Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Наиболее трудные случаи грамматики



Морфологические нормы.С течением времени, в ходе постоянного развития языка изменяются не только произносительные и лексические нормы русского языка, но и его грамматические нормы, хотя и в меньшей степени. Как известно, в грамматике выделяют две подсистемы: морфологию и синтаксис. Морфология – это систематизированная совокупность форм слов (парадигм склонения, спряжения), а также правил их употребления и одновременно это раздел грамматики, который изучает и описывает эти формы, правила. Нас в данном случае интересуют не те, уже исторически изменившиеся нормы образования и употребления форм слова, а имеющиеся именно в настоящее время варианты норм, с которыми мы сталкиваемся ежедневно и которые, так или иначе, вызывают трудности в использовании. Так, вне рамок нашего рассмотрения окажутся существительные, имевшие еще сравнительно недавно другую родовую принадлежность и в настоящее время не вызывающие трудностей в употреблении. Ср. старые банкнота, георгина, зала, рельса и современные банкнот, георгин, зал, рельс. Или употребляемые А.С. Пушкиным формы инфинитива несть, перевесть, свесть, использованные Н.В. Гоголем формы множественного числа типа домы, неделей и закрепившиеся к нашему времени нести, перевести, свести; дома, недель.

Употребление каких вариантов морфологических форм вызывает наибольшие затруднения в настоящее время? Рассмотрим эти формы по их принадлежности к той или иной части речи.

У существительных.

1. Сложносокращенные слова, составленные из первых букв (СНГ – эсэнгэ) или звуков (ИТАР) тех слов, от которых они образованы, имеют род главного слова. СНГ – это Содружество Независимых Государств, где стержневое слово содружество относится к среднему роду; поэтому говорят «СНГ возникло». ИТАР – это Информационное телеграфное агентство России, поэтому говорят «ИТАР сообщило». Однако если в сознании людей не осталось ассоциаций аббревиатуры с производящими словами, она получает род, как обычное слово, по формальному показателю и относится к мужскому роду в случае нулевого окончания (ЖЭК – несмотря на то, что это жилищно-эксплуатационная контора), к среднему роду – в случае окончания = о (РОНО – хотя это районный отдел народного образования).

2. Несклоняемые имена существительные, обозначающие профессию, должность, звание, традиционно связанные с мужским трудом (типа атташе, рефери), относятся к мужскому роду. Род несклоняемых географических наименований определяется по роду соответствующего родового существительного: Карачи относится к мужско­му роду, как и соответствующее родовое слово город, Уэмбли – тоже к мужскому роду (стадион), Миссури – к женскому роду (река), Онтарио – к среднему роду (озеро).

3. Существительные с отвлеченным (абстрактным) значением, называющие какое-либо действие или какой-либо признак, которые не связаны с конкретными предметами (лицами): реструктуризация, деноминация, довыборы; федерализм, фермерство – не могут иметь при себе количественное числительное и употребляются обычно в форме только одного числа, единственного (красота) или множественного (перевыборы). Но при изменении прямого лексического значения некоторые из отвлеченных существительных могут получать форму множественного числа: «В горах мы столкнулись с такими красотами природы, которые, живя в городе, и вообразить не могли». Здесь красоты, означают «красивые места».

4. Вещественные существительные, т.е. существительные, обозначающие вещество, однородную массу (духи, молоко, железо), употребляются только в форме одного числа: единственного (глина, цемент) или множественного (консервы, опилки). Однако, употребляясь в специальном значении, они могут иметь форму множественного числа: «По химическому составу различают углеродистую и легированную стали, по назначению конструкционные и инструментальные стали».

5. Некоторые неодушевленные существительные мужского рода могут иметь в родительном падеже единственного числа окончания не только =а, =я, но и =у, =ю. К таким существительным относятся: 1) вещественные, при указании на количество чего-либо (центнер сахарного песка песку, мало снега снегу) или отсутствие какого-то количества (ни грамма песка песку, ни капли спирта спирту); особенно это относится к вещественным существительным с уменьшительно-ласкательными суффиксами (насыпьте песочку); 2) отвлеченные, в тех же случаях (сколько визга - визгу; ни крика крику, ни шума шуму); 3) слова, входящие в устойчивые сочетания (без году неделя, не до смеху). Формы с окончаниями =у, =ю имеют разговорный характер.

6. Некоторые неодушевленные существительные мужского рода в предложном падеже единственного числа с предлогами в и на с пространственным значением могут иметь всегда ударные оконча­ния =у, =ю (в углý, на шкафý). Наиболее употребительными из таких существительных являются: берег, борт (корабля), крым, лес, мост, порт, ряд, сад, угол, шкаф.

