Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Дремать, обидеться, поджечь, огорчиться, преувеличивать, обманывать, устыдиться, рассориться, не успеть, молчать, удивляться, спрятать, льстить, исчезнуть, перекусить

УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Для студентов заочной формы обучения

 

по дисциплине «Культура речи и деловое общение»

(наименование дисциплины (модуля)

 

для направления подготовки (специальности)

38.03.02 «Менеджмент»

«Финансовый менеджмент»

код и наименование направления подготовки (специальности)

 

Общая трудоемкость дисциплины (модуля)

 

Виды занятий Распределение по семестрам в часах Всего часов
семестр   семестр ---- семестр
Общая трудоемкость        
Аудиторные занятия, в т.ч.:        
лекционные (ЛК)        
практические (семинарские) (ПЗ, СЗ)        
лабораторные (ЛР)        
Самостоятельная работа студентов (СРС)        
Форма промежуточного контроля в семестре*        
контрольная работа        

Краткое содержание курса

Культура речи как наука. Предмет и задачи культуры речи.

Современная литературная норма и ее кодификация. Понятие «норма литературного языка», «вариант литературной нормы». Виды языковых норм. Устная и письменная речь.

Стилистика как наука. Функциональные стили современного русского языка.

Виды стилистической окрашенности. Взаимодействие функциональных стилей. Научный стиль. Специфика использования различных языковых уровней в научной речи.

Публицистический стиль в его устной и письменной разновидностях. Газетная заметка. Хроника. Монологические жанры публичного выступления. Ответы на вопросы аудитории.

Язык средств массовой информации. Функции СМИ.

Официально-деловой стиль, сфера его функционирования, жанровое разнообразие.

Языковые формулы официальных документов. Приемы унификации языка служебных документов. Интернациональные средства русской официально-деловой речи. Язык и стиль коммерческой корреспонденции.Разговорный стиль.Особенности устной публичной речи. Оратор и его аудитория. Основные виды аргументов. Подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск материала, начало, развертывание и завершение речи. Приемы поиска материалов

Форма текущего контроля

Рекомендации по определению варианта:

Вариант контрольной работы выбирается по последней цифре зачетной книжки студента. Контрольная работа может быть выполнена на листе А4 или в ученической тетради.

Контрольная работа

Вариант 1. Из истории русского языка.

Задание 1.

1.Происхождение русского языка.

2.Русский национальный язык ХVIII - XIX веков.

3.Русский язык советского периода и конца ХХ века.

Вопросы для контроля:

1. Какова роль М.В. Ломоносова в истории русского языка?

2. Почему А.С. Пушкина считают создателем современного русского литературного языка?

3. Каковы особенности русского языка советского периода?

4. Какие явления характерны для русского языка конца ХХ века?

Задание 2.

Написать небольшой рассказ или описать ситуацию, в которой было бы уместно применить один из оборотов.

Готов сквозь землю провалиться;

смотреть сквозь пальцы;

куры не клюют.

Задание 3.

Дать определение архаизмам и историзмам.

Объяснить устаревшие слова, подобрать к ним современные синонимы.

Бунтарь, житие, рыбарь, пиит, возмездие, ланиты, выя, отрок, длань, уста, чело.

Со словами уста, чело записать несколько фразеологических оборотов.

Задание 4.

Тема: « Тире между подлежащим и сказуемым».

Методические советы. При изучении данной темы обращайте внимание на то, какими частями речи выражены главные члены предложения.

Для справок.

При отсутствии глагола-связки между подлежащим и сказуемым ставится тире: 1)Если подлежащее и сказуемое выражены одной и той же частью речи, например:

Зависть - дурное чувство.

Известно всем, что дважды два - четыре.

Учить- ум точить.

2) Перед словами это, это есть, вот, значит, это значит, присоединяющими сказуемое к подлежащему, например:

Речь - это способ общения людей.

Точность и краткость - вот первые достоинства прозы.

Вспылить - значит окончательно расписаться в своей глупости.

Тире обычно не ставится:

1) Если сказуемое присоединяется к подлежащему сравнительными союзами словно, точно, вроде, будто, как будто и т.п., например:

Ладожское озеро будто море. Электрический свет словно жидкий янтарь.

Людей неинтересных в мире нет. Их судьбы как история планет.

2) Если перед сказуемым стоит отрицание не , например:

Сердце не камень. Один в поле не воин.

3) Если между подлежащим и сказуемым стоит вводное слово, например:

Грач, конечно, птица умная и самостоятельная, но голоса у нее нет.

Писатели, говорят, люди бывалые, интересные и разносторонние, но шумные и насмешливые.

4) Если подлежащее выражено личным местоимением, а

сказуемое - именительным падежом существительного, например:

Я слуга царя, царя грозного. Он химик, он ботаник.

Тире допустимо в этом случае при логическом подчеркивании сказуемого или противопоставлении, например:

Я - последняя буква в алфавите.

Ты - женщина, и этим ты права.

Упражнение.Перепишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и расставляя недостающие знаки препинания.

Каждый человек загадка. Для труса и заяц волк. Охрнять прроду значит охрнять Родину. Возрст самого древнего поселения обнаруженого археологами восемь тысячлет. Стремится (в) перед вот цель жизни. Повелевать собою величайшая власть. Богатство вода: пришла и ушла. Хорошая книга точно беседа с умным человеком. Я самый обыкновенный (ни, не) чем (не) примечательный человек. Ты человек и родина должна быть дорога тебе. Зло есть грубейшая форма (не)вежества. Вернейший способ узнать человека, его умственное развитие, его моральный облик, его храктер прслушатся к тому как он говорит. Вселять в людях надежду а (не) страх вот в чем секрет античных мудрецов. Древняя русская письменость (не)ичерпаемая кладезь русского языка. Справедливость есть воплощнное добро. Повелевать собою величайшая власть. (Не) быть смешным это (не) только умение себя вести но и признак ума. Равнодушие это параличдуши. Боец без шапки не боец. Безумство храбрых вот мудрость жизни. Расстояние (не) помеха для друзей. Каждая книга если она подлнно творческое произведение это событие в жизннарода. Бывают ситуаци в которых ложсамый свтой долг. Сочуствие вызывает доверие а доверие это ключк сердцу. Хороший характер богатство на всю жизнь.

 

Задание 5.

Прочитайте данные слова и словосочетания. Укажите из них те, которым свойственна окраска официально-делового стиля.

Принять к исполнению, посоветовать, жилищный фонд, чудесный случай, привлечь к ответственности, прогулка, единовременное пособие, ходатайствовать, установленный порядок, проводить исследование, хилый человек, разбудить, несоблюдение, соглашение, вознаградить за труды, нетрудоспособность, жилье, ответчик, дипломная работа, смеяться.

Литература:

Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. 2-е изд. - Ростов н/Д. 1999.

Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. Учебное пособие - Ростов н/Д, 2000.

Виноградов В.В. Избранные труды. История русского литературного языка - М., 1978.

Виноградов В.В. Очерки по истории русского литературного языка ХVII-XIX вв. - М., 1982

Горбачевич К.С. Русский язык. Прошлое. Настоящее. Будущее. - М., 1984.

Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку - М.: Просвещение, 2000.

Культура русской речи. Учебник для вузов / Ред. Л.К. Граудина, Е.Н. Ширяев - М., 1999

Русский язык конца ХХ столетия (1985 - 1995 ). - М., 1996.

Вариант 2. Структурные и коммуникативные свойства языка.

Задание 1.

1. Язык - знаковая система. Единицы языка: звук, морфема (приставка, корень, суффикс, окончание); слово, фразеологическая единица; свободное словосочетание; предложение; текст.

