Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ХРИСТИАНСКОЕ МIРОВОЗЗРЕНИЕ - ОСНОВА НРАВОУЧЕНИЯ



Свящ. Тимофей

ПОСОБИЕ ПО АСКЕТИКЕ

Для современноог юношества

Содержание
   
 
Предисловие
 
Введение
 
Глава 1. ХРИСТИАНСКОЕ МIРОВОЗЗРЕНИЕ - ОСНОВА НРАВОУЧЕНИЯ
 
  Религиозный характер любых нравственных установок
 
  Богооткровенность Священного Писания (Ветхий Завет)
 
  Свидетельства истинности Нового Завета
 
  Православная Церковь - истинное Христианское сообщество
 
  Понятие о православной аскетике
 
Глава 2. ПРАВОСЛАВНОЕ УЧЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ
 
  Образ Божий и подобие Его в человеке
 
  Дух, душа и тело
 
  Три силы души
 
  Потребности духа, души и тела человека и их деятельность
 
  Соотношения между духом, душою и телом
 
  Понятие о страстях
 
  Свобода человека и его произволение
 
  О заповедях Божиих
 
  О врожденной греховной испорченности
 
  Без борьбы с грехом - смерть!
 
Глава 3. ОБРАЩЕНИЕ КО ХРИСТУ
 
  О сверхчувственном познании Бога
 
  Обращение блаженного Августина
 
  Обращение ко Христу - поворот духа
 
  А если обращения еще не было?
 
  Потерять веру - самое страшное
 
  Необходимые предостережения
 
  Самоощущение христианина
 
Глава 4. МIР И УДАЛЕНИЕ ХРИСТИАНИНА ОТ НЕГО
 
  Аскетическое понятие мipa
 
  Библейское наставление об уклонении от мipa (Ветхий Завет)
 
  Новозаветные наставления на ту же тему
 
  Святоотеческое наставление о мiре и современность
 
  Мы в мipe и мip в нас
 
  Удаление от мipa, гордость и любовь к ближнему
 
  Mip преходит и похоть его (1 Ин. 2,17)
 
