– Вы не думайте, что я всегда так плохо выгляжу, я просто приболел.
Задача 2.
Подчиненный – руководителю:
– Василий Николаевич, можно я закончу эту работу завтра? Я простудился и очень плохо себя чувствую.
Задача 3.
Подчиненный – руководителю:
– Я – человек военный: командир сказал – я сделал.
Задача 4.
Подчиненный – руководителю:
– Я думаю, вы оценили выгоду от проекта, который я предложил, и я смогу это увидеть при получении заработной платы.
Задача 5.
Руководитель - подчиненному:
– Я имею большой профессиональный опыт в этой сфере, и поэтому считаю принятое решение единственно верным в создавшейся ситуации.
Интерактивная сторона общения.
Интеракция в переводе с английского означает взаимодействие или междудействие. Наблюдения показывают, что время от времени в процессе общения люди могут изменять свое поведение: позы, голос, точки зрения, разговорный словарь. У каждого человека есть свой набор поведенческих схем, соотносящихся с различными состояниями его сознания и психического состояния.
Наблюдение за этими различиями и изменениями привели американского психотерапевта Э. Берна к мысли о существовании различных состояний человеческого Я (Эго-состояние). Состояние Я – это система чувств, набор согласованных поведенческих схем. Психологическая реальность: родительское (Р), взрослое (В) и детское (Д).
В каждой конкретной ситуации межличностного общения человек по-разному проявляет себя в отношении к партнеру:
в позиции Дитя– подчиненно, неуверенно, неуклюже, игриво, творчески, спонтанно, радостно;
в позиции Взрослого – корректно, внимательно, сдержанно, разумно;
в позиции Родителя– надменно, самоуверенно, агрессивно.
В жизни человек достаточно гибко переходит из одного состояния в другое – в зависимости от ситуации. Если же гибкость нарушена и какое-то одно состояние Я начинает доминировать над другими, то это может приводить к неадекватному поведению человека.
Свою концепцию Э. Берн назвал трансактным анализом, так как основным понятием в ней является трансакт (междудействие). Трансактом называется любое словесное или бессловесное (невербальное) общение как минимум двух людей, которое состоит из раздражения, называемого стимулом, и реакции между двумя определенными эгосостояниями.
Не рассматривая подробно схемы трансактного анализа, перечислим основные правила коммуникации, основанные на этих взаимодействиях людей: параллельные трансакты могут продолжаться бесконечно; после перекрестной трансакции коммуникация временно разрушается; скрытые трансакты образуются на скрытых уровнях и определяют психологический подтекст коммуникации.
Упрощая схему трансактного анализа, можно составить следующую таблицу эффективных и неэффективных взаимодействий. Эффективными будем называть взаимодействия, которые хотя бы не ведут к конфликту.
Взаимодействие между людьми в процессе общения
Эффективное общение
Неэффективное общение
Р---Д
Р---Р
В---В
Р---В
Д---Д
В---Д
В этой таблице отсутствуют обозначения собственно трансактных стимулов и реакций, а зафиксированы просто как бы эго состояния собеседников. Конечно, надо помнить, что в каждый момент времени эго-состояния могут измениться, а значит, изменится и атмосфера общения: станет либо более напряженной, либо, наоборот, более открытой.
Практическое задание.Определите эго-состояние подчиненного и руководителя.
Эффективным или неэффективным будет общение?
Задача № 1.
Руководитель:
– Вы всегда должны спрашивать, кто звонит по телефону и по какому вопросу. Почему Вы этого не делаете?
Подчиненный:
– А что я могу сделать, если они не представляются?! Я же не могу у каждого выпытывать…
Задача №2.
Руководитель:
– Сколько можно говорить, чтобы Вы спрашивали разрешение на использование множительной техники?!
Подчиненный:
– В следующий раз обязательно спрошу.
Задача №3.
Подчиненный:
– Я не могу сделать работу, которую вы мне поручили. Объясните, пожалуйста, еще раз.
Руководитель:
– С чего Вы думаете начать?
Задача № 4.
Руководитель:
– Сколько можно говорить, что опоздание – это нарушение трудовой дисциплины. Вы не должны опаздывать.
Подчиненный:
– А вы тогда должны обеспечить меня транспортом или заставить общественный не опаздывать.
Задача №5.
Коллега А:
– Кто опять взял мою папку с отчетом!? Невозможно работать!
Коллега Б:
– Да нужна кому-то эта папка! Сами куда-то положили, а теперь кричите.
Таким образом, процесс общения регулируется сложной комбинацией механизмов, состояний и правил, которые необходимо учитывать для достижении целей общения.