О загадочности и непостижимости русской души писали как русские, так и европейцы. 19 век наиболее полно характеризует в мировом масштабе русское призвание и русскую идею. Это был век «мысли и слова». Русская культура 19 века продемонстрировала миру мощный взлёт, дав целую плеяду гениев и титанов, внёсших бесценный вклад в сокровищницу мировой культуры. Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Тургенев, Толстой, Достоевский в литературе; Глинка, Чайковский, Мусоргский, Римский-Корсаков в музыке; Станиславский, Немирович-Данченко в театральном искусстве. Говоря о науки – Лобачевский, Менделеев, Сеченов. Спустя столетие великий русский философ Бердяев скажет: «Это лучшие избранные люди страны, созидатели духовной культуры нации, творцы русской литературы, русского искусства, философии, науки, религиозные искатели, хранители общественной правды, пророки лучшего будущего».
В начале 19 века в Российской империи проживало 37, 4 мин человек, из них крестьяне составляли более 90%, а дворяне – менее 2%. Однако именно дворяне определяли характер и уровень развития русской культуры. Особенно отчётливо это проявлялось в ½ 19 века. Во 2/2 столетия важную роль в культуре и искусстве наряду с дворянством начинает играть разночинская интеллигенция (разные чины).
Важнейшими политическими событиями, определившими развитие страны в 19 столетии были:
· Отечественная война 1812 года,
· восстание декабристов,
· отмена крепостного права и проведение разноплановых демократических реформ,
· зарождение капиталистической экономики,
· укрепление революционной идеологии.
В 19 веке Россия окончательно встала на путь развития буржуазных отношений. Капитализм был связан с ростом новых социальных сил города, торговой и промышленной буржуазией, роль которого не только в хозяйственной, но и в культурной жизни заметно возросла. Становятся актуальными проблемы народного просвещения.
1. Развитие образования и науки.
В 19 веке государственная власть продолжала те тенденции в образовании, которые были заложены Петром 1. Главная идея заключалась в том, чтобы расширять сеть общеобразовательных школ и дать возможность учиться всё большему числу людей. С этой целью в 1802 году было создано Министерство народного просвещения, задача которого была совершенствование системы народного образования и просвещения. Было проведено ряд преобразований:
1) Низшей ступенью стали 2-ух классные церковно-приходские училища для крестьянских детей и 4-ёх классные уездные училища для детей мещан.
2) В 1803 году Россия была разделена на 6 учебных округов, в каждом из которых намечалось открытие университета. В 1/2 столетия университеты были открыты в Казани, Харькове, Петербурге, Киеве. В 1888 году был открыт Томский университет, положивший начало высшему образованию в Сибири.
3) В 1811 году был открыт Царскосельский лицей, закрытое учебное заведение для детей дворян, должных получать наилучшее образование, чтобы затем участвовать в управлении страной. В его стенах вырос и стал поэтом А.С. Пушкин. Пушкин и его друзья никогда не забывали своего лицея, где они получили поистине аристократическое воспитание и образование.
4) Для дворянских детей открывались гимназии в губернских городах, давшие право поступать в университеты. Хотя система народного образование оставалась сословной, но возможность перехода с одной ступени на другую была. В 1824 году в России было 49 гимназий и только 1 из них в Сибири, в Тобольске. К середине века число гимназий увеличилось до 77, в том числе в Сибири до 3 (Томск, Иркутск).
5) Огромное значение имел новый устав гимназий 1864 г., по которому упразднялся сословный характер обучения, и все гимназии были поделены на классические (гуманитарные) и реальные (естественно-математические).
Выпускники гимназий могли поступать в высшие учебные заведения.
6) В 1878 году в Петербурге были открыты Бестужевские Высшие женские курсы, названные так по имени первого их директора К.Н.Бестужева-Рюмина. Тем самым было положено начало высшему женскому образованию в России.
7) В 19 веке крупные масштабы приобрела просветительская деятельность среди взрослого населения. Открывались воскресные школы, просветительскую деятельность вели музеи, библиотеки. Большую роль сыграли Общество распространения полезных книг в Москве, книжный склад «Посредник», основанный Л.Н. Толстым, Московский и Петербургский комитеты грамотности.
Предпринятые меры дали определённые результаты: уровень грамотности к середине века возрос до 6%, а к концу века достиг 21 %. Однако в целом Россия оставалась малограмотной страной, принципиально отставая по этому показателю от развитых стран.
В 19 веке впервые больших и серьёзных успехов добилась отечественная наука. Исследования российских учёных – математиков, физиков, химиков, биологов, астрономов, географов – внесли существенный вклад в развитие мировой научной мысли.
Н.И. Лобачевский (1792-1856) – получил всемирную известность как математик и создатель неевклидовой геометрии.
Софья Ковалевская (1850 – 1891) – первая женщина член-корреспондент Петербургской Академии наук, автор трудов по математическому анализу.
В.В. Петров (1761-1834) – один из первых русских электротехников, исследовал электропроводность, открыл электрическую дугу.
А.Ф. Можайским (1825-1890) - были сделаны важнейшие исследования и изобретения в области воздухоплавания и создания летательных аппаратов тяжелее воздуха.
При Московском университете была основана астрономическая обсерватория. Её первый директор В.Я. Струве (1793-1864) – автор классических трудов по звёздной астрономии, установил наличие поглощения света в межзвёздном пространстве.
