Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Молодежная культура, субкультура контркультура



Молодежная культура относится к числу особо сложных явлений. Об этом свидетельствует тот факт, что до недавнего времени само ее существование подвергалось сомнению. В наши дни число сомневающихся в ее наличии стало незначительным, однако связанные с ней проблемы и сложности остались.

Исходными пунктами при изучении молодежной культуры выступают понятия молодости и молодежи.Молодость — это длительная фаза или этап жизни, в течение которого каждый человек переходит от детства к взрослости. Содержанием этого перехода является процесс социализации. Поскольку этот переход осуществляется не в одиночку, постольку все совершающие такой переход и составляютмолодежь. Последняя представляет собой социально-демографическую группу, объединяющие признаки которой — возраст, социальный статус и социально-психологические свойства.

Следует сказать, что указанные признаки являются весьма неустойчивыми и неопределенными, они зависят от характера и уровня развития общества, культуры и особенностей процесса социализации. В целом же этап социализации все больше растягивается. Так, еше в прошлом веке период молодости заканчивался чаще всего к 20 годам, поскольку к этому возрасту человек начинал свою трудовую деятельность и вступал во взрослую жизнь.

Сегодня — в связи с резким увеличением срока получения образования — верхняя граница молодости поднялась до 30 и даже более лет. То же самое происходит и с нижней границей, правда, в обратном направлении. Раньше она соответствовала 14 годам. Теперь она — в связи с феноменом акселерации — иногда отодвигается назад, к 10 годам, особенно, если речь идет о молодежной культуре. Однако большинство ученых сходится на том, что возрастные границы молодости находятся между 14 и 30 годами.

Эти границы указывают на то, что молодежь составляет огромную социальную группу — почти половину населения общества. В силу этого ее роль в общественной и культурной жизни постоянно возрастает. Во многом по этой причине в наше время возникло совершенно новое явление: если раньше молодые люди стремились как можно быстрее стать взрослыми или похожими на них, то теперь появилось встречное движение со стороны взрослых. Они не спешат расстаться со своей молодостью, стремятся сохранить свой молодой вид, заимствуя у молодежи ее сленг, моду, форму поведения и способы развлечения. Такое явление лишний раз свидетельствует о том, что молодежная культура существует, что она образует в первую очередь феномен именно нашего времени.

На этапе социализации отмеченные признаки молодежи — возраст, социальный статус и социально-психологические свойства — претерпевают глубокие, качественные изменения. По мере увеличения возраста происходят физическое, физиологическое и половое развитие и созревание. Практически отсутствовавший социальный статус приобретает вполне конкретные черты: в 18 лет человек официально признается взрослым, что предполагает соответствующие права и обязанности.

Социально-психологические свойства также становятся вполне определенными и устойчивыми, образуя неповторимый характер. Помимо этого вступающий в жизнь человек получает образование, приобретает профессию и квалификацию, осваивает существующие в обществе традиции, обычаи, идеалы и ценности.

Основными каналами социализации выступают семья, школа и высшее учебное заведение, общество сверстников, средства массовой коммуникации. При этом собственно культурная социализация составляет преобладающую по своему объему и исключительно важную по своему значению часть.

Молодежная культура является одним из следствий процесса социализации вообще и культурной в особенности. Ее социально-пси- хологические истоки находятся в стремлении молодого человека и молодежи в целом к самосознанию, самоутверждению, самовыражению и самореализации. Эти естественные устремления далеко не всегда получают необходимую поддержку. Дело в том, что почти все названные выше каналы социализации, за исключением общества сверстников, рассматривают молодого человека главным образом в качестве объекта воздействия.

От последнего в таком случае требуется просто принять и усвоить содержание и ценности существующей культуры. Однако входящий в мир человек не соглашается быть пассивным объектом, он далеко не все принимает в предлагаемой культуре. Его свежий взгляд позволяет ему острее видеть то. что некоторые элементы культуры старшего поколения уже не соответствуют духу времени, другие же нуждаются в обновлении.

Именно этот процесс критического осмысления и творческого обновления культуры, позволяющий делать ее действительно своей, в конце концов и приводит к появлению молодежной культуры.