  Mip и среда церковная
 
Глава 5. ВОЗДЕРЖАНИЕ ТЕЛА, ДУШИ И ЧУВСТВ
 
  Воздержание. Эпикурейство и манихейство
 
  Воздержание тела
 
  Хранение ума
 
  Хранение сердца
 
  Хранение воли - послушание
 
Глава 6. ГРЕХОВНЫЕ СТРАСТИ
 
  Классификация страстей
 
  Краткий обзор главных страстей
 
  Борьба со страстями
 
Глава 7. АСКЕЗА ПОЛА
 
  Общее наставление о девстве и браке
 
  Режим целомудренной жизни
 
Глава 8. ДУХОВНЫЕ ДЕЛАНИЯ ХРИСТИАНИНА
 
  Божественная ревность, страх Божий и трезвение
 
  Память смертная и апокалиптическое сознание
 
  О молитве
 
  Покаяние, слезы и плач радостотворный
 
Вместо заключения ВЫБОР ЖИЗНЕННОГО ПУТИ

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Дорогие юные читатели!
К тем, из вас, кто верит в Бога, кто желал бы жить достойно своей веры, кто знает, что такое человеческая душа, что она безсмертна, кто хотя бы слышал о заповедях Божиих, кто знает, что они учат добру, кто вообще любит это добро и стремится к нему - обращена наша книга. Если же для вас понятия о Боге, о совести, о добре и зле - лишь пустые и отвлеченные, мешающие жизни приятной - тогда, пожалуй, нам стоило бы поговорить о тех науках, которые вы проходите в школе - физике, химии, биологии - и досказать то, что недосказано в учебниках, но что очевидно вытекает из самих изучаемых наук. А вытекает из них следующее: мip не мог возникнуть и не может стоять сам собою; жизнь не сводима к движению атомов и молекул; законы материального бытия не определяют всего, а лишь вытекают из законов духовных; и наконец, нарушение этих последних разрушительно и опасно для человека и всей жизни на земле.
Пытаясь поначалу отвернуться и убежать от законов нравственных, данных Богом, человек вновь возвращается к ним же. Если не подействовали убеждения морали, то могут сказать свое слово факты объективной науки. Еще совсем недавно многие люди пытались скрыться от Бога, обращаясь к физике и биологии, но именно там они вдруг стали пред Ним еще более явственно. Можно ли убежать от Вездесущего? Удастся ли спрятаться от Бога в той науке, законы которой Он Сам и установил?
Внешнее познание о Боге, к которому приводит наука, способно расшевелить уснувшую душу. Но этого недостаточно. Настоящая вера, приводящая не просто к пробуждению, но к исцелению души, познаёт Бога не внешним убеждением, а путем внутреннего, сердечного общения.
Самая характерная особенность вашего возраста как раз и состоит в том, что ваша душа неожиданно открывает для себя некий внутренний источник познания и начинает смотреть на мip совсем другими глазами. Это новое знание лежит не в области рассудка, а в области чувства, почему и говорят про юношей и девушек, ощутивших его в себе, что они теряют голову. Что бы ни говорили вам взрослые, о чем бы ни напоминали и собственные, еще не столь давние размышления, - вы чувствуете, что все это говорилось из совершенно иной сердечной настроенности. И вот юная душа отталкивается от всего простого и привычного. Окружающая жизнь и люди, даже самые близкие, кажутся чужими и холодными, - если только они не опьянены тем же дурманящим ароматом юности.
Вчерашние подростки сознают себя умнее, чем прежде, более знающими жизнь, более понимающими ее сложность. И действительно, знание жизни, такое ее внутреннее постижение, как в эту пору, невозможно преподать за школьной партой. Начинается ниспровержение авторитетов, все подвергается пересмотру и критике. "Папы, мамы, учителя, - ну что они понимают? Дают задание: делать то и се, пятое и десятое, сообщают нечто из тех и других областей знания, но при всем том они совершенно неспособны понять, что происходит в моей душе... А что там происходит?.. Не могу сказать, но во всяком случае что-то очень большое, важное, к чему совершенно не подходит ни сухое школьное знание, ни отвлеченное наставление взрослых, которые учат нас жизни. Жизни-то они нас учат, но жизнь нашей души сейчас совсем другая. Потому и нет для нас авторитета, кроме как в своем собственном кругу, среди тех, кто, как и мы, отверг авторитеты и сам понял жизнь" - вот вкратце мысли юной души о проблеме отцов и детей.
Хорошо, когда эта юная душа, инстинктивно направляясь к стремлениям высоким и достойным, все-таки находит их правильно. Увы, гораздо чаще получается все совсем иначе...
