Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Практическое задание. Определите механизм восприятия в процессе общения



Задача 1.

Подчиненный – руководителю:

– Вы не думайте, что я всегда так плохо выгляжу, я просто приболел.

Задача 2.

Подчиненный – руководителю:

– Василий Николаевич, можно я закончу эту работу завтра? Я простудился и очень плохо себя чувствую.

Задача 3.

Подчиненный – руководителю:

– Я – человек военный: командир сказал – я сделал.

Задача 4.

Подчиненный – руководителю:

– Я думаю, вы оценили выгоду от проекта, который я предложил, и я смогу это увидеть при получении заработной платы.

Задача 5.

Руководитель - подчиненному:

– Я имею большой профессиональный опыт в этой сфере, и поэтому считаю принятое решение единственно верным в создавшейся ситуации.

Интерактивная сторона общения.

Интеракция в переводе с анг­лийского означает взаимодействие или междудействие. Наблюде­ния показывают, что время от времени в процессе общения люди могут изменять свое поведение: позы, голос, точки зрения, разго­ворный словарь. У каждого человека есть свой набор поведенчес­ких схем, соотносящихся с различными состояниями его сознания и психического состояния.

Наблюдение за этими различиями и изменениями привели аме­риканского психотерапевта Э. Берна к мысли о существовании раз­личных состояний человеческого Я (Эго-состояние). Состояние Я – это система чувств, набор согласованных поведенческих схем. Психологическая реальность: родительское (Р), взрослое (В) и детское (Д).

В каждой конкретной ситуации межличностного общения че­ловек по-разному проявляет себя в отношении к партнеру:

в пози­ции Дитя– подчиненно, неуверенно, неуклюже, игриво, творчес­ки, спонтанно, радостно;

в позиции Взрослого – корректно, вни­мательно, сдержанно, разумно;

в позиции Родителя– надменно, самоуверенно, агрессивно.

В жизни человек достаточно гибко пе­реходит из одного состояния в другое – в зависимости от ситуа­ции. Если же гибкость нарушена и какое-то одно состояние Я на­чинает доминировать над другими, то это может приводить к не­адекватному поведению человека.

Свою концепцию Э. Берн назвал трансактным анализом, так как основным понятием в ней является трансакт (междудействие). Трансактом называется любое словесное или бессловесное (невер­бальное) общение как минимум двух людей, которое состоит из раз­дражения, называемого стимулом, и реакции между двумя опреде­ленными эгосостояниями.

Не рассматривая подробно схемы трансактного анализа, пе­речислим основные правила коммуникации, основанные на этих взаимодействиях людей: параллельные трансакты могут продол­жаться бесконечно; после перекрестной трансакции коммуника­ция временно разрушается; скрытые трансакты образуются на скрытых уровнях и определяют психологический подтекст ком­муникации.

Упрощая схему трансактного анализа, можно составить следую­щую таблицу эффективных и неэффективных взаимодействий. Эф­фективными будем называть взаимодействия, которые хотя бы не ведут к конфликту.

Взаимодействие между людьми в процессе общения  
Эффективное общение Неэффективное общение
Р---Д Р---Р
В---В Р---В
Д---Д В---Д

 

В этой таблице отсутствуют обозначения собственно трансактных стимулов и реакций, а зафиксированы просто как бы эго состояния собеседников. Конечно, надо помнить, что в каждый момент времени эго-состояния могут измениться, а значит, изменится и ат­мосфера общения: станет либо более напряженной, либо, наоборот, более открытой.

Практическое задание.Определите эго-состояние подчиненного и руководителя.

Эффективным или неэффективным будет общение?

Задача № 1.

Руководитель:

– Вы всегда должны спрашивать, кто звонит по телефону и по какому вопросу. Почему Вы этого не делаете?

Подчиненный:

– А что я могу сделать, если они не представляются?! Я же не могу у каждого выпытывать…

Задача №2.

Руководитель:

– Сколько можно говорить, чтобы Вы спрашивали разрешение на использование множительной техники?!

Подчиненный:

– В следующий раз обязательно спрошу.

Задача №3.

Подчиненный:

– Я не могу сделать работу, которую вы мне поручили. Объясните, пожалуйста, еще раз.

Руководитель:

– С чего Вы думаете начать?

Задача № 4.

Руководитель:

– Сколько можно говорить, что опоздание – это нарушение трудовой дисциплины. Вы не должны опаздывать.

Подчиненный:

– А вы тогда должны обеспечить меня транспортом или заставить общественный не опаздывать.

Задача №5.

Коллега А:

– Кто опять взял мою папку с отчетом!? Невозможно работать!

Коллега Б:

– Да нужна кому-то эта папка! Сами куда-то положили, а теперь кричите.

Таким образом, процесс общения регулируется сложной комбинацией механизмов, состояний и правил, которые необходимо учитывать для достижении целей общения.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.