Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Эпоха крито-микенской или (III-II тысячеления до н. э) Минойская

Это художественная культура города Микен и острова Крит. Это культура особого понимания природы и места в ней человека , внимания к его внутреннему миру.

Искусство Крита: .На Крите строили много дворцов. Дворец представлял собой большую группу построек, возведенных вокруг внутреннего двора и предназначенных как для религиозных, так и для светских надобностей. Дворцы были в городах: Кноссе, Фесте, Гурнии, Мали и Като-Заро. Д ля всех критских дворцов характерен ряд общих черт. Внутренний двор представлял собой прямоугольник со сторонами 52 на 28 метров. Почти все дворцы ориентированы по сторонам света — их внутренний двор вытянут с севера на юг. Дворцы были связаны с горными святилищами, устроенными в пещерах. Каждый дворец ориентирован на «священную гору», хорошо видимую из него. Критское искусство избегает неподвижности, тяжелых опор. Несмотря на громадные размеры дворцов и кажущуюся простоту конструкций, эти сооружения довольно сложны. Дворцы считались земным отражением мест обитания Богов. Самый знаменитый Кносский дворец. В нем сохранились фрески с разными сюжетами: морские, игры с быком и изображения парижанок( женщины в колоколообразных юбках, с яркими глазами и губами). Так как природа занимала главное место в жизни людей, на острове было много фресок с растительным миром. Для критян природа была священна по причине ее божественности. В силу этого на Крите вместо богов часто изображали цветущие луга и дикие скалы, поросшие растительностью. Бог, в отличие от богини представлял собой зооморфное существо, в образе быка. Так есть фрески таврокатапсия – прыжки через быка. Фреска с таврокатапсией показывает, насколько динамичным и живым было минойское искусство. Ему чужды застывшие позы. Изображения критян хрупкие, мужские фигуры покрашены в оттенки коричневого, женские – в белый. Высокого мастерства достигли вазописцы. Вазы были рвзных форм и размеров, так были маленькие чашечки, большие глиняные кувшины пифосы(шар или яйцо), в которых хранили зерно, воду, вино. Вазы раскрашивали в яркие цвета, применяя красную, белую, синюю и черную краску. Рисунки ваз имели сюжеты: морских животных, природа. Самые красивые вазы минойской эпохи найдены в пещере Камарес близ Фесты.

Микенское искусство: города имели сложную систему оборонительных сооружений, были обнесены стеной из неотесанных плит. Таковы Микены и Тиринф на полуострове Пелопоннес. Дворцы Микен по форме просты и строги.Дворцовое здание представляет собой мегарон — вытянутое в длину сооружение, ориентированное по сторонам света, не имеющее внутреннего двора. Несмотря на внешнюю простоту, здания были роскошно отделаны. Полы были расписаны шахматным орнаментом с включенными в клетки фигурами подводных богов — тунцов, осьминогов. Стены дворца были сплошь покрыты фресками, изображавшими различные сцены со львами и сфинксами. Художественный язык росписей грубоватый и менее искусный, отчасти даже «варварский». Микенский акрополь был окружен равнинами и холмами, находился на возвышенности. Попасть в него можно было через Львиные ворота 14 в.д.н.э., на них треугольный рельеф с изображением 2-х львиц. Недалеко от ворот были найдены гробницы царей с драгоценностями и утварью и золотыми посмертными масками( маска Агамемнона 14в.). У женщин маски заменялись диадемами с очень широкой лентой и громадными высокими лучами. Стилизованный орнамент диадем говорит об их связи с богами-светилами, воплощением которых считались микенские царицы. Здесь же были найдены богатые бронзовые кинжалы с рукоятками из горного хрусталя и рисунками — сценами охоты, бегущими львами, водоплавающими птицами, звездным небом. В шахтовых гробницах был обнаружен целый ряд золотых перстней-печатей. К числу самых богатых даров относились сосуды из золота, серебра и электры (сплав золота и серебра). Такие сосуды, положенные в могилу, считались залогом возрождения умершего.Гробницы имеют прямоугольную форму, сделаны весьма грубо, не имеют даже внутренней обкладки стен камнем. Фрески Микен изображали сражения. Шкатулки из слоновой кости, росписи ваз утратили критскую праздничность и превратились в стереотипные, схематичные сценки.
2) Тёмные века, Гомеровская Греция (XII – IX вв. до н.э) характеризовалась упадком культуры. Происходит окончательное разрушение остатков микенской цивилизации. Вместе с тем Тёмные века характеризуются определённым техническим прогрессом, освоением выплавки и обработки железа. Период Тёмных называют «Гомеровским», так как произведения «Илиада» и «Одиссея» поэта Гомера являются основными письменными источниками об этом времени. В Гомеровский период почти все искусство обращено к мифам и их героям. В этот период складываются греческая мифология и эпос. В последний период «тёмных веков» в греческом искусстве распространяется геометрический стиль. Центром распространения стиля были Афины. Помимо вазописи, стиль был характерен для мелкой пластики, декоративно-прикладного искусства. Геометрический орнамент, появившийся IX в. до н. э., представлял собою сочетание геометрических элементов, на вазах он располагался полосами и складывался из крестов и окружностей. Затем строго геометрическое направление сменяется фризами с изображениями сказочных хищных животных. На вазах стали изображать сюжеты мифов.