Но не спеши, внезапно повзрослевшая и поумневшая душа! Ведь тебе не было еще ни двадцати, ни тридцати, ни сорока лет, ты не знаешь, чем люди мучаются в таком возрасте. А кто уже прошел эти годы, тому было когда-то и тринадцать, и пятнадцать, и восемнадцать. И напрасно ты думаешь, что взрослые забыли эти годы, когда сами подобно тебе "ходили на голове", никем не понятые, с бурно взрослеющими чувствами и с замедленным ростом рассудительности.
Постарайся почувствовать и понять, что взрослые (хотя бы некоторые из них) говорят с тобою как бы с той стороны высокого забора, на который ты карабкаешься теперь, и рассказывают, какие они набили себе шишки, оказавшись по эту сторону. Ведь те же духовные опасности ждут и тебя, и тех, кто будет после тебя...
Многие поэты и писатели, размышляя о юности, используют такой литературный образ - мотыльки, летящие ночью на огонек свечи. Доводилось ли вам самим наблюдать, как бедняжки легко обжигают свои крылышки и гибнут?
Сравнение это не столько красивое, сколько суровое. Познание ночного блуждающего огонька оканчивается смертью. А смерть не игрушка.
Что такое этот огонек свечки в сравнении с солнцем? - Ровно то же самое, что и новое ваше внутреннее душевное знание в сравнении с Божественным разумом и христианскою мудростью. Свет солнечный на земле необъятен, он живит и не обжигает. Огонек свечи заметен лишь в темноте, он манит к себе, он дает возможность что-то поблизости разглядеть, но для прикоснувшегося к пламени мотылька он смертельно опасен.
Увы как часто юность оставляет истинное Солнце правды и берет взамен свечку своего собственного внутреннего познания, углубляясь с нею во тьму греховную! Как редко она способна верить слову старших, а если и прислушается иногда, то лишь по внешнему принуждению. Сколько ребят, даже будучи с детства приучены к вере, к молитве, к церковному благочестию, в эти годы как-то мгновенно теряют и то, и другое, и третье. Свое "Я" для них приобретает больший вес.
Это "Я" ищет легкого и быстрого самоутверждения, самовыражения. Переставший быть ребенком вдруг видит, что мip вокруг довольно грязен и жесток, и если раньше взрослые еще пытались не показывать ему эту грязь, то теперь за это он уже не верит им. Гораздо легче и приятнее теперь послушаться того человека, который эту грязь назовет сладостью, притом вполне законной, естественной и небезобразной, да к тому же еще общепринятой. И вот уже юная душа, ищущая насыщения своих повзрослевших чувств и порывов, готова броситься в этот омут страстей, нырнуть туда с головою, и .лишь тогда дойдет до нее зловоние греха.
Человек - существо, привыкающее ко всему. Ведь если долго работать в хлеву, то и его запах перестанет раздражать. Когда-то еще успеет познавший смолоду грех опомниться? Когда еще сумеет он понять, что грех совсем не сладок, даже если к нему привыкнешь? А если и одумается, найдет ли в себе силы встать и возвратиться на оставленный когда-то путь Христов - путь истины, добра и чистоты?
Начиная этот разговор, мы не знаем, в каком состоянии находитесь вы, наши юные читатели. Стремясь познать жизнь, прошли ли вы "огни и воды", которые в сущности лишь блуждающие ночные огоньки соблазнов и мутные болотные топи страстей? Знаете ли грех и в какой мере? А если еще нет, то чем удерживаетесь от него? Только ли внешними обстоятельствами и запретами взрослых, (которые со временем все легче и легче преодолеваются), или теми внутренними преградами, которые именуются страхом Божиим и совестью?
Хочешь ли, благоразумная душа, посмотреть в такое зеркало, в котором ты увидишь себя саму? Увидишь свое взросление, свои собственные чувства и искушения. Хочешь ли поглядеть? Только давай прежде договоримся, что, узнав себя и свою историю, ты будешь внимательна к себе, что один, только один авторитет на земле, ты подождешь отвергать. Нам, учителям, родителям, если не хочешь, не верь. Но как не верить зеркалу, в котором виден насквозь весь твой собственный путь? Не стремись только смотреться в такое зеркало, которое бы тебя приукрасило. Что же, иди и смотри.
И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю? И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть. И сказал змей жене: нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете как боги, знающие добро и зло. И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел. И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания (Быт. 3,1-7).
Не узнала ли еще себя, душа? Тогда вот тебе перевод на современный язык.