При наличии вариантов окончаний =е – =у (в отпуске – в отпуску, на холоде – на холоду, в цехе – в цеху) первый носит нейтральный харак­тер, а второй – разговорный.

7. Ряд существительных мужского рода в именительном падеже множественного числа имеет ударные окончания = á (=я´): адрес– адресá, тополь – тополя´. Наиболее употребительными существительными, получающими эту форму, являются: бок, берег, век, вечер, глаз, голос, директор, дом, доктор, корпус, край, лагерь, мастер, номер, орден, остров, паспорт, поезд, профессор, том, цвет. В случае колебаний в выборе окончаний =ы(=и) – =а(=я) последние более свойственны бытовой и профессиональной речи: гóды – годá, инспéкторы – инспекторá, прожéкторы – прожекторá, сéкторы – секторá, слéсари – слесаря´ , тóкари – токаря, тóполи – тополя´, трáкторы – тракторá, якори – якоря´ . В то же время следует иметь в виду, что некоторые вариантные формы различаются значением: óбразы, (художественно-литературные) и образá (иконы), учи́ тели (идейные руководители) и учителя´ (преподаватели), цветы´ (растения) – цветá (окраска) и т.п.

8. Некоторые группы существительных мужского рода в роди­тельном падеже множественного числа имеют форму именительно­го падежа единственного числа (без окончания). Такими группами являются: 1) отдельные названия лиц по национальной принадлежности (бурят, грузин, лезгин, турок, цыган; но ср. арабов, монголов); 2) отдельные названия лиц, связанных с воинской службой (гусар, партизан, солдат; но ср. капитанов, полковников); 3) отдельные названия парных предметов (ботинок, валенок, погон, сапог, чулок; но ср. носков); 4) отдельные названия единиц измерения при указании на их количество (ампер, ватт, вольт, герц, ом, рентген).

В случае колебаний форм с нулевым окончанием и с =ов первые свойственны разговорной речи, а последние – строго литературному языку (сектор - секторов, апельсин - апельсинов).

9. У существительных II склонения в творительном падеже единственного числа варьируются окончания =ой (=ей) и =ою(=ею): головой, страницей – головою, страницею. Последние формы встречаются, как правило, в стихах, будучи обусловленными правилами рифмовки.

10. Существительные общего рода склоняются по образцу склонения женского рода, но употребляются чаще всего в разговорной речи: кривляка, стиляга, зануда.

11. Одушевленными называются существительные мужского и женского рода, обозначающие живые существа (людей, животных) и мифические (дьявол, домовой). Однако к одушевленным существительным относятся также такие слова, как кукла, мертвец, покойник, и некоторые существительные среднего рода (дитя, животное, лицо (в значении человек), млекопитающее, насекомое, страшилище, чудовище)). У одушевленных существительных всех родов во множественном числе и мужского рода I склонения в единственном числе окончания винительного и родительного падежей совпадают: «В зоопарке дети увидели слона» (белого медведя, экзотических животных, других детей). Неодушевленные существительные, употребляемые в переносном значении, воспринимаются как одушевленные. Ср.: «При дневном свете невозможно увидеть звезды» и «На гала-концерте мы увидели настоящих звезд».

12. Среди имен существительных имеются несклоняемые, т.е. сохраняющие начальную форму во всех падежах. К ним принадлежат:

1) Иноязычные по происхождению слова, которые оканчиваются на гласный: меню, метро.

2) Иноязычные названия женского пола: леди, мисс, фрау.

3) Русские фамилии на =аго, =яго; = ово; = ых, = их: Живаго, Дурново, Теплых, Долгих.

4) Сложносокращенные слова типа РФ (Российская Федерация), замдиректора.

Если несклоняемые существительные называют предметы, они относятся к среднему роду, кроме кофе (кимоно, домино), если живые существа, их род зависит от пола последних: молодой – молодая кенгуру; Дурново сообщил, – а.

При отсутствии указаний на пол названия животных относятся к мужскому роду.

13. Личные существительные с суффиксами =ш=а и =их=а типа инженерша, дворничиха имеют разговорный характер, даже с прене­брежительным оттенком.

У прилагательных.

1. При возможности образования от прилагательных на =енный кратких форм на =ен и =енен (безнравственный – безнравствен, безнравственен) нужно иметь в виду, что хотя обе формы являются литературными, однако последняя более свойственна книжной речи.

2. Притяжательные прилагательные на =ов, =ин означают принад­лежность одному лицу: отцовы (наставления), дедово (хозяйство) и ха­рактерны для разговорной речи. В других стилях такие прилагатель­ные заменяются формой родительного падежа существительного со значением принадлежности: наставления отца, хозяйство деда. В случае, если подобного рода прилагательные входят в устойчивые обо­роты, то используются и в книжной речи: архимедов рычаг, соломоново решение.