2. Формы существования языка.

Диалекты, просторечие, жаргоны, литературный язык.

3. Условия функционирования книжной и разговорной речи, их особенности.

Письменная и устная формы книжной и разговорной речи.

Понятия и термины: коммуникация, система, знаковая система.

Вопросы для контроля:

1. В чем проявляется системность языка?

2. Какие функции выполняет язык?

3. Назовите формы существования языка.

4. В чем заключается различие между книжной и разговорной речью?

Задание 2.

Составьте рассуждение на одну из следующих тем :

«Молчание не всегда доказывает присутствие ума, но доказывает отсутствие глупости».

«Следите за своей речью, от нее зависит ваше будущее...»

«Петь хорошо вместе, а говорить порознь».

Задание 3.

Заменить следующие слова фразеологизмами.

Дремать, обидеться, поджечь, огорчиться, преувеличивать, обманывать, устыдиться, рассориться, не успеть, молчать, удивляться, спрятать, льстить, исчезнуть, перекусить.

Задание 4.

Тема: «Однородные члены предложения».

Методические советы. При изучении данной темы следите за повторяющимся союзом И, обращая внимание на то, что он связывает. Вспомните признаки однородности и неоднородности определений.

Для справок.

1. Запятая ставится между однородными членами предложения, не соединенными союзами, например: Русскую прозу создали «Капитанская дочка», «Станционный смотритель», «Пиковая дама».

2. Запятая ставится между однородными членами предложения, соединенными противительными союзами а, но, да (в значении но), однако, зато, хотя и др., например: Свежо предание, а верится с трудом. Дома новы, а предрассудки стары. Приют наш мал, зато спокоен. Дни стояли пасмурные, однако теплые.

3. Запятая ставится между однородными членами предложения, соединенными повторяющимися союзами, например: Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь. Нет ни дров, ни лучины, а живет без кручины.

4. Запятая ставится между парами однородных членов предложений, например: Я счастлив и силен, свободен и молод. Запятая не ставится:

1. Между однородными членами предложения, соединенными неповторяющимися союзами и, да (в значении и), или, либо, например:

Отселе я вижу потомков рождение и первых грозных обвалов движение. Лесть да месть дружны.

2. Если союзы и, да (в значении и ), или, либо повторяются не при

однородных членах предложения, например:

Поднялось солнце и залило волнами света и тепла и водную гладь, и потопленный лес.

3. В цельных выражениях, например:

Ни то ни се; и смех и грех; ни свет ни заря; ни рыба ни мясо; ни жив

ни мертв; и стар и млад , ни шатко ни валко, и т.д.

4. Двоеточие ставится перед однородными членами, если обобщающее слово стоит впереди них, например:

Душой весны природа ожила, и блещет все в торжественном покое: лазурь небес, и море голубое, и дивная гробница, и скала.

5. Тире ставится после однородных членов, если обобщающее слово стоит позади них, например:

Смех, крики, ропот, слух и ржанье - все дышит буйством и войной.

6. Если однородные члены, стоящие после обобщающего слова, не

заканчивают собой предложения, то перед ними ставится двоеточие, а после них - тире, например:

Напрасно глаз ищет нового предмета: ни столба, ни стога, ни забора - ничего не видно.

Упражнение .Перепишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и расставляя недостающие знаки препинания.

Здесь барство дикое без чувства без закона прсвоило себе насильственной лозой и труд и собствен ость и время землдельца. Дробит ся и плещ т и брызжт волна мне в очи соленою влагой. Прсядем десь и дождик переждем. Море вечно и (не)умолкаемо шумит и плещт И умелый ошибает ся да скоро иправляется. (В)дали перед ним пестрели и цвели луга и нивы золотые. Ждать да догонять хуже нет. Песня тихая тягучая и заунывная похожая на плачи едва уловимая слухами слышалась то справто слевто (с)верху то (из) (под) земли.То(ли) от радости то(ли) от (не)ожиданности лицо его запылало румянцем. Долго(ль) мне гулять по свету то в коляскто верхом то в кибиткто в каретто в телеге то пешком? Люблю веселое искуство природы цветы бабочек трпические рстения вод пады фнтаны и бури.(Н )одного следа ни санного ни человеческого ни звериного (не) было видно.

Увидел он то(же) самое что видел и до (полу)дня рвнину холмы небо лиловую даль. Ларра приходил в племя и похщал скот девушек все что хотел. И эти люди и тени вокруг костра и далекая молния каждую минуту сверкавшая (в) дали все теперь предст влялось ему (не)людимым и страшным. Березка солнце и Россия живут и вечно будут жить.

Изредкпоказывает ся какой(нибудь) зверь собака может быть гиена или шакал смотрт с сомнением и убегает. У него (не) было ни сил ни желания сживатся с чужой жизнью и без этого по мнению Гарта счастье было (не) мыслимо.

Задание 5.

Образуйте глагольные словосочетания с данными ниже словами. Составьте предложения.

Претензия вынести

Благодарность составить

Виза заключить

Выговор предъявить

Договор отдать

Заявка оказать

Иск дать

Соглашение оформить

Приказ дать

Подпись поставить

Содействие подать

Рекомендация объявить

 

Литература:

Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. 2 - е изд. - Ростов н/Д. 1999.

Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кошаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. Учебное пособие - Ростов н/Д., 2000.

Гайхман О.Я., Надеина Т.М. Основы речевой коммуникации: Учебник для вузов - М., 1997.

Головин Б.Н. Основы культуры речи 2 - е изд., испр. - М., 1998.

Культура русской речи. Учебник для вузов / ред. Граудина, Е.Н. Ширяев. -М., 1999

Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка 5 - ое изд., испр. и доп. - М., 1997.

Федосюк М.Ю., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык для студентов - нефилологов. Учебное пособие - М., 1997.

Шапошников В.И. Русская речь в языковом отображении. - М., 1998.

 

Вариант 3. Пословицы и поговорки.

Задание 1.

1. Возникновение пословиц и поговорок.

2. Из истории слов и выражений.

3. Пословицы и поговорки, крылатые слова - неотъемлемая часть разговорной речи.

 

Вопросы для контроля:

1. Когда возникли пословицы и поговорки?

2. В чем разнообразие русских пословиц и поговорок? В чем отличие пословицы от поговорки?

3. Что отразилось в русских пословицах и поговорках?

4. Что понимаем под названием «крылатые слова»?

Задание 2.

Написать рассуждение на одну из тем:

«Петь хорошо вместе, а говорить порознь».

«Лучше ногою запнуться, нежели языком».

У одного мудреца спросили: «Где ты учился благовоспитанности ?» - «У неблаговоспитанных», - ответил мудрец.

Задание 3.

Вставить антонимы в пословицы:

Да здравствует ... ! Да скроется ... ! ... сторона - мать, ... сторона - мачеха, ... друг лучше ... двух, ученье - ..., неученье - ... ! ... стелет, да ... спать. Готовь ... сани, а ... телегу.

Объяснить значение крылатых выражений:

Буриданов осел; Гордиев узел; дары данайцев; Танталовы муки; ящик Пандоры; прокрустово ложе, вот тебе, бабушка, и Юрьев день; Иван не помнящий родства.

 

Задание 4.

Тема: «Знаки препинания при союзе И».

Методические советы. Повторяя знаки препинания при союзе И, прибегайте к синтаксическому разбору по членам предложения, чтобы определить,что связывает союз И (простые предложения, однородные члены, однородные придаточные предложения, причастные и деепричастные обороты, обращения и т. д. )

Для справок.