И сказал юной душе весь окружающий ее мip, во зле лежащий: правда ли, что христианское учение лишило тебя всех радостей и удовольствий жизни? Ответила душа: нет, нам многое позволено, но запрещено нам делать то, другое и третье, чтобы не умереть. И продолжал искуситель: ты не умрешь, но станешь Человеком с большой буквы, будешь жить своим, а не чужим умом. Ты, душа, познаешь, что ты сама - мерило всех вещей, что мip существует для тебя, а ты для своего удовольствия. И увидела душа, что запрещенное Богом красиво на вид и сладко на вкус, что легко и свободно вкушается другими. Вкусила и сама, дала и другим...
Продолжить ли, юный друг? Доселе ты, возможно, узнаешь всю эту историю на себе самом, то есть сладкую часть ее. Горькую часть ты едва ли распробовал, она будет длиною в целую жизнь, а для нераскаянных продолжится и в вечности.
Скажи, разве эта повесть не про нас с тобою? Разве мы не следуем дурному примеру праматери нашей? Как записавший эту историю тысячи лет назад мог так хорошо знать твою и мою душу? Значит, вероятно, стоит прислушаться. Не для того пала в грех наша праматерь, не для того рождала она детей в скорби и болезни, не для того Адам оплакивал падение свое все 930 лет своей жизни, и не для того передавали люди детям и внукам в течение стольких веков эту повесть, чтобы она, дав нам ключ к пониманию собственной души, оставалась бы для нас праздною или сказочною!
Бог никого не приводит к Себе насильно, помимо или против человеческой воли. В вашем возрасте становление личности идет быстрее всего. Теперь вы в наибольшей степени на распутии жизни. Какую выбрать дорогу? Речь, конечно, не о профессии и не о месте жительства. Мы имеем в виду цель и смысл жизни: высокою ли она будет или низкою, на уровне сознания, или безсловесного инстинкта? Простой выбор одного из двух стоит перед тобою: Бог, свет, жизнь, чистая радость на одной стороне; самодовлеющее "Я", грех, смерть, мучение - на другой.
Когда взрослые крестят младенца, а затем приобщают его к источникам благодатной церковной жизни, они лишь помогают ему в будущем самостоятельно выбрать добро, выбрать путь Божий. Но самого выбора они на себя взять не могут. Младенцы не выбирают, они только подражают старшим и слушаются их. А вам предстоит выбирать направление жизни, даже если вы об этом не задумываетесь.
Выросла душа, раскрылись в ней новые мысли и чувства, - вот и новые задачи встают перед нею. Верующим юношам и девушкам надо как бы вновь обретать свою веру, делать ее своею, а не бабушкиною. И тем, кто ненаучен вере в Бога, лучше всего именно сейчас к ней обратиться, пока душа не зачерствела, отравившись тяжкими грехами.
Ты уже, вероятно, слышал такое вульгарное философское рассуждение: один раз живем, нужно взять от жизни побольше. Слышал его когда-то и святой апостол Павел, и передал еще проще: станем есть и пить, ибо завтра умрем (1 Кор. 15, 32). Это общий девиз материалистов, но именно они-то, как ни странно, прожигают жизнь зря и не берут от нее самое важное и нужное.
На самом деле не только жизнь, но и молодость наша дается нам один только раз. Каждый год молодости неповторим, а его потери невосполнимы. То, что потеряно и не сделано в жизни на 43-м году, можно наверстать на 44-м, но то, что утрачено в 16 лет, гораздо труднее вернуть в 17. И невозможно вернуть себе прожитый бездумно и бездарно год.
Самое драгоценное сокровище для человека смысл его жизни, цель ее, притом высокая и достойная. В молодости многое предрасполагает человека к тому, чтобы найти ее, не ошибиться в поиске и затем посвятить этой цели всю жизнь. Бывает, что люди найдут ее только под старость и уже не могут служить этой цели - сколько примеров тому встречает в церкви каждый священник. И если ты за всю свою молодость ни разу не влюбишься, даже ни разу не засмеешься, если даже все это время будешь прикован к постели, но при этом обретешь Христову веру как свою, - можно уверенно сказать что молодость твоя прошла не зря, ты взял от нее самое главное. Зато юность, прожитая в разгуле, погублена безнадежно, она оставляет после себя духовную пустыню.
Итак, ищи от жизни большого, прежде чем рассыпаться по ее мелким сладостям и шалостям, чаще всего отнюдь не невинным. А большое - это вера в Бога и добродетель, позволяющая быть в общении с Ним.
