Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

А. Маслоу как основатель гуманистического направления в психологии. Самоактуализация как основной механизм развития человека и основная задача гуманистической психотерапии



Одним из основателей гуманистической психологии общепризнано является Маслоу. Он считает, что теория личности должна касаться не только глубин, но и высот, которых каждый индивидуум способен достичь. Сильное влияние на Маслоу оказал Вертхаймер, один из основателей гештальт-психологии, а также Гольдштейн, подчеркивающий, что организм — это единое целое, и то, что происходит в его любой части, затрагивает весь организм. Он признавал также значительное влияние на него психоаналитической теории. Развитие концепции самоактуализации Маслоу было вдохновлено Гольдштейном, который первым использовал этот термин.

Маслоу начал исследовать самоактуализацию, изучая жизнь, ценности и отношения людей, которые казались ему наиболее душевно здоровыми и творческими, тех, кто казался в высшей степени самоактуализированным, то есть достиг более оптимального эффективного и здорового уровня функционирования, чем средние люди. Он полагал, что изучая лучших из людей, можно исследовать границы человеческих возможностей.

Маслоу называл следующие характеристики самоактуализирующихся людей: 1) более аффективное восприятие реальности и более комфортабельные отношения с ней; 2) принятие себя, других, природы; 3) спонтанность, простота, естественность; 4) центрированность на задаче в отличие от центрированности на себе; 5) некоторая отъединенность и потребность в уединении; 6) автономия, независимость от культуры и среды; 7) постоянная свежесть оценки; 8) мистичность и опыт высших состояний; 9) чувства сопричастности, единения с другими; 10) более глубокие межличностные отношения; 11) демократическая структура характера; 12) различение средств и целей, добра и зла; 13) философское, невраждебное чувство юмора; 14) самоактуализирующееся творчество; 15) сопротивление аккультурации, транс-цендирование любой частной культуры.

В книге «Дальние достижения человеческой природы» (1997) Маслоу описывает восемь типов поведения, ведущих к самоактуализации: 1) моменты повышенного сознания и интенсивного интереса; 2) в каждом жизненном выборе решать в пользу роста, то есть открывать себя к новому, неожиданному опыту; 3) научение сонастраиваться со своей собственной внутренней природой, то есть решать для себя, нравится ли тебе самому что-либо, неза­висимо от мнений других; 4) честность и принятие ответственности за свои действия; 5) научение верить своим суждениям и инстинктам и действовать в соответствии с ними; 6) постоянный процесс развития своих способностей, потенциальностей; 7) «пик-переживания», в которых мы более целостны и интегрированы; 8) обнаружение своих «защит» и работа отказа от них. Неврозы и психологическую неприспособленность он определяет как «болезни лишения», то есть считает, что они вызываются лишением удовлетворения определенных фундаментальных потребностей и перечисляет в иерархии следующие основные потребности: 1) физиологические потребности (пища, вода и т. п.); 2) потребность в безопасности (стабильность, порядок); 3) потребность в любви и принадлежности (семья, дружба); 4) потребность в уважении (самоуважение, признание); 5) потребность в самоактуализации. Психологический рост рассматривается как последовательное удовлетворение все более «высоких» потребностей. Ранняя фрустрация потребности может зафиксировать индивидуума на определенном уровне функционирования. Наиболее значительные достижения Маслоу как психолога состоят в подчеркивании позитивных измерений человеческого опыта; он был духовным учителем многих гуманистических психологов и психотерапевтов.