1. Эта тема носит обобщающий характер, поэтому в необходимых случаях обращайтесь за справками в соответствующие разделы синтаксиса, данные выше.

2. Союз И может выделяться запятыми с обеих сторон, если он соединяет простые предложения в сложносочиненные и после союза И стоят:

а) вводные слова или вводные предложения, междометия, обращения,

например:

В первой моей молодости с той минуты, когда я вышел из опеки родных, я стал наслаждаться бешено всеми удовольствиями, которые можно достать за деньги, и, разумеется, удовольствия эти мне опротивели.

б) определительные и деепричастные обороты, а также одиночные

определения, и деепричастия, и приложения, например:

Дверь залы быстро распахнулась, И, вся раскрасневшаяся, выскочила

Шурочка. Вдруг лицо его изменилось, И, обернувшись к Аркадию, он как бы со смущением проговорил: «Одинцова приехала».

в) придаточные предложения или сравнительные обороты, например:

Хаджи Мурат расспросил про дорогу, и, когда Хан - Магома заверил его, что он хорошо знает дорогу и прямо приведет туда, Хаджи Мурат достал деньги и отдал обещанные три рубля. Стариками рассерьезничались дети, и, как дети, плакали седобородые.

3. Союз И может выделяться запятыми с обеих сторон, если он стоит между определительными и деепричастными оборотами, относящимися к разным членам предложения, например:

«Да, да, прощай», - проговорил Левин, задыхаясь от волнения, И, повернувшись, взял свою палку, и быстро пошел прочь к дому. Он лег в яму, вырытую ветром в сухом песке недалеко от берега, И, с головой закутавшись в чекмень, скоро заснул.

4. Запятая может отсутствовать перед союзом И, но стоять после него, если союз И связывает однородные члены предложения, однородные придаточные предложения и определительные и деепричастные обороты, а после него стоят:

а) вводные слова или вводные предложения, междометия, обращения,

например: По-русски широко талантливый, европейски воспитанный, он любил

щегольнуть красивым острым словцом И, кажется, именно ради острого словца жестко подчеркивал недостатки иностранных и русских товарищей.

б) определительные и деепричастные обороты, а также одиночные определения и деепричастия или приложения, например: Николай Петрович быстро обернулся И, подойдя к человеку высокого роста в длинном балахоне с кистями, только что вылезшему из тарантаса, крепко стиснул его обнаженную красную руку, которую тот не сразу ему подал. Дежурный знал Нехлюдова и, как знакомому человеку, сообщил ему их важную острожную новость.

в) придаточные предложения или сравнительные обороты, например:

Но остальные гости уже собрались ехать И, как их не уговаривал

Альберт, вышли в переднюю.

Упражнение.

Девочка затихла теперь и держалась руч нками за кафтан Пьера сидела на его руке и как дикий зверек оглядывалась (во)круг себя. Пьер (ни, не) чего (не) ответил и нахмур ный и сердитый каким его (не, ни) когда (не) видали вышел от Растопчина. Я увидел (не)обходимость переменить разговор который мог кончит ся для меня очень (не)выгодным образом и обр тясь к Пугачеву сказал Ах я забыл благ д рить тебя за лошадь и тулуп. Мечик (не) оглядывался и (не) слышал погони но он знал что гонятся за ним и когда один за другим прозвучали три выстрела ему пок залось что стреляют в него и он пр пустил еще быстрее. Он стал еще бледнее прежнего глаза бл стали и что всего уд вительнее тяж лая од нокая слеза к тилась по его щеке. Пришла весна и и полняя свое об щание Игнат взял сына с собой на пар ход и вот перед Фомой разв рнулась новая жизнь. Толя стоял на балкон уц пившись за жидкие железные п рила и пр щурившись смотрел (в)даль (от) куда летел к нам теплый ветер шла с мягким шумом волна и т нулись по небу как оп ренье розовых птиц обл ка. Орлов очевидно боялся что я опять заговорю о девочк и что(бы) отвлеч мое вн мание в другую сторону сказал Вы вероятно забыли про свое письмо. Но вдруг где(то) вдали возник жалобный звук и пост пенно усиливаясь и пр ближаясь зазвенел человеческим голосом и пон жаясь и зам рая промчался мимо. Старуха мать бе грамотная крестьянская вдова полная суеверий была жива и Набатов помогал ей и когда был на свобод навещал её. Цветы опали песни спеты и собран хлеб и скошен луг. Пьер развел руками потупился и весь зеленый пр слонился к берез . Увидев Нехлюдова она разогнулась и вся красная оживл ная положила веник и обт рев руки об юбку прямо ост новилась перед ним. В эту минуту французы наступавшие на наших вдруг побежали назад и скрылись и сомкнувшись в лесу показались русские стрелки. Это была рота Тимохина которая одна в лесу удержалась в порядке и засев у леса (не)ожиданно атаковала французов. Метелица (не) спеша пр вязал лошадь потр пав её по круто изогнутой ше и хватаясь за рыхлые края сруба вз брался на угол р скуя провалит ся в темную дыру.

Задание 5.

Выполнить упражнение согласно схеме (стр. )

Ум лять достоинства, к сательная, погруж ный, безмол ствовать, раз яренный, мелоч , под тожить, дремуч , (по)дружески, (не)к спеху, пр морский, ещё (бы)

 

Литература:

Ашукины Н. С. и М. Г. Крылатые слова. - М., 1978.

Вартаньян Э.П. Путешествие в слово. - М., 1982.

Мокиенко В.М. В глубь поговорки. - М., 1985

Пермяков Г.Л. От поговорки до сказки. - М., 1980.

Спирин А.С. Русские пословицы. - М., 1978.

Фелицина В.П., Прохоров Ю. Е. Русские пословицы, поговорки и крылатые выражения. - М., 1983.

Вариант 4. Функциональные стили русского литературного языка. Научный стиль.

Задание1.

1. Что такое функциональные стили и чем обусловлено их наличие?

2. Научный стиль. Сфера его употребления. Отличительные черты.

3. Подберите образец текста, написанного в этом стиле. Охарактеризуйте этот текст.

Вопросы для контроля:

1. Объясните значение термина «функциональные стили».

2. На какие функциональные стили делится литературный язык?

3. С чем связано возникновение и развитие научного стиля?

4. Каковы отличительные черты этого стиля?

Задание 2.

Прочитайте отрывки из инструкций и деловых писем. Определите, какой тип контекста (последовательный или параллельный) представлен в них. Выводы обоснуйте.

Задание 3.

Объяснить значение следующих слов, придумав с ними предложения:

атлас - атлас, кругом - кругом, характерный - характерный, абонемент - абонент, видение - видение, адресат - адресант.

Задание 4.

Тема: «Сложносочиненное предложение».

Методические советы. При изучении сложносочиненных предложений с союзами особое внимание обратите на постановку или отсутствие запятой перед союзом И.

Для лучшего усвоения правил проводите синтаксический разбор простых предложений, входящих в состав сложносочиненного предложения. Это поможет вам научиться быстро находить подлежащее и сказуемое в простых предложениях, а также определять виды простых предложений. Обратите особое внимание на то, что в состав сложносочиненного предложения могут входить не только простые личные предложения, но и безличные, неопределенно-личные и назывные.

Для справок.

1. Простые предложения, входящие в состав сложносочиненных предложений с союзами, отделяются друг от друга запятой, например: Снег быстро начал таять, и везде показалась вода. Встречный ветер начал крепчать, и грести становилось труднее.

2. Запятая перед союзами и, да (в значении и), или, либо в сложносочиненном предложении не ставится, если части сложносочиненного предложения

а) имеют общий второстепенный член, например:

В гавани огни фонарей столпились в разноцветную группу и видны были стволы мачт. Ночью просторы черны и холмы кажутся сплошь

затянутыми лесом.