3. Из двух вариантов простой сравнительной степени качественных прилагательных на =ее и =ей (активнее - активней) последний свойственен разговорной речи.

Нельзя соединять в одном качественном прилагательном пpостую и сложную формы степеней сравнения. Сочетания типа менее или более активнее являются ошибочными.

То же самое следует сказать о соединении в одном качественном прилагательном простой и сложной формы превосходной степени (самая красивейшая).

У числительных.

1. Собирательные числительные сочетаются чаще всего с существительными мужского рода со значением лица (двое школьников, трое учителей), с названиями детенышей (четверо медвежат), с существительными, имеющими форму только множественного числа (двое ножниц) или обозначающими парные предметы (двое носков), с существительными общего рода (пятеро судей) и личными местоимениями (их было шестеро). С остальными существительными собирательные числительные не сочетаются.

Особняком стоят собирательные числительные оба (мужской и средний рода) и обе (женский род), которые имеют формы рода. При склонении числительного оба основа оканчивается на = о (обо-их), чис­лительного обе – на = е (обе-их).

2. В составных количественных числительных склоняется каждое слово. Слово «тысяча» в сочетании со словом «один» имеет в творительном падеже форму тысячью, а не тысячей: одной тысячью двумястами тридцатью тремя.

Склонение составных числительных в устной речи нередко упрощается: а) могут склоняться только их начальные и конечные компоненты (поселок с тремя тысячами девяносто пятью жителями); б) может склоняться только их последний компонент (лаборатория размещалась в двадцать трех кабинетах). Такое употребление нельзя считать литературным.

У местоимений.

1. Вопросительные местоимения кто и что не имеют морфологических категорий рода и числа. При местоимении кто глагол=сказуемое употребляется в мужском роде (Кто опоздал на занятие?), при местоимении что – в среднем роде (Что произо­шло?). В сочетании с местоимением кто определения типа такой, другой, иной принимают форму мужского или женского рода в зависи­мости от реального пола лица, на которое указывает местоимение (Кто такой? Кто такая?)

2. Если в роли подлежащего выступает существительное или местоимение 3-го лица, то принадлежность действующему лицу может выражаться только местоимением свой: «Кто-то из пассажиров (пасажир) забыл свой зонтик в вагоне метро».

Если в роли подлежащего выступают личные местоимения 1-го и 2-го лица (я, ты, мы, вы), то принадлежность кого-, чего-либо действующему лицу может выражаться местоимением свой, и местоимениями мой, твой, наш, ваш, хотя в живой речи предпочитается первое: «За городом я встретил своих (моих) товарищей».

3. Следует различать в употреблении местоимения сам и самый. Первое означает «самостоятельно» и употребляется с личными местоимениями и одушевленными существительными: «Ректор сам (он сам) решил провести совещание». При неодушевленных существительных местоимение сам может употребляться в целях уточнения, подчеркивания чего-либо, выделения: «Само совещание прошло удачно». Местоимение самый употребляется, чтобы обратить внимание на какую-либо особенность предмета: Совещание приступило к рассмотрению самого существа проблемы. Местоимение сама в винительном падеже имеет две формы: самоё (которая является книжной, к тому же устаревшей) и саму (которая воспринимается как более современная).

4. Отличия местоимений такой и таков состоят в том, что первое используется чаще всего в роли определения и имеет оттенок усиления: «Такой прием был оказан нам впервые». Местоимение таков используется в роли сказуемого, в частности в устойчивых оборотах типа и был таков: «Такова была его история»; «Сыр выпал, с ним была плутовка такова».

5. Местоимения каждый, всякий и прилагательное любой близки по значению, но не взаимозаменяемы. Ср.: «Спортсмены готовились к соревнованиям каждый день» (т.е. все дни без исключения); «Тем летом проходили всякие соревнования» (т.е. различные); «Спортсмены готовы были соревноваться в любой день» (т.е. в один из дней, в какой угодно, безразлично какой).

6. Винительный падеж возвратного местоимения себя может относиться к разным лицам, упоминаемым в предложении: «Друзья не разрешают мне шутить над собой». Здесь над собой может относиться по смыслу к друзьям и ко мне. Следует избегать подобной двусмысленности. Данное предложение лучше построить по-другому: «Друзья не разрешают, чтобы я шутил над ними» (если речь идет о шутке по адресу друзей) и «Друзья не разрешают, чтобы я шутил над собой» (если речь идет о шутке в мой адрес).

7. После предлогов у личных местоимений 3-го лица появляется н (их – в них, его – около него).