3)Период Архаики ( 8-6 вв. до н.э.): АРХАИКА (от греч. archaikos — древний) — искусство ранних периодов человеческой истории, отличающееся массивностью, монументальностью форм и наивной свежестью художественных образов, острая выразительность силуэтов и вазописи.

Расцветает каменная архитектура, прежде всего храмы на вершине холмов, были посвящены божеству. Храмы не были высокими, имели прямоугольную, вытянутую форму, со всех сторон были окружены колоннадой. Внутри находилось четырехугольное святилище, в котором помещалась статуя божества. В этот период формируется ордерная система. В дорическом ордере- приземистые, сужающиеся кверху колоны( храм Аполлона в Коринфе, Посейдон на юге Италии). Ионический ордер более изящен, колонны прямые, тонкие, верхняя часть колонны имеет изогнутую форму, похожую на рога барана( храмы Геры на о.Самос, Артемиды в Эфесе, Аполлона в Дидимах.) Коринфский ордер – более пышный, со сложной капителью, похожий на цветочную корзину. Все детали храмов окрашивались в красный(гориз.полоски) и синий цвет(вертик.полс.), кроме колонн. Скульптура обращалась к мрамору.у фигур окрашивались одежда, глаза, волосы и губы. Искусство периода архаики характеризуется поисками формы, выражающей эстетический идеал прекрасного телом и духом гражданина полиса. Поэтому внимание на передачу совершенных пропорций человека. В это время появляются два основных типа одиночной скульптуры- куросы(обнаженные юшоши, участники олимпийских игр) и коры( девушки, одетые в пеплосы). Кроме того, появляются скульптурные многофигурные композиции и рельефы. Образ человека, сложившийся в архаическом искусстве, обладает чертами: некоторая условность изображения, статичность, торжественность. Керамика: роспись сосудов становится более живой, чем при геометр. Стиле. Роспись двуцветна, изображают лотосы, кони, преследуемые охотниками львы. Этот стиль получил название ориентального. Распространились чернофигурные сосуды( амфора Ахилл и Аякс, играющие в кости, подвиги Геракла ) и краснофигурная керамика с черным фоном( в основном сцены из повседневной жизни). Формы ваз: амфора- двуручный сосуд с яйцевидным туловищем и сужающейся горловиной для хранения оливкового масла и зерна; кратер- большой, широкий сосуд для смешивания воды и вина; пифос- большой яйцевидный сосуд для зерна, обычно вкапывающийся в землю; килик – плоская чаша на подставке из которой пили вино.

4)Период классики( 5 - 4 вв.до н.э.) Время высшего могущества Афин и расцвета культуры. В это время были открыты мраморные каменоломни, что дало возможность шире применять мрамор в строительстве. Монументальное строительство осуществлялось в Афинах, где был создан комплекс Акрополя(архит-ый ансамбль) 156-метровй холм в честь победы над персами. В нем находились самые выдающиеся постройки- Парфенон (мраморный храм Афины-девы) сочетал дорический и ионический стили. Парфенон, богато украшенный скульптурами имеет прямоугольную форму. По торцевым фасадам храм имел по восемь колонн, по боковым — семнадцать. Фронтоны храма были заполнены скульптурой. Главный (восточный) фронтон представлял миф о рождении Афины из головы Зевса. Примером классического дорического ордера является храм Зевса в Олимпии, где раз в 4 года проводились игры. Скульптура: появляется сюжетная скуль-а, зарождается понятие композиции как единого драматического целого. Главные представители: Фидий( 500 г до н. э., наиболее прославлены статуи Афины и Зевса. Высота статуи Афины Парфенос 11,5 м., она стояла внутри Парфенона. Фидий использовал слоновую кость, более тонны золота на одежду. Статуя Зевса для храма в Олимпии высотой 18 м.. Фидий использовал для статуй хрисоэлефантинную технику,т.е. накладка золота и слоновой кости на деревянный каркас. Мирон( работал почти только в бронзе. Сюжеты разнообразны. Статуя метателя диска — «Дискобол», несохранившаяся до наших дней, Афины и Марсия. Мирон открыл способ передачи пластической концентрации движения. Динамика движения сосредоточена исключительно в конечностях-черты архаики. ). Поликлет(его интересовала проблема формы., движение в состоянии покоя. Его искусство лишено эмоциональной выразительности. Он избегает передачи деталей мускулатуры, трактует тело в обобщенных плоскостях. Работы- Гера для храма в Аргосе, статуи Дорифор(копьеносец) и Диадумен(юноша с победной повязкой. Они сделаны в строгом соответствии с пропорциями, определяющими строение идеальной человеческой фигуры. Ваятели 4в. Стали проявлять внимание к передаче индивидуальных черт человека. Скульптор и архитектор Скопас создал храм Афины в Тегее., статуи Менаду, спутницу Диониса, изображенную в танце. У Скопаса скульптура стала многоаспектной, т.е. расчит-й на обзор с разных точек зрения. Фигура искажается. Пракситель( прославился мягкостью лепки, был мастером лирических божественных образов- Афродита Книдская( впервые в греч.скуль. показана обнаженной.), Гермес с младенцем Дионисом. Скульптор Лисипп- придворный живописец Александра Македонского, создававший его бюсты. Главная его работа — «Апоксиомен»(атлет, скребком снимающий с себя слой масла). ). У Лисиппа поза атлета становится более свободной, изменяются и пропорции тела. Фигуры Лисиппа более стройные, естественные и подвижные, персонаж перестает быть героем, низводится до уровня обыкновенного человека.