б) имеют общее придаточное предложение, например:

Уже совсем рассвело и народ стал подниматься, когда я вернулся в свою комнату.

Когда Раскольников пришел к своему дому, виски его были смочены

потом и дышал он тяжело.

в) выражены двумя назывными, двумя вопросительными или двумя

восклицательными предложениями, например:

Побег из плена и возвращение домой. Неужели это не сон и он снова

увидит близких ему людей? Какой теплый вечер и какой чистый воздух!

3. При повторяющихся союзах и, да (в значении и), или, либо, соединяющих назывные, вопросительные и восклицательные предложения, запятая ставится перед каждым союзом (и перед первым), например:

Тайга, и снега, и озерный лед, и в хмурых лесах вражье.

Упражнение. Перепишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и расставляя недостающие знаки препинания.

Крупный дождь полился ручьями и один за другим удары грома начали (не)пр рывно р к тать в пуст ной степи. Сквозь серый камень вода с чилась и было душно в ущель темном и пахло гнилью. Все пр красное на земле от солнца и все хорошее от человека. Когда Каштанка опомнилась музыка уже (не) играла и полка (не)было. Слепой прозреет и глухой услыш т когда всей грудью музыка задыш т. Тьма на земле становит ся гуще сырее теплее и все ярче св ркают звезды в серебр ном туман . Я люблю сказки и песни и просидел я в деревн той целый день ст раясь услышать что(нибудь) (не, ни)кем (не) слыш ное.

По ночам бывали морозы и проснувшись по утру я всегда видел как все места (не) осв щ ные солнцем были покрыты бл стящ м инеем. Я очень любил наблюдать как солнышко (з, с)гоняло мороз и я радовался когда соверш но и чезла снежная бел зна. Небо покрылось тучами и стало м р сить. Когда Бобров смеялся глаза его становились нежными и веселыми и все лицо делалось пр вл кательным. Подул ветерок с заречья и сразу стало свежо. Вз шла луна и своим мягким светом оз рила лес. Уеду и снит ся мне станут в каком(то) привычном кругу далекий в лесу (полу)станок и сосны в глубоком лесу. З ря угасла потемнел воздух и ближние и дальние деревья приняли одну общую однотонную окраску. Надвинулась туча и поднимая пыль по дорог подул сильный ветер. Вдруг в воздух что (то) прорв лось и сильно рванул ветер и с шумом закрутил по степи. Море вечно и (не) ум лкаемо шумит и плещ т. Оба слишком оживл но и естеств но слушали и говорили и это(то) (не) понравилось Анне Павловне. Как (будто) кто(то) задумчиво пел и (не) было слышно голоса и только предст влялась река и костер и обрыв.

Задание 5.

ЧЕМ ВЫЗВАНО НАРУШЕНИЕ СМЫСЛОВОЙ ТОЧНОСТИ ВЫСКАЗЫВАНИЯ В ПРИВЕДЕННЫХ НИЖЕ ФРАГМЕНТАХ ДЕЛОВЫХ ПОСЛАНИЙ? ОТРЕДАКТИРУЙТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

1.Эти данные позволили автору основать следующие выводы и предложения. 2. Стала очевидной нетождественность замыслов программы социальным условиям жизни. 3. Необходимо еще раз обсчитать все данные. 4. Следует затвердить это на собрании. 5. Мне было отказано под благоприятным предлогом. 6. Был провозглашен приговор суда. 7. Это достигалось самыми неугодными средствами. 8. На заводе возникло нестерпимое положение.

Литература :

Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. 2-е изд. - Ростов н/Д., 1999.

Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. Учебное пособие - Ростов н/Д. Изд. «Феникс», 2000.

Головин Б.Н. Основы культуры речи. 2-е изд. Испр. - М., 1988.

Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. 5-е изд., испр. и доп. - М., 1987.

Солганик Г.Я. Стилистика русского языка. - М., 1996.

 

 

Вариант 5. Функциональные стили русского литературного языка. Официально-деловой стиль.

Задание 1.

1. Что такое функциональные стили и чем обусловлено их наличие?

2. Официально-деловой стиль. Сфера его употребления. Отличительные черты. Общие функции документов.

3. Типы документов. Написать образцы :

1) заявления в связи с предоставлением учебного оплачиваемого отпуска;

2) объяснительную записку по поводу пропуска занятий;

3) доверенность на получение заработной платы.

Вопросы для контроля:

1. Что понимаете под культурой официальной переписки?

2. Какие требования предъявляются к оформлению документов?

3. Охарактеризуйте основные типы служебных документов.

4. В чем заключается суть унификации служебных документов?

Понятия и термины: функциональные стили; унификация; реквизиты.

задание 2.

Кратко опишите ситуацию, в которой было бы уместно применить один из оборотов.

Между двух огней, хоть плачь, к шапочному разбору, несолоно хлебавши.

Задание 3.

Образовать множественное число от следующих существительных и поставить в них ударение.

Слесарь, катер, почерк, шофер, профессор, инженер, доктор, торт, брелок, аэропорт, лектор, сирота, вор, тренер, бухгалтер.

Задание 4.

Тема: «Бессоюзное сложное предложение».

Методические советы. При изучении бессоюзных сложных предложений старайтесь понять смысловые отношения между простыми предложениями, входящими в состав бессоюзных сложных предложений, так как пунктуация в них основана главным образом на смысловых отношениях. Для этого сопоставляйте бессоюзные предложения с соответствующими сложными предложениями с союзами. При разборе бессоюзных сложных предложений подбирайте нужные союзы и слова (а именно; что; и увидел, что; потому что, и, а и др.).

Для справок.

1. Запятая ставится, когда простые предложения тесно связаны друг с другом, рисуют общую картину, например:

Светлеет воздух, яснеет небо, белеют тучи, зеленеют поля.

2. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении ставится в следующих случаях:

а) второе предложение разъясняет, раскрывает содержание первого

(между предложениями можно вставить слова А ИМЕННО), например:

Погода была ужасная: ветер выл, мокрый снег падал хлопьями, фонари светили тускло.

б) второе предложение дополняет первое, в этом случае после первого предложения можно ввести союз ЧТО, а в некоторых случаях - группы слов: И УВИДЕЛ, ЧТО; И УСЛЫШАЛ, ЧТО; И ПОНЯЛ, ЧТО; И ЗАМЕТИЛ, ЧТО; И ПОЧУВСТВОВАЛ,ЧТО и т.п., например:

Друзья, мы запомнили свято навек: для счастья родится на свет человек.

Я взглянул в окно: на безоблачном небе разгорались звезды.

в) второе предложение указывает причину того, о чем говорится в первом, в этом случае между двумя предложениями легко вставляются причинные союзы ПОТОМУ ЧТО, ТАК КАК, ОТТОГО ЧТО и др., например:

Богатому не спится: богатый вора боится. Сережа промолчал: он не любил словесных клятв и заверений;

г) второе предложение представляет собой прямой вопрос, например:

Кто объяснит мне: почему подъем бывает легче медленного спуска?

3. Тире ставится в бессоюзном сложном предложении в следующих случаях:

а) если во второй части содержится неожиданное присоединение, указание на быструю смену событий. В этом случае между двумя предложениями легко вставляется союз И, например:

Дунул ветер - все дрогнуло, ожило и засмеялось. Прошла неделя, другая - вдруг въезжает ко мне на двор коляска.

б) если во второй части содержится резкое противопоставление. В этом случае между двумя предложениями легко вставляются союзы А, НО, например:

Правды надо держаться - истину надо беречь. Попробовал бежать - ноги от страха не двигались.