В детстве все доброе дается легче, почти без усилий, но зато не очень надежно. Теперь путь к добродетели станет для вас труднее, но пройдя его, вы станете верными сынами Божиими, получите такое великое богатство духовное, которое теперь невозможно вам и описать, и поймете, что только ради этого и следовало жить. Желаете ли выбрать этот трудный путь к благам небесным и вечным? Как это сделать - об этом и пойдет речь в нашей книжке.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Предлагаемая книга обращена в первую очередь к юношам, получившим православное воспитание в детстве, с тем, чтобы помочь им преодолеть трудный барьер юности, чреватый многими соблазнами и искушениями, и при этом не потерять свою веру, не запятнать свою совесть, но стать сознательными православными христианами.
Многое из сказанного здесь трудно понять человеку, не имевшему соответствующего духовного опыта. Обойти и совсем не затронуть эти вопросы невозможно, передать их всем понятным языком - вряд ли удастся. И дело тут не в возрасте читателя. Есть лица, которые постоянно ходят в храм, но никогда не переживали и никогда не поймут главного идейного стержня этой книги, потому что они никогда не переживали его всем своим существом.
Эта центральная тема - обращение человека ко Христу как особый сверхчувственный опыт, как поворот духа, как решительная перемена в произволении, в самосознании, после которой человек и ощущает себя, и действительно становится христианином.
Примерами таких обращений полны жития святых. О факте такого великого переворота в человеке говорят и святые Отцы, из которых нам ближе всего и понятнее выразился святитель Феофан Затворник. Необходимость сознательного обращения ко Христу Отцы понимают и исповедуют, но поскольку подвизались они в благочестивые времена, то не всегда описывают обращение как духовный переворот, происходящий зачастую через глубокую внутреннюю катастрофу, подобную Павлову переживанию на Дамасской дороге, когда его, еще дышащего злобою ко Христу, внезапно осиял свет Небесный, огласил кроткий голос Гонимого им, и вскоре сам гонитель превратился в пламенного проповедника и апостола.
Во времена христианского благочестия православные дети возрастали совсем в иной атмосфере, чем теперь, даже в нынешних верующих семьях и в православных школах. Mip все-таки был другим, не настолько глубоко, как теперь, погрязшим во зле. Человек Пушкинского или даже Шмелевского быта произволением своим поворачивался ко Христу как бы плавно и незаметно для самого себя, ведь ему не нужно было выходить из своего жизненного уклада. Поэтому-то обращение человека ко Христу, превращение его из номинального христианина в духовного и сознательного воина Небесного Воеводы далеко не всегда попадало в рассмотрение церковных писателей, и они редко заостряли на этом внимание.
И лишь святитель Феофан в своем труде "Путь ко спасению" и святитель Игнатий в словах о таинстве крещения заговорили об обращении как центральном моменте всей духовной жизни. Это было время, когда многие христиане оставались таковыми лишь по имени, по быту, по общему государственному укладу, но уже не по совести, не по сердцу, не по горячему убеждению. Вера слабела в них все больше.
Для нашего времени, когда весь уклад жизни сознательно задан в жестком антихристианском ключе, обращение особо важно и оно практически всегда драматично. Наряду с этим господствующее в современном мiровом Православии примиренчество и стремление к симбиозу с мiром привело к тому, что об обращении как-то забыли. Многие вновь удовлетворяются верою, выражающей себя лишь внешне, сводящейся только к выполнению ряда предписаний.
Вокруг сказанного об обращении ко Христу построилось в книге и все прочее. Эта тема невольно затребовала соответствующего читателя, который по своей душе, по своей жизненной истории узнал бы, о чем идет речь. Попытки православного нравоучения для юношества, предпринятые современными церковными авторами, на наш взгляд, не всегда удовлетворительны именно с этой точки зрения. Юношей зачастую просто учат добру, не выделяя того судьбоносного момента, после которого человек становится сознательным христианином.
Остается последний и главный вопрос: кому же адресовать свою работу, если далеко не всем взрослым, не говоря о юношестве, она подойдет? Скажем так: книга предназначается для чтения в кругу православной семьи, В чем-то приходится рассчитывать на помощь старших, которые могут скорее понять, узнать и передать подросткам сказанное на этих страницах.

ГЛАВА I

ХРИСТИАНСКОЕ МIРОВОЗЗРЕНИЕ - ОСНОВА НРАВОУЧЕНИЯ

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.