В западной литературе истоки молодежной культуры часто рассматриваются в свете теории «конфликта поколений», конфликта «отцов» и «детей». В основе таких теорий, как правило, лежит система психоанализа 3. Фрейда, ядро которого составляет известный эдипов комплекс. В античном мифе о трагедии царя Эдипа, который убил своего отца и женился на своей матери, Фрейд увидел универсальное объяснение всех межчеловеческих отношений, включая отношения между поколениями и народами.

Его современные последователи рассматривают конфликт поколений в качестве главной и универсальной движущей силы истории. По их мнению, вся предшествующая история была историей борьбы между старыми и молодыми, отцами и детьми, зрелыми мастерами и молодыми подмастерьями, старыми профессорами и молодыми студентами. В качестве современных проявлений борьбы поколений указывается на студенческие и молодежные движения, на молодежную культуру.

Хотя концепции молодежной культуры, опирающиеся на теорию конфликта поколений, отражают некоторые черты данного явления, в целом они страдают явными преувеличениями, упрощениями и схематизмом. В первую очередь они противоречат фактам истории. В первобытном обществе культура была однородной, в ней не было каких-либо субкультур, как и конфликта поколений. На последующих этапах истории культура начинает дифференцироваться, в ней возникают субкультуры, в частности, городская и сельская. Однако молодежь еще не составляет особую социально- демографическую группу, что не дает оснований говорить о конфликте поколений.

Только в наше время молодежь выделяется в относительно самостоятельную фуппу и становится носителем особой — молодежной субкультуры, которая, однако, существует наряду с другими — женской, городской, сельской и т.д. Теперь появляются реальные возможности для возникновения разногласий и противоречий между поколениями.

Действительно, сегодня темп социального развития значительно ускоряется. Это ведет к тому, что многие принципы отношений, нормы и правила поведения, знания, идеалы и ценности, сами условия и уклад жизни старшего поколения, проходившего социализацию 25-30 лет назад, и нового поколения оказываются настолько различными, что таят в себе потенциальные возможности для разногласий и противоречий, которые могут перерасти в конфликт. К тому же с возрастом у человека снижается способность к адаптации, он уже не может воспринимать и усваивать новое наравне с молодыми. Поэтому люди старшего поколения все больше отстают от ускоряющегося темпа жизни. Все это усиливает вероятность возможных конфликтов.

Тем не менее в культуре всегда имеется достаточно прочный и солидный слой, который обеспечивает преемственность между поколениями. Но даже если на определенном этапе культура действительно переживает глубокие, радикальные изменения, их настоящим источником является вовсе не «конфликт поколений». Последний может выступать лишь как внешняя форма происходящих изменений, тогда как действительные причины скрываются гораздо глубже. К тому же культурные революции происходят не так часто, что также свидетельствует не в пользу теории «конфликта поколений».

Молодежь чаще всего расходится не со всей культурой прежних поколений, а поконкрепшъш позициям. Прежде всего ее не устраивает сложившаяся иерархия ценностей. Обычно составляющие культуру элементы располагаются в таком порядке: образованность и интеллект, мастерство и умение, нравственные ценности, эстетические ценности и т.д. Однако молодежь на первое место ставит нравственность, за которой следуют эстетические, интеллектуальные и другие ценности. Но даже на эстетические и другие ценности она часто смотрит через призму морали. В искусстве ее интересует в первую очередь нравственная проблематика. Как показывают социологические исследования, культурный человек для нее — это прежде всего нравственная личность.

В целомдля молодежи характерно эмоционально-нравственное восприятие мира. В ее поведении преобладают движения, действия и динамика. В равной мере для нее характерно резкое противопоставление добра и зла, категоричность и максимализм, нетерпимость ко лжи, несправедливости, лицемерию, неискренности, равнодушию и т.д. Именно в этой области молодежь чаше всего расходится с культурой старших поколений.

Здесь ей труднее всего находить взаимопонимание и взаимное доверие. Поэтому нередко наилучшей средой для нее оказываются сообщества сверстников, которые могут быть как официальными, так и неформальными. Последним отдается явное предпочтение, поскольку в них меньше иерархии, каких-либо правил и ограничений.