4. Клиент-центрированная терапия К. Роджерса

Роджерс Карл Рэнсом родился в 1902 г. в Оук-парке, штат Иллинойс. Учился в университете Висконсина, затем в Теологической семинарии в Нью-Йорке и далее изучал психологию в Колумбийском университете; степень доктора ему была присвоена в 1931г. Свою практическую деятельность Роджерс начал в Институте детского воспитания в Нью-Йорке в 1927 г. Через год поступил на кафедру изучения детей Общества по предотвращению жестокого обращения с детьми в Рочестере, штат Нью-Йорк, где у него сформировалась собственная система психотерапии. С 1940 г. — профессор психологии в университете штата Огайо, где приобрел большую популярность среди студентов. С 1945 г. был исполнительным секретарем в консультационном центре Чикагского университета. Затем возвратился в свою alma mater — университет Висконсина. В 50-х годах он стал известен и популярен и за пределами психотерапии. Занимал пост президента Национального исследовательского совета Американской психиатрической ассоциации и президента Американской психотерапевтической академии. С 1966 г. работал в Центре по исследованию человека, в создании которого принимал участие.

Основные труды: «Клинический уход за проблемным ребенком» (1939), «Консультирование и психотерапия» (1942), «Клиент-центрированная пси­хотерапия» (1951), «Становление человека» (1961). Последние 10 лет жизни Роджерс распространил свои идеи на политические ситуации, проводил симпозиумы по урегулированию конфликтов и по гражданской дипломатии.

Умер Роджерс в 1987 г. в возрасте 85 лет. В день его смерти пришло письмо о том, что он выдвинут кандидатом на Нобелевскую премию.

Клиент-центрированная психотерапиякак вариант гуманистической психотерапии разработана Роджерсом. Использование автором понятия «клиент», наряду с «пациент», подчеркивает признание потенциала самостоятельности, активности больного на всех этапах психотерапии, начиная с постановки задачи. Суть метода заключается в том, что психотерапевт входит в такой контакт с пациентом, который воспринимается им не как лечение и изучение его с целью диагностики, а как глубоко личный контакт.

Основные положения клиент-центрированной психотерапии, предложенной Роджерсом, сводятся к следующему.

• Сам клиент всегда стремится к выздоровлению. Роль терапевта, считает Роджерс, заключается в том, чтобы использовать это стремление и направить клиента по нужному пути.

• Терапия акцентируется больше на эмоциональных аспектах, нежели на интеллектуальных.

• Терапия больше опирается на непосредственную конкретную ситуацию (по принципу здесь и теперь), а не на прошлый опыт индивидуума.

Терапия ориентирована на инициативу самого клиента и помогает человеку разрешить свою проблему с минимумом участия со стороны терапевта.

Терапия называется центрированной на клиенте потому, что клиент сам определяет и осуществляет те изменения в своем поведении и состоянии, которые ему представляются необходимыми, и настолько, насколько ему самому это кажется необходимым. Новый подход к терапии, по мнению Роджерса, заключается как раз в том, что клиент сам в состоянии осознать свои проблемы и решить их.

Роджерс неоднократно подчеркивал, что нередко «вмешательство компетентного профессионала любого рода враждебно личностному росту». Конечно, это утверждение дискуссионно. Есть заболевания, где прямое вмешательство врача просто необходимо (неотложная помощь), но что касается пограничных нервно-психических расстройств, то здесь использование резервных возможностей пациента, да еще и при активном его участии — наиболее короткий и верный путь к выздоровлению.

Личность терапевта.«Ключи к исцелению, — писал Роджерс, — находятся у клиента, но терапевт должен обладать определенными личностными качествами, способными помочь клиенту научиться использовать эти ключи».

Ученый вводит еще одно понятие: терапевт, центрированный на клиенте. Чтобы обрести доверие клиента, учит Роджерс, врач должен быть тем, что он есть на самом деле, а не играть роль терапевта. Это обещание принимать клиента таким, каким он кажется. Такое отношение (терапевт — клиент) подобно отношению учителей восточных школ, которые, видя божественное в каждом человеке, могут относиться ко всем с одинаковым уважением и состраданием.

Терапевт, центрированный на клиенте, должен уметь поддержать в клиенте уверенность в его внутренних силах, утвердить в нем веру в свои способности к самосовершенствованию. А для этого, утверждал Роджерс, нужно чувствовать внутренний мир клиента, как свой собственный.