8. Местоимения вы и ваш могут употребляться как форма веж­ливого обращения к одному лицу и пишутся в этом случае с большой буквы: «Почему Вы думаете, что Ваше выступление понравится публике?»

У наречий. Сложные формы превосходной степени наречий могут быть образованы от основы сложной формы превосходной степени прилагательных при помощи суффикса =е, но в современном русском языке они почти не употребительны (покорнейше просим).

У глаголов. 1. При образовании от глаголов форм несовершенного вида при помощи суффикса =ыва= (=ива=) может происходить чередование звуков [о – а] в основе. Если при этом образуются параллельные формы (обусловить – обуславливать, уполномочивать – уполномачивать), то первые из них соответствуют строго литературному употреблению, а вторые употребительны в разговорной речи. В сомнительных случаях следует обращаться к словарю.

2. Некоторые глаголы на =нуть образуют вариантные формы с суффиксом =ну= и без него; последние в настоящее время предпочи­таются: привыкнул и привык, увянул и увял.

Синтаксические нормы.Синтаксис представляет собой систематизированную совокупность словосочетаний и предложений, а также правил их построения и употребления, имеющуюся в языке, и в то же время – раздел грамматики, который изучает и описывает эти словосочетания, предложения и правила.

Синтаксические нормы также исторически изменчивы, хотя это и менее заметно. Например, сейчас не говорят, как во времена Пуш­кина: «Бежал он их беседы шумной». Или существовала в древнерусском языке конструкция с так называемым дательным самостоятельным, о котором вспоминают ныне только историки. Так, могли написать: «Мстиславу седящему на обеде, приде ему весть». Нетрудно заметить, что здесь оборот с дательным падежом выступает как синонимичный придаточному предложению времени: «Когда Мстислав сидел за обедом...»

Конструкция с дательным самостоятельным давно вышла из упо­требления в русском языке; большинство наших современников о ней даже не слышали, поэтому она нас и не затрудняет.

Ниже мы отметим только такие варианты синтаксических норм, которые у говорящих могут вызвать затруднения.

В простом предложении:

1. При выражении квалификации субъекта конструкции кто – что, что – (это) что; кто – что был (будет) кем – чем употребляются во всех стилях речи: «Репин – крупнейший русский художник»; «В прошлом веке атомистика была лишь научной гипотезой». Конструкции кто – что являются кем – чем, что будем считать чем используются чаще в научном и публицистическом стилях: «Материя является философской категорией"; «Точку А будем считать началом движения».

2. Употребление порядкового числительного среднего рода в именительном падеже для называния даты, выступающей в роли подлежащего (например, при вопросе «Какое сегодня число?» – «Сегодня первое января») следует отличать от употребления порядкового числительного в родительном падеже для указания на дату, выступающую в роли обстоятельства при сказуемом (например, «Какого числа выродились?» – «Я родился первого января»).

3. При существительных мужского рода, называющих профес­сию, должность, звание, но обозначающих женщину, сказуемое в книжных стилях чаще ставится в форме мужского рода, а в разговор­ном – чаще в женском роде: «Ректор университета регулярно высту­пал (а) перед сотрудниками».

4. Согласование с такими существительными определений в женском роде (Наша референт...) носит разговорный характер.

5. При подлежащем, выраженным сочетанием нарицательного и собственного имени, сказуемое согласуется с последним: «Референт Иванова помогла составить директору отчет».

6. При подлежащем, выраженном неизменяемой частью речи (наречием, союзом, частицей, междометием), сказуемое ставится в форме единственного числа, а в прошедшем времени – среднего рода: «Э-э-э» часто слышится в ответах интервьюируемых. «Зачем» звучало чаще всего в его вопросах.

7. При подлежащем, выраженном сложным существительным типа кресло-кровать, роман-газета, сказуемое согласуется со словом, обозначающим более широкое понятие: «В магазине продавалось кресло-кровать новой модели»; «Роман-газета распространялась через киоски».

8. При вопросительных, отрицательных и неопределенных мес­тоимениях типа кто (никто, некто) сказуемое ставится в форме един­ственного числа мужского рода, даже если речь идет о многих лицах или лице женского пола: «Кто из них (женщин) первым поднял вопрос о равноправии?»; «Некто в черной шляпе заглянул в кабинет».

При местоимении типа что (ничто, нечто) сказуемое в прошедшем времени ставится в форме единственного числа среднего рода, даже если речь идет о многих предметах или названии определенного рода (мужского или женского): «Что случилось? – Что-то (чашка или блюдце) упало с полки».