в) если вторая часть заключает в себе следствие, вывод, результат того, о чем говорится в первой части. В этом случае между двумя предложениями легко вставляется союзы ПОЭТОМУ, ТОГДА, например:

Я умираю - мне не к чему лгать. Я бы в летчики пошел - пусть меня научат.

г) если первая часть указывает на время или условие того, о чем

говорится во второй части. В этом случае в начале первого предложения легко вставляются союзы ЕСЛИ, например:

Будет дождик - будут и грибки; будут грибки - будет и кузов. Пропади ты совсем - плакать о тебе мы не будем.

д) если в одной части содержится сравнение с тем, о чем говорится в другой (можно добавить союзы СЛОВНО, КАК БУДТО), например:

Улыбнется - солнце красное взойдет. Молвишь слово - соловей поет.

е) если вторая часть с изъяснительным значением (можно добавить союз ЧТО) является неполным представлением, например:

Мне показалось - мышь. Он говорит - болен.

Упражнение. Перепишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и расставляя недостающие знаки препинания.

Земля велика но ходить по ней хочет ся осторожно ведь (ни, не) кто (не) знает какие стрелы какой новой жизни готовят ся пробит ся там куда ты готоиш ся ступить. Скажеш правду в награду получиш жизнь утаиш пеняй на себя. Но тотчас (же) появился новый тревожный вопрос как теперь снять Дерсу с дерева и (на)долго (ли) у него хватит сил? Мне снилось я ш л по широкой голой степи усе ной крупными камнями. Хотел он крикнуть зам рло дыханье. Умом Россию (не) понять аршином общим (не) измерить у ней особ ная стать в Россию можно только верить. Он то(же) страдал от мысли зачем он тогда себя (не) убил? Посмотр т рублем под рит. Дед Щукарь т р пливо пош л на сеновал за (тем) рысц ой побежал за ворота (ни, не )где Трофима (не) было. Выйду утром на крылечко погл жу окрест в ется речка (не) далечко а за речкой лес. В Мексик похв лить вещ в чужом доме нельзя её заворачивают вам в бумажку. Вот как иногда поворачивает ся жизнь то темь бе просветная то снов улыбается солнце. Он гость я хозяин. Пашню пашут руками (не) машут. Нравит ся рисовать рисуй (на)здоровье, (ни, не) кто (не)запр щает. Все стало праз ничным все ожило. Эстетика есть выр жение этики искус во выр жает те (же)чу ства которые и пытывает художник. Я дов ряю любящ м они великодушны. (Не) плюй в колодец самому пригодит ся водиц напит ся. Одна беда (не) ходит беда беду водит. Хочеш человека узнать дай ему власть. Гром (не) грян т мужик не перекрест ся. (Полу)правда есть худший вид лжи в (полу)правде ложь подделывает ся под правду пр крывается щитом ч стичной правды.(Не) рой другому яму сам в неё ввалиш ся. К этому времени Мандельштам внешне очень изм нился от желел пос дел стал плохо дышать производил впеч тление старика но глаза (по) прежнему св ркали. Я закрывал окна выходящие на канал и спрашивал (не) затопить (ли) камин? Вы улыбнетесь мне отрада. Вы отвернетесь мне тоска. Мечик (не, ни) сколько раз огл нулся погони (не) было. Вчера завел автомобиль послышался легкий стук я поднял капот что (бы) выслушать и увид л на всасывающ й трубе ра топыпрв ноги сидел пауч к. Я знал удар судьбы меня (не) обойдет. Все говорят любовь самое высокое самое (не)земное чу ство. Проводив Аркадия с насмешливым сож лением и дав ему понять что он (ни, не)сколько (не)обманывает ся (на) счет настоящ й цели его поездки Базаров уед нился окончательно на него нашла лихорадка работы.

Задание 5.

ПРОЧИТАЙТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ, ВЗЯТЫЕ ИЗ ТЕКСТОВ ДОКУМЕНТОВ. НАЙДИТЕ ОШИБКИ, СВЯЗАННЫЕ С НАРУШЕНИЕМ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СОЧЕТАЕМОСТИ, ИСПРАВЬТЕ ИХ.

1.Для проведения занятий по информатике временно привлекаются компьютерные классы кафедр. 2. Наши предприятия долгие годы состоят в добрых партнерских отношениях. 3. Полагаем, что результаты испытаний могут составлять взаимный интерес для наших фирм. 4. Коллектив завода принял обязательство ускорить выпуск новой модели. 5. Прошу Вас сообщить стоимость 1 шт. кондиционера, необходимую для внедрения в калькуляцию заказчика. 6. Транспортные издержки при перевозках по железной дороге многократно меньше, чем при морских и авиационных.

Выполнить упражнение согласно схеме (стр.3)

Когда(то), прямо (таки), к снуться, ш лк, ц фра, двух ярусный, дач , раз скать, бе форменный, ист ный, плет ная корзина.

Литература :

Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е. Ю. Русский язык и культура речи. Учебное пособие. - Ростов н/Д. Изд - во «Феникс», 2000.

Организация работы с документами: учебник для вузов. - М., 1998.

Оформление документов. Методические рекомендации на основе ГОСТ Р6 30 - 97: Унифицированные системы документации. Требования к оформлению документов. - М., 1998.

Паневчик В.В. Деловое письмо. - М., 1999.

Рахманин Л.В. Стилистика деловой речи и редактирование служебных документов. Учебное пособие. Изд. 4-е испр. - М., 1997.

Рогожин М.Ю. Документы делового общения. - М., 1999.

Вариант 6. Функциональные стили русского литературного языка. Газетно-публицистический стиль.

Задание 1.

1. Функциональные стили. Чем обусловлено их наличие?

2. Публицистический стиль в его устной и письменной разновидности. Жанровое разнообразие.

3. Риторические приемы и принципы построения публичной речи.

Вопросы для контроля.

1. Какие функции реализуются в газетно-публицистическом стиле?

2. Какие отличительные черты присущи этому стилю?

3. Жанровое разнообразие стиля?

4. Каковы основные факторы, влияющие на установление контакта между аудиторией и слушателями?

Понятия и термины: риторика, риторические приемы, красноречие.

Задание 2.

Написать рассуждение на одну из тем:

1. «Не спеши языком, торопись делом».

2. У одного мудреца спросили: «Где ты учился благовоспитанности?»

- «У неблаговоспитанных», - ответил мудрец.

3. «Хочешь понять человека, вслушайся в его речь».

Задание 3.

Пользуясь толковым словарем, объясните значение слов:

Оратор, лектор, трибун, вития.

Поставить ударение в словах:

Алфавит, валовой, договор, портфель, приданое, ремень, таможня, феномен, лоскут, баловать, усугубить, раскупорить, обеспечение, звонит, каталог, завидно, намерение.

Задание 4.

Тема: «Сложноподчиненные предложения».

Методические советы. Основное условие правильного употребления запятой в сложноподчиненных предложениях - умение разбираться в их грамматической структуре, умение выделить в сложноподчиненном предложении главное и придаточные. Следует обратить внимание на союзы, на сочетание сочинительного и подчинительного союзов, двух подчинительных союзов.

Для справок.

1. Придаточное предложение отделяется от главного запятой или выделяется запятыми с двух сторон, если находится внутри главного предложения, например:

Чтобы не заблудиться, я решил вернуться на тропинку. Я думал, что это тень от облака, и высказал Дерсу свое предположение.

2. Между однородными придаточными предложениями, соединенными неповторяющимися соединительными или разделительными союзами, запятая не ставится (так же, как при однородных членах предложения), например:

Получили известие, что Волга стала и что через нее потянулись обозы.