Энкаунтер-группы.В некоторых источниках это понятие переводится как группы столкновения, хотя более приемлемый перевод — группы встреч.

Переход Роджерса от теоретических концепций терапии, центрированной на клиенте, к энкаунтер-группам был естественным и неизбежным. Одно его утверждение о том, что выздоровление клиентов зависит от них самих, а не от терапевта, вело к созданию групп, способствующих самоизлечению.

Создание энкаунтер-групп смело можно считать началом нового направления в практической психотерапии. Заслуга Роджерса заключается в том, что он один из первых раскрыл механизм воздействия группы наличность и личности на группу. Он ввел понятие процесс встреч и изложил свое понимание механизма этого процесса в монографии «Карл Роджерс об энкаунтер-группах» (1970).

Контакт в группе начинается с общего знакомства, с «хождения вокруг да около». Когда выясняется, что члены группы сами должны определить, чем они будут заниматься, наступает период разочарования. Этот период межличностных отношений проявляется сопротивлением самовыражению и самораскрытию. «Члены группы, — пишет Роджерс, — стремятся показать друг другу свое «публичное Я», и лишь постепенно, боязливо и амбивалентно они предпринимают шаги, чтобы обнаружить нечто из своего «приватного Я». Сначала члены группы более склонны обсуждать события и переживания из прошлого, и только позже переходят на настоящее. Роджерс считает, что прошлый опыт безопаснее и менее подвержен критике или сочувствию, чем настоящий.

Когда группа начинает работать по принципу здесь и теперь, вначале почти всегда проявляются негативные чувства. Роджерс полагает, что глубокие позитивные чувства выразить гораздо труднее и опаснее, так как они менее защищены, чем негативные. Сказать «я вас люблю» всегда труднее, чем «я вас ненавижу».

Когда этап негативизма прошел, и группа при этом не распалась, начинает формироваться климат доверия. Члены группы начинают идти на осознанный риск, появляется лично значимый материал. Члены группы начинают доверять друг другу свои истинные чувства, как негативные, так и позитивные.

Реакция группы на искреннее раскрытие одного из пациентов чаще всего бывает неоднозначной, но всегда несет в себе, по принципу обратной связи, исцеляющий потенциал. То, что опытный терапевт делает за долгие месяцы, группа может сделать в течение одной встречи. «Этот род способности, — писал Роджерс, — проявляется столь определенно в группах, что они привели меня к чувству, что способность к исцелению или терапии гораздо более распространена в человеческой жизни, чем мы предполагаем».

По принципу групповой обратной связи человек в ответ на реакцию группы в состоянии лучше осознать свои чувства, свои поступки, свое отношение к окружающим.

Постепенно в группе возникает нетерпение к защитам. Иногда деликатно, а то и прямо группа начинает требовать, чтобы каждый ее член был самим собой, не скрывал своих истинных чувств и намерений. Общение на таком уровне ведет к вскрытию бессознательного, к формированию и отреагированию гештальтов. Другими словами, общение на таком уровне ведет к исцелению. Группа чаще всего не понимает механизмов исцеления, а идет к этому интуитивно.

Крайнюю (полюсную) форму групповой обратной связи Роджерс называл конфронтацией. Конфронтация может быть как негативной, так и позитивной. За конфронтацией обычно следует катарсис. Роджерс считал, что «каждая волна негативных чувств, каждая вспышка страха вызывает вслед за собой выражение позитивных чувств и поддержки».

Если группа поддерживает своего члена даже в том случае, когда он высказывает негативные чувства, то это говорит о ее зрелости. Такая группа в состоянии оказать на своего члена воздействие, изменить его взгляды о себе, лучше осознать себя. В свою очередь если группа успешно демонстрирует возможности принимать и осознавать негативные чувства, не отстраняя человека, который их выражает, то члены группы становятся более открытыми, у них повышается способность к самоосознанию, к саморегуляции, а это уже путь к исцелению.