9. При подлежащем, выраженном сочетанием числительного с существительным в родительном падеже, сказуемое употребляется во множественном числе, если надо подчеркнуть активность каждого субъекта («В тренировке участвовали 22 футболиста»), и в единственном числе, если надо подчеркнуть нерасчлененность, цельность всех субъектов, безличность всего высказывания («В тренировке участвовало 22 футболиста»).

10. При подлежащем, в состав которого входят неопределенно-личные слова типа несколько, много, согласование сказуемого может быть по форме (т.е. с учетом конечного =о у них как у слов среднего рода) в единственном числе («Несколько человек не работало») и по смыслу (т.е. с учетом того, что такие слова обозначают множественность) во множественном числе («Несколько человек не работали»).

11. При подлежащем, выраженном сочетанием существительного или местоимения в именительном падеже с существительным или местоимением в творительном падеже, сказуемое всегда стоит во множественном числе: «Тренер со своим подопечным проводили на стадионе целые дни". Если сказуемое ставится в таких предложениях в единственном числе, это означает, что подлежащим является только существительное в именительном падеже, а существительное (или местоимение) в творительном падеже выступает в роли дополнения.

12. Во многих случаях возможна взаимозамена кратких и полных прилагательных в именной части составного сказуемого: «Ваше предложение заманчивое (заманчиво)». И все же краткая форма обычно более выразительна, экспрессивна, более свойственна книжным стилям речи, в то время как полные прилагательные более присущи разговорному стилю.

В определенных случаях имеются различия в употреблении кратких и полных форм прилагательных в сказуемом. Так, первая из них используется (с глаголом-связкой быть или без него): 1) когда прилагательное имеет распространитель: «Мальчик был болен гриппом»; нельзя сказать «Мальчик был больной гриппом»; 2) когда в качестве субъекта выступают местоимения это, все, все это, что: «Все это старо как мир»; «Я уже не знаю, что полезно и что вредно»; 3) когда при подлежащем имеются определения аналогичный, каждый, любой, подобный, такой: «Не всякий закон эффективен».

Полное прилагательное обязательно употребляется в сказуемом тогда, когда в предложении имеется глагол-связка. «Прошедшая презентация оказалась успешной»; «Книга представляется занимательной».

Различия между полными и краткими прилагательными могут быть стилистического характера; ср.: «Ты, Ира, ветреная» (смягченность окраски) и «Ты, Ира, ветрена» (категоричность оценки).

13. При характеристике субъекта действия употребляются конструкции что обладает чем и что имеет что. При этом первая употребляется при описании положительных свойств предмета или лица: «Многие артисты обладают чудесным даром перевоплощения».

14. При переходных глаголах, которые употреблены с отрицанием не, прямое дополнение может выражаться не только винительным падежом, но и родительным. В винительном падеже чаще употребляются существительные, обозначающие конкретные предметы (не вскрывайте письмо, не читайте телеграмму), а в родительном – существительные, обозначающие отвлеченные понятия (не обращайте внимания, не бойтесь угроз).

Однако в некоторых случаях употребляется только тот или другой падеж. Так, родительный падеж используется в случае: 1) если отрицание не усиливается при помощи отрицательных местоимений типа никакой, никто, ничто («При решении этого вопроса председательствующий не выдвинул никаких аргументов»); 2) если в роли сказуемого выступает глагол с частицей не, сочетающийся с отвлеченным существительным: «Собрание не приняло предложения председательствующего".

Только винительный падеж употребляется, если отрицание не стоит перед личной формой глагола, потом следует инфинитив и затем прямое дополнение: «Собрание не могло принять такое решение».

15. Если сказуемое выражено сочетанием личной формы глагола и инфинитива, отрицание не может стоять и перед личной формой, и перед инфинитивом. Однако от места отрицательной частицы не может зависеть общий смысл предложения. Ср.: «При исследовании Арктики не следует игнорировать опыт предшественников. – «При исследовании Арктики следует не игнорировать опыт предшественников». В первом предложении отрицается необходимость игнорировать опыт, а во втором – рекомендуется не игнорировать опыт.

16. Если подлежащее выражено собирательным существительным типа детвора, старье, обозначающим множество лиц или предметов как одно целое, сказуемое употребляется в единственном числе. «В платяном шкафу висело и валялось старье».