А.М. Бутлеров (1828-1886) – работавший в области органической химии, стал основоположником теории строении вещества.
Д.И. Менделеев (1837-1907) – автор фундаментальных трудов по химии и химической технологии, в 1869 году открыл основной закон естествознания – периодический закон химических элементов.
Русская медицина в своих исследованиях подошла к раскрытию тайн деятельности головного мозга и проблеме старения.
К.Ф. Рулье (1814-1848) – ещё до Ч. Дарвина создал эволюционную теорию развития животного мира и доказал причинную зависимость эволюции живых форм от изменения среды их обитания.
Исключительную важность имели труды И.М. Сеченова (1829-1905) – он работал над проблемой рефлексов головного мозга; показал, что в основе психических явлений лежат физиологические процессы, открыл центры торможения, обосновал значение процессов обмена веществ.
И.И. Мечников (1845-1916) – создал теорию иммунитета, подготовил интересные труды по проблеме старения.
Основоположником клиники внутренних болезней как научной дисциплины стал С.П. Боткин (1832-1889).
Н.В. Склифосовский (1036-1904) – один из первых делал полосные операции.
В 19 веке продолжились географические исследования. Научные экспедиции П.П. Семёнова-Тян-Шанского, Н.М. Пржевальского положило начало научному обследованию Средней и Центральной Азии.
Для развития гуманитарных наук много сделал Н.М. Карамзин (1766-1826), его «История Государства Российского» стала вкладом не только в историческую науку, но и повлияла на развитие русского литературного языка. Обобщающие труды по отечественной истории написали С.М. Соловьёв, В.О. Ключевский (1841-1911).
В 19 веке началась публикация древнерусских летописей, активно собирался и изучался русский фольклор. В.И. Даль (1801-1872) – составил «Словарь живого великорусского языка», включавший 200 тыс. слов.
Российская музыкальная культура.
19 век стал также временем становления и расцвета русской классической музыки. В 1/1 19 века русская музыка вышла из-под опеки итальянской и получила самостоятельное развитие. Показателем этого было использование композиторами, которые искали свои пути музыкального самовыражения народных мелодий и освоение национальной тематики.
Рождение национальной школы в русской музыке связано прежде всего с именем М.И. Глинки (1804-1857). Он положил основание двум направлениям русской оперы – народной музыкальной драме («Иван Сусанин») и опере-сказке, опере-былине («Руслан и Людмила»). Его музыкальное искусство отличается народностью, разнообразием музыкальных красок, реализмом. Он создал симфонические произведения «Вальс-фантазия», «Ночь в Мадриде», «Камаринская», написал около 80 произведений на стихи Пушкина, Жуковского, Баратынского.
Самыми знаковыми событиями 19 века были – открытие Петербургской (1862) и Московской (1866) консерваторий и деятельность организации «Могучей кучки». Это был период расцвета творчества русских композиторов, совершенствование музыкального образования и концертной деятельности. Для совершенствования музыкального образования много сделал Антон Рубинштейн (1829-1894). Он создал «Русское музыкальное общество» в Петербурге и открыл его отделения во многих городах. Он стоял у истоков международных конкурсов пианистов.
Традиции национальной музыкальной школы развивали композиторы «Могучей кучки»: Балакирев, Кюи, Мусоргский, Бородин, Римский-Корсаков.
Одной из основных черт музыкального творчества этих композиторов было стремление передать в музыке правду жизни, национальный русский характер. Под руководством Балакирева композиторы «Могучей кучки» собирали и обрабатывали русские народные песни. По примеру Глинки они использовали народную песню в симфонических и оперных произведениях, брали сюжеты из русской литературы. Основой оперы Мусоргского «Борис Годунов» стала драма Пушкина, по повести Гоголя он написал комическую оперу «Сорочинская ярмарка». Бородин по мотивам «Слова о полку Игореве» создал оперу «Князь Игорь». Римский – Корсаков по пьесе Островского написал оперу-сказку «Снегурочка», сюжеты произведений Гоголя легли в основу его опер «Майская ночь», «Ночь перед Рождеством». По сей день эти великие произведения не сходят со сцены в России и за рубежом.
В 1862 году композиторы «Могучей кучки» открыли бесплатную музыкальную школу, при ней создали хор и симфонический оркестр из любителей.
В 60-70 годы музыка выходит на большую сцену. Выдающимся русским композитором, славой и гордостью русской музыкальной культуры стал Пётр Иванович Чайковский (1840-1893). На сюжеты произведений А.С. Пушкина он написал оперы «Евгений Онегин» и «Пиковая дама»; Н.В. Гоголя – оперы «Черевички», «Чародейка». В 1876 году композитор создал балет «Лебединое озеро», в 1889 году «Спящая красавица», в 1892 – «Щелкунчик», в которых он выступил как новатор: в его балетах музыка – ведущий компонент балетной драматургии. Чайковский был, по существу, создателем классической русской балетной музыки. Оперы, балеты, романсы Чайковского получили мировую известность. Тонкий психолог, мастер-симфонист, музыкальный драматург, он раскрывал в музыке внутренний мир человека, от мягкой лиричности до глубочайшей трагедии. Национальная, глубоко народная музыка Чайковского обладает редкостной силой эмоционального воздействия.