3. Между однородными придаточными предложениями, не соединенными сочинительными союзами, ставится запятая, например:

В лесу человек особенно остро ощущает, что природа полна тайн, что за каждым деревом таится загадка.

4. При двух рядом стоящих подчинительных союзах (что если, что когда, что хотя и др. сочетания), а также при встрече сочинительного союза и подчинительного (и чтобы, и если, и хотя, но когда, но если и др. сочетания) запятая между ними не ставится, если дальше за ними не следует вторая часть сложного союза ТО, ТАК, НО. В противном случае запятая ставится, например:

Он не чувствовал юмора в их шумных разговорах и, когда они шутили, не смеялся

Сравнить: Пусто никогда не бывает в лесу, и если кажется пусто, ТО сам виноват.

5. Если сложноподчиненное предложение начинается с придаточного, в начале которого стоит сложный подчинительный союз, запятая перед второй частью союза не ставится. Если сложный подчинительный союз стоит на стыке главного и придаточного предложений, то запятая ставится либо перед всем союзом, либо перед второй его частью, например:

По мере того как разгорался костер, ярче освещались выступившие

из темноты кусты и стволы деревьев. Сравнить: Всякому человеку, для того чтобы действовать, необходимо считать свою деятельность важною и хорошею. Все это сказано для того, чтобы возбудить внимание к жизни многотысячной армии начинающих писателей.

Упражнение. Перепишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и расставляя недостающие знаки препинания.

Каждый зазн ется (на) столько (на) сколько (не) хватает ему разума.

Зачем с тем м рит ся кто любит бр нит ся. Где все в новаты там (ни, не) кто (не) в новат. Плюшкин тоже думал о том как ему отбл год рить гостя за такое бе пр мерное вел кодушие. Я пр глашал вас господа с тем что(бы) сообщить вам пр непр ятное известие. С тех пор как определилась цель экспедиц и нам все стало ясно. Яков был прозван турком потому что действительно происходил от пленной турчанки. Часто люди гордят ся ч стотой своей совести только (по)тому что они обл дают короткой памятью. Каштанка отлично помнила как она провела день и как попала на этот (не)знакомый тротуар. Скажи мне ветка Палестины где ты р сла где ты цвела ? Трудно переч слить все то чему я научился и что узнал в ун в рсите. Я подумал что если (не) помоч этому малому жадный город засосет его. Р стову было так (не) ловко и (не)приятно с Борисом что когда после ужина Борис заглянул к нему он пр тв рился спящим и на другой день стараясь (не)видеть его уш л из дома. (Ни, не) когда (не) подходите к человеку думая что в нем больше дурного чем хорошего. Разум может подсказать чего следует избегать и только сердце говорит что следует делать. Достойный человек (не) тот у кого нет (не)достатков а тот у кого есть достоинства. Если(бы) пр шлось определять день Праз ника русской культуры то лучшего дня чем день рождения Пушкина и искать(бы) не пр шлось.Скажи мне с кем ты знаком и я скажу кто ты. Да я мудрее их потому (что) я знаю что (ни, не) чего (не) знаю а они (ни, не) чего (не) зная думают что все знают.

Задание 5.

Выполнить упражнение согласно схеме (стр.3)

Достич , бор тся, свеч й, стрел ный, (не) спеша, (не)(по) русски, (на) двое, жест ной, письмо отправл но, крое ный по косой, об единить, если (бы).

Литература :

Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. 2-е изд. - Ростов н/Д, 1999.

Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. Учебное пособие. - Ростов н/Д., изд. «Феникс», 2000.

Головин Б.Н. Основы культуры речи 2-е изд. Испр. - М., 1988.

Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. 5-е изд.,испр. и доп. - М., 1987.

Солганик Г.Я. Стилистика русского языка. - М., 1996.

 

Вариант 7. Функциональные стили литературного языка. Разговорно-обиходный стиль.

 

Задание 1.

1. Функциональные стили. Чем обусловлено их наличие?

2. Разговорный стиль. Его характерные особенности. Лексика и использование внеязыковых средств.

3. Различие между книжной и разговорной речью.

Вопросы для контроля.

1. Чем характеризуется разговорно-обиходный стиль?

2. Каковы лексические и внелексические средства этого стиля?

3. В чем заключается различие между книжной и разговорной речью?

Понятия и термины: функциональные стили; внеязыковые средства; внелексические средства; образные средства языка.

Задание 2.

а) Привести пример текста, относящегося к разговорно-обиходному стилю.

б) Найти и исправить ошибки в употреблении разговорной лексики в текстах официально-делового стиля.

Деловое письмо: «Вам необходимо выделить сорок человек для погрузки морковки и картошки».

Анкета: «Должность родителей : мама - врач, папа - инженер».

Адрес на конверте: «Ростовская обл., г. Каменск - Шахтинский, ул. Садовая, общежитие девчат».

Задание 3.

Объяснить происхождение пяти любых фразеологизмов.

Задание 4.

Тема: «Вводные слова и предложения».

Методические советы. Трудность изучения темы заключается в том, что нужно знать, какие слова являются вводными. Постарайтесь понять значение вводных слов, помните об отсутствии грамматической связи их с членами предложения. Научитесь отличать вводные слова от членов предложения.

Для справок.

Вводные слова и вводные предложения выделяются запятыми, скобками, тире.

1. Запятыми выделяются вводные слова и словосочетания, которые можно разделить на следующие группы:

а) вводные слова, выражающие чувства говорящего (радость, удивление, сожаление):к счастью, к радости, к огорчению, к сожалению, к удивлению, к

несчастью и др.

б) вводные слова, выражающие уверенность, предположение, возможность, неуверенность: конечно, несомненно, очевидно, безусловно, разумеется, наверное, вероятно, может быть, должно быть, кажется, по-видимому правда, пожалуй, думаю и т.д.

в) вводные слова, указывающие на источник сообщаемого:говорят, по словам, по мнению, по сообщению, по-моему, помнится, словом и т. д.;

г) вводные слова, указывающие на связь мыслей, последовательность изложения:

конечно, несомненно, очевидно, безусловно, разумеется, наверное, вероятно, может быть, должно быть, кажется, по-видимому правда, пожалуй, думаю и т.д.

д) вводные слова, представляющие собой призывы к собеседнику или к читателю с целью привлечь его внимание к сообщаемому: видите ли, согласитесь, представьте себе, скажем, допустим, пожалуйста и т. д.

2. Одни и те же слова могут употребляться то в качестве вводных слов, то в качестве членов предложения, например: правда, видно, словом, кажется, однако, может быть, казалось и др.

Он может вернуться сегодня. Он, может, вернется сегодня. Однако умные люди на то и умны, чтобы разбираться в запутанных видах. Он, однако, заблуждается.

3. Не являются вводными и не выделяются запятыми слова: ведь, вот, будто, как будто, вдруг, однажды, даже, именно, приблизительно, примерно, вряд ли, по-прежнему, пусть и др.

4. Вводные слова отделяются от союзов запятой, например:

Он любил жизнь, и, видимо, жизнь его любила. Долга полярная ночь, но, к счастью, и ей приходит конец. Исключение составляет союз А. Если вводное слово можно отпустить или переставить в другое место предложения без нарушения его структуры, то вводное слово отделяется от союза А запятой, если же изъятие или перестановка вводного слова невозможны, то запятая после союза не ставится, например:

Давай поедем вниз по Волге, а может, вверх по Ангаре. Река по соседству не мелкая, а, наоборот, глубокая.

Вводные предложения.

