Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Микробиологические концепции в «Аюрведе»



 

Инфекционная теория болезней отнюдь не является достоянием новоого времени. В «Аюрведе» инфекционные болезни называются болезнями червей, поскольку все организмы, вызывающие патологии человека—вирусы, микроорганизмы, гельминты и паразитирующие насекомые, — объединены под общим названием Крими ( Крими (санскр.) — червь).

Все Крими разделяются на две основные категории — Крими внешние и Крими внутренние.


Под внешними Крими понимаются микроорганизмы, развивающиеся вне организма человека. Кроме того, к категории внешних Крими относятся насекомые-паразиты.
Внутренними Крими называются микроорганизмы, развившиеся внутри человеческого организма, а также гельминты. В соответствии со средой обитания внутренних Крими различают три их типа: порожденные в слизи — Капха-джа, порожденные в крови — Ракта-джа ( Ракта (санскр.) —кровь), и порожденные в кале — Пуриша-джа ( Пуриша (санскр.) — кал).


Капхаджа-крими. Капхаджа-крими — это микроорганизмы, размножающиеся во внутренних органах. Средой их обитания является ядовитая испорченная Капха — слизь. Вместе с нею они разносятся по всему организму.


Рактаджа-крими. Под Рактаджа-крими в Аюрведе понимаются микроорганизмы, вызывающие заражение крови и с кровью поступающие во все органы и системы тела. К болезням Рактаджа-крими относятся, например, такие заболевания, как оспа, корь, фурункулез, стрептококковое заражение крови и т. п. Рактаджа-крими отличаются свойством размножаться в крови с потрясающей скоростью.


Пуришаджа-крими. Возбудители всех желудочно-кишечных болезней, в том числе тяжелейших эпидемических, таких, например, как холера и дизентерия, а также гельминты относятся к категории Пуришаджа-крими. Они размножаются в разлагающемся кале, который накапливается в кишечнике практически любого человека, не практикующего Йогу или регулярное внутреннее очищение. Нормально функционирующая система основных элементов способна контролировать их развитие, не допуская возникновения патологических симптомов, однако в случае нарушения равновесия ситуация выходит из-под контроля, и Пуришаджа-крими начинают с огромной скоростью размножаться. Как правило, сфера действия Пуришаджа-крими ограничивается брюшной полостью — они не поднимаются выше желудка. Если же в силу каких-либо причин Пуришаджа-крими поступают в пищевод, возникает симптом отравленного дыхания —отрыжка пациента и выдыхаемый им воздух имеют запах гниющего кала.

Диагностика в «Аюрведе»

 

Основным способом диагностики в «Аюрведе» является пульсовая диагностика. Хороший специалист может совершенно точно определить все явные и скрытые патологии и дефекты, прогнозировать перспективы развития болезней, наиболее вероятную продолжительность того или иного заболевания, а также возможность возникновения сопряженных с основными нарушениями дополнительных расстройств.

 

Глава 2


Йогические техники работы с телом в практике Йога-терапии

 


ВНИМАНИЕ! Прежде чем приступить к освоению каких бы то ни было из описанных ниже техник и практике тренировочных программ в соответствии с рекомендациями «Терапевтического указателя», НЕОБХОДИМО внимательно ознакомиться с описанием ВСЕХ предлагаемых в настоящей главе упражнений, обращая особое внимание на ВНУТРЕННИЕ аспекты техники —«замки» и «символы» — бандхи и мудры. Нри этом следует иметь в виду, что некоторые существенные моменты описаний основных бандх и мудр даются в ходе изложения техники исполнения асан и других упражнений.


Начиная осваивать конкретные упражнения, НЕЛЬЗЯ сразу же пытаться выполнять их в полном виде. По меньшей мере четыре-шесть, а лучше — восемь-двенадцать недель должно уйти на изучение ТОЛЬКО ВНЕШНЕЙ ФОРМЫ упражнений. И лишь после того, как форма освоена в достаточной степени, можно начинать отработку рекомендуемых схем дыхания и практику «встроенных» в упражнение внутренних техник. Если при этом возникает ощущение неудобства или какие-либо нежелательные эффекты, необходимо вернуться к практике «пустой» формы упражнений и, по возможности, проконсультироваться со специалистом, знакомым с йогической практикой терапевтической направленности.


ЧРЕЗМЕРНОЕ УСЕРДИЕ НЕДОПУСТИМО! Если в описании упражнения речь идет о «мягкой Мула-бандхе», «легком напряжении в Ашвини-мудре», «свободном естественном дыхании», «короткой дыхательной паузе» или «мышечной, а не вакуумной Уддияна-бандхе», указания такого рода во избежание неприятностей необходимо понимать БУКВАЛЬНО.

* * *

К тому приходит успех, кто неустанно практикует. Ибо как можно преуспеть без работы? Чтением книг и раздумьями о Йоге успеха не достигнешь.
Ни ношением ритуальных одежд, ни разговорами о высоких материях, но лишь практикой успешно постигается истина. Это несомненно.


«Хатха-Йога-Прадипика», 1-67,1-68

* * *

В классических трактатах все описания упражнений сопровождаются многочисленными восхвалениями их чудодейственных свойств. Например, «Гхеранда-Самхита» утверждает, что настойчивая практика одной только Сарвангасаны — йогической стойки на плечах — искореняет огромное количество самых разных болезней, в их числе — несварение, нарушения кислотности, болезни селезенки, печени, почек, геморрой, проказу, астму, туберкулез, нервные расстройства, диабет, болезни крови и мочеполовой сферы, опущение внутренних органов и т. д. Вакуумное втягивание живота — Уддияна-бандха-мудру — «Хатха-Йога-Прадипика» вообще образно называет «львом, способным одолеть слона, имя которому — смерть». Настолько же эффективными, согласно классическим текстам, являются и многие другие статические, динамические и дыхательные упражнения Йоги ( «Гхеранда-Самхита» и «Хатха-Йога-Прадипика» — классические средневековые трактаты, в которых, помимо общих философских принципов, достаточно подробно раскрываются основные аспекты практики Йоги).

Как явствует из многовекового опыта йогинов-практиков, классики не преувеличивали. Но следует помнить, что никакая болезнь не может быть излечена применением какого-либо одного упражнения или только одной процедуры. Любое расстройство, проявившееся в виде некоторого комплекса симптомов, всегда обязано своим возникновением функциональным нарушениям в нескольких звеньях тех или иных систем организма. И чем более широкая сеть функций поражена болезнью, тем более комплексным должно быть лечение. Одно конкретное упражнение или процедура могут быть лишь составной частью сбалансированного комплекса терапевтических мероприятий.

Встречая в каком-либо классическом трактате восторженное восхваление определенной техники как средства борьбы с теми или иными патологиями, следует помнить, что речь идет о потенциальных возможностях данного метода, которые проявляются только при использовании его в корректно построенном комплексе мероприятий, соответствующим образом оптимизирующих образ жизни пациента в целом. Именно в таком ключе данная книга описывает практику применения йогических техник в терапевтических целях. Нет никаких сомнений в том, что последовательное, настойчивое и разумное следование приведенным здесь рекомендациям позволит практически любому человеку избавиться от болезней, обрести здоровье и жить полноценной жизнью, с умом трезвым и ясным, до глубокой старости.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.