Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Уставить законодательные гарантии



ДОВЕРИТЕЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ НАСЛЕДСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ

 

Институт доверительного управления наследственным имуществом - новый в гражданском праве современной России, практика его применения выявила немало сложных правовых вопросов, с которыми, прежде всего, сталкиваются именно нотариусы. В силу ст. 1173 Гражданского кодекса РФ нотариус заключает договор доверительного управления, принимает на время наследственное имущество в доверительное управление, с целью защитить права наследников. Есть ли риск для нотариуса (материальный, профессиональный, этический) при заключении такого договора? Отвечают ли нормы права в данной сфере современному сложному гражданскому обороту?

По роду своей деятельности нотариус не обладает специальными знаниями (например, в сфере корпоративного права, бухучета, различными отраслевыми экономическими знаниями), позволяющими ему сразу, без привлечения специалиста, определить риски заключения договора доверительного управления, взвесить риски утраты наследственного имущества.

Договор доверительного управления, прежде всего, необходим наследникам, заинтересованным обеспечить сохранность наследуемого имущества, а, при умелом управлении, его преумножить. Насколько это реально на практике?

Закон предусматривает, что доверительным управляющим может быть индивидуальный предприниматель или коммерческая организация, за исключением унитарного предприятия. В случаях, когда доверительное управление имуществом осуществляется по основаниям, предусмотренным законом, доверительным управляющим может быть гражданин, не являющийся предпринимателем, или некоммерческая организация, за исключением учреждения, а также чиновников (ст. 1015 ГК РФ).

Гражданский кодекс РФ определяет, что доверительное управление требуется, если в составе наследства имеется имущество, требующее не только охраны, но и управления (предприятие, доля в уставном (складочном) капитале хозяйственного товарищества или общества, ценные бумаги, исключительные права и тому подобное). По мнению Р. И. Виноградовой и В. С. Репина доверительным управляющим наследственным имуществом может быть любой дееспособный гражданин, не являющийся предпринимателем, или некоммерческая организация, за исключением учреждения[1].

С таким выводом согласиться нельзя. Хотя Гражданский кодекс РФ определяет, что в случаях, указанных законом (например, душеприказчик по завещанию) доверительным управляющим может быть гражданин, однако управление таким имуществом предполагает наличие у управляющего образования и практических знаний. В случаях, когда наследодатель в завещании называет душеприказчика, сам наследодатель должен осознавать способность данного душеприказчика управлять после его смерти наследственной массой и передать имущество наследникам.

Есть случаи, когда, полагаем, закон должен ограничить доступ лиц по доверительному управлению и определить виды имущества, которым может управлять гражданин, и такое (предприятия, доли в уставных капиталах, ценные бумаги) которым должны управлять профессионалы. Данный вопрос был решен законодателем в отношении ценных бумаг, доверительное управление которыми регулируется ст. 5, 39 Федерального закона от 22 апреля 1996 года № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»[2], а также Положением о доверительном управлении ценными бумагами и средствами инвестирования в ценные бумаги, утвержденным Постановлением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 17 октября 1997 года № 37[3].

Уставить законодательные гарантии

В отношении предприятий и долей в уставных капиталах решения о передаче имущества в доверительное управление, полагаем, мог бы принимать Арбитражный суд. Это, прежде всего, касается случаев, когда наследодатель являлся единственным собственником юридического лица и его единоличным руководителем или собственником блокирующего пакета акций. Суд, как представляется, мог бы назначить доверительного управляющего по критериям, аналогично тем, которые определенны Законом «О несостоятельности (банкротстве)»[4]. В ст. 20 данного Закона сформулированы требования для доверительного управляющего:

зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя;

имеет высшее образование;

имеет стаж руководящей работы не менее чем два года в совокупности;

сдал теоретический экзамен по программе подготовки арбитражных управляющих;

прошел стажировку сроком не менее шести месяцев в качестве помощника арбитражного управляющего;

не имеет судимости за преступления в сфере экономики, а также за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления;

является членом одной из саморегулируемых организаций.

Таким образом, представляется, что Арбитражный суд мог бы наделять полномочиями по доверительному управлению лицо, которое в силу своей профессии, обязано принимать меры по защите имущества наследодателя, формирования дебиторской и кредиторской задолженности, анализировать и в рамках, определенных судом, вести хозяйственную деятельность юридического лица.

Назначенный арбитражный управляющий, как представляется, мог бы осуществлять мероприятия в отношении юридического лица в рамках процедуры, сходной с процедурами наблюдения или внешнего управления. Вероятно законодатель, изучив проблему, может принять специальную процедуру ведения управления юридического лица под надзором Арбитражного суда до момента регистрации прав наследников на долю в уставном капитале юридического лица и акции.

Другой проблемой, с которой сталкиваются нотариусы (а назначение доверительного управляющего через суд данную проблему могло бы снять) - это получение согласия органов опеки и попечительства на назначение доверительного управляющего и определения круга его полномочий в отношении наследственной массы, наследниками которой являются несовершеннолетние, прежде всего, а также недееспособные. Т. к. это, прежде всего, обусловлено тем, что в силу п. 1 ст. 1020 ГК РФ доверительный управляющий осуществляет правомочия собственника в отношении переданного имущества. И если нотариусом была передана по договору доверительного управления доля в уставном капитале, например, общества с ограниченной ответственностью, то доверительный управляющий имеет право участвовать в общих собраниях, голосовать по крупным сделкам, принимать решения вплоть до реорганизации и ликвидации общества.

Исходя из сегодняшних реалий, мы имеет проблему не столько приумножения имущества, сколько его возможного обесценивания или полной утраты. В массе своей нотариусы России сегодня такими корпоративными знаниями не обладают, для того, чтобы предупредить такие риски. Сама специфика работы нотариуса не позволяет получить такие специфические практические навыки и противостоять недобросовестным действиям иных доверительных управляющих.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.