Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Техники бихевиоральной психотерапии



Бихевиориальная психотерапия занимается в основном поведением пациента (поведенческая психотерапия) и в меньшей мере — его внутренним миром.

Бихевиорист занимается обучением таким способам поведения, которые исключают дискомфорт, неадекватную реакцию или болезнь. Он прежде всего серьезно работает с симптомом (фобия, девиантное поведение), считая, что симптом и есть составная часть болезни. Бихевиорист использует известные методы обучения: «хорошо — плохо», поощрение — наказание. Он вырабатывает условные рефлексы, а главное, использует такой мощный рычаг, как оперативное обусловливание. К особенностям бихевиориальной психотерапии можно отнести следующее.

• Терапевт учит пациентов реагировать на жизненные ситуации так, как они хотели бы на них реагировать (это роднит бихевиориальную терапию с недирективной).

• Бихевиориальная терапия не пытается изменить эмоциональ­ную суть отношений и чувство личности.

• Бихевиориальная терапия занимается симптомом, а не стоящей за ним проблемой. По сути, это симптоматическая психотерапия.

• Главное в работе терапевта-бихевиориста — это изменение поведения пациента. Регулятором этого изменения (управление поведением) служит позитивный, а не негативный стимул. Последнее имеет принципиальное значение, так как объясняет в определенной мере низкую эффективность обучения в школе и вузах, неэффективность перевоспитания в тюрьмах, лечения психопатии или алкоголизма в нашей системе здравоохранения и т. п.

Так как когнитивно-поведенческая психотерапия представляет собой краткосрочный метод, необходимо тщательно использовать это ограниченное время. Центральная проблема «психотерапевтического обучения» — определение мотивации пациента. Для усиления мотивации к лечению руководствуются следующими принципами:

— совместное определение целей и задач психотерапии, важно работать только над теми решениями и обязательствами, которые вербализируются через «Я хочу, а не хотел бы»;

— составление позитивного плана действий, его достижимость для каждого пациента, тщательное планирование этапов;

— проявление психотерапевтом интереса к личности пациента и его проблеме, подкрепление и поддержка малейшего успеха;

— усилению мотивации и ответственности за свой результат способствует «повестка дня» занятия, анализ достижений и неудач на каждом этапе психотерапии.

При подписании психотерапевтического контракта рекомендуется записать план или повторить его, используя приемы положительного подкрепления, сообщая, что это хороший план, который будет способствовать осуществлению желаний и выздоровлению.

В начале каждого занятия во время интервью совместными усилиями принимается решение, какой перечень проблем будет затронут. Формированию ответственности за свой результат способствует «повестка дня», благодаря которой удается последовательно прорабатывать психотерапевтические «мишени». «Повестка дня» обычно начинается с короткого обзора опыта пациента с последнего занятия. Она включает «обратную связь» психотерапевта по поводу домашних заданий. Затем пациента стимулируют высказываться, над какими проблемами он хотел бы работать на занятии. Иногда психотерапевт сам предлагает темы, которые считает целесообразным включить в «повестку дня».

По окончании занятия суммируются (иногда письменно) наиболее важные выводы психотерапевтического сеанса, анализируется эмоциональное состояние пациента. Наконец, совместно с ним определяется характер самостоятельной домашней работы, задачей которой служит закрепление знаний или умений, полученных на занятии. Домашняя работа вытекает из материала последнего.

 

 

Экзистенционально-гуманистическая психологи

План.

1. Основные положения экзистенциально-гуманистической психотерапии.

2. Саморазвитие личности и дазайнанализ

3. А. Маслоу как основатель гуманистического направления в психологии. Самоактуализация как основной механизм развития человека и основная задача гуманистической психотерапии.

4. Клиент-центрированная терапия К. Роджерса

Литература.

15. Абрамова Г.С. Психологическое консультирование : Теория и опыт – М. : Академия, 2000

16. Кондрашенко В.Т., Донской Д.И., Игумнов С.А. Общая психотерапия. – М., 2001

17. Личность: теории, эксперименты, упражнения. – СПб, 2001

18. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования / Р. Нельсон-Джоунс. – СПб. : Питер, 2002.

19. Паттерсон С. Уоткинс Э Теории психотерапии – СПб., 2003.

20. Психологическая энциклопедия / под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха – 2-е изд. – СПб. : Питер, 2003.

21. Психотерапевтическая энциклопедия / под ред. Б.Д. Карвасарского – СПб., 2002. – 1024 с.

22. Психотерапия / Под ред. Карвасарского. – СПб:2002

23. Справочник практического психолога: Психотерапия / сост. Соловьёва – М.,2005

24. Хьел Л. Зиглер Д. Теории личности. – СПб., 2003

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.