1. Небольшие по объему вводные предложения обычно выделяются запятыми, например:

Вы, я думаю, привыкли к этим великолепным картинам.

2. Как правило, запятыми выделяются вводные предложения, включаемые посредством союзов КАК, ЕСЛИ,ЧТО,СКОЛЬКО и др., например:

Я, как уже сказано, никогда не отличался красноречием.

3. Распространенные вводные предложения выделяются тире или скобками, например:

Мой приход - я это мог заметить - несколько смутил гостей

Более сильным выключающим знаком являются скобки, например:

Базаров вставал очень рано и отправлялся версты за две - три не гулять (он прогулок без целей терпеть не мог), а собирать травы, насекомых.

Упражнение. Перепишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и расставляя недостающие знаки препинания.

Ни (не) кто (не) трогал например сыроежек. И в береж ный глаз бывает пылинка поп дает. Разговор опять (таки) принял как (будто) (бы) самый мирный оборот. Словом можно убить словом можно спасти словом можно полки за собой повести. Явление шаровой молнии наук извес но однако мало изуч но. И такой народ по его мнению заслуживает лучшей доли. Добрый ужин был (бы) нам однако нужен. Печорин был погруж н в задумчивость и кажется во(все) (не) тор пился в дорогу. Но как говорит ся глаза стр шат а руки делают. Подумайте что может быть ужаснее как любить и (не) быть любимым! (Во) первых на тропе (ни, не) где (не) было следов (во) вторых по сторонам она не была очищена от ветвей. И огромный рост и толщина казалось (не) только (не) мешали но наоборот ув личивали в эту минуту тяжеловесную грац ю его фигуры. Но это (не) только его (не)смутило а наоборот делало еще более суровым и гордым. Проехавши пятнадцатую версту Чичиков вспомнил что десь по словам Манилова должна быть его деревня. Спрятавши деньги Плюшкин сел в кресло и уже казалось больше (не) мог найти материи о чем говорить. Данко любил людей и думал что может быть без него они погибнут. К удивлению моему (ни, не) кто (не) почел нужным опровергнуть такое ужасное наверное (ни, не) (на) чем (не) обоснов ное обв нение. Лес все (таки) очень велик и наверное в нем есть хоть аршин земли на который (не) ступала нога человека.

Задание 5.

Выполнить упражнение согласно схеме (стр.3)

Вид шь, ключ м, (не) торопясь, (по) французски, пчели ный, повесть законч на, хвале ный препарат, в санатори , если (бы), насл_ждаться, здра_ствовать.

Литература :

Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура речи. 2-е изд. - Ростов н/Д., 1999

Головин Б.Н. Основы культуры речи. 2-е изд., испр. - М., 1988.

Лаптева О.А. Живая русская речь с телеэкрана. - М., 2000.

Разновидности городской устной речи. - М., 1988.

Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка 5-е изд., испр. и доп. - М., 1987.

Сиротинина О.Б. Русская разговорная речь. - М., 1993.

Солганик Г.Я. Стилистика русского языка. - М., 1996.

Вариант 8. Культура речи.

Задание 1.

1. Характеристика понятия «культура речи».

2. Коммуникативные качества речи.

3. Культура речи - признак высокой культуры человека.

Вопросы для контроля.

1. Что такое культура речи?

2. Что означает «точность речи?»

3. Что такое выразительность речи?

4. Каковы основные средства речевой выразительности?

5. От чего зависит культура речи?

Понятия и термины: эпитеты, сравнения, метафора, метонимия, синекдока, гипербола, аллегория.

Задание 2.

Написать рассуждение на одну из тем:

1) «Хорошее воспитание не в том, что ты не прольешь соуса на скатерть, а в том, что ты не заметишь, если это сделает кто-нибудь другой».

2)«Следите за своей речью, от нее зависит ваше будущее».

3) «Молчание не всегда доказывает присутствие ума, но доказывает отсутствие глупости».

Задание 3.

Составьте по предложению на каждое значение следующих слов:

школа: 1) как учебное заведение

2) как практический опыт

3) как научное направление

фигура: 1) очертание человеческого тела

2) важное значительное лицо

3) комплекс движений в танце

Задание 4.

Тема: «Знаки препинания при союзе КАК».

Методические советы. Обратите особое внимание на то, что присоединяет союз КАК (придаточное предложение или входит в состав сказуемого, сравнительный оборот со значением ПОДОБНО и сравнительные обороты устойчивого характера, приложение в значении ПО ПРИЧИНЕ и приложение со значением В КАЧЕСТВЕ).

Для справок.

1. Запятая ставится перед союзом КАК, если он присоединяет придаточное предложение, например:

Снова стало слышно, как ручей шумит. Я и сам не заметил, как ушли мои друзья.

2. Запятая ставится перед союзом КАК, если он присоединяет сравнительный оборот со значением ПОДОБНО, например:

Большая душа, как большой костер, издалека видна. Герасим, как лев, выступал сильно и бодро.

3. Запятыми выделяются вводные предложения, начинающиеся с союза КАК, например:

Это происходило, как сейчас помню в 1980 году.

4. Запятыми выделяются обороты, присоединяемые союзами

КАК И, например:

Он, как и всякий человек, имел свои привычки. Воля наша, как и

наши мускулы, крепнет от постоянно усиливающейся деятельности.

5. Запятыми выделяются обороты с союзом КАК, если им предшествуют слова ТАК, ТАК ЖЕ, ТАКОЙ, ТО, ТОТ, например:

Ямщик был в таком же изумлении от его щедрости, как и сам француз от предложения Дубровского. Ничто так не огорчало Левина, как этот тон.

6. Запятыми выделяются предложения, имеющие оттенок причинности и присоединяемые союзом КАК. В этом случае приложение с союзом КАК может быть без нарушения смысла заменено придаточным предложением, например:

Белинский, как выдающийся критик и демократ, близок и дорог нам.

 

7. В местоименных договорах НЕ ЧТО ИНОЕ, КАК; НЕ КТО ИНОЙ, КАК запятая ставится перед союзом КАК, например:

И эта маленькая повесть есть не что иное, как отрывные воспоминания о тех днях счастливой близости к ним.

8. Запятые не ставятся, если союз КАК выступает в значении В КАЧЕСТВЕ, например:

Читающая публика успела привыкнуть к Чехову как юмористу. Мы знаем Индию как страну древнейшей культуры.

9. Запятая не ставится перед союзом КАК, если он присоединяет сравнительный оборот устойчивого типа ( гол как сокол, как в воду канул, бояться как огня и т. д.), например:

Марья Кирилловна сидела как на иголках. В горячие для буфета часы Павка носился с подносом как угорелый.

10. Запятыми не выделяются обороты, присоединяемые сочетаниями КАК МОЖНО, КАК НЕЛЬЗЯ плюс сравнительная степень прилагательного или наречие, например:

Он тоже махал раненым рукой, но видно было, что стремился как можно скорее уйти от этого большого серого здания, чтобы скрыть свое волнение.

11. Запятая перед союзом КАК не ставится, если ему предшествуют отрицательная частица НЕ и слова СОВСЕМ, СОВЕРШЕННО ПРОСТО, ПОЧТИ, ТОЧЬ-В-ТОЧЬ, ИМЕННО и др., например:

Было светло почти как днем. Он поступил не как трус. Это звучит совсем как парадокс.

12. Запятая не ставится в сложном подчинительном союзе перед КАК (ПО МЕРЕ ТОГО КАК; ПОСЛЕ ТОГО КАК; С ТЕХ ПОР КАК; ТАК ЖЕ КАК; ТОГДА КАК; В ТО ВРЕМЯ КАК и др.), если предложение начинается с придаточного предложения, в начале которого стоит подчинительный союз, например:

По мере того как Анатолий Иванович приближался к околице, впечатление его менялось.

