Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Что для вас важнее – диплом или успех?



 

У людей среднего класса (и выше) индустриальной эпохи основное занятие в жизни в возрасте от 6 до 22 лет заключалось – если немного утрировать – в получении хороших оценок. Конечно, большое значение придавалось и другим занятиям, таким как спорт, например, или волонтерская работа, которые придают солидности автобиографии при поступлении в вуз. Но если спросить прямо, что, по мнению родителей, учителей, политиков и общества в целом, должно быть в центре внимания молодых людей от 6 до 22 лет, ответ будет простым – оценки.

Вы никогда не задумывались, насколько это нелепо? Как вообще кому-нибудь могло прийти в голову, что усердие в учебе служит необходимым и достаточным условием успеха в жизни? Почему мы убедили себя в том, что именно так правильно проводить лучшие шестнадцать лет своей жизни? Почему нужно тратить свою молодость – годы жизни с огромным потенциалом, полные энтузиазма, энергии, творчества и веселья, – на получение красивых бумажек, подтверждающих изучение определенной академической программы?

Сэр Кен Робинсон, автор книги «Призвание»[3], посвятил много времени размышлению над этими вопросами. Основными идеями он поделился на конференции TED[4](Technology, Entertainment and Design) в лекции под названием «Кен Робинсон полагает, что школа убивает способности к творчеству»[5](ролик с записью этого выступления, кстати, просмотрело рекордное количество человек – более 13 миллионов). Сэр Робинсон говорит: «Если бы вы были инопланетянином, которому довелось беспристрастно оценивать систему земного образования, и желали понять ее предназначение, то, проанализировав, кому могут пригодиться все навыки, знания и привычки, передаваемые ею, вероятно, пришли бы к выводу, что цель всей образовательной системы – воспитать профессора из каждого ученика. Разве не так? Ведь только профессорам действительно нужно все, чем мы пичкаем учащихся на протяжении всего процесса обучения. Я ничего не имею против профессоров, но мне кажется, не стоит делать из них некий золотой стандарт для всего рода человеческого. Это лишь одно из многих воплощений человеческого успеха»[6].

Критик системы образования либертарианского толка Чарльз Мюррей описывает ситуацию несколько иначе: «Нам следует воспринимать образовательную систему наших вузов только как аналог узкоспециализированных программ по обучению поваров или автомехаников, то есть как этап подмастерья в таких профессиях, как нечто, интересное только определенной группе людей, но отнюдь не всем подряд»[7].

Эти критики считают, что классическое образование подойдет только тем, кто желает стать преподавателем или ученым. Так что, если у вас уже есть высшее образование, значит, вы продукт системы, культурные нормы которой предполагают, что для того, чтобы добиться успеха в жизни, нужно потратить шестнадцать лет жизни на академическое совершенствование.

Может, вы до сих пор не заметили, но это довольно глупая система. Ее глупость заключается в том, что если вы не хотите в дальнейшем работать в науке, то все, чему вас научат, за исключением базовых профессиональных знаний, не окажет никакого влияния на успех в сфере ваших профессиональных интересов. Развивая свой практический интеллект, вы, напротив, сделаете очень большое вложение в дальнейший успех.

В книге «Гении и аутсайдеры»[8]вы ознакомитесь с интересной идеей Малкольма Гладуэлла, которая заключается в том, что развитие IQ выше определенного уровня (около 120 баллов, соответственно «выше среднего/умный», но гораздо ниже даже «умеренно одаренного»[9]) никак не связано с эффективностью в реальной жизни. Таким же образом дело обстоит и с оценками – оценки (над которыми мы усердно трудимся на протяжении шестнадцати лет) выше средних значений никак не соотносятся с высокими шансами на успех в жизни, большими достижениями или чувством самореализации[10].

Гладуэлл, например, сравнивает жизни двух человек, от рождения имевших очень высокие показатели умственного развития: Криса Лангана, «самого умного человека в Америке», чей IQ переваливает за 200, и Роберта Оппегеймера, научного руководителя Манхэттенского проекта[11]. Уровень их одаренности сопоставим, но один из них (Оппенгеймер) сделал выдающийся вклад в историю, а другой (Ланган) не может похвастаться ничем, кроме многочисленных попыток опубликовать свои изыскания[12].

