Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЦА, СОВЕРШИВШЕГО ПРЕСТУПЛЕНИЕ, И ОСНОВАНИЕ ДЛЯ ПРИЧИНЕНИЯ ЕМУ ВРЕДА



Осуществляя задержание, сопряжённое с причинением вреда задерживаемому лицу, необходимо учитывать личность последнего, с тем, чтобы определить правомерность действий, применяемых в отношении него. Уголовный закон прямо не фиксирует, какими свойствами должно обладать лицо, которому причиняется вред, а только определяет: «лицо, совершившее преступление», то есть виновно совершённое общественно опасное деяние, запрещённое Уголовным кодексом под угрозой наказания. Совершение такого деяния со всеми признаками состава преступления, исходя из статьи 8 Уголовного кодекса, является основанием уголовной ответственности. В свою очередь, статья 19 Уголовного кодекса устанавливает общие условия уголовной ответственности лиц, совершивших преступления: «уголовной ответственности подлежит только вменяемое физическое лицо, достигшее возраста, установленного настоящим Кодексом». Следовательно, причиняя вред лицу, совершившему преступление, при его задержании, необходимо учитывать: обладает ли данное лицо признаками субъекта того преступления, за совершение которого его задерживают, либо оно не подлежит уголовной ответственности по различным основаниям. Решение этого вопроса прямо будет определять наличие или отсутствие признаков преступления в действиях самого задерживающего, связанных с причинением вреда данному лицу.

Выше уже отмечалось, что фактически достаточно сложно, а нередко, просто невозможно установить в момент задержания, есть ли у лица все признаки субъекта того преступления, которое оно совершило. В конечном итоге, установление этих признаков является прерогативой суда; задерживающий же, исходя из своих субъективных суждений, может только предполагать наличие у него этих признаков. Поэтому и предлагалось изменить законодательную формулировку «лицо, совершившее преступление»[2].

Тем не менее, задерживающий, определяя способы и средства задержания, а также пределы причинения вреда определённому лицу при его задержании, должен исходить из следующих признаков, которыми может обладать последнее:

- лицо достигло возраста уголовной ответственности;

- лицо в момент совершения своих преступных действий полностью осознавало их значимость и могло ими руководить, то есть было вменяемым;

являлось именно тем лицом, которое совершило преступное деяние;

- лицо ранее уже совершало преступные деяния либо уже осуждалось за совершение подобных или иных преступлений, либо совершило побег из места лишения свободы, из-под ареста или из-под стражи;

- является физически крепким или слабо развитым лицом;

- лицо в момент задержания проявляет агрессивность и активное сопротивление либо пытается скрыться без сопротивления;

- на момент задержания находится в состоянии алкогольного, наркотического или иного опьянения;

Эти и другие качества характеризуют личность задерживаемого, понятие которой в науке уголовного права отличается от понятия субъекта преступления. Последнее характеризует совокупность законодательных требований, которые дают право говорить о способности лица нести уголовную ответственность. Личность преступника - понятие более широкое, оно включает в себя признаки субъекта соответствующего преступления и признаки, которые учитываются при назначении наказания (обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание, характеризующие личность и т.п.).

Более важным при причинении вреда лицу, совершившему преступление, является предположение о том, что это лицо достигло возраста уголовной ответственности. Для этого необходимо чётко представлять, какое преступление было совершено. В зависимости от этого выделяют преступления, ответственность за которые наступает с 14 лет; преступления, ответственность за которые наступает по достижении 16 лет и иные преступления, по которым возраст виновного устанавливается специальными нормами УК РФ. Перечень первых двух групп дан в статье 20 Уголовного кодекса РФ, последняя группа в действующем законодательстве специально не перечисляется, однако они могут быть установлены путём применения различных приёмов толкования соответствующих норм уголовного закона, либо об этом прямо может быть сказано в диспозиции статьи.