 

Гештальт-терапия

План.

1. Исторический очерк

2. Основные положения:

а) целостность организма;

б) контакт;

в) незавершенная ситуация;

г) осонование;

д) сопротивление;

3. Процесс гештальт-терапии.

Литература.

1. . Энрайт Дж. Гештальт, ведущий к просветлению: пробуждение от кошмара. / Пер.с англ. - Пермь, 1992.

2. Абрамова Г.С. Психологическое консультирование : Теория и опыт – М. : Академия, 2000

3. Булюбаш И.Д. Руководство по гештальт-терапии – М. : Изд-во Института психотерапии, 2004.

4. Гештальттерапия. Теория и практика / под ред. М. Папуша – М. : Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО.

5. Кондрашенко В.Т., Донской Д.И., Игумнов С.А. Общая психотерапия. – М., 2001

6. Личность: теории, эксперименты, упражнения. – СПб, 2001

7. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования / Р. Нельсон-Джоунс. – СПб. : Питер, 2002.

8. Паттерсон С. Уоткинс Э Теории психотерапии – СПб., 2003.

9. Психологическая энциклопедия / под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха – 2-е изд. – СПб. : Питер, 2003.

10. Психотерапевтическая энциклопедия / под ред. Б.Д. Карвасарского – СПб., 2002. – 1024 с.

11. Психотерапия / Под ред. Карвасарского. – СПб:2002

12. Справочник практического психолога: Психотерапия / сост. Соловьёва – М.,2005

13. Хьел Л. Зиглер Д. Теории личности. – СПб., 2003.

 

1. Исторический очерк

«Гештальт» — немецкое слово, означающее целое или конфигурацию. Это понятие было предложено гештальтпсихологией в начале двадцатого века. Оно определяется как функциональная структура, интеграция элементов, в отличие от суммирования частей.

Термин «гештальт-терапия» впервые был употреблен в заглавии книги Ф. Перлза с двумя соавторами — проф. Р. Хефферлином и П. Гудменом. В этой книге (с подзаголовком «Возбуждение и рост в человеческой личности»), опубликованной в 1951 г., излагались основы нового подхода, выступавшего как ревизия психоаналитической теории 3. Фрейда.

Основателем гештальт-терапии считается Фредерик С. Перлз. Он родился в Берлине в 1883 году, в мелкобуржуазной еврейской семье. Пройдя обучение психиатрии и психоанализу, иммигрировав из Германии в 1933 году, он основал Южноафриканский институт психоанализа. Здесь Перлз начал писать свою первую работу, очерчивающую возникавшую у него теорию и технику, которая позже превратилась в книгу «Эго, голод и агрессия», где он пересматривал фрейдовскую теорию. В 1936 году Перлз после встречи с 3. Фрейдом, которая принесла огромное разочарование, открыто разорвал с психоанализом.

В 1952 году в США, в Нью-Йорке, Перлз совместно с женой Лорой, Полом Гудменом, Изидором Фромом и некоторыми другими психотерапевтами основал Институт гештальт-терапии. И вслед за этим появились гештальт-институты в Кливленде во главе с И. Польстером и в Калифорнии — с Д. Симкином. Умер Ф. Перлз в 1970.

Современная гештальт-терапия переживает подъем во всем мире, в том числе и в нашей стране. Инструменты и понятия, разработанные гештальт-терапией за пятьдесят с лишним лет своего существования, ассимилируются другими психотерапевтическими течениями. Гештальт-подход распространяется на смежные дисциплины и теперь используется в медицине, психологии, педагогике, управлении, бизнес-консультировании.

Основные положения.

