействие. Музыкотерапия – использование музыки в лечебных целях на основе бессловесного внушения определенного настроения, поднимающего больного над своими переживаниями и помогающего преодолевать болезненные расстройства. Музыкотерапия может быть применена в индивидуальной и групповой формах, в рецептивном (слушание) и активном (вокалотерапия, хоровое пение, хореотерапия, сочинение музыки) вариантах. Механизмы и эффекты лечебного действия музыки – катарсис, эмоциональная разрядка, регулирование эмоционального состояния, повышение социальной активности, расширение арсенала средств эмоциональной экспрессии. Танцевальная терапия (хореотерапия) сочетает возможности музыкотерапии и телесно-ориентированной терапии. Функции танцевальной терапии – развитие осознания собственного тела, создание позитивного образа тела, развитие навыков общения, исследование и отреагирование чувств, приобретение группового опыта. Холдинг-терапия – достижение психотерапевтического эффекта с помощью удерживания. Метод используется для коррекции широкого спектра эмоциональных расстройств, он первоначально был разработан применительно к детям, страдающим ранним детским аутизмом. Суть холдинг-терапии: мать привлекает к себе ребенка, обнимает его и держит лицом к лицу, преодолевая сопротивление, до тех пор, пока ребенок не расслабится, не прижмется к ней и не посмотрит в глаза. В терапии могут участвовать другие члены семьи: например, отец держит на коленях другого ребенка, бабушка поддерживает мать и т.д. Сеанс холдинга длится от 30 до 90 минут, проводится 6-8 сеансов.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.