Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Российская музыкальная культура



Русская культура 19 века.

Вопросы: 1. Развитие образования и науки.

Российская музыкальная культура.

Живопись 19 века: «академики» и «передвижники».

Театр и становление российской драматургии.

Золотой век» русской литературы и её пророчества.

Введение.

О загадочности и непостижимости русской души писали как русские, так и европейцы. 19 век наиболее полно характеризует в мировом масштабе русское призвание и русскую идею. Это был век «мысли и слова». Русская культура 19 века продемонстрировала миру мощный взлёт, дав целую плеяду гениев и титанов, внёсших бесценный вклад в сокровищницу мировой культуры. Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Тургенев, Толстой, Достоевский в литературе; Глинка, Чайковский, Мусоргский, Римский-Корсаков в музыке; Станиславский, Немирович-Данченко в театральном искусстве. Говоря о науки – Лобачевский, Менделеев, Сеченов. Спустя столетие великий русский философ Бердяев скажет: «Это лучшие избранные люди страны, созидатели духовной культуры нации, творцы русской литературы, русского искусства, философии, науки, религиозные искатели, хранители общественной правды, пророки лучшего будущего».

В начале 19 века в Российской империи проживало 37, 4 мин человек, из них крестьяне составляли более 90%, а дворяне – менее 2%. Однако именно дворяне определяли характер и уровень развития русской культуры. Особенно отчётливо это проявлялось в ½ 19 века. Во 2/2 столетия важную роль в культуре и искусстве наряду с дворянством начинает играть разночинская интеллигенция (разные чины).

Важнейшими политическими событиями, определившими развитие страны в 19 столетии были:

· Отечественная война 1812 года,

· восстание декабристов,

· отмена крепостного права и проведение разноплановых демократических реформ,

· зарождение капиталистической экономики,

· укрепление революционной идеологии.

В 19 веке Россия окончательно встала на путь развития буржуазных отношений. Капитализм был связан с ростом новых социальных сил города, торговой и промышленной буржуазией, роль которого не только в хозяйственной, но и в культурной жизни заметно возросла. Становятся актуальными проблемы народного просвещения.

 

1. Развитие образования и науки.

В 19 веке государственная власть продолжала те тенденции в образовании, которые были заложены Петром 1. Главная идея заключалась в том, чтобы расширять сеть общеобразовательных школ и дать возможность учиться всё большему числу людей. С этой целью в 1802 году было создано Министерство народного просвещения, задача которого была совершенствование системы народного образования и просвещения. Было проведено ряд преобразований:

1) Низшей ступенью стали 2-ух классные церковно-приходские училища для крестьянских детей и 4-ёх классные уездные училища для детей мещан.

2) В 1803 году Россия была разделена на 6 учебных округов, в каждом из которых намечалось открытие университета. В 1/2 столетия университеты были открыты в Казани, Харькове, Петербурге, Киеве. В 1888 году был открыт Томский университет, положивший начало высшему образованию в Сибири.

3) В 1811 году был открыт Царскосельский лицей, закрытое учебное заведение для детей дворян, должных получать наилучшее образование, чтобы затем участвовать в управлении страной. В его стенах вырос и стал поэтом А.С. Пушкин. Пушкин и его друзья никогда не забывали своего лицея, где они получили поистине аристократическое воспитание и образование.

4) Для дворянских детей открывались гимназии в губернских городах, давшие право поступать в университеты. Хотя система народного образование оставалась сословной, но возможность перехода с одной ступени на другую была. В 1824 году в России было 49 гимназий и только 1 из них в Сибири, в Тобольске. К середине века число гимназий увеличилось до 77, в том числе в Сибири до 3 (Томск, Иркутск).

5) Огромное значение имел новый устав гимназий 1864 г., по которому упразднялся сословный характер обучения, и все гимназии были поделены на классические (гуманитарные) и реальные (естественно-математические).

Выпускники гимназий могли поступать в высшие учебные заведения.

6) В 1878 году в Петербурге были открыты Бестужевские Высшие женские курсы, названные так по имени первого их директора К.Н.Бестужева-Рюмина. Тем самым было положено начало высшему женскому образованию в России.

7) В 19 веке крупные масштабы приобрела просветительская деятельность среди взрослого населения. Открывались воскресные школы, просветительскую деятельность вели музеи, библиотеки. Большую роль сыграли Общество распространения полезных книг в Москве, книжный склад «Посредник», основанный Л.Н. Толстым, Московский и Петербургский комитеты грамотности.

Предпринятые меры дали определённые результаты: уровень грамотности к середине века возрос до 6%, а к концу века достиг 21 %. Однако в целом Россия оставалась малограмотной страной, принципиально отставая по этому показателю от развитых стран.

В 19 веке впервые больших и серьёзных успехов добилась отечественная наука. Исследования российских учёных – математиков, физиков, химиков, биологов, астрономов, географов – внесли существенный вклад в развитие мировой научной мысли.

Н.И. Лобачевский (1792-1856) – получил всемирную известность как математик и создатель неевклидовой геометрии.

Софья Ковалевская (1850 – 1891) – первая женщина член-корреспондент Петербургской Академии наук, автор трудов по математическому анализу.

В.В. Петров (1761-1834) – один из первых русских электротехников, исследовал электропроводность, открыл электрическую дугу.

А.Ф. Можайским (1825-1890) - были сделаны важнейшие исследования и изобретения в области воздухоплавания и создания летательных аппаратов тяжелее воздуха.