17. Следует различать в употреблении некоторые предлоги с пространственным значением, например около, у, рядом, с, вблизи, возле. Предлог около указывает на место, близко к которому что-то расположено или происходит, отвечает на вопросы где? около чего? около кого? и требует родительного падежа: около театра, около рассказчика. Предлог у указывает: 1) на место около чего-либо, но употребляется только с родительным падежом неодушевленных существительных, отвечая на вопрос где? – у (около) рассказчика; 2) на место, где кто-то живет, работает, учится, отвечая на вопросы где? у кого? – собираться у рассказчика. Предлог рядом с обозначает место в непосредственной близости от кого-чего-либо и отвечает на вопрос где? – рядом с рассказчиком. Конструкция рядом с кем-чем-либо используется, если говорится об однородных понятиях: человеке и человеке, предмете и предмете, сходных между собой по роду занятий, типу, размерам и т.п. «Рядом со слушателем сидел сам рассказчик»; «Автобусная станция находилась рядом с железнодорожной станцией». Предлоги вблизи, возле синонимичны предлогу около, отвечая на вопрос где? – вблизи, возле (около) театра, рассказчика.

18. Различие предлогов среди (посреди) и между состоит в том, что первый указывает на место в центре какого-либо пространства, на нахождение в числе других аналогичных предметов и требует после себя родительного падежа: среди (посреди) поляны, среди, людей. Предлог между указывает положение предмета посреди чего-либо и требует творительного падежа: между палатками, между людьми.

19. В научном стиле при обозначении места и направления движения используются следующие предложно-именные словосочетания: двигаться, перемещаться в направлении Марса, по направлению к Венере, относительно Земли, по отношению к Земле.

20. Следует различать в употреблении некоторые предлоги с причинным значением.

Различие предлогов благодаря + дательный падеж и из-за + родительный падеж заключается в том, что первый используется для обозначения причины, положительно влияющей на что-либо («Благодаря помощи населения последствия, аварии были быстро ликвидированы»), а второй – для указания причины, отрицательно влияющей на что-либо («Из-за отсутствия помощи населения, последствия аварии не могли быть ликвидированы быстро»).

Предлоги из + родительный падеж и по + дательный падеж обычно и отличаются тем, что первый используется при указании на причину, которая поддается контролю, а второй – при его отсутствии; ср. поступил так из неосторожности – по неосторожности.

Предлоги из + родительный падеж и от + родительный падеж отличаются, как правило, тем, что первый используется при глаго­лах, обозначающих статическое состояние (хранил молчание из стра­ха), а второй – при глаголах, обозначающих изменение состояния действующего лица (убежал со страху).

Различие предлогов по и из-за состоит в том, что предлог по обо­значает причину, которая связана с поведением, действием кого-либо, а предлог из-за – причину, не связанную с этим. Ср. «По рассе­янности я забыл взять студенческий билет» и «Из-за отсутствия комплектующих многие станки не работали». В отличие от них предлог за употребляется после глаголов, обозначающих отношение к кому-, чему-либо, для указания на причину того или иного отношения: «Сотрудники уважалируководителя за справедливость».

Предлоги вследствие, в результате, в связи с, а также предложные сочетания под действием, (воздействием), под влияниям носят книжный характер: «Вследствие неплатежей финансовое положение многих предприятии ухудшилось»; «В связи с финансовым кризисом правительство прибегло к внешним займам».

21. Необходимо различать некоторые предлоги, выражающие условие. Так, предлог при употребляется с существительными наличие или отсутствие: «При наличии – отсутствии серьезных аргументов пред­ложенный тезис трудно доказать». Предлог в случае употребляется с существительными, называющими неожиданное действие: «В случае дорожного происшествия вызовите машину технической помощи». Предлог в зависимости употребляется с существительными, называю­щими какой-либо обусловливающий фактор: «В зависимости от погоды урожай будет собран или не собран вовремя». Предлог с используется с отглагольными существительными: «С усилением мороза в доме становилось прохладнее». Кроме того, следует иметь в виду, что предлог при обозначает условие с временным оттенком: «При усилении мороза в доме становилось прохладнее».

22. Имеются различия и при употреблении целевых предлогов. В нейтральной речи употребляются предлоги для, за: «Для реализа­ции программы необходимы соответствующие ресурсы»; «Зайди в библиотеку за книгами». Последний предлог используется только после глаголов движения (ходить, сбегать и т.п.).

В книжной речи употребляются предлоги в целях и с целью. Первый сочетается только с отглагольными существительными (в целях реализации, уточнения), а второй – с отглагольными существительными (с целью реализации, уточнения) и с инфинитивом (с целью реализовать, уточнить).

23. Предлоги от, у и из в сочетании с родительным падежом суще­ствительных обозначают источник информации. Предлог от упо­требляется для обозначения активного отношения действующего лица к источнику информации (узнать от отца), предлог у – при пассивном (узнать у отца), а предлог из – при неодушевленных существительных (узнать из беседы с отцом).

