Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Золотой век» русской литературы



1/1 19 века – время складывания и выработки норм современного русского литературного языка, усиление интереса писателей к народным традициям и фольклору, начинается издание памятников народного творчества. Первыми реформаторами русской словесности были М.В. Ломоносов и Н.М. Карамзин, позже огромный вклад в это дело внесёт А.С. Пушкин. И хотя уже в 18 веке можно говорить о существовании российских мастеров слова, но только в 19 веке появляется профессия - писатель.

Одной из наиболее характерных черт русской культуры 19 века было доминирование литературы среди остальных форм художественного творчества. Литература в жизни России приобрела совершенно исключительное общественное значение. Одной из главных причин такого положения, по мнению А.И. Герцена, явилось то, что «у народа, лишённого общественной свободы, литература – единственная трибуна, с которой он заставляет услышать крик своего возмущения и своей совести». Русская художественная литература пережила в 19 веке необычайный взлёт и вышла на мировую арену. Произведения, созданные русскими писателями, не только встали в один ряд с шедеврами мировой литературы того времени, но и превосходили их благодаря глубочайшему осмыслению жизненных проблем, в первую очередь нравственных. Русская литература более, чем вся литература мира, была связана с моралью и несла этическую направленность. Русскому писателю была свойственна отзывчивость, чуткость к человеческой боли. Описывая несправедливость крепостничества, бесчеловечное отношение помещика к крестьянам, городскую бедноту, писатели не могли оставаться равнодушными к страданиям униженных и оскорблённых.

Одним из основных жанров к.18-нач.19 веков был романтизм. Зарождение романтизма в России связано с общественно-идеологической атмосферой русской жизни – общенациональным подъёмом после Отечественной войны 1812 года, формированием дворянской революционности, обострением личного самосознания. Пафосом вольнолюбия и борьбы, идеей гражданского служения отечеству проникнута поэзия декабристов: Рылеева, Кюхельбекера, Одоевского.

Вольнолюбивыми мотивами, близкими к поэзии декабристов проникнута лицейская, послелицейская и «южная» лирика А.С. Пушкина (1799-1837), в которой ярко был выражен личностный пафос поэта.

Романтический апофеоз личности выражен и в ранней лирике М.Ю. Лермонтова (1814-1841). Небывалая интенсивность эмоций и напряжённый самоанализ – характерные черты лирического героя Лермонтова.

Ближе ко 2/2 19 века появляется реализм в поэзии Н.А. Некрасова (1821-1878) и философской и любовной лирике Ф.И. Тютчева (1803-1873). Некрасов показал безрадостную и тоскливую жизнь русской деревни, раскрыл удивительные образы русских женщин. Его поэзия особенно чутка к несправедливости и человеческой боли. Но основоположником реализма в русской литературе по праву считается А.С. Пушкин.

Пушкин – родоначальник и всей новой русской литературы. Его стихотворные («Евгений Онегин», «Руслан и Людмила», «Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан», стихи, эпиграммы, сказки) и прозаические произведения («Повести Белкина», «Арап Петра Великого», «Дубровский», «Пиковая дама», «Капитанская дочка») написаны изумительным по лёгкости, точности, изяществу и тонкой иронии языком. Масштаб и независимость его мышления, дар проникать в другие культуры и эпохи, способность ставить и обсуждать «вечные вопросы бытия» - о смерти и бессмертии, любви, свободе и нравственном долге, смирении человека и его противостоянии слепой судьбе – всё это предопределило его центральное положение не только в русской литературе, но и в русской культуре 19 века в целом. Его роман в стихах «Евгений Онегин» В.Г. Белинский назвал «энциклопедией русской жизни». Это повествование об эпохе и человеческих судьбах.

Возникновение критического реализма связано с именем Н.В. Гоголя (1809-1852), для творчества которого была характерна ярко выраженная критическая направленность. Повесть «Шинель» с темой униженности «маленького человека», его простыми радостями и непоправимыми бедами. Гротесковое начало «петербургских повестей» («Нос», «Портрет») получило развитие в комедии «Ревизор». В поэме-романе «Мёртвые души» осмеяние помещичьей России соединилось с созданием вечных человеческих типов. Но сквозь едкий смех у Гоголя можно почувствовать невидимые миру слёзы. Гоголь страдал от несовершенства мира, поэтому его убийственный смех сопровождался печальными размышлениями о неустройстве русской общественной жизни и разрушении в человеке человеческого.

Замечательным мастером классического реалистического романа был И.С. Тургенев (1818-1883). В романах: «Дворянское гнездо», «Накануне», «Отцы и дети», «Дым», «Новь» Тургенев описал жизнь и идеалы нового поколения разночинской интеллигенции, конфликт «отцов» и «детей».

Вершиной критического реализма стало творчество Л.Н. Толстого (1828-1910) и Ф.М. Достоевского (1821-1881). Оба они намного острее других ощутили остроту социально-исторических и нравственно-психологических противоречий своего времени. Их объединяет то, что в поисках разрешения этих противоречий они обратились не к политике, а к нравственности. Творчество Толстого и Достоевского уходит своими корнями в ту духовную ситуацию, которая может быть определена как нравственный тупик современной цивилизации, когда из жизни общества исчезла религиозность и рухнули прежние, исходные моральные основы. Эта ситуация вновь потребовала постановки исходных вопросов о смысле жизни, о природе добра и зла. Ответы на эти вопросы нужно было искать заново. Это и стало главным духовным делом героев их романов, каждый из которых прошёл свой мучительный путь перерождения и обретения веры. Их герои внутренне бескорыстны – они не стремятся к завоеванию себе места под солнцем, к богатству, карьере, как герои Стендаля или Бальзака. Русского героя волнуют такие проблемы, как истина, социальная справедливость, гармония между убеждениями и жизнью, нравственные отношения с другими людьми.

В романах Л. Толстого представлен длительный период русской жизни – от начала 19 до начала 20 века. В эпопее «Война и мир» писатель воссоздаёт жизнь различных слоёв русского общества в войну 1812 года, патриотический порыв народа, пути духовного самоопределения личности. Роман «Воскресенье» - непримиримая критика общественного устройства, всего жизненного уклада «образованных классов».

Мастер психологического романа Ф.М. Достоевский (1821-1881) в произведениях «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы», «Идиот», «Униженные и оскорблённые», «Бесы» через изображение глубин человеческой души раскрывал тяжелейшие личные и общественные конфликты переходной эпохи в жизни России, показал мучительные поиски жизни, бога и гармонии.

Новая стадия развития реализма нашла наиболее яркое выражение в творчестве А.П. Чехова (1860-1904). Автор фельетонов, коротких юмористических рассказов, новаторских пьес, тонкий психолог, мастер подтекста сочетал в своих произведениях юмор и лиризм. Его пьесы «Чайка», «Дядя Ваня», Три сестры», «Вишнёвый сад» проникнуты особой тревожной атмосферой предчувствия грядущей катастрофы.

Итак, 19 век уникален и многоаспектен. Русская цивилизация 19 века успешно преодолевала разрыв между отечественными и европейскими традициями, сохраняя при этом свою самобытность. Отечественные учёные внесли серьёзный вклад в мировой научно-технический прогресс и стали известными за рубежом. Сословно-дворянская культура постепенно утрачивала свои монопольные позиции; на авансцену в России вышел новый общественный слой – интеллигенция и сложилась уникальная оппозиционная культура протеста и инакомыслия. Революционная идеология оказалась привлекательной для русского народа, и 19 век оставил её в наследство веку 20.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.