При Московском университете была основана астрономическая обсерватория. Её первый директор В.Я. Струве (1793-1864) – автор классических трудов по звёздной астрономии, установил наличие поглощения света в межзвёздном пространстве.

А.М. Бутлеров (1828-1886) – работавший в области органической химии, стал основоположником теории строении вещества.

Д.И. Менделеев (1837-1907) – автор фундаментальных трудов по химии и химической технологии, в 1869 году открыл основной закон естествознания – периодический закон химических элементов.

Русская медицина в своих исследованиях подошла к раскрытию тайн деятельности головного мозга и проблеме старения.

К.Ф. Рулье (1814-1848) – ещё до Ч. Дарвина создал эволюционную теорию развития животного мира и доказал причинную зависимость эволюции живых форм от изменения среды их обитания.

Н.И. Пирогов (1810-1881) – основоположник военно-полевой хирургии, создатель всемирно известного атласа « Топографическая анатомия».

Исключительную важность имели труды И.М. Сеченова (1829-1905) – он работал над проблемой рефлексов головного мозга; показал, что в основе психических явлений лежат физиологические процессы, открыл центры торможения, обосновал значение процессов обмена веществ.

И.И. Мечников (1845-1916) – создал теорию иммунитета, подготовил интересные труды по проблеме старения.

Основоположником клиники внутренних болезней как научной дисциплины стал С.П. Боткин (1832-1889).

Н.В. Склифосовский (1036-1904) – один из первых делал полосные операции.

В 19 веке продолжились географические исследования. Научные экспедиции П.П. Семёнова-Тян-Шанского, Н.М. Пржевальского положило начало научному обследованию Средней и Центральной Азии.

Для развития гуманитарных наук много сделал Н.М. Карамзин (1766-1826), его «История Государства Российского» стала вкладом не только в историческую науку, но и повлияла на развитие русского литературного языка. Обобщающие труды по отечественной истории написали С.М. Соловьёв, В.О. Ключевский (1841-1911).

В 19 веке началась публикация древнерусских летописей, активно собирался и изучался русский фольклор. В.И. Даль (1801-1872) – составил «Словарь живого великорусского языка», включавший 200 тыс. слов.

 

Российская музыкальная культура.

19 век стал также временем становления и расцвета русской классической музыки. В 1/1 19 века русская музыка вышла из-под опеки итальянской и получила самостоятельное развитие. Показателем этого было использование композиторами, которые искали свои пути музыкального самовыражения народных мелодий и освоение национальной тематики.

Рождение национальной школы в русской музыке связано прежде всего с именем М.И. Глинки (1804-1857). Он положил основание двум направлениям русской оперы – народной музыкальной драме («Иван Сусанин») и опере-сказке, опере-былине («Руслан и Людмила»). Его музыкальное искусство отличается народностью, разнообразием музыкальных красок, реализмом. Он создал симфонические произведения «Вальс-фантазия», «Ночь в Мадриде», «Камаринская», написал около 80 произведений на стихи Пушкина, Жуковского, Баратынского.

Самыми знаковыми событиями 19 века были – открытие Петербургской (1862) и Московской (1866) консерваторий и деятельность организации «Могучей кучки». Это был период расцвета творчества русских композиторов, совершенствование музыкального образования и концертной деятельности. Для совершенствования музыкального образования много сделал Антон Рубинштейн (1829-1894). Он создал «Русское музыкальное общество» в Петербурге и открыл его отделения во многих городах. Он стоял у истоков международных конкурсов пианистов.

Традиции национальной музыкальной школы развивали композиторы «Могучей кучки»: Балакирев, Кюи, Мусоргский, Бородин, Римский-Корсаков.

Одной из основных черт музыкального творчества этих композиторов было стремление передать в музыке правду жизни, национальный русский характер. Под руководством Балакирева композиторы «Могучей кучки» собирали и обрабатывали русские народные песни. По примеру Глинки они использовали народную песню в симфонических и оперных произведениях, брали сюжеты из русской литературы. Основой оперы Мусоргского «Борис Годунов» стала драма Пушкина, по повести Гоголя он написал комическую оперу «Сорочинская ярмарка». Бородин по мотивам «Слова о полку Игореве» создал оперу «Князь Игорь». Римский – Корсаков по пьесе Островского написал оперу-сказку «Снегурочка», сюжеты произведений Гоголя легли в основу его опер «Майская ночь», «Ночь перед Рождеством». По сей день эти великие произведения не сходят со сцены в России и за рубежом.

В 1862 году композиторы «Могучей кучки» открыли бесплатную музыкальную школу, при ней создали хор и симфонический оркестр из любителей.

В 60-70 годы музыка выходит на большую сцену. Выдающимся русским композитором, славой и гордостью русской музыкальной культуры стал Пётр Иванович Чайковский (1840-1893). На сюжеты произведений А.С. Пушкина он написал оперы «Евгений Онегин» и «Пиковая дама»; Н.В. Гоголя – оперы «Черевички», «Чародейка». В 1876 году композитор создал балет «Лебединое озеро», в 1889 году «Спящая красавица», в 1892 – «Щелкунчик», в которых он выступил как новатор: в его балетах музыка – ведущий компонент балетной драматургии. Чайковский был, по существу, создателем классической русской балетной музыки. Оперы, балеты, романсы Чайковского получили мировую известность. Тонкий психолог, мастер-симфонист, музыкальный драматург, он раскрывал в музыке внутренний мир человека, от мягкой лиричности до глубочайшей трагедии. Национальная, глубоко народная музыка Чайковского обладает редкостной силой эмоционального воздействия.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.