Вазопись: произошел переход от строгого к свободному стилю, мастера стали передавать фигуры людей в сложных ракурсах и поворотах. К концу 5в. Этот стиль сменил роскошный стиль(нарядность).

Живопись : Паррасий стремился передать душевные движения. Полигнот создал прием передачи глубины пространства- фигуры помещались на разных уровнях. Аполлодор- первооткрыватель светотени, изображение перестало быть плоским силуэтом. Искусство поздней классики утрачивает гражданский пафос и обращается к передаче переживаний и чувств. Большое внимание стало уделяться гражданской архитектуре- театрам, гимназиям.

5) Эллинистический период( 4-1вв до н.э.): Победы Александра Македонского. Этот этап взаимопроникновение культурных достижений греческой и восточной цивилизации. В искусстве соединились рационализм и экспрессивность, архаика и новизна. Искусство утрачивает становится придворным. Новые центры худ.культуры Пергам, Антиохия, Александрия.для этой эпохи характерно повышение роли религии. Космополитизм - характерная черта эллинизма, привёл к тому, что отдельный человек стал чувствовать себя беспомощным во вдруг оказавшемся таким огромным мире, ориентация на внутренний мир человека. Литература была почти исключительно религиозной. Объектом изображения литературы становится человек как индивидуальность .Были популярны такие жанры, как роман, идиллия, элегия, эпическая поэма.

Архитектура: стремление к освоению огромных пространств, тяга к грандиозности, импозантность форм, активное градостроительство, синтез разных стилей. Пример – Фаросский маяк, Александрийский маяк. Главными арх-ми сооружениями стали не храмы, а общественные здания- библиотеки, театры, стадионы. Города строились по гипподамовой системе,т.е. прямоугольная сетка улиц. Два типа жилых домов- домов-квартир, образующих городской квартал и отдельно стоящий дом с множеством комнат, с внутренним двором , окруженным колоннами(перистильный дом). Появились новые типы сооружений-рыночные площади, торговые ряды, портики, сложные архитектурные ансамбли, придававшие новый облик городам. Самым грандиозным архитектурным сооружением эпохи эллинизма стал знаменитый алтарь Зевса в Пергаме.

Скульптура : для скульпторов не существовало жестких эстетических норм, они стремились передать чисто человеческие чувства в лице и фигуре. Мастера обратили свой интерес к личности, её эмоциям, что и определило главные черты искусства скульптуры того времени- её динамичность, выразительность. Скульптура украшала частные дома, общ-е здания, площади. Для нее характерно отражение беспокойства и напряжения, стремление к помпезности и театральности. Эпоха эллинизма является временем рождения различных скульптурных школ: родосской, пергамской. Пергамская школа(это интерес к бурным проявлением чувств, передаче стремительных движений: фриз Пергамского алтаря, умирающий галл, Афродита Милосская). Родосская школа: образ сильного, атлетически сложенного мужчины, натурализм(Родосский колосс бога солнца Гелиоса-мастер Харес. скульптура богини победы — «Ника Самофракийская»).

В эпоху эллинизма в связи с расцветом архитектуры широкое распространение получили фрески и мозаики. В мозаиках, украшавших полы жилых домов и общественных зданий в Делосе, Приене, Херсонесе (мозаика с моющимися женщинами), дворцов в Пелле мозаичисты обращались к бытовым сценкам из жизни и мифологическим образам, а также сюжетам, почерпнутым из современных им комедий или романов. В мозаиках находили выражение разные тенденции: свободная, живописная манера трактовки сюжета или подчеркнуто гармонизированная, тяготевшая к классической продуманности композиции и сдержанности в передаче любимых эллинизмом драматических сцен.

В расписной керамике эллинистические мастера преследовали преимущественно декоративные цели, используя не только живопись и рисунок, но чаще рельеф для украшения поверхности. Достоинство видели в усложнении форм, в изысканности цветовых решений.




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.