В чем же разница между этими людьми? По мнению Гладуэлла, основное отличие заключается в том, что Оппенгеймер, в дополнение к своему высочайшему интеллекту, обладал весьма развитым практическим интеллектом, помогавшим ему правильно вести себя с людьми, от которых зависел его успех. Все эти мелочи – знать, что, кому, когда и как сказать ради получения наилучшего результата, – давались ему легко и непринужденно. Ланган же, напротив, был почти лишен этого качества. Поэтому его имя нам и не приходится часто слышать, когда речь заходит о существенных достижениях.

В своей книге Гладуэлл демонстрирует, что, после того как человек достигает определенного уровня логического мышления и базовой эрудиции, другие факторы берут на себя роль главенствующих в определении меры его успеха в жизни, а именно: креативность, инновационное мышление, практический и социальный интеллект. Важно отметить, что все эти качества формируются в условиях реальных жизненных ситуаций, а не в рамках формального обучения.

Эта книга создавалась как руководство по развитию всех этих важных в жизни практических навыков. Я сосредоточу свое внимание на семи важнейших навыках, играющих ключевую роль для успеха в профессиональной жизни и карьерного роста. Эти навыки вовсе не позиционируются как альтернатива высшему образованию. В конце концов, классическое высшее образование по определению не предназначено для обучения практическим навыкам. Оно создано не для этого, а для того, чтобы развивать понимание мира, знакомить учащихся с глубокими и красивыми идеями, прививать им высокие этические и философские идеалы, обучать аналитическому видению мира и приобщать их к сокровищам человеческого гения.

Если вы уже побывали в университетских стенах, то смогли лично убедиться в том, что в расписании отсутствует предмет под названием «Как применять свои знания на практике». И все-таки овладение практическими навыками – это не дополнительная опция к классическому образованию, а жизненно необходимое условие для каждого, кто хочет чего-то добиться. И эта книга поможет вам их приобрести. Но вернемся к этому несколько позже, а сейчас позвольте рассказать вам немного о том, кто я такой и почему решил написать эту книгу.

 

Шокирующее открытие

 

Примерно два года назад, в возрасте тридцати двух лет, я пришел к пониманию, что ни один пенни моего дохода хоть сколько-нибудь не был связан с предметами, изучаемыми в колледже. Это открытие меня потрясло.

Я неплохо зарабатывал как копирайтер отдела рекламы, работая фрилансером, и моему графику завидовали все мои знакомые, которые целый день просиживали в офисе и получали условленную зарплату (я же никогда не появлялся на работе раньше 10:30 и всегда располагал временем, чтобы покататься на роликах в Проспект-парке в Бруклине в солнечные будние деньки). Кто-то, возможно, скажет, что я научился писать толковые тексты в колледже, на самом деле мне пришлось отучаться от напыщенного академического стиля, почитаемого в учебных заведениях, чтобы научиться писать тексты, способные продать продукт, и заработать тем самым немного денег. И самое важное, я прилично зарабатывал (около 75 тысяч долларов за работу копирайтера и еще кое-что благодаря писательским изысканиям; в общей сложности мой доход держался на уровне 100 тысяч долларов в год) не только потому, что я был хорош в своем деле. Платили мне хорошо, потому что я научился правильно продвигать и продавать свои услуги. Очень много первоклассных специалистов живут очень скромно, потому что не умеют продавать свой талант. Думаете, маркетингу и продажам меня научили в Университете Брауна? Вообще-то, во время учебы я написал не одно эссе, порицая капиталистическую систему, которая сама и порождает необходимость в рекламе и маркетинге (за большинство из них, кстати, я получил высший бал).

И карьерой дело не ограничивалось. Впервые за долгие годы у меня удачно складывалась личная жизнь. Я был обручен с Дженой и абсолютно погружен в наши с ней глубокие, полноценные и полные любви отношения после целого десятилетия беспорядочных связей и недопонимания противоположного пола. Разумеется, все это произошло неслучайно: я научился правильно строить отношения и быть хорошим партнером, посетил множество семинаров на эту тему, постоянно читал книги с советами; и так продолжалось до тех пор, пока я не почувствовал в себе перемены.