Целостность организма

Одним из центральных в теории гештальт-терапии является представление о целостности организма, которая касается как его внутреннего функционирования, так и взаимодействия со средой в рамках единого поля деятельности (организм-среда). Это представление позволяет рассматривать любой аспект поведения человека как проявление целого - его бытия.

Контакт

Представление о саморегуляции организма в гештальт-терапии опирается на понятия поле «организм-среда», «контакт», «граница контакта» и «творческое приспособление».

Ф. Перлз ввел понятие «контакт» в теорию гештальт-терапии уже в своей работе «Эго, голод и агрессия». Для обеспечения жизнедеятельности организму необходимо полноценное взаимодействие со средой. Не существует ни одной функции у животного, которая не включала бы в себя контакт с каким-либо внешним объектом. Для того чтобы обеспечить выживание, ему необходимо дышать, двигаться, кормить себя, прятаться, размножаться и т.д. Физиологические функции организма не могут совершаться очень долго, не испытывая потребности в ассимиляции чего-то из окружающей среды, хотя бы для того, чтобы он мог выжить и развиваться. Для получения чего-либо из окружающей среды необходимо, чтобы организм стремился к чему-то и взял бы что-то (необходимое для удовлетворения физиологических или ментальных потребностей).

Контакт в гештальт-терапии — понятие довольно широкое, включающее в себя не только взаимодействие кого-то с кем-то, но и осознавание поля и двигательного ответа в нем, поведение, нацеленное на ассимиляцию нового. Контакт всегда предполагает наличие внешнего объекта.

Главным предметом исследования в гештальт-терапии является граница контакта между организмом и средой, где и происходят все психологические явления и где собственно можно и говорить о реальном существовании «Я».

Граница контакта осуществляет функцию «творческого приспособления» организма к среде, т.е. активный поиск эффективного способа существования организма в окружающем мире

Возникновение потребностей происходит постоянно, одна сменяет другую. При этом в данный момент времени лишь одна является наиболее актуальной. Она и образует «гештальт», т.е. фигуру, доминирующую на определенном фоне.

Последовательность построения и разрушения гештальтов — «цикл контакта» (названная так, поскольку описывает то, каким образом организм контактирует с окружающей средой) протекает согласно четырем фазам: предконтакт, контактирование, финальный контакт, постконтакт.

Последовательность фаз контакта обычно рисуют в виде графика, называемого «кривая контакта», или «кривая развития потребности».

Цифрами на рисунке обозначены фазы контакта: 1- предконтакт, 2 – контактирование, 3- финальный контакт, 4 – постконтакт.

Формирование и завершение гештальтов — процесс постоянный, однако большинство людей прерывают эту последовательность. Прерывание может быть контролируемым, добровольным и, следовательно, управляемым, если человек сохраняет способность выбирать. Он может отложить определенное действие на какое-то время и продолжить его позже или сделать обдуманный выбор и сознательно прервать последовательность, если, например, для ее завершения не хватает каких-либо условий.

Патогенная ситуация возникает, когда прерывание происходит без сознательного выбора, как бы само собой. Поэтому основная задача терапевта во время работы помочь клиенту осознать прерывание контакта и вместе с ним посмотреть, как оно проявляется, что на него влияет, так чтобы субъект вновь обрел возможность сознательного выбора (прерывать или нет) и получил возможность творческого приспособления.

Незавершенная ситуация

Незавершенная ситуация — это зафиксированная при определенных условиях ситуация контакта, прерванного по той или иной причине, в которой не достигнуто удовлетворение.

О незавершенной ситуации говорят, когда человек теряет способность к творческому приспособлению в настоящем и реагирует в данный момент старым способом, который был эффективным в прошлом, но сейчас перестал быть таковым. Так, например, человек, испугавшийся в детстве собаки и убежавший от нее (в целях защиты), может испытывать страх перед всеми остальными собаками. Встреча с ними подсознательно напомнит ему первоначальную ситуацию, в которой он когда-то находился, и заставит воспроизводить способы поведения, характерные для прошлого (т.е. убегание), не замечая того, что угроза является мнимой.