В них молодежь в наибольшей степени чувствует себя как дома. Здесь ей легче всего найти взаимопонимание. Они позволяют с интересом провести досуг, обсудить личные проблемы, весело развлечься. Через эти сообщества молодежь добивается эмоционально-нрав- ственного самоутверждения. Они оказываются главным местом создания молодежной культуры, выступающей основной формой самовыражения и самореализации.

В узком смыслемолодежная культура — это культура, созданная самой молодежью. В этом отношении она похожа на народную культуру. По своему уровню она также нередко бывает не слишком высокой, однако это компенсируется неподдельной искренностью и честностью, откровенностью и подкупающей наивностью. Как и народная, молодежная культура в той или иной мере противопоставляет себя официальной, массовой культуре и отчасти — высокой.

Вместе с тем молодежная культура выходит за рамки того, что создается самой молодежью, и включает в себя культуру, специально созданную для молодежи, включая массовую. Значительная часть культурной индустрии ориентирована на удовлетворение запросов и вкусов молодежи. В особенности это касается досуга и развлечений, а также моды, производства одежды, обуви, украшений, косметики и т.д.

Основные виды и формы молодежной культуры обусловлены миром чувств и эмоций. Центральное место в ней занимаетмузыка, поскольку именно она обладает наиболее сильным эмоциональным воздействием. Только музыка способна наиболее глубоко выражать чувства. Она наполняет жизнь поэзией, заражает энергией, меняет и поднимает настроение. Музыка может становиться главным средством общения. Она является лучшим способом самовыражения. Главными жанрами при этом выступают рок- и поп-музыка, а вся культура часто называется рок-культурой. Рок-музыка в массовой культуре действительно выходит за рамки искусства и становится стилем или образом жизни.

Наряду с рок- и поп-музыкой элементами молодежной культуры выступают также сленг (жаргон), одежда, обувь, внешний вид, манеры поведения, способы развлечения и т.д. Сленг, или молодежная речь, отличается от общепринятого литературного языка специальной и небольшой по объему лексикой, а также повышенной экспрессивностью и эмоциональностью. Одежда и обувь включают в первую очередь кроссовки, джинсы и куртку. Во внешнем виде большое значение придается прическе, длине волос: у хиппи они длинные, у панков — короткие и покрашены в яркие цвета. Все элементы культуры несут символическую нагрузку, они означают общность и единение носителей культуры и подчеркивают ее выделенность и обособленность от общей культуры.

Молодежная культура являетсясубкультурой, существующей наряду с другими. Она представляет собой довольно аморфное образование, охватывающее студенческую, творческую, рабочую, сельскую молодежь, разного рода маргиналов и т.д. Значительная часть молодежи либо не связана с ней, либо эта связь является весьма слабой, чисто символической. Молодежная культура распадается на множество групп и течений, наиболее активные из которых объединяются вокруг тех или иных рок-ансамблей.

Часть из них составляют поклонники (фанаты) какой-либо спортивной команды — футбольной, хоккейной, баскетбольной и т.д. На какое-то время одна из ведущих групп становится лидером, уступая затем свое лидерство другой: после битников и хиппи появились панки, затем рокеры, металлисты и т.д.

В целом роль и значение молодежной культуры, ее влияние на общую культуру остаются локальными. Они не сравнимы с ролью и влиянием массовой культуры. Однако на определенных исторических этапах роль и влияние молодежной культуры могут резко возрастать как по своим масштабам, так и по своему значению. Ярким примером тому сталодвижение контркультуры, имевшее место на Западе в 60-е гг., основными движущими силами которого выступили студенческая молодежь и интеллигенция.

Первоначально движение возникло как леворадикальное политическое. В начале 60-х гг. оно соединилось с культурным движением и стало быстро набирать силу, превратившись в мощное движение контркультуры. Не отказываясь от политических целей, оно решило идти к ним не прямо, а через культуру и искусство, через революцию в сознании, стиле жизни и системе ценностей. Движение опиралось на идеи Ж.-Ж. Руссо, Ф. Ницше, 3. Фрейда. Путеводной нитью движения стала концепция современного последователя фрейдизма Г. Маркузе. изложенная им в книге «Эрос и цивилизация» (1955).