Кроме того, я стал чувствовать себя здоровым человеком, чего не случалось со мной с тех пор, как я поступил в колледж. Все эти бесконечные вечеринки (началось это именно с колледжа) наряду с плохим питанием привели к ряду проблем со здоровьем на третьем десятке. Пытаясь справиться с симптомами депрессии, постоянного утомления и резких перепадов настроения, я посетил дюжину врачей и других специалистов. Ничего не изменилось до тех пор, пока я не стал гораздо пристальнее следить за своим питанием и контролировать режим дня. Только после этого я стал чувствовать себя бодрым и жизнерадостным, словно вернулся в детство. Иными словами, впервые во взрослом возрасте я по-настоящему любил свою жизнь. И в личных отношениях, и в профессиональной деятельности у меня было именно то, чего я хотел. И вот, проведя учет всего, что имел на тот момент, я понял: прилежание и усердие в колледже – да и сама учеба – не имели отношения к моей самореализации, удовлетворенности жизнью и успеху. Абсолютно никакого отношения. Я узнал очень много о том, как сделать жизнь успешной и счастливой. Но почти все, что знал об этом, изучил в процессе самообразования, в реальном мире, за пределами лекционных залов, потратив на это немалую часть третьего десятка своих лет.

И вот тогда я стал задумываться, каким же должно быть образование, призванное обучить тому, как добиться успеха в жизни. При этом успех в данном контексте можно понимать как угодно: успех в карьере, благосостояние, семья, духовное развитие, ощущение цели и смысла, хорошее здоровье, принесение пользы обществу или в любом другом значении. Каким должно быть образование, которое помогает людям осуществить все эти реальные цели и не утруждать себя изучением бессмысленного хлама, который не поможет им стать счастливыми или сделать счастливыми других людей? Разумеется, такое образование не имело бы ничего общего с тем, чему учит существующая система. Если вас интересует такое обучение, придется взяться за него самостоятельно, вне стен колледжа и без реального наставника – им станете для себя вы сами, ведь ни один профессор университета не имеет ученой степени для ведения подобных курсов. Так я и решил написать книгу, посвятив ее простым вопросам: чему действительно стоит учиться, чтобы стать успешным в жизни? Как и где этому можно научиться? Ответить на эти вопросы можно разными способами, я решил сделать это на примере историй успешных людей вроде Брайана Франклина, который так и не получил диплома.

Впервые эта идея пришла мне в голову, когда мои отношения с Дженой стали более серьезными; сейчас она стала моей женой. Джена на год младше меня, и у нее нет высшего образования. Но за третье десятилетие своей жизни, она накопила намного больше, чем я, несмотря на то, что разница в образовании явно в мою пользу. Чему научилась Джена в процессе самообразования? Что позволило ей добиться успеха и чему меня не научили в колледже?

Почти 90 процентов людей, у которых я брал интервью для книги, – миллионеры; состояние некоторых исчисляется миллиардами долларов. Некоторые из них известны широкой публике, но большинство – нет. Я также решил включить в книгу истории таких людей, как моя жена Джена (они составили примерно 10 % всех рассказанных историй), которые не могут похвастаться шестизначными банковскими счетами (пока!), но вполне способны достичь этого, и которые добились успеха во многих других сферах жизни и сделали значительный вклад в развитие общества.

Для справки, сам я не миллионер, я окончил Университет Брауна в 1999 году. Меня нельзя считать примером миллионеров-самоучек, подобно другим людям из этой книги, но я немалому у них научился. Здесь я подробно описываю, какие перемены произошли в моей жизни, когда я воспользовался советами, полученными от этих людей, чтобы продемонстрировать их универсальность и пользу для всех, включая и тех, кто не владеет миллионами и имеет диплом о высшем образовании.

Все миллионеры и успешные люди, описываемые в моей книге, решительно отказались от услуг действующей системы образования и, благодаря самообразованию, создали успешные компании, сколотили состояния и помогли множеству других людей улучшить жизнь; некоторые даже изменили мир. Именно у них вы будете перенимать опыт. Они могут рассказать многое, что поможет вам приобрести важные практические навыки, которые в свою очередь позволят добиться успеха в мире постоянно видоизменяющейся и вечно преобразующейся экономики наших дней. Они подскажут вам, как получить «образование миллионеров», то есть реальные умения, присущие всем миллионерам и сыгравшие важную роль в их становлении и успехе. Их советы применимы к жизни, независимо от вашего возраста и образования. В современном мире самообразование и профессиональное развитие не прекращается никогда, и эта книга укажет вам путь на бескрайних просторах возможностей для самосовершенствования, которые преподносит нам ХХI век.