В процессе сеанса клиент с помощью психотерапевта воспроизводит первоначальную травмирующую ситуацию. Однако, в отличие от реальности, он получает больше поддержки и безопасности от терапевта, который, кроме того, не позволяет ему повторить невротические привычки, помогает мобилизовать свои творческие ресурсы, воспринять то новое, что возникает в этой ситуации, и выработать адекватный ответ.

Осознавание

Одним из основных рабочих терминов гештальт-терапии является осознавание («awareness»), «Awareness» — форма осознавания, которая является одновременно и двигательной, и сенсорной, интегрирующей совокупность всех показателей поля. Это осознавание является немедленным и имплицитным знанием. Процесс развития в гештальте понимается как расширение зон осознавания, а основной фактор, препятствующий психологическому росту, — его избегание. Ф. Перлз называл осознавание центральным механизмом исцеления. Он полагал, что выделение наиболее важной в данный момент потребности и ее удовлетворение произойдет само собой, если только человек просто осознаёт свой собственный опыт от мгновения к мгновению. По мнению гештальтистов, существует три зоны осознавания: внутренняя (осознавание себя, своих ощущений, желаний и т. п.), внешняя (осознавание окружающего мира и того, что в нем происходит) и промежуточная, или зона фантазий (осознавание того, что лежит между первой и второй). Для эффективного функционирования саморегуляции организма человеку важно осознавать и разделять эти зоны.

Сопротивление

По мнению гештальт-терапевтов, прерывание контакта является основной причиной невротических нарушений. Всего, выделяют пять основных способов прерывания, которые одновременно являются основными типами регуляции границы контакта: слияние (конфлюенция), интроекция, проекция, ретрофлексия и дифлексия. Пользуясь терминологией психоанализа, эти способы называют сопротивлениями, однако в гештальт-терапии признается их необходимость, как для онтогенетического развития человека, так и для регулирования отношений между организмом и средой.

Слияние (конфлюенция) — это процесс, когда нет понимания отдельности каждого человека и не учитывается разница между двумя существами. «Когда человек совсем не чувствует границы между собой и окружением и когда ему кажется, что он и окружение есть единое целое — он слит с ним»(Perls, 1971).

Этот механизм является ведущим на стадии предконтакта. Он позволяет организму погрузиться в свои ощущения и не пропустить значимых признаков потребности, воспринимать их как нечто целое. Однако если слияние не сменится другим механизмом — интроекцией (четким обозначением вида потребности), то позитивная «слитность-целостность» перерастет в негативную (спутанность, неопределенность) и начнет сдерживать развитие гештальта.

«Противоядием» против слияния могут быть хороший контакт, дифференциация и проговаривание. Человек должен понять, что существуют потребности и чувства, принадлежащие только ему, и что они не обязательно связаны с опасностью разобщения со значимыми для него людьми.

Интроекция — это процесс, во время которого концепции, отношения, стандарты поведения, мораль, ценности и т.д. берутся личностью без критической проверки, без усвоения. Интроекция как способ взаимодействия с окружением является ведущим в начале жизни, когда ребенок интериоризирует «правила» жизни, полученные от главных заботящихся взрослых. Нездоровое функционирование данного механизма возникает, когда ценности, верования, отношения и т.д. присваиваются, не проверяясь. Одно из следствий интроецирования состоит в том, что человек теряет способность различать, что он действительно чувствует, а что хотят другие, чтобы он чувствовал, или просто, что чувствуют другие. Одним из видов патологического интроецирования является замена своего желания чужим.

Основным инструментом борьбы с интроекцией является фокусировка на развитии у человека чувства выбора, возможного для него, и, следовательно, утверждение его личностной силы, помогающей различать «меня» и «тебя».

Проекция — это процесс, в котором позитивные и/или негативные свойства, отношения, качества, верования, поведения или чувства, которые в действительности относятся к самой личности, приписываются объектам и/или людям.