 

Упражнение. Перепишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и расставляя недостающие знаки препинания.

Ассоль встрепенулась как ветка тронутая рукой и засмеялась долгим ровным смехом тихого торжества. Двери захлопывались с такою (же) стремительностью как дверц мышеловок. Стих Пушкина ярок как молния прозрачен и чист как кристал .(Не, ни ) что так как простота (не) способствует сближению людей. В голых дачных садах гудел ветер и ему откл калось как эхо св нцовое море. Я вспоминала как раст рали мы в руках спелые ржаные колосья летом как жили в Заручевье там где я узнала о дневных звездах. Пр роде надо что(б) ее любили. Ей это надо так (же ) как и нам. (Во) след т рану полетело как гром проклятие племен. Когда радость как буря иль горе как ноч только эти слова тебе могут помоч . Смотр т Сережа как бежит река и (не) может (не) думать о прошлом дне. Маслова чу ствовала что когда он говорил при ней его реч была обращ на к ней и что он говорил для нее ст раясь выр жат ся как можно понятнее. Онегин воспр нимал либерализм (не) как серьезный вопрос жизни а как умств енную моду. Солнце взошло и как это бывает каждым весе ним утром чу ствовалось что встало оно раньше обычного. По мере того как он под езжал ему открывались шедшие друг за другом вереницей и различно м хавшие косами мужики. А люди по ступеням суток бегут как белка в колесе. Он как и всякий человек имел свои пр вычки. Я и сам (не) заметил как ушли мои друзья. Повесть направл на против дворянства как передового класса. Мне всегда легче работает ся после того как я послушаю музыку. С тех пор как определилась цель экспедиц и нам все стало ясно. Видел Егорушка как мало (помалу) темнело небо и спускалась на землю мгла как засв тились одна за другой звезды. (Ни, не) в чем так свободно (не) проявляет ся народный характер как в песн и пляск .(Ни, не) что (не) обходит ся нам так дешево и (не) ценит ся так дорого как вежл вость. Все в доме раздр жало графиню и содержание и намек на велик душие и в особенности как ей пок залось развязный тон. Павка носился с подносом как уг репый. Бобров как (ни, не) всматривался в серый предутренний (полу)мрак (ни, не) чего (не) видел кроме какой (то) ч рной (не) ровной стены над которою пл менело небо. Бобров бе цельно бр дил между опустевших заводских даний и как это случает ся иногда при особенно сильных потр сениях говорил говорил сам с собою (в) слух.. (Ни, не) кто нас (не) стеснял и мы ра положились как дома. Птица как стрела спустилась и взмыла опять (к)верху. Грибоедов знаменит как тв рец одного произведения. На малюсеньком листочк прик -репле ном к паутин паучок сидел как капитан своего корабля и он наверное знал куда и зачем ему лететь.

Задание 5.

Выполнить упражнение согласно схеме (стр.3)

(Во) первых, просв щение, вряд(ли), пр колоть, волч нок, выр стать, деш вый, учас вовать, тот(же), как (бы), назнач те встречу.

Литература :

Васильева А.Н. Основы культуры речи. - М., 1990.

Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. 2-е изд. - Ростов н/Д., 1999.

Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Чихачев В.П. Культура и техника речи : Учебное пособие. - Ростов н/Д., 1994.

Головин Б.Н. Основы культуры речи. 2-е изд., испр. - М., 1988.

Иванова - Лукьянова Г.Н. Культура устной речи. - М., 1998.

Культура русской речи : Учебник для вузов. - М., 1999.

Соколова В.В. Культура речи и культура общения. - М., 1996.

Сопер П. Основы искусства речи. - М., 1992.

Вариант 9. Нормативный аспект культуры речи.

Задание 1.

1. Понятие «Языковой норма».

2. Характеристика основных норм литературного языка.

3. Виды и причины языковых ошибок и коммуникативных неудач.

Вопросы для контроля.

1. Дайте определение понятия «норма литературного языка».

2. Какие языковые нормы литературного языка необходимо знать?

3. Охарактеризуйте грамматические, лексические, орфоэпические, акцентологические нормы литературного языка.

4. Приведите примеры ошибок, связанных с неправильным употреблением языковых норм.

Понятия и термины: языковая норма.

Задание 2.

Объяснить происхождение пяти (любых) фразеологизмов.

Ящик Пандоры, Прокрустово ложе, дары данайцев, Филькина грамота, Гордиев узел.

Задание 3.

Определить род имен существительных и подобрать к каждому прилагательное.

Шампунь, кофе, тюль, бандероль, виски, толь, мозоль, кенгуру, алиби, жалюзи, шимпанзе, пюре, конфетти, портмоне.

Задание 4.

Тема: «Пунктуация при прямой речи».

Методические советы. Обращайте внимание на место прямой речи и слов автора в тексте, так как постановка знаков препинания при прямой речи зависит именно от этого.

Для справок.

1. Прямая речь выделяется кавычками, если идет в строку. Если же она начинается с абзаца, то перед началом её ставится тире; сравните:

а) Вдруг говорят мне: «Человек вас спрашивает».

б) Вдруг говорят мне:

- Человек вас спрашивает.

Если прямая речь стоит после авторских слов, то перед ней ставится двоеточие и первое её слово пишется с прописной буквы, например:

Ива наклонилась над водою, и далекой иве говорю: «За большую песенную долю я сегодня мир благодарю».

2. После прямой речи перед словами автора ставится запятая и тире, а слова автора начинаются с маленькой буквы, например:

«Идите за мной», - сказала она, взяв меня за руку, и мы стали спускаться.

3. Если в конце прямой речи стоит восклицательный или вопросительный знак, то после него ставится только тире, а слова автора начинаются с маленькой буквы, например:

«Ты, может, нездоров, Павлуша?» - спрашивала она его иногда. «Стой! Кто идет? Остановись!» - крикнул голос, и несколько людей загородили дорогу.

4. Если слова автора находятся в середине прямой речи, то возможны следующие случаи:

а) слова автора разрывают прямую речь на том месте, где не должно

быть никакого знака или должны были бы стоять запятая, точка с

запятой, двоеточие или тире. В этом случае слова автора выделяются с обеих сторон запятыми и тире, например: «Нам придется здесь ночевать, - сказал Максим Максимыч, - в такую метель через горы не перейдешь».

б) если на месте разрыва должен был бы стоять знак вопросительный или восклицательный, то после первой части прямой речи ставится этот знак и тире, а после слов автора - точка и тире. Вторая часть прямой речи начинается с большой буквы, например: «Какие радости ты знала? - спрашивал он. - Чем ты можешь помянуть прожитое?» «Обвинять меня в трусости ты не имеешь права! - загремел он запальчиво. - Сначала поработай с моё».

5. Если в авторских словах имеется два глагола со значением высказывания, из которых один относится к первой части прямой речи, а другой - ко второй, то после слов автора ставится двоеточие и тире и первое слово второй части прямой речи пишется с большой буквы, например: «Идем, холодно, - сказал Макаров и угрюмо спросил: - Что молчишь?»

6. Если прямая речь стоит внутри авторских слов, то перед ней ставится двоеточие, а после неё - запятая и тире, восклицательный знак и тире, вопросительный знак и тире, например:Пробормотав сквозь зубы: «Здравствуйте!» - Базаров отправился к себе в комнату.

Упражнение. Перепишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и расставляя недостающие знаки препинания.

Мы горяч обн маем вас закончила она дрожащ м от волнения и гордости за его успех голо

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.