Героям этой книги действительно есть, что рассказать о правильном образовании в условиях цифрового, глобализированного мира и экономики без границ. Многие понятия былых лет сегодня нужно проверить на пригодность, обновить или отбросить. И в первую очередь это касается наших представлений об образовании.

 

Мы, американцы, просто одержимы успехом и с готовностью хватаем любую книгу, обещающую просвещение в этом вопросе и ссылающуюся на успешных людей в надежде воспроизвести их достижения. Но до сего дня мало кто затрагивал проблему настолько очевидную, когда речь идет об успехе (если о ней и говорят, то шепотом, как будто это грязный секрет): бо́льшую часть навыков, необходимых для успеха, вам придется освоить самостоятельно, вне стен школы и университета.

Я – убежденный приверженец идеи постоянного обучения. Мало что меня интересует так же сильно, как чтение и освоение новых навыков. Однако яркие примеры успеха людей, описанных в моей книге, показывают, что образование и академическая успешность – очень разные вещи. Мы часто смешиваем эти понятия в ущерб себе, своему будущему, нашей экономике и культуре. Образование необходимо для достижения успеха, чего нельзя сказать о хороших оценках. Как сказал Марк Твен, «я никогда не позволял учебным заведениям мешать моему образованию»[13]. (Твен покинул школу в возрасте одиннадцати лет, чтобы стать помощником печатника в типографии.)

Лейтмотивом всех рассказанных историй служит то, что, хотя в университете можно узнать много замечательных вещей, успех в жизни не зависит от оценок в дипломе. Он зависит от вашего энтузиазма, инициативы, настойчивости, умения создавать и продвигать хорошие идеи, харизмы и способности умело маневрировать в паутине социальных и деловых отношений с людьми, то есть всего того, что можно назвать практическим интеллектом, и абсолютной, безграничной веры в то, что рано или поздно, вопреки любым препятствиям, вас ждет триумф.

Хотя получение образования нельзя считать пустой тратой времени, в университете вас не научат тому, о чем говорится в моей книге, – а без этих знаний вы не добьетесь успеха в бизнесе и в жизни. Неважно, есть ли у вас диплом, вы обязаны овладеть этими навыками и мировоззрением и обзавестись такими привычками, чтобы по-настоящему преуспеть в своем деле. В условиях современной экономики определяющим фактором успеха станут не абстрактные, академические заученные знания, а реальные навыки успеха, описанные в данной книге, и то, как скоро вы приступите к их применению.

Эта книга – о практическом образовании. О житейской мудрости. О том, что необходимо усвоить, чтобы стать успешным, и как сделать это самостоятельно, не прибегая к традиционному образованию. Моя книга – о навыках, умениях и концепциях, которые вам понадобятся, чтобы сделать что-нибудь стоящее.

Вероятно, даже при наличии диплома вы хотели бы улучшить свою жизнь. Предположим, вы врач или адвокат, в таком случае вы просто не могли бы заниматься своим делом без профессионального образования; однако навыки успеха дадут новый толчок вашей карьере. И их вам точно не преподавали. Если диплома у вас еще нет и вы размышляете, нужен ли он вам вообще, – эта книга поможет сделать выбор. Если сейчас вы получаете высшее образование или твердо решили довести это дело до конца, книга поможет извлечь из него максимум пользы. Она также подскажет, что из учебной программы пригодится, а на что бесполезно тратить время, потому что некоторые знания не помогут вам осуществить свои мечты.

Такая книга очень пригодилась бы мне, прочти ее я перед поступлением в колледж. Я сэкономил бы деньги, время, избежал бы постоянных стрессов и переживаний в ходе образования. Я бы более ясно увидел свой путь. Кроме того, извлек бы из нее много пользы, прочти я ее сразу после получения диплома, когда мне было 22 года. Возможно, я избежал бы многих бесцельных блужданий в течение десятилетия моей жизни. На самом деле я был бы рад ее прочитать даже сейчас, в возрасте 34 лет, пройдя немалый путь в своей карьере. Но такой книги не существовало, и мне пришлось ее создать. Ведь я до сих пор продолжаю учиться, даже с бо́льшим рвением, чем раньше.

И если хоть кто-нибудь из читателей в возрасте семнадцати, восемнадцати, девятнадцати, двадцати двух лет и даже старше получит от книги такое вдохновение, какое получил бы я в том же возрасте, значит, я написал ее не напрасно.

 




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.