Здоровое функционирование можно наблюдать в личностной идентификации и эмпатии с другими. Нездоровое функционирование также состоит в критическом осуждении других за те их особенности, которыми обладает сам проектор. Такой способ искажения реальности мешает человеку оценивать свой вклад во взаимодействие с окружением. Основной фокус процесса вмешательства при терапии — это возврат тех свойств, отношений, верований, поведений и чувств, которые клиент проецирует на других.

Ретрофлексия буквально означает «обращение назад на себя» и в гештальт-терапии понимается как процесс возврата чувств назад, точно против себя. Человек делает себе то, что хотел бы сделать другому, или то, что хотел бы получить от другого.

В цикле контакта ретрофлексия возникает после проекции и вызывается необходимостью закрытия границы после того, когда предмет потребности уже выбран, иначе этот выбор так и не произойдет, постоянный поиск новых объектов не завершится. Как невротический механизм она может сдерживать действия с выбранным объектом.

Особой формой ретрофлексии является эготизм. При эготизме субъект поддерживает непроницаемую границу с окружающей средой в фазе финального контакта.Это проявляется через торможение себя в момент, когда, чтобы достичь полного контакта, необходимо быть спонтанным.

Психотерапевтическая работа с ретрофлексией строится на переводе ее в проекцию, т.е. на разворачивание вектора действия с самого себя на внешний мир.

Дифлексия (deflection) — это процесс ухода от прямого контакта с собой, т.е. от своих собственных глубоких переживаний и/или от контактов с окружением. Этот механизм способствует усилению изоляции человека, как от других, так и от его собственного опыта. Впервые он был описан Ирвином и Мириам Польстер в 1973 г. В цикле контакта этот механизм встречается в фазе контактирования непосредственно перед «финальным контактом». Его роль, как и роль ретрофлексии, заключается в закрытии границ при выборе объекта. Здоровое функционирование можно увидеть в «языке политиков и дипломатов», необходимом при разрешении конфликтных ситуаций, вызывающих слишком большой накал страстей, которого следует избегать. Невротическая дифлексия возникает, когда прерывание контакта повторяется и постепенно становится привычным, теряет осознанность. В этом случае человек отсутствует в реальном контакте с окружением, пускаясь в рассуждение о банальностях, произнося общие фразы, говоря о прошлом, когда речь идет о настоящем, и т.п. При этом его поведение не достигает цели, оно становится вялым и неэффективным. Психотерапевтическая работа с дифлексией направлена на усиление контакта с собой или с окружением.

Все описанные типы сопротивления (слияние, интроекция, проекция, ретрофлексия, дифлексия) характерны для любого «нормального» организма. Кроме того, трудно выделить «чистые типы», однако можно говорить об акцентуированности, т.е. о наиболее характерном для человека типе сопротивления.

Процесс терапии

Гештальт-терапия как психотерапевтическое направление ориентировано на процесс, в частности, на процесс построения контакта. В терапевтической сессии большое внимание уделяется осознаванию того, что происходит здесь и теперь, в отношениях между терапевтом и клиентом, как он (клиент) строит контакт с окружением. При этом техника, с помощью которой происходит получение и осознание опыта, вторична, а важно то, как терапевт понимает происходящее во время сеанса.

Терапевтический процесс можно разбить на четыре стадии, которые соответствуют фазам цикла контакта.

1 — фокусировка проблемы и постановка цели;

2 —экспериментирование с объектом, поиск новых форм

поведения; 3 — финальный контакт, действие с объектом;

4 — интеграция.

Психотерапевтическая работа, как индивидуальная, так и групповая (причем не только в гештальт-терапии), всегда начинается с создания терапевтического контекста (договора), в который входит информация о месте, времени, количестве встреч, их частоте и продолжительности, о стоимости работы терапевта и других условиях.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.