На практике в момент задержания, за исключением редких случаев, когда задерживающий достоверно знает возраст задерживаемого, он определяется визуально, поэтому нередко допускаются ошибки. Вопрос об ответственности за причинение вреда лицу, не подлежащему уголовной ответственности в силу не достижения необходимого для этого возраста, решается на общих основаниях по правилам ответственности за общественно опасные действия, совершённые под влиянием фактической ошибки, то есть в зависимости от наличия или отсутствия вины. В случае, когда лицо, причинившее вред при задержании, исходя из конкретных обстоятельств дела, не должно было и не могло осознавать ошибочности своего представления относительно возраста задерживаемого (высокий рост, крепкое, развитое телосложение и т.п.), оно не может нести ответственности вследствие отсутствия вины. Если же по обстоятельствам дела задерживающий, причинивший вред лицу, не достигшему возраста уголовной ответственности, имел возможность не допустить ошибку при его задержании, то он несёт ответственность за причинение вреда по неосторожности, в зависимости от наступивших последствий (ст. ст. 109, 118 УК РФ).

Следующим обстоятельством, которое необходимо учитывать при причинении вреда лицу, совершившему преступление, это его вменяемость в момент совершения им преступного деяния, а также в момент задержания.

Уголовно-правовое понятие вменяемости, по мнению В.Г. Павлова, означает психическое состояние лица, при котором оно в момент совершения преступления было способно осознавать характер своего поведения и руководить им в определённой и конкретной ситуации1. Вменяемость лица определяется через понятие невменяемости (статья 21 УК РФ) и достоверно устанавливается исключительно квалифицированными экспертами2. В момент причинения вреда лицу при его задержании его невменяемость во время совершения преступного деяния может определяться только по каким-либо внешним признакам (неадекватное поведение, безрассудная речь, безумное выражение лица и т. п.). Задерживающий может быть в этом уверен только в случаях, когда лично наблюдал деяние этого лица, либо осуществление задержания происходит через короткий промежуток времени после этого, и в момент задержания имеются признаки невменяемости. Во всех других случаях, кроме достоверных данных о наличии у задерживаемого психического заболевания, задерживающий исходит из предположения о вменяемости этого лица. При этом также возможны ошибки, когда причиняется вред лицу, при его задержании за совершение деяния, которое не может быть признано преступным в силу невменяемости последнего. Вопрос об ответственности за причинённый вред невменяемому лицу решается аналогично случаям ошибки в возрасте задерживаемого.

При задержании лиц с ограниченной вменяемостью, в случае причинения им вреда, ответственность задерживающего исключается во всех случаях, если не были превышены пределы правомерности причинения такого вреда, так как согласно статье 22 Уголовного кодекса РФ, вменяемые лица, совершившие преступления, но в силу психического расстройства не способные в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими, подлежат уголовной ответственности. Как определяет Г.В. Назаренко, «уменьшенная вменяемость - это не уменьшенная виновность, а по существу ограниченная способность осознавать социальную опасность содеянного либо обусловленная аномальными особенностями лица сниженная способность контролировать свои антиобщественные побуждения и вытекающие из них противоправные поступки»[3].

Причиняя вред определённому лицу, задерживающий должен быть уверен, что это именно то лицо, которое совершило преступление. Такая уверенность может быть в следующих случаях:

- задерживающий является потерпевшим либо очевидцем преступления;

- на задерживаемого прямо указывают очевидцы преступления как на лицо, его совершившее;

- задерживаемому достоверно известны приметы лица, совершившего преступление в случаях причинении вреда при задержании сбежавшего преступника или лица, объявленного в розыск.

В случае причинения вреда иным лицам, ошибочно принятым за преступников, речь может идти о причинении вреда «мнимому преступнику». Ответственность за вред наступает по правилам о фактической ошибке в личности потерпевшего.

