Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ДИНАМИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ



Основной задачей динамического обследования является выявление динамики развития ребенка. Такое обследование целесообразно проводить как к плановым (один раз в полгода), так и к внеплановым консилиумам.
По своей структуре полное динамическое обследование достаточно близко к первичному углубленному обследованию, хотя и имеет свою специфику. А именно: как правило, психолог не выявляет повторно анамнестические сведения, а только фиксирует те изменения, которые произошли с ребенком за истекший период.
Если обследование проводится для внепланового консилиума, то, безусловно, выясняется причина, по которой проводится консилиум (у того из специалистов, который обратился к психологу с просьбой о проведении внепланового консилиума). Например, это может быть резкое снижение успеваемости ребенка в четверти, ухудшение его поведения в среде сверстников, снижение адаптивных возможностей по различным показателям, что наблюдается другими специалистами или родителями.
Психолог отмечает виды деятельности ребенка, которые перестали «вписываться» в рамки условно нормативной динамики развития. Причем в данном случае описываются и ситуации чрезмерно интенсивного развития. Например, это может быть интенсивное развитие когнитивной сферы, в частности вербально-логического мышления, излишняя тяга к философствованию, излишнее мудрствование, навязчивый поиск первопричин тех или иных явлений. Но такое развитие не может не сказаться на аффективно-эмоциональной сфере ребенка, на его взаимодействии со сверстниками и взрослыми.
Обязательно должны быть описаны отдельные психические функции, которые за прошедший с момента последнего обследования период претерпели наименьшие изменения или вовсе не развивались.
Все это подробно фиксируется психологом и, в соответствии с пониманием причин подобного изменения состояния ребенка, планируется коррекционно-развивающая работа, рекомендуются дополнительные консультации других специалистов, также даются рекомендации педагогам по индивидуализации образовательного процесса.
Если с ребенком проводился курс коррекционно-развивающей работы, то кратко отмечается его эффективность. Она должна быть соотнесена с количеством проведенных занятий и продолжительностью коррекционной работы.
Если коррекционно-развивающая работа проводилась в групповой форме, то все равно необходимо описать ее результаты и эффективность для каждого конкретного ребенка.
При проведении индивидуальной работы, особенно связанной с коррекцией личностных особенностей, следует (в предельно краткой форме) показать, как эти изменения сказываются на взаимодействии ребенка со сверстниками и педагогами.

ИТОГОВОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Целью итогового заключения является оценка актуального состояния ребенка на момент итогового обследования в сравнении с его психологическим статусом (особенностями развития, поведения и т.п.) на момент включения ребенка в деятельность психолога в составе службы сопровождения.
В рамках итогового заключения должны быть отмечены выявленные в процессе как первичного, так и последующих обследований проблемы (проблемные зоны) и трудности ребенка. В соответствии с этим в заключении кратко описываются начальные рекомендации, направления необходимой коррекционно-развивающей работы.
Здесь также должны быть перечислены все направления психокоррекционной работы, которая проводилась с ребенком, ее продолжительность и результат.
Аналитический отчет психолога образовательного учреждения представляет собой особый вид отчетной документации, форма и содержание которой часто определяются администрацией образовательного учреждения, управления образования и т.п. Думаем, что в следующих публикациях мы сможем рассказать читателю о содержании и этой части документации психолога.

Михаил СЕМАГО,
кандидат психологических наук,
доцент АПКиПРО,
г. Москва

ЛИТЕРАТУРА

1. Ануфриев А.Ф. Психологический диагноз: система основных понятий. М.: МГОПИ; Альфа, 1995.
2. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. М.: Совершенство, 1997.
3. Красило А.И., Новгородцева А.П. Статус психолога и проблемы его адаптации в учебном заведении. Москва—Воронеж: Московский психолого-социальный институт, 1995.
4. Кузнецова И.В., Ахутина Т.В., Битянова М.Р. и др. Психолого-педагогическое обеспечение коррекционно-развивающей работы в школе: пособие для администрации школ, педагогов и школьных психологов. Кн. 1. М.: НМЦ «ДАР» им Л.В. Выготского; Образовательный центр «Педагогический поиск», 1997.
5. Модель взаимодействия психолога и логопеда по организации работы в специализированных группах. Под общ. ред. Н.Я. Большуновой. Сост. Н.Ф. Балашова, Е.В. Соколова. МОУ-ЦО «Пеликан». Бердск, 1998.
6. Обследование ребенка на психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПК). Комплект рабочих материалов. Под общ. ред. М.М. Семаго. М.: АРКТИ, 1998.
7. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога. М.: АРКТИ, 2000.
8. Сотрудничество учителя и школьного практического психолога. Сборник научно-методических трудов. Под ред. А.К. Марковой. М., 1993.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.