Контркультура выступила с полным отрицанием всей западной цивилизации и господствующей культуры. По мнению ее сторонников, в самом начале западная цивилизация имела две тенденции развития, одну из которых символизировал Орфей (Дионис, Нарцисс), а вторую — Прометей (Аполлон, Гермес). Орфей воплощает собой свободную игру и наслаждение, любовь и красоту, чувственность и блаженство.

Прометей, напротив, символизирует труд и необходимость, разум и господство над природой, отказ и подавление свободы, рационализм и практическую пользу, ограничение и вытеснение естественных, чувственных влечений человека. Западный мир сделал выбор в пользу Прометея, и всю его эволюцию можно рассматривать как последовательное забвение того, что символизирует Орфей — чувство, игру и наслаждение, и утверждение того, что воплощает Прометей — разум, труд и пользу. Итогом такой эволюции стала «репрессивная цивилизация», покоящаяся на господстве бездушной техники, тяжелом принудительном труде, покорении природы и подавлении в человеке его чувственных и эстетических способностей. Контркультура выступила с отказом от технократизма, разума и интеллекта, сковывающих и ограничивающих чувственность, с отрицанием техники как угрозы искусству. Наиболее резкая критика была направлена против культа потребительства массового общества и массовой культуры. Из всей существующей культуры, по мнению сторонников контркультуры, достойным сохранения и дальнейшего развития объявлялось искусство авангарда, которое представляло собой настоящее «царство свободы».

Контркультура провозгласилановую систему ценностей, в которой особое место занимали избавленная от всяких внешних ограничений «новая чувственность», свобода самовыражения, игра, воображение и фантазия, «невербальные» способы общения и т.д. На пути к достижению новых ценностей большое значение придавалось поиску «новой общности», конкретными формами которой выступали различного рода «коммуны», возникавшие на основе естественных, спонтанных отношений братства и любви, лишенных какой-либо иерархии и субординации.

Особая роль отводилась«сексуальной революции», которая должна была сделать любовь подлинно свободной, избавить ее от всяких ограничений прежней ханжеской морали. Сексуальная революция выступала одним из главных способов формирования «новой чувственности».

По мере воплощения в жизнь новых ценностей должен был осуществиться переход от прометеевского разума к орфической чувственности, от производительного труда к беззаботной игре. Высшей и конечной целью движения контркультуры провозглашаюсь общество как произведение искусства. Искусство в таком обществе — в духе авангардизма — должно будет слиться с самой жизнью. В этом обществе путь к эстетическому удовольствию и наслаждению уже не будет опосредован искусством. Удовольствие и наслаждение будут непосредственно возникать в каждом виде деятельности, понимаемой как игра.

Одним из примечательных явлений контркультуры стали«хиппи»,стиль жизни и поведение которых по-особому ярко показывали некоторые характерные черты всего движения. Протест против существующего общества и культуры принял у них форму бегства от этой жизни и культуры. Примерами для подражания они избрали Иисуса Христа, Будду, Ганди, Франциска Ассизского. Они уходили из городов, жили коммунами. Символом любви выступали цветы, которые хиппи носили в волосах, на одежде или вышивали их на ней, вырезали из бумаги, заплетали в венки. Отсюда их течение назвали «цветочной революцией». Наряду с любовью хиппи увлекались наркотиками.

В начале 70-х гг. движение контркультуры переживает кризис и постепенно сходит на нет. Оно уступает место неоконсерватизму, который провозгласил новую систему ценностей, во многом противоположную контркультуре. В 70-е гг. молодежная культура возвращается к своему статусу одной из субкультур.

Молодежная культура является переходным этапом в жизни молодежи. Вместе с завершением процесса социализации и включением во взрослую жизнь молодые люди становятся либо потребителями массовой культуры, либо отдают предпочтение высокой культуре, в той или иной мере сохраняя верность некоторым элементам молодежной культуры.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.