Жили два брата. Бедно жили. Однажды говорит один брат другому: - Одному из нас придется идти работать к богачу. Пришел к богачу старший брат. Богач и говорит: - Будешь работать у меня до весны, пока в лесу кукушка не закричит. Пока работаешь, ты ни на что не должен обижаться. Если обидишься, то ты отдашь сто оленей. Если я на тебя , то я отдам сто оленей. - Но у меня нет оленей. - Тогда будешь работать до следующей осени. Подумал бедняк, подумал и согласился. - Уж я-то ни на что не обижусь, - решил он про себя и начал работать у богача. Однажды утром послал хозяин работника в стадо. - Вставай, солнце уже давно взошло. Иди в стадо. Вернешься, когда стемнеет. Целый день пробыл работник в стаде. Солнце вскрылось, вернулся он в чум. - Ты уже вернулся? - Солнце вскрылось. Вечер уже наступил. - Но, я же тебе говорил, вернешься, когда стемнеет. Солнце вскрылось, а вместо нее луна взошла. - Так что, мне придется работать все дни и ночи? - А ты обижаешься на меня? - Нет, не обижаюсь, - ответил работник и пошел опять в стадо. Всю ночь луна светила, всю ночь работник провел в стаде. Утром луна спряталась, вместо нее солнце взошло. Бросился работник на землю, стал хозяина бранить: - Так мне придется работать все дни и ночи. Он сам не работает. Сытно есть, одежды не дает. Не видел бедняк, что в это время богач был рядом и все слышал. - Ты на меня обиделся? Давай сто оленей, а то будешь работать до следующей осени. Проработал бедняк у богача до следующей осени, вернулся домой с пустыми руками. Спрашивает его брат: - Сколько оленей тебе богач дал? Рассказал старший брат, как он работал, младший ему и говорит: - Ты оставайся дома, а я пойду работать. Говорит богач младшему брату: - Будешь работать у меня до весны, пока в лесу кукушка не прокричит. Но, пока работаешь, ни на что не должен обижаться. Если ты обидишься, то отдашь мне сто оленей. Если я ? тогда я отдам сто оленей. Вот на другой день солнце уже взошло, а работник все спит и спит. Богач будит его. - Солнце уже взошло, а ты еще спишь. - А ты обижаешься на меня? - Нет, не обижаюсь. Просто иди в стадо. Работник потягивается. - Уж очень медленно ты собираешься. - А ты обижаешься на меня? - Нет, не обижаюсь. Если ты так долго будешь собираться, то опоздаешь на работу. Пока работник одевался, обувался, умывался, наступил полдник. Работник и говорит: - Давай с начало поедим хорошенько, потом я пойду на работу. - Уж очень я сытно наелся, вздремну немного, - положил голову на траву и уснул. Богач не выдержал, закричал: - Почему не идешь на работу? Все другие пошли, а ты все лежишь. Открыл работник глаза, посмотрел на небо и говорит: - Уже солнце село, не пойду работать. Кричит богач громче: - Почему не пойдешь работать? - А ты обижаешься? - Нет, не обижаюсь. Ладно, сегодня ты не пойдешь работать, давай ложиться. Так прошли три месяца. Не радует хозяина его новый работник. Работает он мало, и ни на что не обижается. Решил богач избавиться от хитреца. Стал думать, что сделать, чтобы в лесу кукушка прокричала? Долго думал, и, наконец, сказал жене: - Вступай в лес. Как только мы с работником покажемся, крикни кукушкой. Только на глаза не показывайся. Пошел богач к работнику, на охоту зовет. Взяли они ружья, в лес направились. Увидела их издалека жена богача, стали кричать кукушкой: - Ку-ку! Говорит богач работнику: - Слышишь, кукушка кричит, хватит работать у меня. Ступай домой. Понял бедняк, что богач его обманывает. Разве кричит кукушка зимой? - Сперва посмотрим, что за зимняя птица такая, - и навел оружие на дерево, где сидела жена богача. Увидел это богач, бросился на работника, стал оружие отнимать, кричит: - Если ты ее убьешь, тебе плохо будет. - А ты обиделся на меня? - Чуть жену мою не убил. Забирай оленей и ступай домой. Забрал бедняк оленей и с тех пор живут хорошо братья. Тут и сказке конец.
Легенда Севера
Ямал. ?Край земли? - так в переводе с ненецкого звучит название полуострова, давшего название Ямало-Ненецкому автономному округу. Вся территория автономного округа - 750,3 тыс.кв.км относится к территории Крайнего Севера. Ямало-Ненецкий автономный округ ? многонациональное образование, на территории которого проживают коренные этносы: ненцы, ханты, селькупы, коми-зыряне. Вековые обычаи аборигенного населения, их традиционная самобытная культура ? особенная страница историко-культурного наследия региона. Коми-зыряне, проживающие на территории Ямала относятся к этнической группе северных коми и носят название коми-ижемцев. Процесс формирования этноса происходил в ХV1 ? XVП вв. в бассейне реки Ижма (приток нижней Печоры).
По территории проживания коми-зыряне находятся вдали от Поволжья, однако по языку, происхождению и культурно-бытовым особенностям они тесно связаны с народами этого региона. Среди северных коми основным занятием было кочевое тундровое оленеводство, воспринятое ими от ненцев. Летние кочевья располагались в тундре, зимой стада оленей перегонялись в лесные, защищенные от ветра районы. Для передвижения использовали сани-нарты, в которые впрягали оленей. Для перевозки детей на женских нартах устанавливали специальное приспособление. Ремесла коми-зырян тесно связаны с оленеводством. Из дерева мужчины делают нарты, лыжи, утварь, посуду; из кожи ? упряжь, тасму (мужской пояс), из кости ? украшения для тасмы. Внутреннее убранство дома характерно для лесного района: предметы домашнего обихода и утварь делались почти целиком из дерева, бытовала также и глиняная утварь, сделанная руками женщин без гончарного круга. У оленеводов-ижемцев наряду с меховой одеждой, сходной с ненецкой, была распространена и одежда из фабричных привозных тканей. Народная одежда коми-зырян по покрою отдельных частей близка к одежде соседей русских, однако в ней много и финно-угорских черт.