Некоторыми особенностями обладает причинение вреда при задержании лиц, ранее совершавших преступные деяния или осуждавшихся за совершение подобных либо иных преступлений (рецидив преступлений) либо лиц, совершивших побег из мест лишения свободы, из-под стражи или из-под ареста. В первом случае имеются все основания говорить о повышенной общественной опасности лиц, совершивших преступление. По справедливому утверждению Кадникова Н.Г., «общественная опасность личности преступника имеет самостоятельное значение - явление, обладающее индивидуально определёнными признаками»[4]. Рецидив преступлений наряду с неоднократностью признаётся законодателем обстоятельством, отягчающим наказание (п. «а» ч. 1 ст. 63 УК РФ), а это означает, что, в целом, в этих случаях и в случаях совокупности преступлений повышается общественная опасность совершённого деяния и лица, его совершившего и усложняется обстановка, в которой причиняется вред таким лицам. Исходя из этих позиций, М.И. Якубович обоснованно делает вывод, что при задержании лиц, ранее совершавших преступления или ранее судимых за совершение преступлений, причиняемый им вред может быть несколько больший, чем при задержании лиц, впервые совершивших преступление[5]. Насколько больше может быть такой вред, зависит от степени общественной опасности этих лиц.

При задержании лиц, совершивших побег из-под стражи, из-под ареста или из мест лишения свободы, ситуация несколько проще. Задерживающий может более или менее точно себе представлять характер и степень общественной опасности совершённого лицом преступления. В случае побега из места лишения свободы или из-под ареста имеется вступивший в силу приговор суда, в котором определено, за преступление какой категории лицо осуждено. При побеге из-под стражи также имеется постановление о привлечении лица, в качестве обвиняемого либо протокол задержания, в которых указывается, в совершении каких преступлений лицо подозревается или обвиняется. Представляя себе характер и степень общественной опасности совершённого лицом преступления, с учётом общественной опасности самого побега (статья 313 Уголовного кодекса РФ) и обстановки задержания, можно более чётко определить пределы, в которых будет правомерным причинение вреда в случаях задержания таких лиц.

Некоторыми особенностями обладают случаи причинения вреда лицам, совершившим преступление, находящимся в момент задержания в состоянии алкогольного, наркотического или иного опьянения. Известно, что алкоголь либо наркотические средства и психотропные вещества, воздействуя на центральную нервную систему человека, поражают его сознание и волю. Благодаря нарушению мышления и ослаблению самоконтроля, поведение пьяного человека заметно отличается от поведения того же человека в трезвом состоянии. В этой связи такое поведение бывает не всегда адекватным происходящему, часто безосновательно агрессивным и жестоким, а поэтому и более общественно опасным для задерживающего. Это вынуждает применять к таким лицам более жёсткие меры по их задержанию, поэтому вред к этой категории лиц может быть больше, чем к лицам, не находящимся в состоянии опьянения. С другой стороны состояния опьянения, особенно наркотического, могут характеризоваться и другими признаками: вялость, сонливость, подавленность лица, совершившего преступление. Тогда его задержание может не быть связано с причинением вреда. Все эти факторы необходимо учитывать задерживающему лицу.

Каждая ситуация, связанная с причинением вреда лицу, совершившему преступление, должна иметь под собой основания. В русском языке под основанием понимается «то, на чём строится, зиждется, создаётся что-либо; право на что-либо, на осуществление чего-либо».

На наш взгляд, в качестве единственного основания причинения вреда задерживаемому лицу уголовный закон в статье 38 определяет невозможность иными средствами задержать лицо, совершившее преступление, что обуславливается высокой общественной опасностью совершенного деяния и особенностями обстановки задержания. Невозможность задержать лицо, совершившее преступление с целью его доставления в органы власти и пресечения возможности совершения им другого преступления определяется также неспособностью лица в данной конкретной ситуации осуществить поимку и сопровождение преступника без применения к нему насилия, оружия или специальных средств. Эта ситуация и является тем фундаментом, на котором основано право причинить определённый вред задерживаемому. Само по себе совершение преступления задерживаемым никаким образом не может являться основанием возникновения права на причинение ему вреда, так как это было бы нарушением принципа гуманизма, который устанавливает, что наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, не могут иметь своей целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства (ч.2 ст. 7 УК РФ).

Таким образом, основанием причинения вреда при задержании лица, совершившего преступление, является невозможность иными средствами осуществить его задержание.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.