24. Предлоги о + предложный падеж, относительно + родительный падеж, про + винительный падеж имеют объектное значение, т.е. указывают на объект речи или мысли. Однако первый из них носит нейтральный характер, второй – книжный, третий – разговорный: «В прессе неоднократно высказывались соображения о роли (относитель­но роли) России в современной Европе»; «Мы наслышались в детстве сказок про волшебников».

25. Предлог на + винительный падеж (на что?) или предложный (на чём?) употребляется при указании на транспорт как средство передвижения: «Туристы сели на автобус и добрались на нем почти до конечного пункта». Однако если указывается не на вид транспорта, а только направление внутрь чего-либо или местонахождение внутри чего-либо, употребляется по общему правилу предлог в + соответственно винительный падеж (во что?) и предложный (в чем?): «Туристы сели в автобус, а в автобусе им был не страшен ни дождь, ни ветер».

26. Для обозначения орудия (инструмента) действия употребляется обычно существительное в творительном падеже либо конструкции при помощи и с помощью + родительный падеж существительного. Существительное в творительном падеже без предлога используется, если какой-либо инструмент непосредственно производит физическое действие: «Дрова пилят пилой, а колют топором». Если инструмент не производит указываемого действия, а только способствует его осуществлению, то название этого инструмента употребляется в родительном падеже с конструкциями при помощи или с помощью: «При помощи (с помощью) фотоаэросъемки была уточнена карта местности».

В ряде случаев речь идет об использовании приборов, механизмов, машин; их названия могут употребляться во всех указанных формах: «Давление в газовой или жидкой среде измеряют манометром» (при помощи – с помощью манометра).

27. Отличаются конструкция с предлогом с + творительный падеж и конструкция с творительным падежом без предлога. Первая может обозначать действие, сопровождающее другое действие: «С принятием поправок оппозиции не осталось оснований заблокировать закон в Думе». Вторая конструкция обозначает действие, с помощью которого осуществляется основное действие: «Принятием поправок оппозиции было снято последнее препятствие к принятию закона в Думе».

28. При изменении прямого порядка слов чаще всего переносится составное сказуемое в начало предложения. Этим достигается и перенос логического ударения на сказуемое: «Чудесна, проникновенна была эта песня гор». Стилистический эффект достигается говорящим и при употреблении определений после определяемого слова: «Эта встреча чудесная до сих пор хранится в моей памяти». Журналисты используют в стилистических целях постановку существительного в родительном падеже перед господствующим существительным, чтобы привлечь внимание к заголовку: «Цветов цветенье»; «Звезд движенье».

29. Определенно-личные предложения со сказуемым-глаголом 1-го или 2-го лица распространены в разговорной речи: «Идупо знакомой тропинке»; «Что имеем, нe храним, потерявши, плачем». Подлежащее в таких предложениях в виде местоимения я, мы и т.д. может употребляться в строго ограниченных случаях, например, при противопоставлении двух лиц: «Ты все время возражаешь, а онаподдакивает. Кого слушать?»

В сложном предложении:

1. Изъяснительное придаточное предложение может присоединяться к главному при помощи союзов что, будто (как будто), чтобы и ли. Союз что используется при сообщении о достоверном факте («Передавали, чтозавтра будет солнечно»), будто – при недостоверном («Передавали, будто (как будто) завтра будет солнечно»), чтобы – при волеизъявлении («Передавали, чтобы были приняты меры от засухи»), ли – при выражении вопроса, неуверенности («Скажите, будут ли передавать прогноз погоды").

2. При передаче информации в форме косвенной речи изменяется лицо местоимения и глагола. События при этом рассматриваются с точки зрения говорящего. Ср.:

 

Я сказал   Я сказал, что (я) приду поздно.
Ты сказал «Я приду поздно» Ты сказал, что (ты) придешь поздно.
Он сказал   Он сказал, что (он) придет поздно.

Как видно, в главном и придаточном предложении говорится об одном и том же действующем лице, в придаточном его можно не называть.

3. Существуют некоторые смысловые различия в употреблении союзов перед тем как и прежде чем в придаточных предложениях времени. Первый употребляется, когда действие главного и придаточного предложений весьма близки по времени и тесно связаны между собой: «Перед тем как идти на экзамены, повторите хотя бы лекционный материал». Союз прежде чем употребляется при желании обратить внимание, что действие придаточного предложения непосредственно обусловлено действием главного: «Прежде чем идти на экзамены, повторите лекционный материл».

4. Многие союзы, используемые для обозначения причины, имеют дополнительный смысловой оттенок. Так, союз благодаря тому что указывает чаще всего на причину, способствующую совершению какого-либо действия: «Благодаря тому, что пострадавшим была оказана своевременная помощь, никто из них не был госпитализирован». Союз из-за того что указывает на причину, мешающую совершению действия: «Из-за того, что пострадавшим не была оказана своевременная помощь, некоторые из них были госпитализированы». Союзы ибо, поскольку указывают на обоснование причины: «Поскольку пострадавшим была оказана своевременная помощь, никто из них не был госпитализирован»; «Никто из пострадавших не был госпитализирован, ибо им была оказана своевременная помощь».

5. Если надо выделить причину или цель, первая часть составного союза остается в главном предложении, а вторая часть переносится в придаточное. Ср.: «Большинство депутатов Госдумы не проголосовало за предложенный законопроект, потому что посчитало его противоречащим Конституции». – «Большинство депутатов Госдумы не проголосовало за предложенный законопроект потому, что посчитало его противоречащим Конституции. Законопроект был направлен в согласительную комиссию, для того чтобы устранить в нем противоречащие Конституции статьи. – «Законопроект был направлен в согласительную комиссию для того, чтобы устранить в нем противоречащие Конституции статьи».

6. Смысловые различия существуют между союзами и союзными словами, употребляемыми в придаточных предложениях образа действия, меры и степени. Так, сложные предложения, части которых соединяются соотносительными парами слов столько – что, столько – сколько содержат указание на меру действия, имеют оттенок количе­ства: «Эксперименты по проверке полученных данных ставили столько раз, что развеялись сомнения в их достоверности». - «Эксперименты по проверке полученных данных ставили столько раз, скольконадо для полной убедительности».

Союз чтобы привносит оттенок желательности, необходимости:

«Поставьте эксперименты так, чтобыбыло убедительно».

Союз будто привносит оттенок сравнения: «Поставьте эксперименты по проверке полученных данных так, будто впервые столкнулись с этой проблемой».

7. Для выражения условия с противительным оттенком (уступки) в сложноподчиненном предложении употребляются союзы хотя; несмотря на то, что; между тем как; в то время, как; независимо от того, что. Все упомянутые союзы, кроме нейтрального хотя, более употребительны в книжной речи: «Несмотря на то, что показатели роста производства были благоприятными, в целом его уровень не достиг планируемого. Обычно слово «раствор» применяют к жидкостям, в то время как (тогда как) существуют и твердые растворы».

Для разговорной речи более свойственен только союз пусть (пускай), имеющий большую выразительность: «Пусть (пускай) будут всякие разговоры, но ты должен пригласить эту девушку на праздник».

8. Для обозначения в придаточном предложении следствия используются, кроме других, союзы благодаря чему и из-за чего. Первый употребляется для указания на последствие благоприятной причины, а второй – неблагоприятной. Ср.: «Дебаты в Думе прошли плодотворно, благодарячему законопроект был принят почти единогласно» и «Дебаты в Думе прошли в острой полемике, из-за чего принятие законопроекта было затруднено».

Сложные предложения с придаточным следствия, присоединяемые к главному при помощи союзов вследствие чего, отчего, свойственны книжной речи: «Установленная закономерность была подвергнута сомнению со стороны многих ученых, вследствие чего (отчего) понадобились многие годы упорного труда для ее утверждения в науке».

9. Союзы как и будто, употребляемые в придаточных предложениях сравнения, отличаются тем, что первый указывает на сравнение как на реальный факт, а второй – как на недостоверный, условный. Ср.: «Все лето лил дождь, какэто бывает только осенью»; «Все лето лил дождь, будто (как будто, словно) небо опрокинулось на землю».

10. При чтении лекций, при эмоциональной передаче информации как ораторский прием используется риторический вопрос с целью привлечения внимания к предмету речи: «На сегодняшней лекции у нас пойдет разговор о языке и речи, их функциях и особенностях. Но что такое язык и речь, чем они отличаются?» В некоторых случаях риторический вопрос синонимичен повествовательному предложению, которое содержит утвердительную информацию: «Кто и почему мог отказаться от такого выгодного предложения?» (т.е. никто и при любых обстоятельствах не мог отказаться от такого предложения.)

11. Как особый стилистический прием используется присоединение, т.е. такой тип связи между членами предложения или предложениями, при которой второй компонент является по отношению к первому добавочным суждением, уточнением, пояснением или развитием ранее высказанной мысли: «Из окна доносились уличные шумы: визг трамвая, автомобильные гудки. И еще невыносимый грохот мчащихся грузовиков"; «Перед Белым домом в Москве заявляли о своих требованиях шахтеры. И присоединившиеся к ним работники бюджетной сферы".

Присоединение позволяет дать большую информацию при экономии речевых средств. Особенно часто присоединение используется в разговорной речи. Это связано с импульсивным течением мысли, когда возникает потребность в большем уточнении сказанного ранее, в дополнении информации.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.